- «Тембр трубы – благородный и блестящий; он также хорош в воинственных образах, в крике ярости и мщенья, как и в торжественных гимнах;
- он способен выражать все сильное, гордое, величественное,
- ему доступна большая часть трагических оттенков»
Гектор Берлиоз
Инструмент альтово-сопранового регистра, самый высокий по звучанию среди медных духовых. Труба представляет собой длинную трубку, которая изгибается исключительно для компактности. Она слегка сужается у мундштука, расширяется у раструба, а на остальных участках имеет цилиндрическую форму. Именно такая форма трубки придаёт трубе её яркий тембр. При изготовлении трубы важен предельно точный расчёт как длины самой трубки, так и степени расширения раструба — это кардинальным образом влияет на строй инструмента
Нижний регистр звучит несколько мрачно и зловеще. Но чем выше, тем сильнее, светлее и ярче. Средний регистр трубы в piano — мягкий, светлый, в forte — твердый, воинственный. Высокий регистр в forte — яркий, блестящий, в piano — серебристый.
Основным принципом игры на трубе является получение гармонических созвуков путём смены положения губ и изменение длины столба воздуха в инструменте, достигаемое с помощью механизма вентилей.
Три вентиля трубы понижают строй соответственно на тон, полтона и полтора тона. Одновременное нажатие двух или трёх вентилей даёт возможность понизить строй инструмента на три тона.
Таким образом, получается хроматический звукоряд.
В связи с отсутствием в оркестровой практике звуков, превышающих десятую гармонику, игра на трубе сопряжена с меньшими техническими трудностями, чем на валторне. Труба — самый подвижный инструмент медной духовой группы.
Отличаясь большой технической подвижностью, труба блестяще выполняет диатонические и хроматические пассажи, простые и ломаные арпеджио. Стаккатная техника на трубе блестящая и стремительная (за исключением самых крайних регистров).
Одинарное, двойное и тройное стаккато получаются с предельной отчётливостью.
Расход дыхания на трубе сравнительно небольшой, поэтому на ней возможно исполнение широких, яркого тембра и большой протяжённости мелодических фраз в legato, а также блестящих воинственных фанфар.
Сурдина на трубе применяется достаточно часто, при необходимости изменить силу звука (чашечная сурдина-грибок, букет, планжеры и шляпки) или чаще тембр (обычная груша). Сурдина для классической трубы (груша) — грушеобразная болванка из никеля, вставляющаяся в раструб.
Forte звучит резко и гротескно благодаря звенящему призвуку, создаваемому дрожанием стенки трубы, где сурдина почти перекрывает выход воздуха (сходный прием на валторне застопоривание), а рiano с такой сурдиной даёт эффект звучания в отдалении, при этом сохраняется типичная трескучесть звука.
Засурдиненные трубы в пиано очень близки гобоям и засурдиненным скрипкам
Наиболее распространенным типом трубы является труба in B, звучащая на тон ниже, чем написаны её ноты. Нередко также используется труба in C, обладающая более ярким, открытым звуком, чем труба in B.
До появления механизма вентилей и некоторое время после этого существовали трубы буквально во всех возможных строях: in D, in Es, in E, in F, in G и in A, каждая из которых предназначалась для облегчения исполнения музыки в определённой тональности.
В наше время музыка во всех тональностях исполняется или на трубе in B, или на трубе in C.
Другие разновидности трубы:
Альтовая труба in G или in F, звучащая на чистую кварту или квинту ниже написанных нот и предназначающаяся для исполнения звуков в низком регистре.
Басовая труба in B, звучащая на октаву ниже обычной трубы и на большую нону ниже написанных нот. Вышла из употребления ко второй половине XX века, в настоящее время её партию исполняют на тромбоне — инструменте, схожем с ней по регистру, тембру и строению.
Труба-пикколо (малая труба). Разновидность, сконструированная в конце XIX века, в настоящее время переживает новый подъём в связи с возродившимся интересом к старинной музыке. Используется в строе in B и имеет возможность перестройки в строй ля (in A) для диезных тональностей
Труба — один из древнейших музыкальных инструментов. Упоминания о самых старых инструментах подобного типа датируются приблизительно 3600 лет до н. э. Трубы существовали во многих цивилизациях — в Древнем Египте, Древней Греции, Древнем Китае и др., и использовались как сигнальные инструменты. Такую роль труба играла в течение многих столетий, вплоть до XVII века.
В Средневековье трубачи были обязательными членами войска, только они могли с помощью сигнала быстро передать приказ командующего другим частям армии, находившимся на расстоянии. Искусство игры на трубе считалось «элитным», ему обучали только особо отобранных людей.
В мирное время трубы звучали на праздничных шествиях, рыцарских турнирах, в крупных городах существовала должность «башенных» трубачей, которые извещали о прибытии высокопоставленной персоны, смене времени суток (таким образом, выполняя роль своеобразных часов), приближении к городу вражеского войска и других событиях.
На рубеже Средневековья и Возрождения благодаря совершенствованию технологии изготовления труб интерес к этим инструментам значительно возрос. В эпоху барокко композиторы начинают включать партии труб в оркестр.
Появляются виртуозные исполнители, обладавшие искусством «кларино» (исполнение диатонического звукоряда в верхнем регистре трубы с помощью передувания). Период барокко можно с полным правом назвать «золотым веком натуральной трубы».
В эпоху классицизма натуральные трубы уходят на второй план, употребляются лишь в tutti для исполнения педалей и фанфар.
Домашнее задание:
1. Посмотрите фильм о «золотой трубе России» — Тимофее Докшицере
2. В каком строе использована труба в данном фрагменте?
- 3. Сыграйте на фортепиано партии трубы
- 4. Запишите партитурой унисон кларнета in B, трубы in B и скрипок
5. Заполните и сыграйте:
- Таблица медных духовых симф. орк
- Тест 3 медные симф орк
- Викторина 4 мед дух
Профессия — трубач. Инструмент
→ 1 часть После знакомства с особенностями нашей работы настало время поговорить о самом главном – об инструменте. Как ни странно, но многие люди думают, что труба – это общее название духовых. К ним относят и саксофон, и тромбон, и что только не относят.
Под катом я хочу внести ясность в техническую часть нашей работы, и познакомить вас с различными предметами, которые здорово облегчают жизнь музыканту. Моя труба. Фирма Shilke, модель B5. Произвдство Чикаго. Полупрофессиональная. Устройство Это натуральная труба. На ней можно хорошо рассмотреть основной корпус без машинки Источник: muswiki.ru/instruments/Natural_trumpet Изготавливается из металла или реже из пластика, который резонирует на определенной частоте. Общепринятым стандартом для трубы является звук си бемоль малой октавы. Именно поэтому инструмент называется “труба В” или “sib”. Существуют также и другие виды: C, Es, D, G, F и пр, но они используются намного реже. Натуральный обертоновый ряд трубы sib. 1-ый обертон “мертвый” — он почти не играется. В основном используется диапазон от 2 до 8-9. И да, у меня есть хроматизмы. Это 11 — 12 обертон и выше.
Система для хроматизации инструмента
Назовем это так, объясню почему. Как представлено выше, на натуральном инструменте можно извлечь сильно ограничеснное число звуков. Чтобы преодолеть эту проблему, было разработано несколько механизмов. С их помощью можно удлинить основной столб воздуха, понизив частоту колебаний. Это дает нам последовательность обертонов от другого звука.
Удлинив в достаточной степени инструмент, и создав возможность комбинировать различные варианты, мы получаем полностью хроматический инструмент. Есть 3 основных системы: 1. Клапанная или пистонная. Как на моей трубе. Механика напоминает поршень и цилинд.
В ненажатом состоянии отверстия в пистоне обеспечивают прямой ток воздуха, а при нажатии заворачивают его в дополнительную трубку. 2. Роторная. К ним относятся: валторна, туба, баритон, роторные трубы. Концепт похож на клапанный, но здесь вместо хода “вниз — вверх” ротор поворачивается по оси. Это обеспечивает меньший ход и меньший размер системы. Но в скорости она проигрывает клапанному, видать за счет нескольких передаточных элементов и большего трения. Также обычно роторная система использует не 3, а 4 или более трубок, что связанно с особенностью строения инструментов и рабочим диапозоном. Источник:https://www.codamusic.ru/category.aspx?category=7130 3. Кулисная. Тромбон, кулисные трубы. Здесь используются две трубки, одна внутри другой. Выдвигая внешнюю, мы увеличиваем общую длину столба воздуха => звук понижается. Скорость у данного вида самая низкая, имеются сложности с точными переходами от звука к звуку, так как выдвигается все на глаз и слух. Но можно делать крутые подъезды и глиссандо. Конструкция очень простая, которая окончательно сформировалась уже во времена барокко. Источник: totalbrass.de/index.php/tst-171-slide-trumpet-soprano-trombone.html Были еще клапанные инструменты, с такой же системой, как у деревянных духовых, но они не прижились.
Мундштук
Для игры на улице используется пластиковый мундштук, если он есть конечно. Звук так себе, но зато губы не примерзают
Выполняет функцию звукоснимателя. Принимает в себя колебания, фокусирует и перенаправляет их в основной резонатор. Устройство это очень индивидуально. Нет, не так. Очень индивидуально. Это обуславливается тем, что губы у каждого человека разные, и исполнитель ищет себе то, что устраивает его по удобству и звуку.
Основные параметры – это глубина чашки и внутренний диаметр, шаг которого может составлять 0.05 мм. И что интересно, эту незначительную разницу можно почувствовать. К выбору мундштука музыканты подходят очень щепитильно. Почти никогда не берут “вслепую”, обязательно попробуют. Причем желательно именно тот, который покупают. Если в Европейской части России с этим полегче, то у нас появление нового мундштука является целым событием. Обязательно все знакомые музыканты у тебя выпросят его поиграть, пообсуждают характеристики, звук. Кто то захочет себе такой же, кто то купит твой старый. Такая маленькая встряска и перестановка в спокойной жизни музыкантов.
Источник звука
У гитары колеблются струны, у дерева трость, а у нас колеблются сами губы. Это называется баззинг.
Инструкция по звукоизвлечению: говорите слог “эмь”. Делаете вдох носом.
Выдыхаете в центр сомкнутых губ, почти как при свисте. Усиливаете поток воздуха до тех пор, пока губы не начнут вибрировать.
Если не получается, то или губы сильно сжаты, или поток воздуха недостаточный.
Способов объяснения масса. Каждый из нас художник, видит и чувствует по своему, поэтому не удивлюсь, если некоторые из вас слышали другие инструкции.
Ради веселья мы вставляли в мундштук тубы (баса) гобойную трость и свистульку из игрушки. Звуки получались просто фееричными! Огромый низкий инструмент визжал как девчонка переливается обертонами, заходя в низкие глубины и улетал наверх к границе с ультразвуком!
Про губы еще можно добавить, что они устают. Это мышцы, которые выполняют крайне непривычную нагрузку – сдерживают вырывающийся поток воздуха. И чем больше и сильнее этот поток, тем быстрее они выдыхаются. Существуют множество комлексов упражнений, направленных на то, чтобы укрепить губной аппарат, развить его гибкость, силу и выносливоть. Конкретно об этом я еще буду вести речь в части про обучение. Полезные мелочи В музыкальной школе я мало был знаком с тем, что за инструментом нужно ухаживать. И приехав в город, удивился многообразию различных предметов, которые позволяют улучшить и сохранить технические характеристики твоего инструмента.
Масло для пистонов
Барахла много не бывает Как я говорил ранее, пистон напоминает поршень и цилиндр. Для того, чтобы регулярно не вытаскивать металическую стружку из клапана, разработана линейка масел. Они такие же, как и для автомобиля, только очень сильно очищены и избавлены от запахов. Я пользуюсь 2-мя типами синтетических масел американской фирмы. Одно для регулярной смазки, а второе для концерта. Последнее обеспечивает высокую скорость, но очень быстро вымывается.
Густое масло для крон
Кроны служат для регулировки строя, как колки на гитаре. Основной крон смазывается густым маслом, чтобы долго не высыхал и не выпадывал на репетиции, как у некоторых товарищей. А подстроечные, мелкие кроны, которые отходят от пистонов, смазываются жиже, чтобы можно было легко двигать во время игры. Я использую густое красное масло, которым в оригинале смазывается пробка у мундштука деревянных духовых. Но как ни странно, ни кларнетисты, ни саксофонисты не оценили его, а вот все медники просто влюбились в эту красную липкую субстанцию. Да, эта избитая жизнью банка по центру и есть спасительная смазка. Оригинальная коробочка лопнула, пришлось перелить.
Щетки
У меня их целый набор под разные нужды: для мундштука, для пистонов, для самой трубы. Они нужны для того, чтобы убирать со внутренних стенок инструмента различные отложения. Отложения завтрака, например. Брр, неприятное зрелище, все это вычищать. Особенно для постороннего человека.
Вообще ранее существовал, да и сейчас существует, целый культ того, что инструмент можно “раздуть”. Делается это так: Берешь новую трубу. Она якобы “нераздутая”, звучит плохо. Занимаешься на ней. И через месяц или два ее свойства волшебным образом меняются.
Там нарастает слой отложений, по которым воздух нарезает канал, придавая тебе твой уникальный тембр. И ни в коем случае дудку нельзя чистить. Еще есть адепты, которые пытаются меня убедить, что воздух нарезает резьбу по металлу. Посмеялся тогда от души.
Не спорю, может и существует в промышленности подобная технология, но человеческим легким она не подвластна.
Если разобрать этот процесс с физической и психологической стороны, то понятно, что человек просто привыкает к инструменту, познает его акустику. А вся слизь на стенках только мешает и гасит колебания. Кстати, а “задуть” инструмент можно. Если его долго не чистить, то внутри все забивается, перекрывает канал, и труба перестает играть. Легко лечится теплой мыльной ванной, струей душа и щеткой.
Из цикла “Как я мог раньше без этого жить?”
Подставка для трубы В разобранном виде этот предмет вызывает больше вопросов. Для оркестровой репетиции с бесчисленными паузами вещь просто незаменимая. Так приходилось все часы в руке держать.
В театре был случай, когда один из моих коллег, будучи уже в возрасте, от длинных пауз засыпал. Поставит трубу на подставку, посидит, подождет и потихоньку под классическую музыку погружается в царство Морфея.
Но как только сквозь сон он слышит мотив, который предвещает его вступление, во мгновение ока глаза распахиваются, рука отточеным движением срывает инструмент с подставки, и подносит его к губам! Все это занимает доли секунды.
Дальше ситуация разворачивалась двумя путями: или мы быстро показываем где играем, или же так же молниеносно одергиваем коллегу от фальшстарта.
Держатель для карандаша
Невероятно удобное приспособление для хранения карандаша на самом инструменте. Всегда под рукой.
Спаситель по имени “Съ”
Бывают такие ситуации, что ты сидишь в классе, твоя труба лежит рядом. Все как обычно. Ты хочешь позаниматься, тянешься рукой и … Неловкое движение, и твой инструмент за десятки, а то и за сотни тысяч летит на пол. Время замирает…
Перед твоими глазами проносятся все сыгранные произведения, все пятнышки которые ты оттер, и все то время, которое вы провели вместе. Твоя рука несется вслед, пытаясь ухватить падающее творение, но пальцы пронзают пустоту.
Твой друг, видя это, кричит и в прыжке пытается спасти от неминуемого. Но уже поздно… Глухой удар. За ним еще один более звонкий. Ты с замиранием сердца и дрожью в руках поднимаешь трубу, осматриваешь ее. Повезло. Удар пришелся на мундштук и на жесткое кольцо раструба.
Ничего не помялось. Все действительно в порядке.
Проблема вскроется чуть позже. Сам мундштук и трубка, куда он вставляется, изготавливают из сплавов меди. Чтобы он держался, используется сила трения конусообразного соединения. И если удар пришелся по мундштуку, направленный вглубь трубы, то, как вы уже догадываетесь, просто так его теперь не вытащить. Можно попробовать выбить чем нибудь деревянным, но есть более гуманный способ.
Та-дам! Съемник для мундштука
Спаситель, которому в такие моменты хочется возносить оды. Да, это самый обычный съемник для конусных соединений.
I. Акустические особенности медных духовых инструментов
- Запись медных духовых инструментов в академической музыке
- (На примере Трубы, Валторны, Тромбона и Тубы).
- Исполнитель:
- Семёнов Станислав Михайлович
- Допущен к защите
- Научный руководитель “ ”___________2012 г. Старший преподаватель
- Кафедры музыкальной
- звукорежиссуры
Катунина Г.А.
Заведующий кафедрой
музыкальной звукорежиссуры,
профессор Соболева М.А.
Москва 2012 г.
Оглавление
Введение………………………………………………………………………….3
Глава I. Акустические особенности медных духовых инструментов………….4
Труба……………………………..…………………………………………9
Тромбон…………………………………………………………………..11
Валторна…………………………………….……………………………13
Туба………………………………………………………………………..15
Глава II. Микрофоны, используемые для записи медных духовых инструментов и варианты их расположения в студии……………………….17
Глава III. Запись медных духовых инструментов……………………………19
Запись тромбона и трубы………………………………………………..24
- Запись валторны………………………………………………………….25
- Запись тубы……………………………………………………………….27
- Заключение………………………………………………………………………29
- Список иллюстраций……………………………………………………………31
- Примеры записи медных инструментов (трек-лист)………………………….32
Список использованной литературы………………………….………………..33
- Введение
- Целью данной работы является разработка технологий записи медных духовых инструментов на примере: трубы, тромбона, валторны и тубы.
- Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач, а именно:
- 1) ознакомление с историческими видами медных духовых инструментов,
- 2) ознакомление с акустическими особенностями медных духовых инструментов,
- 3) анализ записи медных духовых инструментов
- 4) рассмотрение основных технических параметров записи на студии
Актуальность темы обусловлена тем, что в современном мире мы сталкиваемся с такой проблемой, как недостаточное количество специализированной литературы для звукорежиссеров по записи медных духовых инструментов.
Эти проблемы препятствуют возможности успешно и оперативно решать задачи, касающиеся технологии записи/озвучивания рассматриваемых музыкальных инструментов с которыми часто встречается звукорежиссёр.
Знания об акустическом устройстве инструментов, способе извлечения звука, направленности акустического излучения, динамических и спектральных характеристиках, являются обязательными в профессиональной подготовке звукорежиссера.
I. Акустические особенности медных духовых инструментов
Среди многообразия духовых инструментов или аэрофонов, принято выделять группы медных и деревянных.
Медные инструменты часто называются амбушюрные (амбушю́р или амбюшор от фр.
embouchure — способ сложения губ музыканта при игре на некоторых духовых инструментах с определенным устройством мундштука, что в основном касается музыкальных инструментов, имеющих чашеобразный мундштук (валторна, труба, тромбон и др.) и некоторых других (флейта, гобой).
Амбушюром называется также собственно мундштук указанных типов инструментов. Группа медных духовых, используемых в современных ансамблях и cимфонических оркестрах, включает в себя следующие инструменты: труба, тромбон, валторна, туба, на рассмотрении свойств которых мы и остановимся в данной работе.
- Рис.1
- Помимо мундштука, изготовленного из различных металлических сплавов, характерной особенностью строения этих инструментов является свернутая трубка различной длины (инвенция, кроны) узкая у вдувного отверстия и постепенно расширяющаяся к выходному отверстию и оканчивающаяся раструбом плавного очертания.
- – мундштук тромбона – мундштук валторны
- – мундштук трубы – мундштук тубы
- Рис.2
Мундштук у медных духовых инструментов является резонатором. От его формы зависит тембр инструмента и его форманта (от лат. Fōrmāntis — придающий форму…
Статья о Трубе | Музыкальные инструменты, материалы, строение, виды, сурдины
С давних пор труба закрепила за собой славу незаменимого приспособления для передачи предупреждающих и торжественных сигналов. Ввиду своей популярности, начиная с 17 в. этот инструмент вошел в оркестровый состав. Изобретенное устройство вентилей вскоре подарило трубе полный хроматический звукоряд, и в 19 в.
она уже по праву представляла инструментальный авангард классической музыки. Благодаря своему выдающемуся по яркости тембру, труба активно фигурирует в качестве сольного инструмента либо с успехом применяется в инструментальном составе симфонического и духового оркестра, в джазе и некоторых других смежных жанрах.
Общие сведения
о конструкции
Труба изготовляется из таких материалов, как медь, латунь, все реже – из серебра. Еще со времен античной эпохи к нам пришел способ изготовления трубы из цельнометаллического листа.
Что собой представляет труба и каковы ее характерные особенности? По сути дела, это длинная трубка, изгибающаяся из соображений компактности.
Ближе к мундштуку можно заметить ее плавное сужение, ближе к раструбу – расширение, на всех других своих участках трубка обладает строгой цилиндрической формой, обеспечивающей инструменту столь характерный и узнаваемый даже непрофессионалами тембр.
Технология производства трубы подразумевает достаточно скрупулезный расчет общей протяженности трубки и параметров расширения в области раструба. От точности такого расчета будет зависеть строй трубы.
В основе трубной игры лежит способ произведения гармонических звуков посредством перемены позиции губ и накопленной протяженности воздушного столбика в инструменте. Этого помогает достигать специальное устройство клапанов.
Кстати, на трубе их число равняется трем: они могут понижать звук соответственно на половину, целый и полтора тона. Если на два или три клапана нажать одновременно, тем самым мы сможем до трех тонов снизить общий строй трубы.
Современная труба имеет несколько вариаций. Скажем, труба-пикколо интересна тем, что в ее конструкцию включен дополнительный четвертый клапан, позволяющий понизить строй на целых пять полутонов.
Другие вариации также имеют свои интересные особенности, о которых мы расскажем ниже.
Трубу принято причислять к правосторонним музыкальным инструментам, то есть в игре участвует правая рука, в то время как левая – исполняет функцию поддержки инструмента в удобном фиксированном положении.
Общие сведения о технике игры
Труба способна демонстрировать великолепные арпеджио, хроматические, диатонические пассажи и прочие музыкальные приемы разной степени сложности. Вопреки сложившимся предубеждениям, дыхание музыканта расходуется на трубе в сравнительно небольшой степени, что позволяет играть мелодии яркие по своему тембру и к тому же повышенной протяженности.
Стаккатные пассажи на трубе подкупают своей незаурядностью и стремительностью. К тому же они выходят очень отчетливыми. Также следует отметить особое очарование вентильных трелей, производимых с помощью трубы.
Несколько слов о сурдине
Сурдина на духовых инструментах, в частности – на трубе, используется в тех случаях, когда требуется кардинально поменять тембр, силу звука, либо достичь какого-то специфического звукового эффекта. Сурдины встречаются разных форм.
Что касается классической трубы – здесь в основном нашла применение болванка в форме груши (популярна также болванка в форме гриба). Сурдину вставляют в раструб, тем самым перекрывая основное пространство для прохода воздуха. Оставшееся пространство понуждает инструмент изменить свое звучание, в этом и заключается функция сурдины.
Обычно она дает более резкий и гротескный звук (Forte) либо эффект звука на удалении с некоторыми нотками трескучести (Piano). Болванка в форме гриба придаст звучанию нежной и слегка плаксивой мягкости.
Трубачи джазового стиля экспериментируют со звуком намного чаще исполнителей других музыкальных направлений и порой при помощи сурдины целенаправленно добиваются специфических эффектов, очень схожих по звучанию с лягушачьим кваканьем или раскатистым звериным рыком.
Многообразие существующих вариаций трубы
Инструмент в строе си-бемоль (in B) отличен тем, что играет тоном ниже, нежели написаны для него ноты, и, наверное, справедливым будет утверждение, что на сегодняшний день это получившая наибольшее распространение разновидность трубы.
В западных оркестрах чаще, чем в нашей стране, можно встретить трубу, соответствующую строю до (in C): она не транспонирует, но может похвастать более насыщенным звуком. Согласно современной музыкальной грамоте ноты указываются тоном выше реального звучания для трубы in B и в полной аналогии для трубы in C.
Кстати, до внедрения устройства вентилей можно было встретить инструменты практически во всевозможных строях, что объяснялось стремлением облегчить игру в конкретно интересующей музыканта тональности. Со временем рос уровень профессионализма аккомпаниаторов, а вместе с ним совершенствовались конструкционные особенности трубы.
Безусловно, это привело в итоге к исчезновению чрезмерного числа вариаций данного музыкального инструмента. Эволюция видоизменила трубку, сделав ее короче и несколько толще. Сегодня музыка любой тональности может быть успешно исполнена на трубе в in B, значительно реже – на трубе в in C.
Также выделяют следующие вариации труб:
— Альтовая труба (in G, in F) рассчитана на произведение звуков, соответствующих низкому регистру. В последние годы встречается все реже, поскольку ее партию может успешно заменить похожий по многим характеристикам флюгельгорн.
— Басовая труба (in B) звучит одной октавой ниже привычной нам трубы, а также одной большой ноной ниже своих нот. Справедливости ради заметим, что она перестала активно применяться еще с середины 20 в., и сегодня нужные музыкальные отрывки, рассчитанные на участие басовой трубы, могут быть исполнены на тромбоне.
— Труба-пикколо (или малая труба) получила свою дорогу в жизнь еще в конце 19 в. и сейчас, более столетия спустя, испытывает новый подъем и повышенное к себе внимание благодаря популярным ассоциациям с архаичной музыкой. Как правило, используется в in B, но без особых проблем может быть перестроена и в строй ля (in A).
От привычной трубы отличает наличие четвертого вентиля. Для трубы-пикколо уместно использование мундштука маленького размера, с учетом, что это окажет влияние на тембр.
В ряду знаменитых исполнителей на малой трубе можно особо выделить таких замечательных музыкантов, как американец Уинтон Марсалис, француз Морис Андре и швед Хокан Харденбергер, названный печатным изданием «Таймс» величайшим трубачом мира.
Весь ассортимент труб в наличии и под заказ представлен
в соответствующем каталоге на нашем сайте по ссылке
Медные духовые инструменты симфонического оркестра
Группа медных духовых инструментов симфонического оркестра невелика по составу. Но она сразу же привлекает к себе внимание праздничным, торжественным звучанием металла. Искусство трубить в рог или раковину было известно уже в глубокой древности. Впоследствии люди научились делать инструменты, похожие на рог и предназначенные для военных и охотничьих целей.
Эти инструменты получили название благодаря металлу, из которого изготавливаются. Чаще всего это особый сплав, на 60% состоящий из меди, 10% никеля, 30% цинка, или из серебра. Но в старину некоторые из них делались из рога, раковины или кости.
Было время, когда эти инструменты делали из благородных металлов, причем музыканты считали, что ценные металлы придают тембру инструмента особый оттенок: серебро делает звук более полным, золото — мягким, платина — глубоким. Но эти отличия если и есть, то заметны они, в основном, только самим музыкантам.
Уже позже решили провести необычный эксперимент. Взяли кусок резинового шланга, толщина стенок и другие размеры которого соответствовали трубке кларнета, проделали в нем отверстия и встроили в него кларнетовый мундштук. Звучание импровизированного кларнета было достаточно похоже на звучание настоящего.
Если звучание деревянных духовых часто напоминает нам пастушью свирель, то медные инструменты связаны в нашем представлении с военными сигналами, походными маршами. И это не случайно, так как в военных духовых оркестрах применяются медные инструменты. Оттуда они и пришли в симфонический оркестр.
Многие думают, что труба звучит, потому что в нее дуют. Если вы попробуете это сделать, то, скорее всего, у вас получится только шипение. В медных духовых инструментах нет, как у деревянных, трости, проходя сквозь которую воздух начинает колебаться, издавая звук.
У медных в качестве вибратора используются собственные губы музыканта. Он складывает их приблизительно так, как сложены трости в фаготе или гобое, а углубление в мундштуке помогает это сделать.
Такое определенное положение губ при игре называется амбушюром, а инструменты — амбушюрными.
В трубу дуют не для того, чтобы воздух из легких музыканта прошел сквозь нее.
Да это иногда и невозможно: объем наших легких равен приблизительно четырем литрам воздуха, а если их сравнить с объемом бас геликона, станет понятно, что одним выдохом человек не наполнит его воздухом.
При игре на духовых инструментах дыхание музыканта только помогает возбудить колебания того воздуха, который уже есть в трубке.
Давайте вспомним медные духовые инструменты.
ВАЛТОРНА. Немецкое Waldhorn — лесной рог. Таков дословный перевод названия этого инструмента. Предком валторны были охотничьи рога, в которые трубили, когда нужно было подать сигнал во время охоты или какого-либо торжественного события, объявить сбор войск.
Для того чтобы звук стал громче и сильнее, чтобы его было слышно на большом расстоянии, валторну стали удлинять. Но играть на такой длинной трубке было неудобно. Поэтому трубку инструмента стали «скручивать». Сначала появился один виток, потом два, три.
Современная валторна — свернутая в круг узкая, примерно трех метров длины, трубка с конусообразным расширением на конце, переходящим в широкий раструб.
Необычно расположение валторны при игре — раструбом вниз, к правой руке музыканта, которая ладонью упирается в стенку раструба, чуть прикрывая его.
Такое положение ввел дрезденский валторнист Антон Гампель примерно в 1750 г., чтобы легче было управлять звуком валторны введением руки в раструб. Этим приемом широко пользуются и современные валторнисты.
На тембр валторны влияет форма мундштука, чашечка, как у других медных духовых.
Валторна играет в оркестре очень важную роль. Звук ее мягкий, благородный. Она может передать и грустное, и торжественное настроение, может звучать язвительно и насмешливо. Это, прежде всего оркестровый инструмент, но для нее существует и сольная литература.
В исполнении валторны можно услышать певучую, проникновенную мелодию, которая, например, звучит в начале второй части Пятой симфонии П.И. Чайковского. В симфонии «Манфред» Чайковский поручил четырем валторнам на ffff исполнение основной музыкальной темы, рисующей музыкальный портрет героя.
А в «Вальсе цветов» из балета «Щелкунчик» квартет валторн звучит мягко и певуче. Большой популярностью пользуется концерт для валторны с оркестром Р. М. Глиэра.
ТРУБА — один из самых древних медных духовых инструментов. Еще в «Ветхом завете» упоминается об использовании труб в религиозных обрядах. В летописи об осаде печенегами Киева в 968 г.
говорится о важной роли труб в боевых действиях русского воинства. Труба в качестве сигнального инструмента используется с древних времен многими народами.
Она извещала об опасности, поддерживала отвагу воинов в бою, открывала торжественные церемонии, призывала к вниманию.
В древние времена на башне крепостной стены города Кракова в Польше стоял в дозоре воин. Зорко смотрел он вдаль: не покажется ли враг. В руках он держал медную трубу, чтобы подать сигнал в случае опасности.
И вот однажды увидел он вдали приближающееся вражеское войско. Дозорный начал играть, и над Краковом зазвучал сигнал тревоги. Тучей полетели стрелы в дозорного. Одна из них вонзилась в грудь трубача. Собрав все силы, он доиграл сигнал.
Только на последнем звуке труба выпала из его рук.
Многие столетия бережно хранится в народе память о герое, спасшем свой город ценою жизни. И сейчас позывные Кракова — древний боевой сигнал трубы, обрывающийся на последнем звуке.
В начале XVII в. Труба вошла в оперный оркестр. Сначала она выполняла скромную роль: лишь иногда играла короткие сигналы, участвовала в аккордах сопровождения. В то время на ней можно было играть только несложные мелодии, построенные по звукам трезвучия.
Но со временем инструмент усовершенствовали, увеличился его диапазон, на трубе стало возможным играть сложные и выразительные партии. Ее яркий звук стал привлекать внимание композиторов. И труба зазвучала в торжественных, героических, а иногда и в лирических эпизодах. В XVIII в.
она уже занимала видное место в симфоническом и духовом оркестрах.
Следующий по высоте инструмент медной духовой группы — ТРОМБОН. Название его происходит от итальянского слова tromba (труба), дополненного увеличительным суффиксом one. В буквальном смысле это название можно перевести как «трубища». И это действительно так. В XV в. трубу сильно удлинили, для чего сделали выдвигающуюся трубку-кулису. Так появился тромбон.
У тромбона те же предки, что и у трубы, но в некотором смысле тромбон оказался более счастливым — он от рождения был инструментом хроматическим, поэтому почти не подвергался изменениям.
Раструб тромбона, сужаясь и изгибаясь, переходит в узкую цилиндрическую трубку, на которую надевается раздвижной механизм. Он состоит из двух неподвижных трубок, по которым скользит U-образная трубка-кулиса.
Двигая правой рукой кулису, тромбонист может плавно менять высоту звука, исполняя глиссандо, а также с одинаковой легкостью извлекать любые звуки.
Тромбон занимает почетное место в группе медных духовых инструментов. У него очень сильный голос, легко перекрывающий звучание всего оркестра.
А когда несколько тромбонов играют вместе, это придает музыке торжественность и блеск. Очень хорошо удаются тромбону героические, трагические мелодии.
Но чаще всего три тромбона и туба, объединенные в одну группу, в оркестре играют аккорды, выполняя роль аккомпанемента.
ТУБА — самый низкий по звучанию инструмент медной духовой группы. Ее диапазон — от ми контроктавы до фа первой октавы, тембр ее суровый, массивный.
В отличие от других инструментов этой группы, туба сравнительно молода. Она родилась в Германии в 1835 г., так как медной группе нужен был хороший устойчивый бас.
Состоит она из трубок разной величины, раструба, мундштука и вентилей.
Как правило, роль тубы в оркестре ограничивается дублированием на октаву ниже партии третьего тромбона. Она служит фундаментом медной группы, подобно контрабасу у струнных. Именно туба «цементирует» всю музыку. Принято считать, что это инструмент неуклюжий и неподвижный. Действительно, играть на ней очень сложно.
Необходим большой расход воздуха, поэтому исполнителю иногда приходится дышать на каждом звуке. Но на тубе тоже можно играть быстро. Правда, звук у нее очень густой, сильный, сочный, а быстрая музыка при таком звуке будет тяжеловесной.
Очень хорошо туба передает образ слона в пьесе Сен-Санса «Слон» из сюиты «Карнавал животных».
Конечно, в оркестровых произведениях сольные эпизоды у тубы встречаются очень редко. Один из них — пьеса «Быдло» из сюиты «Картинки с выставки» М. Мусоргского, оркестровку которых сделал М. Равель.
Повторим еще раз, что в группу медных духовых инструментов входят:
труба, валторна, тромбон и туба.
Туба медный духовой инструмент
Туба — амбушюрный медный широко мензурный духовой инструмент из семейства саксгорнов. Туба – самый низкий по голосу медный духовой инструмент. Название туба происходит от латинского слова tuba – труба. Сама туба представляет собой длинную несколько раз свернутую трубу, расширяющуюся в соотношении примерно 1:20 по мере приближения к раструбу.
Туба оснащена вентильным механизмом от 3 до 6 вентилей. Басовые тубы имеют основной строй в Eb и в F, Контрабасовые тубы – в строе B и C. Номинальный диапазон тубы-бас от Ми контроктавы до Ми первой октавы, тубы-контрабас – от До контроктавы до Си малой октавы. Тембр звучания тубы можно описать как суровый, массивный, грузный, слитный.
Туба – как музыкальный инструмент была известна еще в древнем Риме, оттуда и латинское название. Древняя туба представляла собой длинную медную или бронзовую трубу с раструбом небольшого диаметра, напоминающую фанфару, а скорее всего греческий Салпинкс.
Современная туба относится к семейству саксгорнов. Наверное более точно можно употребить немецкое наименование семейства – бюгельгорны, так как авторство изобретения тубы принадлежит не Адольфу Саксу.
Следом за внедрением вентильной механики, многие мастера стали вносить инновации и создавать новые духовые инструменты нового поколения. Немецкие мастера Вильгельм Випрехт и Карл Вильгельм Моритц в 1835 году в берлине получили патент на изобретение первой басовой тубы. Туба была настроена в F и была оснащена 5-ю вентилями.
В скором времени после этого тубы заместили инструменты семейства серпентов – басгорны и офиклеиды.
Большой вклад в развитие тубы привнес бельгийский мастер Адольф Сакс, его изыскания распространялись на получившие популярность во Франции саксгорны, в основном это были тубы в строе Eb и Bb. В свою очередь тубы Випрехта тоже завоевывали музыкальную Европу и широко выпускались чешским производителем Cerveny в строе F и С. Мастер Гюстав Огюст Бессон начал производство туб во Франции, а после его переезда в Англию, тубы продолжили экспансию и добрались до Америки. Впоследствии появилось большое разнообразие туб, которые принимали различные формы, оснащались различным количеством клапанов всевозможных типов. В современности используют тубы следующих форм:
- Туба-басс в Eb или F – пожалуй, самый распространенный инструмент из туб, который занимает важное положение в современном оркестре, не менее важное, чем у контрабаса или фагота.
- Контрабас-туба в Bb или C – самая большая и самая низкая по голосу туба из ныне используемых туб.
- Кайзер-туба – в строе B – наиболее мензурированная контрабасовая туба, где длина воздушного столба в отличии от базовой 580 см увеличена до 966 см
Двойная туба – в строе B/F либо C/F – комбинация басовой и контрабасовой тубы. Переключение строя производится специальным вентилем.
Геликон – легендарная «кавалеристская» туба круглой формы, которая обвивает тело музыканта. Считается, что первый геликон был построен в России в 1845 году, в основном геликоны имели строй Eb, но также строили и контрабасовые тубы в форме геликона. Геликоны были востребованы в военных оркестрах и церковных духовых ансамблях.
Сузафон – подобная по форме геликону туба, но с огромного размера раструбом обращенным вперед. Сузафон удовлетворял требования американских военных оркестров, которые воплотил Джон Филипп Суза, чье имя и получил инструмент.
Бомбардон – сегодня это имя обобщает тубы с очень мощным глубоким басом. Ранее бомбардоном называли 12-ти клапанный офиклеид, изобретенный в 1820 году австрийским мастером Иоханом Ридлем. В некоторых источниках именно этот инструмент считают прародителем современной тубы.
Томистертуба – ранцевая туба, построенная в 1908 году в Австро-Венгрии туба небольшого размера. Компактные размеры тубы позволяли военным музыкантам поместить тубу в пехотный рюкзак – Tomister.
Маршевая туба – туба со специально изогнутым мундрором, чтобы исполнитель мог расположить ствол тубы на своем плече, таким образом, чтобы прямой формы раструб был направлен вперед. Такая конструкция является предпочтительной для военных маршевых оркестров.
Субконтрабас-туба – туба в Bb, звучит на октаву ниже контрабас-тубы, самые низкие ноты на этом инструменте звучат в субконтроктаве, ниже слухового порога. Субкотрабасовые тубы строятся очень редко по индивидуальному заказу. Длина основного ствола такой тубы 1160 см вместе со всеми вентильными изгибами -1932 см.