Технология строительство круглых сборных железобетонных труб

В данной статье будут рассмотрены водопропускные трубы, их основные особенности, строительство котлована и фундамента, а также конструкции, используемые для строительства водопропускных труб.

Трубы водопропускные для автомобильных дорог – это искусственные сооружения, пропускающие под дорожными насыпями небольшие постоянные или действующие периодически водотоки.

Технология строительство круглых сборных железобетонных труб

Пример трубы

  • В ряде случаев такие трубы могут также играть роль тоннельных путепроводов или скотопрогонов.
  • В процессе проектирования дороги, особенно в случаях, когда насыпь имеет небольшую высоту, чаще всего встает выбор между одним из двух возможных типов сооружения – труба или малый мост.
  • Труба водопропускная является предпочтительным вариантов в случае незначительных отличий технико-экономических показателей данных сооружений по следующим причинам:
  • Водопропускная труба не вызывает нарушения непрерывности как земляного полотна, так и верхнего строения данного пути;
  • Эксплуатация и ремонт водопропускных труб обходятся дешевле, чем в случае малого моста;
  • В случае, когда засыпка над трубой имеет высоту, превышающую 2 м, снижается влияние временных нагрузок на сооружение и практически исчезает с увеличением данной высоты.

Особенности водопропускных труб

Пример трубы

В зависимости от материала тела трубы различают следующие типы труб:

  • Водопропускные трубы железобетонные;
  • Полимерные;
  • Бетонные;
  • Металлические.

Кроме того, трубы водопропускные железобетонные и другие различаются по следующим параметрам:

  • Форма поперечного сечения: прямоугольные, круглые и овоидальные;
  • Количество очков в сечении: одно-, двух- и многоочковые;
  • Работа поперечного сечения: напорные, работающие по всей длине полным сечением, и полунапорные, работающие полным сечением около входного оголовка и неполным – на остальном протяжении трубы.

Технология строительство круглых сборных железобетонных труб

Трубы водопропускные

Железобетонные водопропускные трубы также имеют следующие значения диаметров отверстий:

  • В случае, если длина водопропускной (редко канализационной) трубы не превышает 30 м, диаметр отверстия должен составлять как минимум 1 метр;
  • При длине до 15 м – минимум 50 см в случае устройства в пределах быстроточной трубы;
  • Устройство водопропускных труб для внутрихозяйственных дорог допускает диаметр отверстия в 50 см при длине трубы, не превышающей 10 метров.

Важно: засыпка над плитами или звеньями труб до нижнего уровня одежды дороги должна иметь толщину не менее 50 сантиметров.

Трубы железобетонные водопропускные и автодорожные мосты (средние и малые) могут располагаться на участках автодорог, профиль и план которых принят для дорог данной категории. Трубы обычно оборудуются в безнапорном режиме, исключением могут быть напорный или полунапорный режим с целью пропускать расчетный расход воды.

Кроме того, запрещается строить трубы водопропускные в случае наличия ледохода или наледей, а при устройстве на ручьях и реках, где имеются нерестилища рыб, обустройство труб требует разрешения рыбнадзорной инспекции.

О строительстве водопропускных труб

Технология строительство круглых сборных железобетонных труб

Процесс строительства

Расчет водопропускных труб при строительстве включает в себя также следующие нюансы:

  • Бровка земляного полотна в местах подхода к трубе должна возвышаться относительно расчетного уровня воды как минимум на 50 сантиметров, а в случае работающих в полунапорном и полунапорном режиме труб – как минимум на 1 метр;
  • Оголовки водопропускных труб должны включать в себя портальную стенку и два откосных крыла, которые заглубляют в грунт на 25 сантиметров ниже глубины его промерзания и устанавливают на основание из щебенки, толщина которого составляет 10 сантиметров.

Важно: естественный грунт, расположенный ниже глубины замерзания, заменяют на песчано-гравийную смесь.

Технология строительство круглых сборных железобетонных труб

Пример трубы

В соответствии с несущей способностью труб их классифицируют на три группы:

  1. Первая группа – расчетная высота засыпки грунтом составляет 2 метра;
  2. Вторая – 4 метра;
  3. Третья – 6 метров.

Важно: в зависимости от условий конкретного строительства при переходе через водоток или другие препятствие допустимо применение труб, имеющих другую расчетную высоту засыпания грунтом.

Котлованы для водопропускных труб

Технология строительство круглых сборных железобетонных труб

Строительство трубы

При разработке котлованов под фундаменты для водопропускных труб чаще всего не предусматривают крепление. Устойчивость стенок такого котлована невозможно обеспечить только в условиях водонасыщенного грунта со значительным притоком воды – в таком случае осуществляют разработку грунта, защищая его креплением.

Кроме того, крепление котлована предусмотрено в случае строительства трубы, расположенной на небольшом расстоянии от эксплуатируемых сооружений – в таком случае крепление обеспечивает устойчивость этих сооружений.

Различные характеристики котлована зависят от целого ряда факторов:

  • Технологию разработки и очертание котлована проектируют в соответствии с конструкцией и фундаментом трубы, а также – видом и состоянием грунтов основания;
  • При назначении крутизны откосов учитывают глубину котлована и характеристики разрабатываемого грунта;
  • В случае нанесения гидроизоляционного слоя на конструкцию трубы или выполнения других работ, предусматривающих пребывание в котловане людей, расстояние вертикальная стенка котлована должна находиться на расстоянии минимум в 70 см от боковой поверхности фундамента;

Важно: если подобные работы не планируются, данную величину можно уменьшить до 10 см.

  • Технология строительство круглых сборных железобетонных трубЖелезобетонные трубы водопропускные
    В случае безопалочного бетонирования фундамента размеры котлована принимаются равными размерам самого фундамента;
  • В случае разработки котлована с откосами расстояние от подошвы откоса до фундамента не должно составлять менее 30 см.

В любом случае размеры котлована должны быть увязаны с возможностями используемого землеройного оборудования. Кроме того, при строительстве котлована следует предотвратить его заполнение грунтовыми и поверхностными водами, для чего по периметру котлована отсыпаются грунтовые валики.

В случае сооружения трубы на месте постоянного водотока производят строительство запруд либо при помощи канав русло отводят в сторону.

Удаление воды, проникающей в котлован, может осуществляться двумя способами:

  1. В низовой части котлована устраивают выпуск в канаву для отведения воды, что чаще всего применяется в случае строительства косогорных труб.
  2. Обеспечивают водоотлив механизированный. Для этого низовую часть котлована оборудуют ограждаемым приямком, вода из которого откачивается с помощью насоса.

Важно: приямок должен быть расположен вне контура фундамента, чтобы обеспечивать водоотведение на протяжении всех фундаментных работ, включая засыпку пазух.

По мере того, как котлован углубляются, ограждения приямка также опускают.

Фундамент

Технология строительство круглых сборных железобетонных труб

Пример трубы

Осуществляя строительство водопропускных труб, монтаж фундамента из сборных элементов для водопропускной трубы выполняют следующим образом:

  1. Производят укладку блоков фундаментов оголовков, доводя до подошвы фундамента самой трубы.
  2. Производят засыпание пазух фундаментов оголовков до равного уровня.
  3. Выполняют засыпку пазух оголовочных фундаментов грунтом местным.
  4. Места сопряжений фундаментов с разной глубиной заложения засыпают смесью песка и гравия или песка и щебня.
  5. Смесь уплотняют послойно и заливают раствором цемента.
  6. Производят одновременную укладку фундаментов оголовков и посекционный монтаж фундамента трубы.

Важно: монтаж выполняют последовательно с места, где находится выходной оголовок водопропускной трубы, двигаясь в направлении входного оголовка. При многорядной кладке выполняют перевязку швов.

Процесс обустройства монолитного фундамента включает в себя следующие операции:

  • Изготовление и установка опалубки;
  • Приготовление или доставка в готовом виде бетонной смеси;
  • Укладка бетонной смеси;
  • Уход за уложенным бетоном;
  • Демонтаж опалубки;
  • Засыпка пазух.

Полезно: фундамент имеет несложные очертания, поэтому для изготовления опалубки можно применять обычные инвентарные щиты.

В случае обустройство сборно-монолитного фундамента подготавливают подушку или основание, куда затем в межсекционные швы устанавливается опалубка.

Промежутки между находящейся в швах опалубкой и сборными элементами заполняют смесью бетона. В регионах со слабым грунтом используются также свайные фундаменты.

После того, как устройство фундамента и засыпка пазух завершены, начинают монтаж сборных оголовков и непосредственно тела трубы.

Для монтажа сборных труб используют самоходные краны, определяя их грузоподъемность в соответствии с массой блоков оголовков, тела трубы и фундамента, учитывая возможный вылет стрелы крана. Порядок монтажа зависит от условий местности и того, какая конструкция выбрана для оголовочного участка трубы.

Читайте также:  Какое расстояние между трубами для теплых водяных полов

Конструкции водопропускных труб

Технология строительство круглых сборных железобетонных труб

Труба водопропускная

Как уже было сказано, водопропускными называют гидротехнические сооружения водопропускного типа в виде искусственной структуры гражданского или промышленного назначения.

Подобные конструкции обычно сооружают непосредственно на естественном или искусственном водоеме, либо на небольшом отдалении от него. Чаще всего водопропускные сооружения выполняются в виде водопропускной трубы, расположенной над автомобильной дорогой.

Кроме того, водопропускные железобетонные трубы могут использоваться для корректировки или изменения русел малых речек.

Строительство таких сооружений чаще всего сегодня выполняется с использованием металлических гофрированных конструкций (МГК), применяемых для следующих объектов:

  • Трубы водопропускные в полотне железных и автомобильных дорог в качестве альтернативы для труб из бетонных колец;
  • Сооружения водопропускные, укрепляющие и изменяющие русла рек;
  • Альтернатива мостам с одним пролетом в виде арочных сооружений;
  • Мосты многопролетные, пролет которых достигает 18 м, в качестве альтернативы мостам из бетона или металла.

Сборные гофрированные металлические конструкции

Технология строительство круглых сборных железобетонных труб

Сборная ГМК

Металлические гофрированные сборные конструкции (СМГК) имеют более низкую стоимость при строительстве водопропускных сооружений по сравнению с железобетоном, а также имеют целый ряд преимуществ перед конструкциями других типов:

  • Адаптивность, позволяющая благодаря различным поперечным сечениям труб подобрать для условий конкретного строительства наиболее подходящий вариант;
  • Низкий вес облегчает транспортировку листов СМГК, а их упаковка в паллеты существенно уменьшает занимаемое листами пространство;
  • Простота монтажа, позволяющая выполнять строительство трубы при помощи листов СМГК без специальных навыков и квалификации;
  • Высокая прочность и гибкость конструкции, обеспечиваемые при использовании совместно с засыпным грунтом. Кроме того, это обеспечивает большую, чем у конструкций из бетона, сейсмостойкость;
  • Длительный срок службы, достигающий 80-100 лет, как показывает многолетняя практика применения таких конструкций;
  • Низкая стоимость, позволяющая снизить затраты при использовании СМГК на 30-50% по сравнению с применением других материалов;
  • Возможность строительства водопропускных труб СМГК в условиях любого климата.

Габионные конструкции водопропускных труб

Технология строительство круглых сборных железобетонных труб

Габионная конструкция

  1. Широкой популярностью при строительстве водоотводных и водопропускных труб и сооружений, а также —  при строительстве стабилизирующих и удерживающих сооружений, подпорных стен и локальных очистных дорожно-мостовых сооружений, пользуется также применение габионных конструкций.
  2. В готовом виде такое сооружение представляет собой укрепленную габионами водопропускную трубу необходимого диаметра.
  3. Габионы получили столь широкое распространение благодаря целому ряду положительных характеристик:
  • Гибкость, прочность и сопротивление нагрузкам;
  • Стойкость к негативным воздействиям влаги и атмосферных осадков;
  • Способность дренирования, не требующая дополнительно затрат на монтаж обратного фильтра и дренажной системы;
  • Возможность использования с сооружениями других типов;
  • Простота монтажа и эксплуатации конструкции;
  • Низкие временные строительные и эксплуатационные расходы;
  • Экологическая безопасность и эстетичный внешний вид;
  • Надежность и долговечность эксплуатации.

Вот и все, что хотелось рассказать о том, что собой представляют водопропускные трубы для автомобильных дорог.

Следует дополнительно заметить, что строительство данных сооружений (как и монтаж канализационных труб или установке металлопластиковых труб своими руками) требует особой тщательности и соблюдения требований и норм строительства и безопасности, поскольку их нарушение может вызвать не только повреждение или разрушение самой трубы, но и дороги, под которой данная труба пролегает.

Производство железобетонных труб – разновидности и технологии изготовления

В современном строительстве железобетонные трубы достаточно широко используются при прокладке водоотводных и канализационных магистралей. Их устанавливают на бытовые и промышленные сети канализации, для транспортировки атмосферных осадков и агрессивной жидкости. Производство железобетонных труб считается прибыльным бизнесом.

Продукция пользуется постоянным устойчивым спросом и имеет огромный рынок сбыта по всей стране. Отдельную нишу занимают компании, выпускающие различное оборудование, отвечающее за изготовление труб, колодезных колец, днищ и крышек. Оно позволяет оснастить завод любого уровня, начиная от мини-цеха и заканчивая масштабным производством.

Технология строительство круглых сборных железобетонных труб

Применение труб из железобетона

Большие города имеют развитую инфраструктуру подземных канализационных и водоотводных сетей. Для их устройства используют различный трубный материал:

  • из металла (стали или чугуна);
  • из керамики;
  • из асбестоцемента;
  • из пластмассы.

Прокладку придомовых трубопроводов небольшого диаметра (до 250мм) допускается выполнять из пластика, но для магистральных сетей с размером поперечного сечения трубы от 300мм и более выбор останавливают на железобетоне, керамике или бетоне.

Чем больше размер диаметра трубопровода, тем предпочтительнее становится использование железобетонных труб, жесткость которых позволяет не прогибаться под массой грунта даже на большой глубине или изгибаться при его вспучивании.

Технология строительство круглых сборных железобетонных труб

Железобетонным трубам не страшны прокачки под большим давлением, использующиеся для избавления от отложений и наносов. Пластик при подобных воздействиях деформируется и теряет герметичность, а железобетонные изделия не меняют ни формы, ни размеров.

В условиях России трубы, изготовленные из железобетона, применяют в следующих основных областях:

  • для напорных водоводов;
  • для безнапорных сетей промышленной, дождевой, либо бытовой канализации;
  • для систем инженерных коммуникаций.

Разновидность железобетонных труб

Одними из основных отличий труб из железобетона является их:

  • внешний вид – раструбные и безраструбные;
  • назначение – напорные, либо безнапорные;
  • сечение – круглое, овальное, овоидальное, с подушкой;
  • способ изготовления.

Напорные трубы устанавливают на трубопроводах, где жидкости транспортируются под давлением. В основном, это магистрали большого диаметра, но в черте города используют трубы и средних диаметров. Виброгидропрессованные напорные трубы изготавливают по ГОСТ 12586.0-83, со стальными сердечниками – по ГОСТ 26819-86.

Технология строительство круглых сборных железобетонных труб

Безнапорные трубы выпускают в 2 модификациях по ГОСТ 6482-88:

Их монтируют на самотечные сети, а для прокладки водоотводов под автодорогами и железнодорожными насыпями используют прочные усиленные трубы из железобетона. Относительно небольшая длина изделий упрощает монтаж трубопроводов и точность стыковки торцов при укладке.

Параметры и основные типы железобетонных труб определяются нормативами ГОСТ 22000-86.

К безнапорным трубам относят:

  • Т (ТП) – с круглым отверстием и раструбом (с подошвой);
  • ТС (ТСП) – с круглым отверстием, раструбом и ступенчатым стыком (с подошвой);
  • ТБ (ТБП) – с круглым отверстием, раструбом и упорным буртиком, препятствующим выдавливанию резинового кольца из раструбной части, (с подошвой);
  • ТФП – с круглым отверстием, подошвой, без раструба;
  • ТЭ (ТО) – фальцевые с подошвой и отверстием в виде эллипса (с овоидальным, или яйцевидным, отверстием).

К напорным трубам относят:

  • ТН – с круглым отверстием и резиновыми кольцами на стыках;
  • ТНП (ТНС) – с полимерным (стальным) сердечником.

ГОСТ определяет диаметр условного прохода для железобетонных труб в зависимости от их типа. Размер составляет от 400 до 2400мм. По длине изделия выпускают – от 2500 до 5000мм, а со стальным сердечником – до 10000мм.

Технология строительство круглых сборных железобетонных труб

Технологии изготовления труб из железобетона

На сегодня производство железобетонных труб происходит с использованием прогрессивных технологий несколькими методами:

  • центрифугированием;
  • радиальным прессованием;
  • виброгидропрессованием;
  • поточно-агрегатным способом;
  • виброформованием с подпрессовкой и др.

Важно знать, что вибропрессование считается более эффективным, по сравнению со статическим процессом прессования, предусматривающим уплотнение бетонной массы без вибрационной составляющей. В первом случае не потребуется наличия мощных и достаточно тяжелых прессов.

Стоит отметить, что лидерами по выпуску железобетонных труб и оборудования, предназначенного для их производства, являются западные и американские производственные компании.

Технология строительство круглых сборных железобетонных труб

Схематично процесс изготовления железобетонных труб выглядит следующим образом.

  1. Подготовленная пресс-форма для трубы размещается на рабочей платформе, которая имеет возможность поворачиваться.
  2. Из бункера по конвейеру подают в форму бетонную смесь.
  3. Пресс-головка опускается внутрь. При этом платформа с пресс-формой постепенно вращается.
  4. «Тело» раструба уплотняют вибратором.
  5. После заполнения объема бетоном до необходимой длины, форму удаляют с рабочей платформы, а на ее место для наполнения ставят оболочку под другое изделие.
Читайте также:  Как и чем выполняется утепление подвалов?

В разных странах существуют приоритетные методы производства труб из железобетона. К примеру, в Германии получил широкое распространение высокочастотный способ виброформования. Также, его используют в Дании и Австрии. В Италии и США трубы изготавливают по технологии радиального прессования.

На большинстве российских предприятий находится старое оборудование, работающее по методу центрифугирования, но в последние годы появилась тенденция к переоснащению заводов линиями зарубежных компаний.

Высокочастотное виброформование и подпрессовка

Положительными составляющими данного способа производства являются:

  • высокая прочность изделий;
  • короткий технологический цикл;
  • однородное уплотнение;
  • быстрота процесса;
  • моментальная распалубка;
  • полная автоматизация.

Для уплотнения бетонной массы здесь применяется вращающийся прессовый механизм, перемещающийся в радиальном направлении. Он одновременно:

  • распределяет и прессует бетон;
  • производит внутритрубную затирку поверхности.

Изготовление труб методом частотного виброформования относится к высокопроизводительному оборудованию и позволяет выпускать тонкостенные трубы за счет радиально-прессового способа уплотнения.

Для примера, в обычных агрегатах роликовые головки движутся в одном, приоритетном направлении, а в реверсивных – головка и гладилка перемещаются в разные стороны, снимая напряжения в бетоне еще на стадии сырых изделий.

Технология строительство круглых сборных железобетонных труб

Центрифугирование

Традиционный метод производства труб из бетона и железобетона, предусматривающий распределение и уплотнение смеси благодаря действию центробежных сил, появляющихся в процессе вращения центрифуги. Для улучшения качества уплотнения дополнительно используют вибрирование или вибропрессование.

Центрифугированные трубы отличаются более низкой себестоимостью, чем металлические аналоги, и имеют продолжительный срок службы. Их армируют в двух направлениях. Продольные стержни предварительно напрягают (для напорных труб) и обвивают их спиральной арматурой из высокопрочной проволоки. Безнапорные трубы армируют сварными каркасами.

Для ускоренного отвердения бетонного слоя трубы помещают на стеллажи с подогревом или в специальные камеры.

Поточно-агрегатный способ

Подобный метод производства железобетонных труб позволяет изготавливать продукцию более высокого качества, чем при центрифугировании.

Поточно-агрегатный метод имеет отличительную сторону по сравнению с другими аналогичными процессами.

Способ организации работы предусматривает возможность функционирования только необходимых в данный момент участков поточной линии и остановкой ненужных постов.

За определенной линией существует вероятность закрепления разных по размеру и типу труб, благодаря универсальности оборудования.

С участка на участок изделия передаются подъемно-транспортными средствами. Для ускорения твердения бетонной массы используют специальные камеры, работающие непрерывно или периодически. Они имеют сравнительно небольшие размеры, что позволяет ускорить загрузку-выгрузку отформованных полуфабрикатов и готовых труб.

Поточно-агрегатный метод отличается гибкостью и маневренностью, он позволяет изготавливать крупные партии железобетонных изделий. Линии работают эффективно, что важно в условиях выпуска большого ассортимента продукции.

Вибропрессование

Данный процесс подразумевает уплотнение в пресс-форме полусухой бетонной смеси. Вибрация производится снизу или сбоку при одновременном верхнем давлении. После наполнения, форму перемещают на участок тепловой обработки и выдерживают под чехлом в течение восьми часов, чтобы максимально добиться задержки тепла. Далее чехол снимают, лишнюю арматуру обрезают, а раструб – шлифуют.

Технология вибропрессования имеет высокую производительность, а оборудование – автоматизацию. Использование жесткой бетонной смеси позволяет получать прочные и морозоустойчивые изделия.

Технология строительство круглых сборных железобетонных труб

Оборудование для производства труб

Современные предприятия оснащают производственными линиями известных зарубежных компаний Германии, Дании, а также Франции. Они включают в себя:

  • вибропрессовальные станки;
  • пропарочные камеры;
  • пресс-формы;
  • участки для формирования каркасов и др.

Производственные линии приобретают и настраивают таким образом, чтобы они смогли обеспечить бесперебойное изготовление качественных железобетонных изделий, доступных по стоимости.

Но не каждый производитель готов перейти на современные технологии изготовления труб, поэтому в некоторых регионах страны строительным компаниям приходится сотрудничать с соседними областями, приобретая там столь необходимую продукцию.

Переоснащенные производства ценятся и отбоя в покупателях у них не наблюдается. Железобетонные трубы без труда переносят транспортные неудобства и могут отправляться на дальние расстояния.

Строительство водопропускных труб

Наиболее распространенными искусственными сооружениями на автомобильных дорогах являются водопропускные трубы, стоимость которых нередко достигает 15 % от общей стоимости дороги.

В настоящее время на дорогах устраивают сборные круглые железобетонные трубы из звеньев длиной 1,0 м с внутренним диаметром 0,75…2,0 м.

Гораздо реже применяют прямоугольные из звеньев длиной 1,0 м отверстием 1,0…4,0 м.

В зависимости от расхода водотока устраивают одно- и многоочковые трубы. Применение сборных труб обеспечивает сокращение продолжительности, снижение стоимости и повышение качества строительства. Монолитные трубы допускаются только в отдельных труднодоступных районах строительства.

Изготовление элементов сборных железобетонных труб состоит из следующих операций: заготовка арматурных стержней, изготовление сеток, сборка арматурных каркасов; изготовление, сборка, смазка, разборка и очистка опалубки; укладка и уплотнение бетонной смеси; отделка и пропаривание смеси.

Звенья труб изготавливают на заводах или полигонах, обслуживающих строительство автомобильной дороги. От полигона (завода) или ближайшей железнодорожной станции их доставляют к месту постройки трубы автомобилями или тракторами на прицепах.

В подготовительный период устраивают временные дороги, расчищают и планируют территорию строительной площадки, отводят существующее русло водотока при необходимости, устраивают защитные ограждения от паводков.

Строительную площадку (рис. 2.4.1) устраивают в соответствии с технологическим процессом постройки трубы. Особое внимание при этом обращают на расположение монтажного крана, который должен обслуживать, возможно, большую площадь. На площадку доставляют и устанавливают бетономешалку, электростанцию, битумоварочный агрегат и другие машины и оборудование.

Технология строительство круглых сборных железобетонных труб

Рис. 2.4.1. План строительной площадки трубы: 1 — склад блоков оголовков; 2 — склад блоков фундаментов; 3 — склад лекальных блоков; 4 — путь движения крана; 5 — склад звеньев трубы; 6 — контейнер с цементом; 7 — бетоносмеситель; 8 — бак для воды; 9 — электростанция; 10 — склад щебня; 11 — склад песка

При перевозке в кузовах автомобилей или прицепах звенья укладывают горизонтально (на бок) или устанавливают вертикально (стоя). Перевозка звеньев круглых труб в вертикальном положении в пересеченной местности и по грунтовым дорогам безопаснее, чем в горизонтальном.

При перевозке в горизонтальном положении звенья необходимо надежно закрепить на транспортных средствах, подкладывая под них деревянные подкладки, которые для надежности надо прибить гвоздями к полу кузова.

При перевозке звеньев в горизонтальном положении упрощаются и ускоряются погрузочно-разгрузочные работы, тогда как перевозка в вертикальном положении требует дополнительной операции переворачивания звеньев при выгрузке.

Разгрузку элементов труб проводят кранами. Сбрасывать элементы с автомобиля запрещается. В случае производственной необходимости разрешается перекатывание круглых звеньев, но только по горизонтальной поверхности. При этом рабочие должны находиться сзади перекатываемого звена.

Доставленные на строительную площадку элементы труб укладывают вдоль котлована трубы, оставляя берму шириной не менее 4,0 м для проезда крана. Все элементы доставляют на объект, как правило, до начала монтажа тубы. Порядок раскладки элементов принимают в соответствии с технологической последовательностью монтажа трубы.

Разработку котлована начинают непосредственно перед устройством фундамента. Рытье котлована шириной до 3,0 м осуществляют экскаваторами, а при ширине котлована более 3,0 м и отсутствии грунтовых вод — бульдозерами.

При продольной разработке котлована бульдозером отвалы грунта устраивают по сторонам лога, не допуская накопления воды у котлована. Дно котлована окончательно зачищают, планируют и при необходимости уплотняют.

Основание без фундаментных труб устраивают при благоприятных геологических условиях. В этом случае на дне котлована устраивают основание из щебня и гравия с уплотнением пневматическими или электрическими трамбовками.

Читайте также:  Связующий элемент труб майнкрафт

Верх основания устраивают с учетом уклона и строительного подъема трубы.

Технология строительство круглых сборных железобетонных труб

Фундаменты из бетонных блоков устраивают при неблагоприятных геологических условиях. Блочный фундамент монтируют стреловым краном, грузоподъемность которого соответствует максимальной массе блока и вылета стрелы.

Сначала собирают фундаменты оголовков до уровня подошвы фундаментов секций трубы.

Затем скосы котлована, устраиваемые в местах сопряжения более глубоких котлованов оголовков с подошвой котлована под секции трубы, заполняют щебнем с заливкой цементным раствором или песчано-гравийной смесью слоями 10…15 см с тщательным уплотнением трамбованием.

После этого собирают по направлению от выходного оголовка к входному блоку фундамента под тело трубы. Блоки укладывают на слой цементного раствора толщиной 1…2 см по уровню и с перевязкой швов. Разница соседних блоков по высоте не должна превышать 10 мм.

После окончания сборки и приемки фундамента пазухи между стенками котлована и фундамента засыпают грунтом. Засыпку производят одновременно с обеих сторон фундамента горизонтальными слоями толщиной 15…20 см с послойным уплотнением.

Монолитные бетонные фундаменты устраивают только в тех случаях, когда вблизи строящегося объекта имеется возможность получить готовую цементобетонную смесь.

Оголовки труб собирают краном по монтажным схемам.

Сборку оголовков труб устраивают в следующей последовательности: сначала устраивают песчано-гравийное (щебеночное) основание и на него укладывают фундаментные плиты, далее устраивают фундаменты под звенья оголовков и засыпают грунтом скосы котлованов, устраивают откосные крылья. После этого при сборке оголовков круглых труб устанавливают лекальные блоки и конические звенья (рис. 2.4.2, а), при сборке прямоугольных труб — повышенные или нормальные прямоугольные звенья (рис. 2.4.2, б).

Технология строительство круглых сборных железобетонных труб

Рис. 2.4.2. Последовательность ( I…

III) сборки оголовков труб: а — круглой железобетонной; б — прямоугольной железобетонной: 1 — гравийно-песчаное основание; 2 — фундаментные плиты; 3 — портальная стенка; 4 — фундамент; 5 — откосные крылья; 6 — засыпка котлована; 7 — бетонный лоток; 8 — засыпка скоса котлована; 9 — лекальный блок; 10 — коническое звено; 11 — железобетонные плиты; 12 — прямоугольные звенья

Элементы оголовков устанавливают в проектное положение на слой цементного раствора. После окончания сборки оголовка котлован между откосными крыльями послойно засыпают грунтом и тщательно уплотняют. Лотки устраивают из цементобетонной смеси не ниже класса В, 12,5 толщиной 15…20 см на щебеночном или гравийном основании, толщиной 30 см.

Сборку труб начинают со стороны выходного оголовка, последовательно укладывая все элементы в направлении входного. В том случае, когда элементы (блоки) сборного оголовка имеют перевязки с блоками фундамента, оголовок нужно монтировать одновременно с фундаментом.

После установки всех элементов оголовка можно начинать монтаж тела трубы по раскладочной схеме, входящей в состав рабочих чертежей трубы на конкретный объект. Последовательность сборки секций труб с блочным и монолитным фундаментом показана на рис. 2.4.3. [ 5].

Технология строительство круглых сборных железобетонных труб

Рис. 2.4.3. Последовательность ( I… III) сборки секций труб: а — с блочным фундаментом; б — с монолитным фундаментом;

1 — гравийно-песчаная (щебеночная) подготовка; 2 — фундамент; 3 — лекальные блоки; 4 — звенья; 5 — опалубка; 6 — бетонный фундамент; 7 — деревянные подкладки; 8 — цементно-песчаный раствор

Положение устанавливаемых звеньев в плане и профиле контролируют по их внутренней поверхности. Зазоры между торцами звеньев не должны превышать проектные более чем на ±5 мм.

При установке круглых звеньев на фундамент без применения сборных лекальных блоков зазор между нижней образующей звена и плоской поверхностью фундамента обеспечивают деревянными прокладками. Звенья укладывают на предварительно уложенный слой пластичной бетонной смеси, обеспечивая этим плотное опирание звеньев.

Швы между круглыми и прямоугольными звеньями должны соответствовать проектным размерам, и после окончания сборки все должны быть снаружи и изнутри плотно заполнены жгутами из пакли, пропитанной битумом или литыми резиновыми жгутами. Жгуты, поставленные с внутренней стороны, должны быть утоплены в шов на 2…3 см.

После сборки всей трубы наружные ее поверхности, соприкасающиеся с грунтом насыпи, покрывают гидроизоляцией. Двухслойную обмазочную битумную гидроизоляцию наносят кистями. Стыки сборных элементов оклеивают полосами оклеечной гидроизоляции из пергамента и гидроизола, а швы между элементами зачеканивают цементным раствором или полимерными герметиками.

Водопропускные трубы засыпают грунтом после их освидетельствования и приемки. Засыпка труб состоит из следующих операций: заполнение грунтом пазух между стенками котлована и фундамента; устройство уплотненной грунтовой призмы по бокам трубы; возведение земляного полотна дороги над трубой до проектной отметки.

Технология строительства круглых сборных железобетонных труб

  • Технологическая последовательность работ:
  • · подготовительные работы;
  • · рытье котлована;
  • · устройство основания трубы;
  • · монтаж звеньев трубы;
  • · заделка швов между звеньями труб;
  • · гидроизоляция трубы;
  • · засыпка грунтом и уплотнение;
  • · укрепление русла и откосов насыпи.
  • В состав подготовительных работ по строительству труб входят следующие работы:
  • · разбивочные работы;
  • · планировка строительной площадки;
  • · перенос подземных и наземных коммуникаций;
  • · отвод существующего русла при необходимости;
  • · доставка оборудования, завоз материалов и сборных элементов трубы, разгрузка их на площадке.

Разбивочные работы выполняются в следующей последовательности.

Для установления проектного положения трубы теодолитом восстанавливают ось трасы, стальной лентой дважды измеряют расстояние от ближайшего пикета до продольной оси трубы.

В полученной точке устанавливают деревянный столб на уровне с землей и в него точно по оси трассы забивают гвоздь, фиксирующий центр трубы. На этой точке устанавливают теодолит и переносят в натуру угол (900) между осями трубы и трассой дороги.

Продольную ось трубы закрепляют двумя контрольными столбами, установленными не ближе 3 метров от грани котлована.

При помощи теодолита определяют проектные отметки верха фундамента трубы, входного и выходного оголовков. Фиксируют колышками, которые должны быть вынесены за зону работ.

Технология строительство круглых сборных железобетонных труб

Рис. 1.9 Схема разбивки котлована

Для рытья котлована используют экскаваторы с малым объемом ковша, обратная лопата на пневмоходу.

Если укладку звеньев осуществляют на грунт или основание из песчано-гравийной смеси, поверхность планируют и тщательно уплотняют механическими трамбовками. Основанию придают проектный уклон.

Если укладку производят на фундамент, то в приготовленный котлован на основание укладывают плиты фундамента. Швы заливают раствором.

Звенья трубы монтируют автомобильными кранами, начиная от выходного оголовка.

Швы между звеньями труб плотно законопачивают жгутами из пакли, проваренной в битуме, утопленными на 2-3 см, а затем замазанными цементным раствором с внутренней стороны. А с наружной стороны швы заполняют горячим битумом, а затем наклеивают полосы двухслойной изоляции шириной 25 см. Всю поверхность трубы, соприкасающуюся с грунтом необходимо обмазать битумной мастикой.

Собранную трубу после гидроизоляции засыпают грунтом. Грунт отсыпают одновременно с двух сторон трубы горизонтальными слоями толщиной 15 см с тщательным уплотнением каждого слоя. Автомобили, дорожная техника должны двигаться по обеим сторонам трубы без переезда через трубу до тех пор, пока высота уплотненной засыпки не достигнет 0,5 м.

Заключительные работы при сооружении трубы – это укрепление русла цементным раствором, железобетонными плитами, одиночным мощением на цементном растворе и откосов насыпи трубы.

Дата добавления: 2020-12-11; просмотров: 40; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Узнать еще:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]