Для установки сантехнического оборудования в ванной комнате требуются различные вспомогательные детали, в том числе и арматура. Данное изделие устанавливается в трубопроводах и позволяет контролировать управление в них. Сегодня поговорим о сантехнической арматуре, ее основных особенностях и разновидностях.
Сантехническая арматура представляет собой специальное оборудование, предназначенное для управления трубопроводом.
Она имеет вид целой системы, которая состоит из различных соединительных частей (клапанов, заглушек и переходников).
Эта конструкция позволяет легко перекрывать поток жидкости в трубе, регулировать показатель давления и напор жидкости, защищать от чрезмерного увеличения давления внутри, смешивать вещества с различных направлений.
В зависимости от типа конструкции такие изделия разделяются на несколько видов.
- Задвижки. Эти элементы относятся к запорному типу. В них основной механизм размещается под углом 90 градусов к осевой линии патрубков. Такие детали могут быть клиновыми и шланговыми. Они производятся из медной основы.
- Затвор. Данная деталь позволяет перекрывать подачу жидкости при помощи специального диска. Она может прикрепляться к трубопроводной системе при помощи соединения стяжного либо фланцевого типа. Иногда для фиксации используют и сварку. Затворы отличаются наибольшей легкостью, незначительным гидравлическим сопротивлением.
- Клапан. Такая деталь часто называется вентилем. Они создаются со специальным тарельчатым элементом, он может быть как запирающим, так и регулирующим. Большой популярностью сегодня пользуются особые мембранные клапаны, которые позволяют перекрывать поток воды с помощью эластичной тонкой мембраны.
- Кран. Это изделие чаще всего имеет конусообразную либо цилиндрическую форму. Оно может поворачиваться под углом в 90 градусов, некоторые разновидности могут делать повороты и на 180 градусов. Кран может быть либо шаровым, либо запорным.
- Фитинги. Такие элементы выступают в качестве соединительных деталей, которые позволяют надежно скреплять между собой трубы, при этом не изменяя их направление.
Сантехническая арматура может быть классифицирована на несколько отдельных разновидностей в зависимости от конструктивных особенностей корпуса.
- Проходная система. Эта конструкция представляет собой присоединительные патрубки, которые располагаются параллельно друг другу. В данном случае выделяют прямоточные клапаны, в которых линия шпинделя не перпендикулярна оси присоединительных патрубков. Как правило, они находятся под углом в 45 градусов. А также выделяют и осесимметричные клапаны, в которых подвижный отдел затвора перемещается по направлению вдоль оси патрубков.
- Угловая система. В этом случае оси входного и выходного патрубков размещаются перпендикулярно либо непараллельно по отношению друг к другу.
- Многоходовая система. При такой системе рабочая часть будет входить одновременно либо попеременно в один или сразу несколько патрубков.
В зависимости от назначения данные конструкции могут быть разделены на несколько отдельных категорий.
- Сантехническая конструкция регулирующая. Она предназначена для того, чтобы устанавливать самостоятельно необходимые температурные режимы, уровень давления. В зависимости от типа применяемой энергии можно выделить категорию, которая функционирует от внешнего прибора питания (чаще всего от электрической системы), вторая категория будет питаться от энергии рабочей среды, например, от специального регулятора давления.
- Сантехническая система запорно-регулирующая. Эти изделия позволяют полностью перекрывать перемещение потока по трубопроводу. А также при помощи их можно будет просто увеличить либо уменьшить давление внутри.
- Сантехническая конструкция распределительно-смесительная. Данные разновидности позволяют задать необходимое направление потоку воды. А также они дают возможность смешивать между собой различные жидкости. Чаще всего в качестве такой арматуры выступают различные сильфонные регуляторы, смесительные клапаны, распределительные клапаны.
- Сантехническая арматура предохранительная. Такие системы используются для защиты трубопровода от чрезмерного давления. Они при необходимости производят автоматический выпуск среды. Как правило, в роли таких устройств выступают клапаны рычажного и пружинного видов.
В данной классификации следует выделить несколько групп.
- Модели ручного управления. Такие элементы обладают наиболее простой конструкцией. Они также считаются самыми часто встречающимися моделями. Изделия ручного типа работают при помощи маховых приспособлений, вентилей.
- Модели дистанционного управления. Эти детали не имеют никаких регуляторов на корпусе. Они оснащаются специальными адаптерами выносного вида, благодаря которым и происходит управление приборами с некоторой дистанции.
- Модели приводного типа. Данные разновидности устанавливаются непосредственно на само сантехническое оборудование. Управление при этом производится при помощи электропривода.
- Модели автоматического типа. Такие изделия будут потреблять энергию прямо из самой рабочей среды, также они могут получать необходимые сигналы от внешних источников.
Различные модели могут устанавливаться по-разному. Рассмотрим подробнее наиболее популярные варианты.
- Муфтовый. При таком способе монтажа используются муфты с разными резьбовыми частями. Данная конструкция применяется довольно часто, в том числе и для фиксации вентилей, различных клапанов.
- Цапковый. В этом случае детали будут крепиться с помощью специальной наружной резьбы под прочное уплотнительное кольцо. Цапковый тип фиксации используется для различных, в том числе и более агрессивных сред.
- Штуцерный. При такой фиксации арматура будет закрепляться на штуцер либо на ниппель, которые размещаются на самом сантехническом оборудовании. Нередко эта технология используется для шаровых кранов.
- Сварочная фиксация. Этот вариант считается наиболее надежным и долговечным, но сложным. Арматура имеет специальные патрубки, которые и дают возможность приваривать ее к сантехнике.
- Фланцевый. Крепление изделий осуществляется при помощи фланцев. Такие крепежные детали являются довольно прочными и надежными, они обеспечивают долговечные соединения.
- Стяжной. Изделия присоединяются к системе посредством стяжки шпилек между фланцами. Такой способ является максимально прочным и надежным.
Как правило, подобные соединения и сантехнические устройства обладают минимальными размерами и небольшой массой.
Как правильно выбрать необходимую сантехническу арматуру, вы узнаете в следующем видео.
Клиновая задвижка: устройство, принцип работы, размеры, ГОСТы и виды со шпинделем и без
Здравствуйте, дорогие читатели. Всем доводилось, наверное, сталкиваться с прорывом трубопроводов. Причем чаще всего это случалось в местах, где была установлена так называемая клиновая задвижка. Что это такое?
Для надежного перекрытия потока жидкости или иной рабочей среды в строительных трубопроводах широко используются запорную арматуру. Наиболее популярный и простой вариант – задвижка, то есть устройство для прекращения потока рабочей среды путем с помощью широкой плоской детали (клина», полностью перекрывающего зев трубопровода.
Устройство и принцип работы клиновой заглушки
Устройство относится к классу запорной арматуры. Конструкция включает в себя элементы корпуса, соединяющего два участка трубопровода, и двигающийся с помощью резьбового штока плоский клин или иная затворная деталь.
Конструкция представляет собой корпус и крышку, которые при соединении образуют полость для рабочей среды (под далением). Внутри это полости помещен затвор.
Его перемещение между седлами (они располагаются параллельно или под небольшим углом схождения) происходит вертикально, то есть перпендикулярно оси обоих седел и подведенных к ним отверстий, соединенным с трубопроводами.
Изменение положения затвора (в открытом или закрытом состоянии) обеспечивается резьбовой парой шпиндель-ходовая гайка.
Вместо резьбового шпинделя может использоваться шток, который совершает только поступательное движение. Такое решение применяется в гидро- или пневмоприводах.
Для ручной регулировки на конце шпинделя устанавливается штурвал (маховик). Уплотнение шпинделя (штока) обеспечивается втулками и сальниками.
Изделие отличается небольшой строительной шириной и относительно большой высотой. Это объясняется необходимостью обеспечить свободный ход штока не менее чем на диаметр отверстия. Небольшой ролик поможет уяснить принцип работы механизма.
Где применяют клиновые задвижки
Запорную арматуру с клиновыми элементами применяют на трубопроводах местного и магистрального значения. Допустимо использование в широком диапазоне температур, давления и диаметра трубопровода – до 565 градусов Цельсия, 25 Мпа и 2000 мм соответственно. Удобны для тепло- , газо- и водоснабжения, транспортировки нефти и газа в промышленных масштабах.
Один из вариантов применения – внутридомовые и транспортные коммуникации (например, система трубопроводов корабля или подводной лодки).
Выбор автоматизированной или управляемой вручную задвижки зависит от диаметра трубопровода, давления в трубах (а также температуры) и других эксплуатационных особенностей коммуникаций.
Достоинства и недостатки задвижек клинового типа
Стоит отметить позитивные и негативные особенности стальных и чугунных клиновых задвижек:
- благодаря малому гидравлическому сопротивлению они удобны для установки на магистральных трубопроводах с высокой скоростью и напором рабочей среды. Закрывание и открывание отверстия происходит плавно, это позволяет избежать гидравлического удара в системе;
- конструкция не сложна, это повышает работоспособность и ремонтопригодность изделия. Однако ремонт, установка и чистка устройства затруднены в силу постоянного движения (или напора – при состоянии «закрыто») потока в магистрали;
- в силу конструкции не могут использоваться для регулировки расхода рабочей жидкости (газа), но не среды с твердыми включениями. Применяется только для обеспечения транспортировки или прекращения потока. Мгновенное действие невозможно, длительность периода перевода устройства из положения «закрыто» в положение «открыто» и наоборот зависит от скорости ручного привода штока (для всех моделей, кроме автоматических). При этом допустимо движение рабочей среды в обе стороны, без изменения сопротивления;
- уплотнительные элементы в клиновых задвижках подвержены быстрому износу.
Интересно: обычно устройства выполняются полнопроходными, то есть диаметр отверстия в корпусе отличается от диаметра трубопровода на 2…15% в сторону уменьшения. При этом сужение выполняется для того, чтобы уменьшить крутящий момент при изменении положения штока (управление задвижкой).
Запорная арматура, в зависимости от диаметра магистральной трубы, выполняется из стали и сплавов на основе черного металла. Более легкие сплавы (алюминиевые, латунные, силуминовые) допустимы только при стабильной температуре рабочей среды и давлении менее 0,5 Мпа.
Разновидности клиновых задвижек
В зависимости от особенности конструкции задвижки и компоновки, выделяют разные типы запорной арматуры.
- Шиберная – иначе называется ножевой. Запирающее устройство представляет собой плоскую пластину между двух фланцев. Применимо для сред с наполнением и примесями (например, канализационных стоков). При этом герметичное отсечение потока не обеспечивается, но при изготовлении шибера в виде ножа допустимо измельчение примесей в рабочей среде.
- Задвижка параллельная с выдвижным шпинделем – разновидность клиновой. Между двумя седлами вклинивается не одна деталь, а две – плоские диски, разжимаемые малым клином. Благодаря плотному прилеганию к уплотнителям седел, соединение становится герметичным.
- Клиновая – принцип работы тот же, что и у параллельной, но к седлам прижимается единая деталь – обрезиненный клин.
- Шланговые – этот механизм условно относится к задвижкам, поскольку в нем нет седел. Металлические детали конструкции изолированы от рабочей среды шлангом из специально резины. Для перекрытия потока шланг пережимается штоком (шпинделем).
По материалу корпуса задвижки разделяют на:
- чугунная – литые;
- стальные (25-Л2, Ст3, 12Х18Н9ТЛ) – литые и штампосварные (сварка заготовок, изготовленных из листа путем штамповки);
- алюминиевые (сплавы на основе алюминия) – литые.
Кроме перечисленных металлов для уплотнительных колец применяется фторопласт, латунь, уплотнения клина и шланг в шланговых задвижках изготавливают из специальной резины. Свойства резины подбираются соответственно рабочим условиям трубопровода. Задвижка клиновая латунная – вариант для слабо нагруженных коммуникаций.
По типу управления:
Как уже говорилось, при ручном управлении возможно два варианта движения рабочего органа – вверх-вниз (шток), вверх-вниз с вращением (шпиндель). При этом клин (диски, шибер) закреплены на шпинделе так, чтобы осуществлять только поступательное движение. В автоматизированных устройствах обеспечение вращения не рационально, поэтому используется конструкция со штоком.
Механизм устройства открывания
Ходовой механизм клиновой задвижки (резьбовая пара шпиндель-гайка или шток) могут находиться в полости устройства в рабочей среде или вне ее. В первом случае шпиндель задвижки является не выдвижным, во второй – выдвижным.
Для задвижки с невыдвижным шпинделем характерно погружение узла шпиндель-гайка в тело рабочей среды. Высота положения шпинделя при изменении положения затвора не меняется, поскольку затвор соединен с гайкой и она навинчивается на стержень, поднимая тем самым затвор.
Устройство удобно в тех ситуациях, когда важны ограничения строительной высоты трубопровода (например, в подземных коммуникациях) и не подходит для ответственных магистралей.
Выдвижной шпиндель поднимается над нижним положением по мере подъема затвора, ходовая гайка остается на месте. Задвижка клиновая с выдвижным шпинделем фланцевая более надежна и практична, поскольку резьбовая часть устройства не подвержена коррозии от действия рабочей среды, ее легче ремонтировать и заменять при необходимости.
Более подробно о схеме задвижки, особенностях ее использования и ремонта можно узнать из ролика.
Разновидности конструкции клина
Выбор типа клина для клиновой задвижки зависит от условий эксплуатации устройства.
- Жесткий клин. Особенности применения: для максимально герметичного запора. Он требует точной подгонки рабочих деталей (угла сужения клина и наклона седел), может стопориться при резких температурных перепадах или повреждениях контактных поверхностей.
- Двухдисковая конструкция – запор состоит из двух дисков, имеющих небольшую свободу перемещения. Благодаря этому такой точной подгонки контактных поверхностей клина и седел не требуется, уменьшается риск стопора системы, хотя конструкция механизма чуть более сложна в выполнении.
- Упругий клин представляет собой модификацию механизма с двумя дисками. Изменение их положения друг относительно друга обеспечивается гибким элементом. Самоустановка дисков относительно контактной поверхности седел меньше, механизм в целом проще.
ГОСТы и технические характеристики
- Технические требования и нормы, касающиеся изготовления, конструкции, эксплуатации клиновых задвижек и другой запорной арматуры, изложены в следующих нормативных документах.
- ГОСТы периода СССР
- А также:
ГОСТ 5762—2002. Арматура трубопроводная промышленная. Задвижки на номинальное давление не более PN 250.
Нормативными документами определяются такие технические характеристики задвижек:
Диаметры и размеры
Габаритные и установочные размеры клиновых задвижек определяются ГОСТами и ТУ и отличаются для изделий, произведенных из разных материалов, разного назначения. Так, для изделий 30ч925брМ и 30ч39р параметры приведены в таблице.
Модельный ряд клиновых задвижек включает в себя изделия с условным диаметром (номинальным диаметром пропускного отверстия) 15…2000 мм.
Производители и средние цены
Среди производителей можно выделить такие отечественные и зарубежные компании (ближнее зарубежье):
- Агрокомплект, ЗАО (Россия, Подольск);
- Армалит, ОАО (Россия, Санкт-Петербург);
- Благовещенский арматурный завод, ОАО (Россия, Благовещенск);
- Будава, АОЗТ (Литва, Каунис);
- Завод элементов трубопроводов, ЗАО (Россия, Большой Исток);
- Ивано-Франковский арматурный завод, ОАО (Украина, Ивано-Франковск);
- ИКАР, Курганский завод трубопроводной арматуры, ООО (Россия, Курган);
- ИнтерАрм, группа компаний (Россия, Москва).
Для задвижек из черных металлов индекс цен по указанным производителям составляет 1.9777 рублей/+12.90% (по данным Infogeo.ru).
Для зарубежных производителей (Tecofi, HAWLE, BRANDONI, UKSPAR и другие) цены колеблются в диапазоне 800…170 000 рублей, в зависимости от марки, характеристик и назначения изделия.
Монтаж
Основные правила монтажа и установки клиновой задвижки:
- предварительно убедиться в пригодности изделия для установки по техническим характеристикам и реальной работоспособности;
- следить за частично открытым положением затвора в процессе;
- при номинальном диаметре устройства более 100 мм использовать дополнительные опоры;
- для перемещения изделия с помощью подъемно-транспортной техники крепить только за монтажные проушины;
- для подземной установки устроить основание из трамбованного грунта без острых фракций, толщина основания для бесканальной прокладки коммуникаций – не менее 200 мм;
- после установки проверить работоспособность участка трубопровода сначала при минимальном, потом при номинальном и при максимально допустимом давлении. В процессе испытаний затвор должен быть полностью опущен или поднят.
Выбор прокладок для соединения фланцев задвижки с фланцем трубопровода следует осуществлять согласно требованиям.
Тип прокладки | Рабочее давление, бар | Температура, градусы Цельсия |
Паронитовая | До 63 | -50…450 |
Фторопластовая | До 70 | -120…150 |
Резиновая (EPDM) | До 61 | 0…60 |
Допустимые усилия при затяжке гаек приведены в таблице «Моменты затяжки шестигранных гаек фланцевого соединения».
Номинальный диаметр (DN) | Гайка/болт, номинальный диаметр резьбы | Момент, Нм |
15…32 | М10 | 15…30 |
40…65 | М12 | 35…50 |
80…100 | М16 | 75…100 |
125…150 | М16 | 80…120 |
200 | М20 | 150…200 |
250…400 | М24 | 340…410 |
500 | М27 | 340…410 |
Для лучшего понимания процесса монтажа, управления и подключения представлено видео об установке задвижки большого номинального диаметра в колодец подземных коммуникаций:
Заключение
Правильно выбранная задвижка обеспечивает бесперебойную работу, надежность трубопровода и при соблюдении условий эксплуатации выдерживает период работы, превышающий гарантийный срок в 3…5 раз.
Если статья показалась Вам полезной – не забывайте делиться ссылкой на нее в социальных сетях и заходите на наш сайте. Здесь есть еще много нужных и интересных материалов.
(4
Применение устройств задвижки для трубопроводов клинового типа: особенности, устройство, виды и характеристики
Водопроводная задвижка – это элемент, относящийся к запорной арматуре, и предназначенный для полного перекрытия трубы в системе водоснабжения. Конструкция данного приспособления позволяет использовать ее не только для остановки воды, но и для перекрытия потока сжатого воздуха, жидких углеводородов и так далее.
Кроме того, широкое распространение некоторых типов данных устройств (например, секущие задвижки) получили в нефтяной отрасли.
Устанавливаться запорная арматура может не только на металлические, но и на пластиковые трубы. Главное – обеспечить надежное соединение элементов системы.
- Вне зависимости от типа все приспособления для перекрытия водопроводной трубы состоят из следующих деталей:
- В корпусе находится полость, в которой размещены запорные элементы.
- В большинстве случаев корпус изготавливается из чугуна или стали, соединение с другими элементами инженерной системы происходит при помощи фланцев или посредством сварки.
Главное достоинство первого способа – возможность быстрой и простой замены элемента в случае поломки. Сварочный же шов является самым надежным способом соединения, поэтому чаще всего в системах водоснабжения применяется именно он.
В состав запорного узла входит направляющая и затвор. Чаще всего направляющая является частью корпуса, что обеспечивает максимальную надежность данного приспособления и точность всех движений. Все детали изготавливаются из высококачественной стали, на затвор же дополнительно наносится слой специального покрытия, препятствующего образованию коррозии.
Узел для управления состоит из винтового штока (вентиля), махового колеса и резьбовой втулки, при помощи которой крутящий момент преобразуется в поступательное перемещение затвора. Узел устанавливается в верхней части приспособления, причем все его элементы располагаются в собственном металлическом кожухе. Соединение с основным корпусом происходит при помощи фланцев.
Кроме того, в конструкцию входит бугельный узел задвижки, обеспечивающий вынос соединения шток-гайка за пределы основного корпуса. Таким образом, соединение защищается от негативного воздействия перемещаемой среды (например, высокой температуры).
Работа трубопроводной задвижки происходит по следующему принципу:
- Оператор или электропривод приводит в движение маховое колесо.
- Благодаря резьбовому соединению приводится в движение шток.
- Шток перемещает затвор (данный процесс контролируется направляющей).
- Затвор перекрывает корпус, препятствуя перемещению жидкой среды в трубопроводе.
Для открытия затвора необходимо повернуть маховик в обратном направлении.
В большинстве случаев сильно изношенные водопроводные запорные устройства не подлежат ремонту, единственное верное решение – замена. Поэтому внимательно следите за правильностью ее применения.
Достоинства водопроводных задвижек
Смотреть видео
Водопроводная задвижка – самая популярная разновидность запорной арматуры во всем мире, главное достоинство которой – низкая стоимость. Кроме того, запорная задвижка обладает следующими преимуществами:
Данное приспособление не содержит сложных элементов, поэтому вероятность его поломки минимальна. Кроме того, при износе или повреждении какой-либо детали замена происходит достаточно быстро, что важно для водоснабжения, используемого круглосуточно.
Длина данного приспособления не превышает нескольких сантиметров, поэтому они являются оптимальным вариантом для установки в ограниченном пространстве (например, в колодце).
- Обширная сфера применения.
- Водопроводные запорные устройства могут быть использованы для трубопроводов, изготовленных из любых материалов и используемых для любых целей.
- После установки водопроводной запорные устройства можно менять направление движения жидкости, переворачивать элемент нет необходимости.
- Малое гидравлическое сопротивление.
- При проектировании системы водоснабжения нет необходимости учитывать гидравлическое сопротивление, создаваемое водопроводной арматурой для остановки движения жидкости в трубе, так как оно практически равно нулю.
- Главное – следить за тем, чтобы открытие происходило полностью.
- В противном случае возможно не только создание существенного гидравлического сопротивления (способного повлиять на работоспособность системы водоснабжения), но и быстрый износ запорного элемента.
- Возможность установки на трубопроводы, по которым перемещается жидкость с высокой температурой.
- Максимальная температура перемещаемой среды – 565 °С.
- Водопроводные запорные устройства выпускаются диаметром от 40 до 2000 миллиметров, поэтому могут быть использованы абсолютно во всех системах.
- Данный элемент (в отличие от других видов запорной арматуры) позволяет добиться максимальной герметичности.
- Данное приспособление способно сдерживать жидкость с рабочим давлением до 25 Атмосфер.
Виды и классификация водопроводных задвижек
В зависимости от типа используемого материала различают стальные и чугунные устройства. Приспособления первого типа дешевле и могут быть присоединены к трубе при помощи муфт или фланцев, во втором случае возможно исключительно фланцевое соединение.
Особое строение клиновой задвижки с не выдвижным шпинделем позволяет добиться минимального размера (как в длину, так и в ширину).
Основная же классификация задвижек – по типу запорного элемента. В настоящее время существуют следующие виды водопроводных задвижек:
- клиновые;
- параллельные;
- шланговые;
- шиберные.
Клиновые задвижки: особенности
Смотреть видео
Главное достоинство клинового приспособления для перекрытия потока жидкости в водопроводной трубе – расположение седел под малым уклоном.
Таким образом, подвижный элемент принимает форму жесткого, двухдискового или упругого клина. В любом случае в закрытом состоянии клин плотно входит между седлами, обеспечивая абсолютную герметичность системы.
Выбирается же тип запорного элемента в зависимости от области применения.
Клин, состоящий из двух дисков, не требует максимальной точности при изготовлении (в отличие от жесткого элемента), при этом обеспечивая достаточную герметичность. Главный недостаток такого элемента – более сложная конструкция, влияющая на стоимость готового изделия.
Упругий клин сочетает в себе достоинства первых двух видов: простота конструкции и обеспечение герметичности в случае неточности при подборе устройства.
Параллельные задвижки: конструкция
В отличие от клинового устройства в параллельных водопроводных запорных устройствах для перекрытия трубы поверхности седел расположены параллельно друг другу. Надежность такой системы несколько ниже, однако ее вполне достаточно для большинства сфер применения.
Главное достоинство параллельного приспособления (в сравнении с клиновым) – простота конструкции (детали, расположенные параллельно гораздо проще изготовить, а значит, вероятность погрешности и ошибки минимальна).
Параллельные водопроводные приспособления могут быть как с выдвижным, так и с не выдвижным шпинделем. Первый вариант является более долговечным, так как резьбовое соединение не контактирует с перемещаемой средой, второй – более компактный.
Диаметр проходного отверстия и длина устройства могут быть различными, поэтому вы всегда сможете подобрать оптимальный вариант для своей системы.
Задвижка Лудло
Задвижка Лудло – это параллельное двухдисковое устройство с распорным клином, повсеместно используемые во всем мире более 150 лет. Название устройства произошло от имени компании, которая впервые поставила его на рынок – Ludlow Valve Manufacturing Company.
Такие устройства изготавливаются исключительно из чугуна и отличаются предельной долговечностью (более 100 лет). В нашей стране производство налажено с 80х годов прошлого столетия в Санкт-Петербурге.
Шланговые задвижки
Строение шланговой водопроводной задвижки кардинально отличается от устройства запорной арматуры остальных видов. В конструкции элемента нет седел и затвора, перекрывание среды происходит за счет пережима эластичного шланга, находящегося в корпусе запорного элемента.
Основное достоинство такой системы – исключение контакта стальных деталей с перемещаемой средой, что положительно влияет на долговечность приспособления. Главное – при выборе шланговой арматуры – правильно подобрать марку резины. Выбор зависит от области применения, чаще всего такие приспособления используются на трубах, по которым перемещаются агрессивные и вязкие жидкости.
Шиберные устройства
Устройство шиберной задвижки практически идентично параллельной. Единственное отличие – использование одного шибера вместо двух седел для перекрытия трубы. Такое устройство является наименее надежным из всех представленных, поэтому используется только в системах, не требующих абсолютной герметичности (например, канализация и другие системы с большим количеством примесей).
- Смотреть видео
Арматура водопроводной сети
Вступление
Техническое значение слова арматура — это деталь или устройство, которое не входит в базовый комплект оборудования, но без которого это оборудование работать не может. Арматура водопроводной сети, как нельзя лучше, подтверждает это значение.
Арматура водопроводной сети это
Базовым оборудованием водопроводной сети являются водопроводные трубы. Именно по ним вода транспортируется в заданное место.
Однако трубопровод будет бесполезен, без водопроводной арматуры. С помощью неё мы можем перекрыть или открыть водопровод, защитить его от повышения давления, распределить воду по потребителям и решить массу других нужных задач.
Типы арматуры водопроводной сети
По своему назначению водопроводная арматура делится на следующие типы:
Запорная арматура. Это краны, клапаны (вентиля), задвижки и дисковые затворы.
Регулирующая. Это краны, клапаны (вентиля), дисковые задвижки.
Предохранительная. Это разнообразные предохранительные клапаны и предохранительные устройства (ИПУ, МРУ, МПУ).
Читать: Что такое евроконус для трубы
Обратная арматура (обратного действия). Оборудование для автоматического предотвращения обратного потока воды. Примеры: обратный клапан, обратный затвор (захлопка).
Разделительная. В водопроводе разделяет воздух от воды. Пример: воздушный вантуз.
Комбинированная. Это варианты запорно–обратной, запорно–регулирующей арматуры.
Более подробно о терминах в ГОСТ Р 52720-2007 2007 «Арматура трубопроводная. Термины и определения».
Запорная арматура
Название данной арматур говорит само за себя.
У запорной арматуре относят:
- Краны;
- Клапаны (вентиля);
- Задвижки;
- Затворы.
Кран
Тип арматуры, предназначенный перекрывания потока воды или его регулирования механизмом вращения, вращающегося вокруг своей оси, произвольно к потоку.
Краны бывают:
- конусный (конический);
- натяжной конусный;
- конусный с подъёмом пробки;
- цилиндрический (пробковый кран);
- шаровой кран;
- сегментный шаровой;
- шаровой с плавающей пробкой;
- шаровой с пробкой в опорах;
- пробно–спускной.
Клапаны (вентиля)
В быту чаще используют термин вентиля. Они бывают:
- Запорные (клапан, вентиль)
- Регулирующие;
- Предохранительные;
- Клапан отсечной;
- Герметический (гермоклапан);
- Нормально-закрытый (НЗ);
- Нормально-открытый (НО);
- Электромагнитный.
Читать: Трубы водопровода и водопроводных сетей
Задвижки
Арматура в которой, запирающее или регулирующее устройство двигается перпендикулярно потоку воды.
Задвижка может быть:
- Клиновая;
- Поворотная;
- Параллельная;
- С выдвижным шпинделем (штоком);
- С невыдвижным штоком;
- Шиберная (шиберный ножевой затвор). Шибер – это пластина;
- Шланговая;
- Клиновая двух дисковая;
- С упругим клином;
- Параллельная двух дисковая.
Дисковые затворы
Вид арматуры, где запирающее или регулирующее устройство выполнено в форме диска. Диск поворачивается вокруг оси, перпендикулярной или под углом к потоку воды.
Затворы бывают:
- без эксцентриситета;
- с эксцентриситетом.
Регулирующая арматура водопроводной сети
Данный тип арматуры регулирует параметры воды в водопроводе изменяя расход или меняя проходное сечение водопровода.
К регулирующей арматуре относятся:
- Регулирующий клапан (вариант комбинированной арматуры);
- Регуляторы:
- Давления;
- Регуляторы прямого и непрямого действия;
- Давления от себя;
- Регуляторы давления после себя;
- Квартирные регуляторы давления
Читать: Стояк водоснабжения в квартире и его замена
Это вариант регулятора давления «после себя». Предназначены для монтажа в водопроводе квартир. Ограничивают и стабилизируют давление воды в системе. Перекрывают трубопровод при отключении воды.
- Регуляторы перепада давления, расхода, температуры, уровня;
- Различные комбинированные регуляторы.
Обратная арматура водопроводной сети
Данный тип арматуры предотвращает обратный поток воды в автоматическом режиме. В квартирах хорошо знаком по обратному клапану устанавливаемому при монтаже счётчика воды.
Бывают:
- Обратный клапан (ОК) и затвор (захлопка);
- Приёмный клапан — это обратный клапан, монтируемый перед насосом;
- Подъёмный ОК;
- Осесимметричный ОК;
- Невозвратно–запорный затвор;
- Невозвратно–управляемый затвор;
- Невозвратно–запорный клапан;
- Невозвратно–управляемый клапан;
- Отключающий, скоростной клапан;
- Обратный двустворчатый затвор.
Вывод
Как видите арматура водопроводной сети, даже в перечислении занимает много места. Ассортимент каждого вила арматуры ещё более разнообразен.
©elektriksan.ru
Как работает задвижка: устройство и принцип действия
Задвижки – очень популярный и распространенный тип запорной арматуры. Благодаря своей надежности и простой конструкции они востребованы на транспортных и технологических трубопроводах с самыми разнообразными рабочими средами.
В зависимости от конструктивного и материального исполнения, задвижки могут использоваться в системах с рабочими давлениями до 25 МПа и температурами до +565 °С.
Далее описана конструкция и принцип работы задвижек, приведена их классификация, а также отмечены особенности разных модификаций данной арматуры.
Из чего состоит задвижка?
Главные конструктивные элементы арматуры:
- корпус;
- крышка;
- затвор;
- резьбовая пара (шпиндель и гайка);
- сальниковое уплотнение;
- маховик (или другой управляющий элемент).
Устройство задвижки очень простое. Ее основу составляют корпус и крышка – именно они образуют полость, по которой движется рабочая среда. В полости арматуры находится затвор и (у части задвижек) механизм, обеспечивающий его передвижение, – резьбовая пара.
Запирающий элемент движется перпендикулярно оси потока: опускаясь, он перекрывает просвет трубы, а поднимаясь, открывает. Механизм передвижения максимально простой – при вращении маховика вращается шток (шпиндель), который связан с запирающим элементом напрямую или через гайку.
Вращательные движения маховика преобразуются в поступательные движения затвора.
Для герметичного перекрывания потока в корпусе задвижки обычно предусмотрены седла с уплотнительными поверхностями. Когда затвор опускается, он плотно примыкает к седлам, не позволяя среде проходить через полость задвижки.
У корпуса также есть два конца для присоединения к патрубкам трубопровода. Они могут быть оснащены фланцами, резьбой или фаской для приварки.
В месте выхода штока наружу находится сальник, который предотвращает утечку среды из задвижки.
Маховик – самый простой и распространенный орган управления задвижкой. На трубопроводах больших диаметров, где для перемещения затвора необходимо серьезное усилие, используются дополнительные устройства – механические редукторы, электро-, гидро- и пневмоприводы.
Для изготовления корпусных деталей задвижек чаще всего используется:
- чугун;
- сталь (легированная или нержавеющая).
Затвор, как правило, изготавливают из стали, которая лучше переносит работу в потоке среды. От материального исполнения арматуры зависит возможность ее применения с различными средами – неагрессивными или агрессивными, холодными или перегретыми.
При этом задвижки (за редкими исключениями) используются только для полного перекрывания трубопровода и не подходят для регулировки потока.
Если затвор оставить в полуоткрытом положении, он деформируется под давлением среды, что приведет к заклиниванию арматуры.
Типы задвижек
Общий принцип работы задвижек сходный – затвор, отсекающий поток среды, движется перпендикулярно этому потоку. Но существует несколько типов арматуры, которые отличаются конструкцией запирающего элемента и расположением резьбовой пары. Различают такие типы задвижек:
- Клиновые (с жестким, двухдисковым или упругим клином).
- Параллельные.
- Шиберные.
- Шланговые.
В зависимости от расположения ходового узла задвижки подразделяют на два типа:
- с выдвижным шпинделем;
- с невыдвижным шпинделем.
Устройство клиновых задвижек
В такой арматуре затвором выступает клин, а седла в корпусе расположены под углом. При закрывании задвижки клин опускается в пространство между седлами и плотно прилегает к ним, обеспечивая высокую герметичность перекрывания. Клин может иметь разную конструкцию:
- Жесткий клин – металлическая пластина, сужающаяся книзу. Для надежного и герметичного перекрывания потока при изготовлении задвижки жесткий клин очень точно подгоняют под форму седел. Такой затвор очень прочный, но из-за своей жесткости может заклинивать при колебаниях температуры или давления среды. Кроме того, уплотнительные поверхности здесь довольно быстро изнашиваются.
- Двухдисковый клин представляет собой более сложное устройство – он состоит из двух плоских дисков. Диски жестко скреплены между собой под тем же углом, под которым расположены седла в корпусе. В таких задвижках нет необходимости в идеальной подгонке клина под седла, так как элементы затвора способны частично «самоустанавливаться» во время его опускания. Эта особенность обеспечивает и повышенную герметичность перекрывания. Также задвижки с двухдисковым клином меньше подвержены заклиниванию и износу уплотнительных поверхностей.
- Упругий клин состоит из дисков, скрепленных не жестко, а посредством упругого элемента. У такого затвора более простая конструкция, чем у двухдискового, но и возможности «самоустановки» меньше. При этом упругий клин также прощает некоторые погрешности при подгонке седел, он проще в изготовлении, чем жесткий затвор.
Принцип действия параллельных, шиберных и шланговых задвижек
Как разновидность клиновых иногда рассматривают и параллельные задвижки. Их затвор имеет не клиновидную форму, но по конструкции схож с двухдисковым клином. При этом диски затвора параллельных задвижек расположены параллельно друг другу. При перекрывании потока они прижимаются к уплотнительным поверхностям седел специальным клиновым грибком, который находится посредине.
Шиберные задвижки можно рассматривать как параллельные с одним диском. Это очень простые устройства, в которых поток среды отсекается плоским затвором, работающим подобно гильотине.
Отдельные их модификации даже оснащаются ножевым затвором для разрушения частиц среды, попавших в корпус во время перекрытия трубопровода. Такая арматура используется с загрязненными средами, в которых есть много механических примесей.
По герметичности перекрывания она существенно уступает клиновым задвижкам.
Шланговые устройства принципиально отличаются от остальных типов и по конструкции, и по принципу действия.
Их относят к задвижкам, поскольку здесь выполняется классический принцип действия задвижки – просвет трубы перекрывается при опускании штока перпендикулярно потоку.
У шланговых моделей нет затвора как такового, а через корпус проложен гибкий шланг. Когда трубопровод нужно перекрыть, при вращении маховика опускается шпиндель, который просто пережимает этот шланг.
Подобная конструкция полезна в трубопроводах, по которым транспортируются очень агрессивные среды. Наличие шланга в полости арматуры исключает контакт металлических элементов со средой и предупреждает их коррозию.
Как работают задвижки с выдвижным и невыдвижным штоком
Ходовой узел задвижки – резьбовое соединение шпиндель-гайка – основной элемент, который передает усилие от вращения маховика к затвору. Этот узел может быть расположен как в полости арматуры, так и снаружи:
- Выдвижной шпиндель соединен с затвором своим нижним концом. Гайка расположена снаружи, и при вращении маховика шпиндель выдвигается вверх на величину хода затвора. Такая конструкция исключает контакт ходового узла с рабочей средой, что продлевает срок службы арматуры и позволяет использовать ее с более агрессивными средами (или при высоких температурах). Задвижки с выдвижным шпинделем более надежны и просты в обслуживании, поскольку существует свободный доступ к сальниковому уплотнению. Единственный минус подобных устройств – увеличенный вес и большая строительная высота, а также необходимость оставлять свободное место над маховиком для выдвижения шпинделя при открывании арматуры.
- У задвижек с невыдвижным шпинделем ходовой узел находится в полости задвижки. Шток закреплен верхним концом и не меняет своего положения при открывании и закрывании устройства. Во время вращения маховика затвор вместе с ходовой гайкой передвигается вверх или вниз относительно шпинделя. Поскольку у таких устройств резьбовое соединение находится в рабочей среде, а доступ к сальнику закрыт, они менее устойчивы к агрессивным средам и сложным рабочим условиям. Их не устанавливают на ответственных объектах, но используют в обстоятельствах, когда важна малая строительная высота и небольшой вес.
Сравнительная таблица применения задвижек с выдвижным и невыдвижным штоком
Диапазон диаметров DN, мм | 40–500 | 15–1200 |
Диапазон максимальных рабочих давлений PN, МПа | 1,6 | 1,6–10,0 |
Диапазон температур транспортируемого вещества, ºС | -15…+130 | -70…+450 |
Рабочие среды | Чистая горячая и холодная вода, неагрессивные среды (нефть, минеральные масла) | Горячая и холодная вода, вещества с любой степенью агрессивности, нефтепродукты, газ |
Таким образом, несмотря на сходный принцип работы, разные типы задвижек имеют несколько отличное устройство и область применения. У каждого из них есть свои достоинства и недостатки.
Но мы готовы подобрать оптимальные задвижки для монтажа на вашем трубопроводе.
Знакомьтесь с нашим каталогом и звоните +7 (812) 920-05-98 – специалисты «Компании Север» помогут вам с выбором арматуры подходящего устройства.