Насосы грунтовые: конструкция, сферы применения, монтаж, возможные поломки

Характерные неисправности гидросистем и способы их устранения

В гидравлических системах, как и в любых других устройствах, встречаются два вида неисправностей, или, как их принято называть в теории надежности, два типа отказов: внезапные и постепенные.

Внезапные отказы — характеризуются скачкообразным изменением значений одного или нескольких основных параметров устройства (например, заклинивание подвижных

частей, разрушение или деформация деталей гидрооборудования). При внезапных отказах гидросистема теряет работоспособность.

Постепенные отказы — медленное (постепенное) изменение значений одного или нескольких основных параметров устройства (например, снижение мощности двигателя ниже установленной), являющееся следствием естественного износа деталей, нарушения герметичности или неправильной установки гидроаппаратов. Постепенные отказы ведут к постепенной потере работоспособности, когда гидросистема может еще работать, но все менее эффективно, с меньшей производительностью, с нерациональными затратами энергии, с загрязнением окружающей среды и ухудшением условий труда обслуживающего персонала.

Отказ отдельного элемента гидропривода, не обусловленный повреждениями других элементов, называется независимым отказом (например, поломка пружины гидрораспределителя).

Обратите внимание

  Отказ,  возникший в результате повреждения или выхода из строя других элементов — зависимым отказом (например, заклинивание золотника распределителя вследствие выхода из строя напорного фильтра).

Причины неисправностей в гидравлических приводах и виды их проявления столь разнообразны, что свести их в единый перечень не представляется возможным.

Хотя эксплуатация гидравлических приводов и систем обычно сопровождается статистическим сбором и учетом информации о возникающих неполадках и характерных отказах, в технических описаниях и инструкциях по эксплуатации конкретных гидроаппаратов, как правило, приводятся признаки и описание лишь наиболее типичных неисправностей.

Основываясь на данных такого статистического учета отказов гидроаппаратов,  ниже приведем примерный перечень наиболее характерных неисправностей и рекомендуемых способах их устранения.

Чтобы получить профессиональную консультацию по неисправности в гидросистеме вашей техники либо пройти квалифицированную диагностику,
обращайтесь по телефонам: +37529 660 74 74 +37529 560 74 74

Наиболее характерные неисправности и способы их устранения.

Симптомы неисправности Возможные причины Способы устранения
Насос не подает жидкость в систему Неправильное направление вращения вала насоса. В баке мало рабочей жидкости. Засорился всасывающий трубопровод. Подсос воздуха во всасывающей трубе. Поломка насоса. Большая вязкость рабочей жидкости. Засорился демпфер переливного клапана Изменить вращение вала. Долить жидкость до отметки маслоуказателя. Прочистить трубопровод. Подтянуть соединение. Устранить повреждения или заменить насос. Заменить рабочую жидкость. Промыть клапан и прочистить демпферное отверстие.
Насос не создает давления в системе Повышенные внутренние утечки в насосе. Большие внешние утечки по валу насоса. Большие внутренние утечки в гидросистеме. Завис золотник предохранительного клапана или запорный элемент переливного клапана. Уменьшение вязкости масла вследствие его нагрева (обычно выше 50 °С.). Проверить производительность насоса на холостом ходу и под нагрузкой. При объемном КПД ниже паспортного заменить насос. Заменить уплотнения. Проверить, нет ли раковин, трещин и т.д. При их обнаружении заменить насос. Заменить уплотнения. Проверить узлы гидросистемы на герметичность и отремонтировать. Разобрать и промыть клапан, проверить состояние демпфера, пружины, шарика и его седла. Улучшить условия охлаждения масла.
Шум и вибрация в системе Большое сопротивление во всасывающем трубопроводе. Мала пропускная способность фильтра или он засорился. Подсос воздуха во всасывающей трубе. Засорился сапун в баке. Вибрация клапана. Резкое изменение проходного сечения трубопроводов. Нежесткое крепление трубопроводов. Увеличить проходное сечение труб. Заменить фильтр или промыть его. Подтянуть соединения. Прочистить сапун. Разобрать и проверить демпфирующие каналы. Увеличить и выправить проходные сечения трубопроводов. Закрепить трубопроводы.
Неравномерное движение рабочих органов Наличие воздуха в гидросистеме. Давление настройки предохранительного клапана близко к давлению, необходимому для движения рабочих органов. Мало противодавление на сливе из цилиндра. Механическое заедание подвижных частей гидроцилиндра. Неравномерная подача масла насосом. Шум и стук в насосе вследствие поломки одной из лопаток или плунжера. Выпустить воздух из системы. Настроить предохранительный клапан на давление на 0,5… 1,0 МПа больше, чем давление, необходимое для движения рабочих органов.                                                         Повысить сопротивление на сливе (регулировкой дросселя или подпорного клапана). Отремонтировать гидроцилиндр. Заменить насос.
Резкое уменьшение скорости движения при росте нагрузки Большие внутренние или внешние утечки в элементах гидросистемы. Регулятор расхода заедает в открытом положении. Предохранительные и переливные клапаны отрегулированы на низкое давление См. п. 2. Разобрать регулятор расхода, проверить исправность пружины и плавность перемещения золотника. Устранить дефекты, промыть и собрать регулятор. Настроить предохранительные и переливные клапаны.
Постоянное уменьшение скорости движения рабочего органа Загрязнение рабочей жидкости. Засорение фильтров, дросселей и других аппаратов системы. Облитерация (заращивание) щелей дросселя. Износились уплотняющие поверхности гидроагрегатов или снизилась вязкость рабочей   жидкости. Заменить жидкость и промыть гидросистему. Промыть аппаратуру. Увеличить открытие дросселя или установить дроссель с меньшим минимальным расходом. Заменить износившиеся гидроагрегаты или заменить рабочую жидкость.
Повышенное давление в нагнетательной линии при холостом ходе Уменьшенного проходного сечения трубопроводов, также в результате некачественного монтажа. В переливном клапане засорился канал управления. Повышенные механические сопротивления движению рабочих органов. Заменить аппаратуру, установить трубопроводы с большим проходным сечением, исключить излишние изгибы, соединения и т.п. Прочистить канал управления. Устранить недостатки конструкции, отремонтировать штоки цилиндров и т.п.
Повышенный нагрев масла в системе Повышенные потери давления в трубопроводах и гидроаппаратуре. Плохой отвод теплоты от бака и трубопроводов. Насос не разгружается во время пауз. Чрезмерно большие запасы по давлению и подаче насоса. См. п. 7, а также улучшить теплоотвод от бака и труб. Проверить работу разгрузочного устройства, устранить дефекты. Установить насос с требуемыми параметрами.
Обратный клапан пропускает жидкость при изменении направления потока Клапан не прилегает седлу. Дефект рабочих кромок клапана или седла. Сломалась пружина клапана. Разобрать клапан, проверить состояние седла, конуса клапана и пружины. Устранить дефекты, промыть и собрать клапан.
Предохранительный клапан не удерживает давления Засорился демпфер или седло клапана. Потеря герметичности в системе дистанционной разгрузки. Износился шарик или седло. Сломалась пружина. Прочистить демпфер, промыть потоком жидкости. Заменить шарик или седло. Заменить пружину.
Давление за редукционным клапаном отсутствует Засорился демпфер или седло клапана. Износился шарик или седло. Сломалась пружина. Устранить дефекты Заменить клапан
Через дренажные отверстия большие утечки Износились уплотнения. Износились рабочие поверхности подвижных распределительных устройств. Заменить уплотнения. Произвести ремонт или замену.                                                     
Золотники с электрогидравлическим управлением не переключаются при включении электромагнита Заедание золотника в корпусе (задир золотника). Заклинивание золотника при грязном масле или осевшей возвратной пружине. Густое масло затрудняет перемещение золотника. Якоря электромагнитов не перемещаются на полную величину хода. Расклепался конец толкателя. Засорилось дренажное отверстие в золотнике. Снять электромагниты, проверить вручную перемещение золотника, проверить затяжку крепления корпуса золотника, промыть аппарат, сменить масло. Проверить напряжение в зажимах электромагнита, устранить заедание якоря при перемещениях. Заменить толкатель. Разобрать, промыть.
Электромагниты гудят и перегреваются Слишком сильны возвратные пружины. Напряжение питающего тока не соответствует номиналу. Расклепался якорь электромагнита. Заменить на более слабые. Отрегулировать электротоки. Переклепать якорь.
Обрыв и трещины маслопроводов с нарушением герметизации Недопустимые деформации гибких рукавов. Старение и износ гибких рукавов. Резонансные колебания трубопроводов. Значительные пики давления в гидросистеме. Довести конструкцию маслопровода. Заменить рукав. Закрепить трубы скобами. Поставить перепускные клапаны и демпферы. Снизить скорость рабочего органа.
Редукционный клапан не понижает давление или понижает недостаточно Регулирующая пружина сжата почти до полного прилегания витков. Золотник клапана заедает. Засорилась линия отвода масла после шарика в бак. Осела регулирующая пружина. Засорилось демпферное отверстие золотника. Между шариком и седлом попала грязь или поврежден шарик. Разобрать клапан промыть и заменить дефектные детали.       
Скорость подачи силового узла мала и падает при нагрузке (регулирование с помощью регулятора расхода) Засорилась щель дросселя. Ослабла пружина встроенного редукционного клапана или застрял золотник. Повышение утечки в насосе и гидроагрегатах. Большая вязкость масла. Разобрать и промыть с заменой дефектных деталей. Заменить износившиеся гидроагрегаты. Заменить масло.
Поток масла не реверсируется распределителем золотникового исполнения Заедание золотника в корпусе вследствие грязного масла, пережима крепежных болтов, неплоскостности монтажной поверхности полома возвратных пружин, отсутствия давления управления. Сгорела катушка или расклепался якорь. Разобрать и промыть распределитель. Ослабить крепежные болты. Поверить давление управления. Заменить дефектные детали.
Образование пены на поверхности масла Наружная течь масла в трубопроводах и элементах системы. Низкий уровень рабочей жидкости в баке. Негерметичность всасывающего трубопровода. Износ манжеты вала насоса.                                                             Устранить утечки. Долить рабочую жидкость.
Масло и пена выбрасываются через заливную горловину маслобака или крышку встроенного сливного фильтра Избыток масла в баке. Подсос воздуха в гидросистему. Засорился фильтр или повреждены уплотнения крышки фильтра. Слить часть масла. Подтянуть соединения всасывающей линии. Промыть фильтр и заменить уплотнения.
Масло молочного цвета Попадание воды в масло через маслоохладитель. Повышенная влажность воздуха. Отремонтировать маслоохладитель. Заменить сапун на баке.
Наружная течь масла Повреждение уплотнений деталей насоса. Дефект трубопроводов.  Ослабление крепления крышек, фланцев, пробок и т.п. Устранить дефекты.
Наружный шум механического происхождения Дефект приводной муфты.  Ослабление крепления насоса или электродвигателя. Заменить муфту. Подтянуть соединительную арматуру.
Внутренний шум механического происхождения Повреждение подшипников. Износ деталей распределительного узла и деталей качающего узла насоса.  Разрушение отдельных деталей насоса. Отремонтируйте насос.
Повышенная вибрация Повреждение приводной муфты. Несоосность валов насоса и двигателя. Повреждение подшипников. Заменить муфту. Устранить несоосность. Заменить подшипники.
Значительные колебания стрелки манометра на выходе насоса. Значительный шум гидравлического происхождения Большое разрежение на всасывании из-за засорения линии всасывания. Низкий уровень масла в баке. Негерметичность линии всасывания. Перегрузка насоса по давлению. Износ деталей распределительного узла и поломка деталей качающего узла. Устранить засорение. Долить рабочую жидкость. Заменить всасывающую линию. Отрегулировать или заменить предохранительный клапан. Отремонтировать насос.

Источник: https://hts.by/pomoshh-specialista/harakternye-neispravnosti-gidrosistem-i-sposoby-ih-ustranenija/

Насосы // Библиотека технической литературы

В книге приведены результаты исследования новых конструкций насосов низкой быстроходности: черпаковых (с вращающимся корпусом), центробежных с эжектором на входе, электроимпульсных и вихревых.

Основное внимание уделено разработке черпаковых насосов (с вращающимся корпусом).

Это наиболее простая конструкция насоса низкой быстроходности роторно-динамического типа, предназначенного для работы на различных жидкостях.

В соответствии с особенностями конструкции и характеристиками насосов установлены возможные области их применения, даны основные расчетные уравнения характеристик и проведено сравнение данных расчета и эксперимента.

Важно

Книга рассчитана на инженерно-технических и научных работников организаций, занимающихся разработкой и проектированием насосов указанных типов.

Читайте также:  Масло для вакуумных насосов: виды, характеристики, применение

Читать далее »

Книга посвящена течению во вспомогательных (не входящих в состав проточных частей) трактах лопастных машин— центробежных насосов, компрессоров, турбин.

Приведены методы расчета элементов вспомогательных трактов и составленных из них внутренних гидравлических цепей, а также гидродинамических сил. действующих на детали вспомогательных трактов, в частности осевых сил, возникающих на рабочих колесах.

Изложены методы экспериментального определения характеристик вспомогательных трактов и гидродинамических сил, а также теория их моделирования.

Книга предназначена для специалистов, занимающихся проектированием, исследованием, изготовлением и эксплуатацией лопастных машин.

Читать далее »

Книга содержит разбор конкретных неисправностей насосов и компрессоров, с которыми автор сталкивался в своей профессиональной деятельности. Описаны причины появления этих неисправностей и способы, которыми они были устранены.

Книга представляет собой прежде всего исторический интерес, но может также быть полезна студентам и специалистам в области тепло- и водоснабжения.

Спасибо Роману за книгу!
Читать далее »

В книге рассматриваются конструкции и приводятся основные расчеты насосов объемного (статического) действия, широко применяемых в отечественном машиностроении.

Совет

При рассмотрении конструкции шестеренчатых, лопастных и поршневых насосов уделено внимание особенностям их изготовления, а также предъявляемым к ним техническим требованиям. Описаны конструкции насосов, изготовляемые в зарубежных странах и указаны пути развития отдельных типов насосов объемного действия.

Книга предназначена для инженерно-технических работников, занимающихся конструированием, изготовлением и эксплуатацией насосов объёмного действия.

Читать далее »

Изложены сведения по теории, методам расчета и проектирования насосов низкого, среднего, высокого и сверхвысокого вакуума. Рассмотрены рабочие процессы и конструкции вакуумных насосов различного принципа действия, приведены результаты экспериментальных исследований, рекомендации по конструированию, объемные и энергетические характеристики. Для всех типов насосов даны примеры расчета.

Для инженерно-технических работников, занимающихся разработкой, испытаниями и использованием вакуумных насосов и агрегатов на их базе в различных отраслях промышленности.

Читать далее »

В книге изложены основы теория лопастных насосов, основные инженерные методы гидродинамических и механических расчетов проточной части н наиболее ответственных деталей.

Рассмотрены принцип действия н конструкции основных узлов. Описаны наиболее распространенные типы конструкций лопастных насосов отечественного и зарубежного производства.

Приведены методы испытаний к экспериментальных исследований насосов.

Книга предназначена для инженерно-технических работников, занимающихся исследованием, проектированием, изготовлением и эксплуатацией лопастных иасосов. Она может быть также полезна студентам энергомашиностроительных специальностей.

Читать далее »

В книге изложены основы теории и расчета поршневых насосов и их воздушных колпаков. Рассмотрены также конструкции поршневых насосов и приведены сведения по их испытанию и эксплуатации.

Обратите внимание

Книга предназначена для инженерно-технических работников. Она также может быть использована студентами высших технических учебных заведений.

Читать далее »

В текстах лекций изложены: принцип действия, конструктивные схемы, основы теории и расчета и элементы эксплуатации судовых насосов и вентиляторов.

Теория рассматривается на уровне, необходимом для квалифицированной эксплуатации насосов и вентиляторов. Основы расчета даются в познавательном плане. Конструктивные схемы приводятся для пояснения основ теории и расчета.

Из-за ограниченности объема текстов лекций в них рассмотрена только часть насосов динамического принципа действия. Учитывая, что в судовой практике наиболее распространены центробежные насосы, им уделено основное внимание.

Тексты лекций предназначены для курсантов судомеханического факультета стационарного отделения и студентов заочного обучения, изучающих курс «Судовые вспомогательные механизмы, системы и их эксплуатация». Они могут быть использованы слушателями курсов повышения квалификации и судовыми механиками в своей практической деятельности.

Читать далее »

В книге обобщен и систематизирован материал по всем типам отечественных вакуум-насосов, применяемых в химической промышленности. Основное внимание уделено описанию устройства, принципу действия, монтажу и эксплуатации вакуум-насосов. Приводятся методы защиты вакуум-насосов от действия агрессивных сред и некоторые примеры расчета вакуумных установок.

Материал книги рассчитан на работников химической промышленности, занимающихся подбором и эксплуатацией вакуумных насосов, а также может быть использован студентами при курсовом и дипломном проектировании.

Читать далее »

В книге рассматриваются основы современной теории, расчета, конструкции поршневых, центробежных и осевых насосов, а также принципы действия схемы и конструкции насосов ротационных, винтовых, мамут-насосов, струйных аппаратов, эрлифтов, таранов и пр.

Важно

Книга, собственно, не претендует на полноту изложения всех вопросов насосостроения и их эксплуатации, отсылая читателей к соответствующим специальным руководствам.

В книге кратко и в элементарном виде рассматриваются теоретические основы работы насосов и основные их типы, применяемые в различных условиях.

При этом исчерпывающее рассмотрение всего многообразия существующих конструкций не являлось задачей настоящего труда.

В виде отдельной главы дается описание насосных установок в энергетике — на тепловых электростанциях и в системе Гидроторфа, конечно, кратко, с выделением лишь особенностей в конструкции насосов, применяемых в этих случаях.

Книга предназначается для инженеров и техников.

Читать далее »

Источник: https://techlib.org/gidravlika-i-pnevmatika/nasosy/

Грунтовой насос

ГРУНТОВОЙ НАСОС (а. dredge pump, suction dredge, slurry pump; н. Erdpumpe, Schlammpumpe; ф. pompe а deblais, pompe de dragage; и. bomba de suelo) — машина для перекачивания по напорным трубопроводам гидросмеси с размерами твёрдых включений до 400 мм.

Грунтовой насос устанавливается на землесосных снарядах, землесосных установках, используется на обогатительных фабриках и т.д. Первый грунтовой насос изготовлен во Франции в 1859 для землесосного снаряда (поршневой насос).

Через 5 лет появились центробежные грунтовые насосы, быстро вытеснившие поршневые. В CCCP первые грунтовые насосы изготовлены в 1935. В 1936 В. А.

Мороз сконструировал грунтовые насосы, известные под марками ЗГМ-1 и ЗГМ-2, которые послужили базовой моделью для последующих конструкций.

Грунтовые насосы представляют собой одноступенчатый центробежный насос с односторонним всасыванием (рис.). Различают грунтовые насосы с горизонтальным или вертикальным валом (последние применяются крайне редко, в особых условиях).

Изготавливают грунтовые насосы 3 типов: с нормальным размером сечения проточного тракта, с проточным трактом, размер сечения которого увеличен на 25%, и с проточным трактом, увеличенным на 15%.

Кроме того, грунтовые насосы могут изготовляться в однокорпусной и двухкорпусной модификациях, последние предназначаются для перекачивания особо абразивных, крупнообломочных материалов, и их корпуса снабжены защитной рубашкой. Главный рабочий орган грунтового насоса — рабочее колесо, передающее энергию потоку гидросмеси с минимальными потерями.

Совет

Грунтовой насос характеризуется тремя основными параметрами: подачей Q, напором Н и мощностью N. Область нормальной работы грунтового насоса определяется полями Q-Н. Выпускают грунтовые насосы производительностью до 12000 м3/ч по воде и напором до 90 м.

За рубежом грунтовые насосы изготавливают в Великобритании, США, Нидерландах, Японии и других странах. Коэффициент полезного действия, гидравлические параметры, размеры проходных сечений и частота вращения зарубежных грунтовых насосов практически не отличаются от отечественных.

Совершенствование конструкций грунтовых насосов предусматривает дальнейшую стандартизацию и унификацию их узлов, повышение износостойкости рабочих элементов. В 60-е гг. выявлена целесообразность широкого применения погружных грунтовых насосов (размещаемых ниже горизонта воды и работающих в условиях подпора).

Термин «Грунтовой насос» заменил термин «землесос», широко применявшийся в литературе по гидромеханизации. При дноуглубительных работах грунтовые насосы принято называть землесосными или рефулерными помпами.

Источник: https://mining-enc.ru/g/gruntovoj-nasos

Наиболее часто встречающиеся причины поломки насосов

Если вы решили приобрести насос, то необходимо четко обозначить область его использования и, в зависимости от этого, определиться с типом агрегата. Существует достаточное количество печатной и электронной литературы, однако лучше всего в этом случае поможет консультация специалиста.

Кроме того, многие пользователи забывают, что любой насос требует соблюдения правил эксплуатации и периодического осмотра, во время которого определяется необходимость его текущего или капитального ремонта. Итак, вот несколько наиболее часто встречающихся причин выхода из строя насосных установок.

Гидравлический удар

Данное физической явление происходит при запуске насоса без рабочей жидкости либо при попадании внутрь подводящей магистрали пузырьков воздуха.

К сожалению, сегодня не все модели насосов оснащаются защитой от сухого пуска, это связано с желанием производителей удешевить конструкцию или с иными конструкционными особенностями.

Как только вода или другое вещество попадает внутрь установки, она с силой ударяет по рабочим узлам агрегата, вызывая повреждение поверхности стенок и крыльчатки. Чтобы не допустить такого рода происшествий, требуется перед запуском вручную заполнить насос перекачиваемой жидкостью.

Выход из строя фекальных насосов

Когда речь идет об установках, перекачивающих бытовые и промышленные стоки, наиболее часто проблемы возникают вследствие попадания крупных частиц на рабочие колеса.

Современные канализационные системы часто становятся местом скопления различных посторонних предметов, и избежать таких поломок можно только с увеличением ответственности потребителей либо с помощью установки дополнительных фильтрующих устройств.

Вторая причина поломки фекальных насосов – отсутствие в системе подачи стоков обратного клапана. В результате вода под воздействием гравитации сливается вниз, раскручивая рабочее колесо в обратную сторону. В итоге, если в этот момент поступает команда на включение насоса, рабочий вал практически сразу не выдерживает воздействия разнонаправленных сил и ломается на части.

Поломки поливочных установок

Зачастую хозяева частных домовладений неграмотно выбирают тип насосной установки для полива придомовой территории – приобретают модель с маленьким гидроаккумулятором или вовсе без него.

В результате автоматике приходится часто включать и выключать насос, при этом электрический двигатель работает на повышенном токе. Эксплуатация электродвигателя в таком режиме, еще и при высокой температуре, способна значительно уменьшить его ресурс.

Чтобы уберечь недешевый агрегат от выхода из строя, специалисты рекомендуют приобретать накопительные баки большего размера либо снабжать насосную установку частотным преобразователем.

Температурные особенности региона эксплуатации

Следующая причина выхода насосов из строя – замерзание жидкости внутри установки. В периоды, когда есть возможность наступления заморозков, рекомендуется отключать насос от питающей сети и сливать из него остатки рабочей жидкости.
Неправильное подключение электропитания

Насосные установки могут работать в нештатном режиме из-за нехватки мощности. Это происходит при некачественном подключении кабеля электропитания – из-за неверного чередования фаз насос может вращаться в обратном направлении, что снижает его эксплуатационные показатели и ресурс.

Если речь идет о трехфазных агрегатах, здесь частые причины поломок – обрыв одной из фаз. Это происходит либо при подключении – когда монтажники забывают проверить наличие напряжения на каждой фазе, либо в процессе эксплуатации насоса.

Если отгорает либо механически обрывается одна из фаз, двигатель просто сгорает в течение нескольких секунд.

Читайте также:  Ручные трубогибы для трубы круглого сечения

Выход из строя рабочего колеса

Чтобы этого не случилось, необходимо своевременно разбирать насосную установку и производить ее профилактический осмотр, чтобы контролировать состояние рабочего колеса. Если наблюдается его выработка, необходимо произвести замену данного узла.

В противном случае мощность насоса будет постепенно падать, а в случае возникновения перегрузки рабочее колесо может развалиться на части.

В некоторых случаях замены деталей не потребуется, исправить ситуацию со снижением мощности помогает прочистка подающей магистрали, обратного клапана либо самого рабочего колеса.

Тонкости работы центробежных насосов

Несмотря на то, что центробежные установки достаточно лояльно относятся к холостому и сухому ходу, необходимо стараться избегать таких режимов эксплуатации оборудования.

При этих режимах работы в корпусе установки образуется две разных по плотности среды (воздух и вода). В результате рабочее колесо испытывает неравномерную нагрузку, что может привести к выходу из строя подшипника.

В этом случае вы сможете услышать посторонние шумы при работе установки и поймете, что пора менять данный узел.

Обратите внимание

Чтобы максимально продлить срок службы рабочих колес центробежных насосов, следует оборудовать систему дополнительными фильтрами – грубой или тонкой очистки.

Это позволит мелким и крупным частицам не деформировать поверхность рабочего колеса и внутренней части корпуса.

Ведь при периодическом попадании внутрь агрегата посторонних включений, зазор между корпусом и рабочим колесом увеличивается, что приводит к снижению мощности и КПД.

Источник: https://teplomatica.ru/stati/naibolee-chasto-vstrechayushchiesya-prichiny-polomki-nasosov.html

Инструкция по монтажу центробежных и осевых насосов

В качестве базовой сборочной единицы при монтаже насосов марки ПЭ принимают гидромуфту, которую устанавливают в первую очередь. Расстояние между торцами валов определяют при среднем (по продольной оси) положении ротора электродвигателя.

При центровке по полумуфтам необходимо, чтобы ось вала гидромуфты находилась на 0,15 мм ниже осей роторов электродвигателя и насоса (для компенсации температурных расширений). Насос, гидромуфту и электродвигатель подливают бетонной смесью.

Монтаж горизонтальных насосов ( в том числе марок Кс, СЭ, Гр, Гру, БМ, Д, НМ, X и АХ), поставленных в виде агрегированных блоков, сводится к установке их на фундамент или опорные конструкции и выверке одним из методов, описанных в гл.5.

Если насос и электродвигатель не имеют общей фундаментной плиты (рамы), то вначале устанавливают насос, к которому по полумуфтам прицентровывают электродвигатель. Требования к монтажу маслосистем циркуляционной смазки те же, что и при монтаже центробежных компрессоров. М

онтаж насосов марок О и Оп, поступивших в собранном виде, необходимо вести в следующей последовательности: установить закладное кольцо с нижним сальником и переходным кольцом на 20—30 мм ниже заданной отметки; опустить отвес из центра проема под электродвигатель так, чтобы он прошел через центр всасывающей трубы подводящей камеры, отцентрировать по струне закладное кольцо с погрешностью 0,5 мм и установить по уровню; установить фундаментные плиты насоса, насос в сборе, статор электродвигателя в сборе с нижней крестовиной, ротор, верхнюю крестовину и пяту; выверить вертикальность вала электродвигателя и перпендикулярность пяты; прицентровать электродвигатель к насосу; соединить валы насоса и электродвигателя; выверить общую линию валов и отцентровать детали корпуса насоса (камеру рабочего колеса, выправляющего аппарата и отвода) относительно его вала.

При монтаже насоса, поступившего сборочными единицами, после закрепления фундаментных плит следует установить: опорную часть отвода с выправляющим аппаратом; отвод на его опорную часть; вал, соединив его с рабочим колесом и отцентрировав относительно расточек под подшипники; статор электродвигателя с сборе с нижней крестовиной; ротор; верхнюю крестовину и пяту.

Необходимо: выверить вертикальность электродвигателя и перпендикулярность пяты; прицентровать электродвигатель к насосу; соединить валы насоса и электродвигателя; выверить общую линию валов и отцентровать детали корпуса относительно его вала.

Электродвигатель рекомендуется монтировать в такой последовательности: установить статор в сборе с фундаментными плитами и нижней крестовиной; выверить статор и нижнюю крестовину относительно оси вала насоса, а также их высотное положение; поставить вал в сборе с ротором и крышкой крестовины на плиты или домкраты (предварительно отцентрировав вал электродвигателя относительно вала насоса и проверив воздушный зазор между ротором и статором); установить верхнюю крестовину, отцентрировав ее относительно вала электродвигателя, сегменты подпятника на опорные винты; запрессовать втулку подпятника и установить запорное кольцо; проверить центровку верхней крестовины во втулке подпятника; все сегменты подпятника поворотом винтов равномерно прижать к поверхности трения вращающегося диска; нагрузку от ротора передать с подъемных винтов на подпятник; проверить высотное положение блока ротор — статор; установить верхний направляющий подшипник; выверить перпендикулярность оси вала электродвигателя к плоскости подпятника, поворачивая вручную ротор на подпятнике; выверить вертикальность вала электродвигателя; поставить разъемную опору нижнего подшипника; установить нижний направляющий подшипник; окончательно прицентровать вал электродвигателя к валу насоса; проверить центровку статора и нижней крестовины относительно вала электродвигателя; соединить валы электродвигателя и насоса и окончательно выверить зазор в верхнем направляющем подшипнике электродвигателя; проверить линию агрегата, проворачивая вручную вал насосного агрегата на подпятнике; выверить зазоры в нижнем направляющем подшипнике электродвигателя; залить бетонной смесью фундаментные плиты статора; смонтировать остальные узлы электродвигателя и просушить его.

Перед установкой сегментов подпятника необходимо проверить по маркировке их положение в крестовине. Под опорные винты закладывают медные прокладки и проверяют плотность их прилегания к плоскости сегмента. После установки винты следует повернуть на 90°, чтобы заплечики их головок вошли в пазы сегментов (рис. 48) с зазором 2 мм, который обеспечивает их подвижность при работе подпятника и в то же время дает возможность сегменту не прилипать к диску пяты при подъеме ротора. Положение опорных винтов должно быть зафиксировано стопорными планками. Термометры сопротивления и термосигнализаторы в сегментах подпятника и в масляных ваннах (если они предусмотрены) устанавливают до монтажа направляющих подшипников и маслоохладителей. К нижней торцевой части пяты крепят диск, предварительно положив между ними изоляционную прокладку. Сопротивление изоляции должно соответствовать требованиям технической документации на насос. Болты, крепящие диск к пяте, необходимо затягивать с равномерным усилием. Рабочую поверхность диска и сегментов промывают спиртом или авиационным бензином, после чего покрывают тонким слоем смазки.

Место посадки втулки пяты смазывают ртутной мазью и насаживают ее с помощью специального приспособления (рис. 49), а затем крепят запорным кольцом.

При сборке направляющих подшипников сегменты устанавливают так, чтобы в направлении рабочего вращения зазор был больше, чем со сбегающей стороны. Зазор между валом и подшипником может быть отрегулирован опиловкой опорного сухаря или с помощью прокладок из тонкой фольги, устанавливаемых между сегментом и опорным сухарем.

Важно

Перпендикулярность диска пяты к оси ротора электродвигателя проверяют с помощью индикаторов при плавном повороте ротора на подпятнике. Вертикальность ротора проверяют по четырем струнам. После этого выверяют положение ротора относительно статора во воздушному зазору, замеряемому вверху и внизу по четырем диаметрально противоположным точкам металлическим щупом. Допустимая неравномерность воздушного зазора не более ±5% среднего арифметического (по всем замерам), подсчитанного отдельно для верха и низа статора. Воздушный зазор регулируют перемещением верхней крестовины по фланцу статора.

При соединении полумуфт насоса и ротора электродвигателя вначале устанавливают временные болты» а после развертки отверстий полумуфт до требуемого диаметра — постоянные (призонные) болты.

Общую линию вала насоса и ротора электродвигателя проверяют индикаторами часового типа, установленными на втулке подпятника, соединительной муфте и шейке подшипника насоса. В каждой плоскости устанавливают по два индикатора, расположенных по углом 90° друг к другу. При замерах индикаторы не должны касаться неподвижных деталей корпуса насоса и статора. Биение шеек не должно превышать 0,1 мм.

При установке камеры рабочего колеса должен быть обеспечен равномерный зазор между ней и лопастями при наибольшем угле их разворота. Зазоры проверяют, поворачивая вал на один шаг (по числу лопастей). Допускаемая несимметричность зазоров — не более 20% среднего зазора.

При монтаже насосов марки В необходимо выполнить следующие работы: опустить всасывающее колено и переходной патрубок в приямок фундамента и временно уложить их в стороне; установить и выверить фундаментные плиты насоса, корпус в сборе с нижней крышкой, фонари подшипников трансмиссии и статор электродвигателя (при определении вертикальности оси агрегата с помощью струн за базу принимают уплотняющее кольцо корпуса насоса); опустить вал насоса на нижнюю крышку корпуса и установить верхнюю крышку насоса с вкладышами подшипника; проверить вертикальность вала насоса (рамным уровнем); смонтировать трансмиссию; установить электродвигатель; выверить общую линию вала насоса и ротора электродвигателя (по индикаторам); проверить вертикальность валов насосного агрегата (по четырем струнам); установить вкладыши подшипников трансмиссии; произвести штифтовку верхней крышки и корпуса насоса, фонарей подшипников трансмиссии и статора электродвигателя на фундаментных плитах.

Монтаж электродвигателя, применяемые для этого приспособления, способы выверки общей линии вала насоса и ротора по индикаторам, а также последовательность работ по выверке валов насосного агрегата по четырем струнам аналогичен описанной выше технологии монтажа насосов марок О и Оп.

При монтаже горизонтальных и вертикальных насосных агрегатов на патрубки насосов не должна передаваться нагрузка от трубопроводов. Необходимо обеспечить полное совпадение отверстий во фланцах насосов и трубопроводов, непараллельность фланцев — не более 0,1 мм. Всасывающий и нагнетательный трубопроводы присоединяют к насосам после их крепления к фундаментным рамам. При подсоединении всасывающего и напорного трубопроводов к патрубкам насосов не должно создаваться натяжения, которое может привести к расцентровке насосного агрегата. Не допускается устранение перекоса притягиванием фланцев трубопроводов к насосам.

В случае применения гуммированных, футерованных полиэтиленом, эмалированных труб, фасонных деталей и арматуры при приемке от заказчика производят их тщательный контроль путем наружного осмотра, простукивания и испытания на электропробой. До начала монтажа таких трубопроводов должны быть закончены электрогазосварочные работы; очищена внутренняя поверхность труб, узлов и деталей от пыли и других загрязнений продувкой воздухом или другими способами, исключающими повреждение гуммированного и футерующего слоя; проведен наружный осмотр труб и деталей, а также арматуры (особое внимание обращают на состояние привалочных поверхностей). Трубы, узлы, детали и арматура, хранившиеся или транспортировавшиеся при температуре ниже 0°С, перед сборкой и монтажом выдерживают в течение 24 ч при температуре не ниже 10°С.

Совет

При монтаже трубопроводов запрещается: подгонять трубы при помощи их нагрева; врезать или устанавливать на резьбе в собранные трубопроводы стальные штуцера, муфты или бобышки для подсоединения КИПиА; применять на трубопроводах сварку всех видов; прокладывать трубопроводы на расстоянии менее 0,5 м от трубопроводов и устройств (в том числе временных), транспортирующих пар и другие продукты и вещества, имеющие температуру свыше 80°С; собирать фланцевые соединения без уплотнительных прокладок; применять ключи с удлинителями при сборке фланцевых соединений.

Читайте также:  Футляр защитный композитный для трубы

Для установки на трубопроводах манометров, термометров, импульсных трубок и т.п. применяют тройники или детали, имеющие предусмотренные проектом защитные покрытия. Трубопроводы (при отсутствии специальных указаний в рабочей документации) укладывают с уклоном не менее 3 мм/м.

Стальные гуммированные, футерованные полиэтиленом и эмалированные трубопроводы после монтажа испытывают на прочность и герметичность, а также на проверку сплошности внутреннего неметаллического покрытия. При рабочем давлении в трубопроводе до 0,5 МПа испытательное давление принимают равным 1,5 рабочего, но не менее 0,2 МПа, а свыше 0,5 МПа — 1,25 рабочего давления, но не менее (Рраб+ 0,3) МПа. При испытательном давлении трубопровод выдерживают не менее 10 мин.

Проверку сплошности внутреннего покрытия производят электролитическим способом при испытательном давлении, равном рабочему, но не менее 0,6 МПа и выдержке — не менее 15 мин. В качестве электролита для заполнения трубопровода используют 5%-й раствор поваренной соли или двууглекислой соды.

При электролитическом способе один конец испытываемого трубопровода закрывают электроизолируемой заглушкой. Испытываемый участок изолируют от всего трубопровода и насоса, подающего электролит, с применением специального электроизолирующего соединения с патрубком, а также установки изолирующих подставок и прокладок под опоры и подвески. Для контроля качества гуммированного или футерующего слоев один конец электрической цепи подключают к изолированному болту заглушки, а другой « к фланцу испытываемой трубы или участка трубопровода. Питание цепи осуществляют от сети переменного тока напряжением 36 В или от батареи напряжением 6 В.
Трубопровод считается выдержавшим испытание внутреннего покрытия, если в течение указанного выше времени в электрической цепи отсутствует ток (контроль ведут по миллиамперметру или контрольной лампочке) и при наружном осмотре не обнаружено нарушение герметичности или других дефектов.

При наличии в цепи электрического тока давление снимают и выявляют дефектный участок трубопровода путем последовательного его разделения на более короткие участки и испытания каждого участка отдельно. Поврежденный участок заменяют, после чего весь трубопровод вновь испытывают на прочность, герметичность и сплошность внутреннего покрытия до получения требуемых результатов. После испытания полностью опорожняют трубопровод от электролита и промывают водой» подаваемой со скоростью 1—1,5 м сек; продолжительность промывки — до устойчивого появления чистой воды из выходного патрубка или спускного устройства.

Индивидуальные испытания насосных агрегатов проводят в соответствии с требованиями СНиП 3.05.05-84 и инструкции по эксплуатации предприятия-изготовителя. Наиболее распространенные неисправности при испытании насосов и способы их устранения приведены в табл. 25.

Источник: https://injzashita.com/instrukciya-po-montaju-centrobejnix-i-osevix-nasosov.html

Инструкция по эксплуатации центробежных насосов. Как пользоваться центробежными насосами. Принцип работы центробежных насосов. Неисправности оборудования и способы их устранения

Большинство загородных домов не обладают централизованной системой водоснабжения. Наилучшим решением для обеспечения потребности в воде для питья и бытовых нужд является создание скважин. Эффективный забор воды осуществляется посредством использования насосного оборудования. В нашей статье мы расскажем об основных правилах эксплуатации центробежных насосов.

Особенности оборудования

Предназначением центробежных насосов является водозабор из песчаных и артезианских скважин. Оборудование изготавливается из нержавеющей стали и характеризуется отличным рабочим напором и небольшим размером. Некоторые модели центробежных насосов имеют цилиндрическую форму. Благодаря этому их можно поместить в самой узкой трубе скважины.

Схема эксплуатации центробежных насосов основана на принципе радиального направления водного потока. Самый простой агрегат представляет собой корпус и вращающееся рабочее колесо.

При вращении колеса вода отбрасывается от центра к крайней части и поступает в отвод корпуса. В то же самое время из всасывающей трубы вода попадает в центральную часть колеса.

Существует несколько классификаций центробежных насосов. Основные критерии:

  • количество рабочих колес;
  • мощность напора;
  • расположение вала.

По первому признаку оборудование бывает:

  • одноступенчатым;
  • многоступенчатым.

В зависимости от создаваемого напора существуют такие центробежные насосы:

  • с низким напором (до 20 м);
  • со средним напором (20-60 м);
  • с высоким напором (свыше 60 м).

В зависимости от расположения вала агрегаты бывают:

  • с вертикальным валом;
  • с горизонтальным валом.

Основными характеристиками оборудования являются:

  • компактность;
  • минимальный вес;
  • отличная производительность;
  • простота осуществления монтажных и демонтажных работ;
  • возможность плавного регулирования работы насоса;
  • равномерность и бесперебойность подачи воды;
  • надежная работа в течение продолжительного времени;
  • перекачка различной жидкости.

Эксплуатация центробежных насосов зависит от способа их расположения. Одни модели могут работать в воде. Другие функционируют только над ее поверхностью.

Использование наземного агрегата

Монтаж данного типа центробежных насосов осуществляется на заранее подготовленный фундамент. При этом нельзя заниматься исправлением перекоса путем подкладывания прокладок или затягивания болтов.

Прежде чем запустить центробежный насос в работу, следует осуществить следующие операции:

  • добавить в подшипники смазку;
  • при необходимости подтянуть сальники;
  • вал при вращении не должен заклиниваться;
  • проверить зазор между сальником и корпусом агрегата (он должен быть в пределах 8-10 мм);
  • залить воду в корпус насоса;
  • для проверки правильности направления вращения вала произвести пробный пуск двигателя.

В процессе функционирования центробежных насосов периодически осуществляется проверка герметичности всех соединений.

Основными элементами центробежных насосов, которые влияют на период их бесперебойного функционирования, являются подшипники и сальники. По этой причине при  устройстве и эксплуатации центробежных насосов данные узлы требуют наиболее качественного монтажа и ухода.

Если насосы имеют датчики для измерения давления воды и температуры, то обязательно проверяется степень нагревания подшипников. Они не должны перегреваться. Максимальная температура нагрева подшипников должна быть в пределах 70ºС.

Обратите внимание

Что касается замены масла, то данная процедура осуществляется через 0,8-1 тыс. часов работы двигателя. Если подшипники подвергаются кольцевой смазке, то проверяется кольцо. Оно должно без проблем вращаться одновременно с валом.

Проверяется правильная работа сальников. Они должны быть холодными. Также необходимо следить за недопущением протечек через сальниковое уплотнение. Если сквозь него начинает просачиваться вода, то сальник нужно подтянуть.

Если сальник сильно нагревается, то оборудование несколько раз включается и выключается. Через уплотнение должно просочиться масло. Если этого не произошло, то придется осуществить ослабление сальника.

Если центробежный насос не будет эксплуатироваться в течение длительного периода времени, необходимо:

  • освободить его от воды;
  • извлечь сальник;
  • смазать все детали: втулки, кольца, гильзы вала, рабочие колеса.

Разборка оборудования предполагает принятие мер по недопущению его случайного включения. В ходе выполнения демонтажных работ отмечается местонахождение всех узлов. Запрещается менять местами любые детали агрегата.

Уплотнительные и посадочные поверхности защищаются от царапин, углублений и прочих повреждений. Не рекомендуется повторно пользоваться уплотнительными прокладками и кольцами, сделанными из резины. Особенно, когда эти уплотнительные изделия потеряли форму или на них появились надрезы. Сборка оборудования производится в соответствии с инструкцией по эксплуатации центробежных насосов.

Нюансы монтажа погружного скважинного насоса

Правильная эксплуатация скважин центробежными погружными насосами подразумевает осуществление качественного монтажа оборудования. Место установки оборудования должно подбираться таким образом, чтобы:

  • был нормальный доступ к насосу;
  • существовала возможность без проблем его разбирать и собирать.

Установка центробежного насоса осуществляется ниже динамического уровня воды в скважине на 8-10 м. Если оборудование опускается на глубину более 80 м, то необходимо приобрести трубу с давлением в 16 атм. Если глубина монтажа насоса не превышает 80 м, достаточно трубы, выдерживающей давление в 12,5 атм.

Соединение насоса с трубой осуществляется при помощи фитинга, сделанного из латуни. Переходник должен быть оснащен втулкой, благодаря которой не будет меняться диаметр трубы в результате нагрузки на фитинг.

Латунный фитинг используется и при фиксации второго конца трубы к оголовку. Для соединения электрических проводов насоса и цепи питания используется кабельная муфта. Крепление кабеля к трубе производится через каждые 2-2,5 м с помощью пластиковых хомутов.

Насос и оголовок соединяются страховочным тросом, сделанным из нержавеющей стали. Его толщина должна превышать 5 мм. Трос с насосом опускается в скважину и подключается к источнику электроэнергии.

Возможные неисправности центробежных насосов и методы устранения

В ходе эксплуатации агрегата в некоторых случаях возникает необходимость в его остановке. О возможных неполадках оборудования могут свидетельствовать:

  • чрезмерный нагрев подшипников;
  • наличие резких колебаний в показаниях датчиков;
  • сильная вибрация и повышенный шум;
  • прекращение поступления смазки.

Условно все неисправности можно подразделить на 5 категорий:

  • отказ двигателя насоса после пуска;
  • снижение производительности агрегата;
  • уменьшение напора оборудования;
  • перегрузка двигателя;
  • сильный шум и вибрация.

Отказ двигателя

Причинами отказа двигателя сразу после пуска могут быть:

  • наличие воздуха в корпусе насоса;
  • потеря плотности всасывающей трубы;
  • закупорка трубки сальника.

Устранение данных неполадок предполагает соответственно:

  • повторение заливки воды;
  • создание уплотненной всасывающей линии;
  • прочистку трубок.

Снижение производительности

Данная неисправность оборудования может быть вызвана:

  • проникновением воздуха через сальник в корпус агрегата или всасывающую трубу;
  • нарастанием сопротивления в напорной трубе;
  • увеличением высоты всасывания;
  • износом уплотнительных колец;
  • засорением или повреждением рабочих колес.

Данные проблемы решаются путем:

  • подтягивания или замены сальника;
  • проверки труб на предмет засорения;
  • очистки засоренных узлов;
  • замены поврежденных деталей.

Уменьшение напора и перегрузка двигателя

Снижение напора агрегата свидетельствует о:

  • наличии в воде воздуха;
  • повреждении водонапорной трубы;
  • имеющихся механических дефектах.

Для устранения этих неисправностей проверяется всасывающая труба, подтягивается сальник и меняются поврежденные элементы.

Перегрузку двигателя агрегата связывают с:

  • механическим повреждением насоса или двигателя;
  • превышением фактического количества оборотов над расчетной величиной;
  • недопустимой производительностью агрегата.

Недостатки устраняются посредством проверки и регулирования оборудования, а также заменой поврежденных узлов.

Шум и вибрация

Основными причинами повышенной вибрации и шума являются:

  • некачественный монтаж оборудования;
  • незначительное засорение рабочих колес;
  • механические повреждения (износ подшипника, заедание вращающихся деталей, прогиб вала);
  • ослабление креплений на трубах;
  • кавитация.

Для устранения данных проблем следует:

  • зафиксировать надежно насос;
  • очистить засорившееся колесо;
  • заменить поврежденные узлы;
  • подтянуть элементы крепления;
  • уменьшить высоту всасывания.

Видео об особенностях эксплуатации центробежного насоса:

Инструкция по эксплуатации центробежных насосов

  • 0.00 / 5 5
  • 1 / 5
  • 2 / 5
  • 3 / 5
  • 4 / 5
  • 5 / 5

Источник: https://recn.ru/instrukciya-po-ekspluatacii-centrobezhnyh-nasosov

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]