Группа органных труб как называется

Главная › Духовые ›

Орган – музыкальный инструмент, поражающий не только звучанием, но и размерами. Его называют королем в мире музыки: он настолько монументален и величественен, что никого не оставляет равнодушным.

Основные сведения

Группа инструментов, к которой относится орган – духовые клавишные. Отличительная особенность – огромные размеры конструкции. Самый большой орган в мире находится в США, городе Атлантик-Сити: включает более 30 тысяч труб, располагает 455 регистрами, 7 мануалами. Самые тяжелые органы, сделанные руками человека, весили более 250 тонн.

Группа органных труб как называетсяОрган в концертном зале Boardwalk Hall (Атлантик-Сити)

Звучит инструмент мощно, многоголосо, вызывая бурю эмоций. Нотный диапазон данного ограничен пятью октавами. В реальности звуковые возможности гораздо шире: переключая регистры органа, музыкант спокойно переносит звучание нот на одну-две октавы в любую сторону.

Возможности «короля музыки» практически безграничны: ему доступны не только всевозможные стандартные звуки, от самых низких до невероятно высоких. В его власти воспроизводить звуки природы, пение птиц, звон колоколов, грохот падающих камней.

Устройство органа

Устройство достаточно сложное, включающее многообразие элементов, деталей, частей. Основными составляющими являются:

  • Кафедра или пульт. Место, предназначенное музыканту для управления конструкцией. Оборудовано рычагами, переключателями, кнопками. Тут же находятся мануалы, ножные педали.
  • Мануалы. Несколько клавиатур для игры руками. Количество индивидуально для каждой модели. Максимальное число на сегодняшний день – 7 штук. Чаще остальных встречаются конструкции, имеющие 2-4 мануала. Каждый мануал обладает собственным набором регистров. Главный мануал расположен ближе остальных к музыканту, оснащен наиболее громкими регистрами. Количество клавиш мануала – 61 (соответствует диапазону 5 октав).
  • Регистры. Так называются органные трубы, объединенные схожим тембром. Чтобы включить определенный регистр, музыкант производит манипуляцию с рычагами или кнопками на пульте. Без этого действия регистры не зазвучат. Органы разных стран, разных эпох обладают различным количеством регистров.
  • Трубы. Различаются длиной, диаметром, формой. Некоторые оснащены язычками, другие нет. Мощные трубы издают тяжелые, низкие звуки, и наоборот. Количество труб различается, иногда достигая десяти тысяч штук. Материал изготовления – металл, дерево.
  • Педальная клавиатура. Представлена ножными клавишами, служащими для извлечения низких, басовых звуков.
  • Трактура. Система устройств, передающих сигналы от мануалов, педалей трубам (игровая трактура), либо от тумблера регистрам (регистровая трактура). Существующие варианты трактуры – механическая, пневматическая, электрическая, смешанная.

Группа органных труб как называется

История

История инструмента охватывает не века – тысячелетия. «Король музыки» появился до наступления нашей эры, его прародителем называют вавилонскую волынку: она обладала мехом, надувающимся воздухом через трубочки; на конце находился корпус с дудочками, оснащенными язычками, отверстиями. Еще одним предком инструмента называют панфлейту.

Орган, действующий при помощи гидравлики, придумал древнегреческий умелец Ктесебием во II веке до н.э.: воздух внутрь нагнетался водяным прессом.

Средневековые органы не отличались изящным строением: обладали толстыми, неудобными клавишами, располагавшимися на некотором расстоянии друг от друга. Играть пальцами не представлялось возможным – исполнитель ударял по клавиатуре локтем, кулаком.

Расцвет инструмента начался в момент, когда им заинтересовались церкви (VII в. н.э.). Глубокие звуки идеально сопровождали богослужения. Началось усовершенствование конструкции: легкие органы превратились в огромные орудия, занимающие существенную часть помещения храма.

В IX веке лучшие органные мастера работали в Италии. Затем лидерство перехватила Германия. К XI веку каждое европейское государство освоило производство популярной вещицы.

Группа органных труб как называетсяКлавиатура современного органа

XIV век – период расцвета инструмента: конструкцию усовершенствовали, уменьшили размер клавиш, педалей, разнообразили регистры, расширили диапазон. XV век – время появления таких модификаций, как маленький орган (переносной), стационарный (средних размеров).

«Золотым веком» органной музыки считается рубеж XVII-XVIII веков. Конструкцию усовершенствовали до предела: инструмент мог заменить целый оркестр, издавал невероятное разнообразие звуков. Композиторы Бах, Свелинк, Фрескобальди создавали произведения специально для этого инструмента.

ХХ век отодвинул громоздкие инструменты в сторону. На смену пришли компактные конструкции, удобные в использовании, не требующие сложных телодвижений. Эра «короля музыки» закончилась.

Сегодня органы можно увидеть, услышать в католических храмах, на концертах камерной музыки. Инструмент используется в роли аккомпанемента, исполняет соло.

Разновидности

  • Органы классифицируют по нескольким признакам:
  • Устройство: духовой, электронный, цифровой, язычковый.
  • Функционал: концертный, церковный, театральный, камерный.
  • Диспозиция: классический, барочный, симфонический.

Число мануалов: одно-двух-трех-мануальный и т.д.

Группа органных труб как называется

Наиболее распространенные виды органов:

  • Духовой – оснащен клавишами, трубами, является крупногабаритным инструментом. Принадлежит классу аэрофонов. Выглядит так, как представляет себе орган большинство – масштабная конструкция высотой в пару этажей, размещенная церквях, иных просторных помещениях.
  • Симфонический – разновидность духового органа, имеющая преимущество в звучании. Широкий диапазон, высокие тембральные, регистровые возможности позволяют данному инструменту одному заменить целый оркестр. Некоторые представители группы оснащены семью мануалами, десятками тысяч труб.
  • Театральный – не отличается разнообразием музыкальных возможностей. Способен издавать звуки фортепиано, ряд шумов. Изначально создавался с целью музыкального сопровождения театральных постановок, сцен немого кино.
  • Орган Хаммонда – электрический инструмент, принцип работы которого основан на аддитивном синтезе звукового сигнала из динамических рядов. Инструмент изобрел в 1935 году Л. Хаммонд, как альтернативу для церквей. Стоила конструкция недорого, вскоре активно начала использоваться военными оркестрами, джазовыми, блюзовыми исполнителями.

Применение

Сегодня инструмент активно применяется протестантами, католиками – сопровождает богослужения. Его устанавливают в светских залах для сопровождения концертов. Возможности органа позволяют музыканту играть сольно или стать частью оркестра. Встречается «король музыки» в ансамблях, аккомпанирует хорам, вокалистам, изредка участвует в операх.

Группа органных труб как называется

Как играть на органе

Стать органистом сложно. Потребуется работать руками и ногами одновременно. Стандартной схемы игры нет – каждый инструмент оснащен разным числом труб, клавиш, регистров. Овладев одной моделью, невозможно пересесть на другую, понадобится заново изучить устройство.

Игра ногами – дело особенное. Потребуется специальная, чувствительная обувь. Манипуляции производятся носком, пяткой.

Музыкальные партии пишутся отдельно для ножной клавиатуры и мануалов.

Композиторы

Произведения для «короля музыки» писали талантливые композиторы прошлого и позапрошлого веков:

  • М. Дюпре
  • В. Моцарт
  • Ф. Мендельсон
  • А. Габриели
  • Д. Шостакович
  • Р. Щедрин
  • Н. Гриньи

Орган Ссылка на основную публикацию Группа органных труб как называется Группа органных труб как называется

Группа органных труб как называется

Группа органных труб, язычков аккордеона, фисгармонии и др., имеющих одинаковый тембр, 7 букв, сканворд

Слово из 7 букв, первая буква — «Р», вторая буква — «Е», третья буква — «Г», четвертая буква — «И», пятая буква — «С», шестая буква — «Т», седьмая буква — «Р», слово на букву «Р», последняя «Р». Если Вы не знаете слово из кроссворда или сканворда, то наш сайт поможет Вам найти самые сложные и незнакомые слова.

Отгадайте загадку:

  • Какой зверь не кусается, ни на кого не бросается и живёт выше всех? Показать ответ>>
  • Какой знак нужно поставить между 6 и 7, чтобы результат оказался меньше 7 и больше 6? Показать ответ>>
  • Какой камень нельзя найти в море? Показать ответ>>

Другие значения этого слова:

Случайная загадка:

У вас есть три апельсина. Если один апельсин вы спрячете, то сколько апельсинов у вас останется?

Случайный анекдот:

Едет мужик в трамвае, приняв загодя много пива. А тем временем в его нутре переговариваются внутренние органы: Мочевой Пузырь (МП) — Спинному Мозгу (СМ). МП: Мозг, а мозг! Я в туалет хочу. СМ: В туалет? Ща сделаем. СМ орет Головному Мозгу (ГМ). СМ: Але, башка! Мочевой ссать хочет.

ГМ (весьма мутный): Че? В сортир? Глаза. Гл: Че надо? ГМ: Мы где? Гл: Где, где. В трамвае. ГМ: Пусть подождет. СМ: Слышь, пузырик, потерпи, а? МП: Какой терпи? Я уже два часа как хочу! СМ: Да? Головной. ГМ: Ну че надо-то, а? СМ: Там, внизу, мочевой в туалет просится очень. ГМ: Опять? Глаза.

Гл: Че надо? ГМ: Мы где? Гл: Да в трамвае мы! ГМ: В трамвае. В трамвае. Пусть терпит. СМ: Пузырик! Терпи родимый!! Скоро приедем!! Держись, брат. МП: ЧТО?! ТЕРПИ?! ДА СЕЙЧАС НА ЧАСТИ РАЗОРВУСЬ. СМ: А-А-А. МОЗГ. ГМ: Ну что случилось? СМ: ТАМ МОЧЕВОЙ СЕЙЧАС ВЗОРВЕТСЯ. ГМ: Да? Глаза.

Гл: Да что такое? ГМ: Мы где? Гл: Да в трамвае мы. Не выходили никуда. ГМ: Слышь, спинной. Передай мочевому — пусть ждет. СМ: Пузырик, родненький, потерпи минуточку! МП: Да, чего там терпеть. Я уже все. Того. Описался, в общем. СМ: Черт! Головной. ГМ: Чего пристал? СМ: Пузырь-то уже все. Того.

Обоссался! ГМ: Да ты что! ГЛАЗА. Гл: (Надоело!) Что надо?? ГМ: МЫ ГДЕ. Гл: В трамвае.

Читайте также:  Фитинги для опрессовки шлангов высокого давления

ГМ: В трамвае? Ой как стыдно.

Знаете ли Вы?

Первый географический глобус хранится в городе Нюрнберге. Он изготовлен географом М. Бехаймом в 1492 г.

Сканворды, кроссворды, судоку, кейворды онлайн

Источник

Как устроен орган

Главный принцип работы органа, отличающий его от большинства духовых инструментов: одна труба — одна нота. Древним предком органа можно считать флейту Пана.

Этот инструмент, существовавший с незапамятных времен в разных уголках мира, представляет собой несколько связанных вместе полых тростинок разной длины.

Если подуть под углом в устье самой короткой — раздастся тонкий высокий звук. Более длинные тростинки звучат ниже.

Группа органных труб как называется

На схеме представлена упрощенная схема органа с механической трактурой. Фотографии, показывающие отдельные узлы и устройства инструмента, сделаны внутри органа Большого зала Московской государственной консерватории. На схеме не показан магазинный мех, поддерживающий постоянное давление в виндладе, и рычаги Баркера (они есть на снимках). Также отсутствует педаль (ножная клавиатура)

В отличие от обычной флейты менять высоту звучания отдельной трубки нельзя, поэтому флейта Пана может сыграть ровно столько нот, сколько в ней тростинок. Чтобы заставить инструмент издавать очень низкие звуки, нужно включить в его состав трубки большой длины и большого диаметра.

Можно сделать много флейт Пана с трубками из разных материалов и разного диаметра, и тогда они будут выдувать одни и те же ноты с разными тембрами. Но играть на всех этих инструментах одновременно не получится — их нельзя удержать в руках, да и дыхания на гигантские «тростинки» не хватит.

А вот если поставить все наши флейты вертикально, снабдить каждую отдельную трубку клапаном для впуска воздуха, придумать механизм, который дал бы нам возможность управлять всеми клапанами с клавиатуры и, наконец, создать конструкцию для нагнетания воздуха с его последующим распределением, у нас как раз и получится орган.

Трубы в органах делают из двух материалов: дерева и металла. Деревянные трубы, применяющиеся для извлечения басовых звуков, имеют квадратное сечение. Металлические трубы обычно меньшего размера, они цилиндрические или конические по форме и изготавливаются, как правило, из сплава олова и свинца. Если олова больше — труба звонче, если больше свинца, извлекаемый звук более глухой, «ватный».

Сплав олова и свинца очень мягкий — вот почему органные трубы легко поддаются деформации. Если большую металлическую трубу положить на бок, через некоторое время она под собственной тяжестью приобретет овальное сечение, что неизбежно скажется на ее способности извлекать звук.

Группа органных труб как называется

«Регистр» — одно из ключевых понятий в конструкции органа. Это ряд органных труб определенного диаметра, образующих хроматический звукоряд соответственно клавишам своей клавиатуры или ее части.

В зависимости от мензуры входящих в их состав труб (мензура — соотношение важнейших для характера и качества звучания параметров трубы) регистры дают звук с различной тембровой окраской.

Увлекшись сравнениями с флейтой Пана, я чуть не упустил одну тонкость: дело в том, что далеко не все трубы органа (подобно тростинкам старинной флейты) являются аэрофонами. Аэрофон — это духовой инструмент, в котором звучание образуется в результате колебаний столба воздуха.

К таким относятся флейта, труба, туба, валторна. А вот саксофон, гобой, губная гармошка состоят в группе идиофонов, то есть «самозвучащих». Здесь колеблется не воздух, а обтекаемый потоком воздуха язычок.

Давление воздуха и сила упругости, противодействуя, заставляют язычок дрожать и распространять звуковые волны, которые усиливаются раструбом инструмента как резонатором.

В органе большинство труб — аэрофоны. Их называют лабиальными, или свистковыми. Идиофонные трубы составляют особую группу регистров и носят наименование язычковых.

Но как же музыканту удается заставить все эти тысячи труб — деревянных и металлических, свистковых и язычковых, открытых и закрытых — десятки или сотни регистров… звучать в нужное время? Чтобы это понять, спустимся на время с верхнего яруса органа и подойдем к кафедре, или пульту органиста.

Непосвященного при виде этого устройства охватывает трепет как перед приборной доской современного авиалайнера. Несколько ручных клавиатур — мануалов (их может быть пять и даже семь!), одна ножная плюс еще какие-то таинственные педали. Еще есть множество вытяжных рычагов с надписями на рукоятках.

Зачем все это?

Разумеется, у органиста всего две руки и играть одновременно на всех мануалах (в органе Большого зала их три, что тоже немало) он не сможет. Несколько ручных клавиатур нужны для того, чтобы механически и функционально разделить группы регистров, подобно тому как в компьютере один физический хард-драйв делится на несколько виртуальных.

Так, например, первый мануал органа Большого зала управляет трубами группы (немецкий термин — Werk) регистров под названием Grand Orgue. В нее входит 14 регистров. Второй мануал (Positif Expressif) отвечает также за 14 регистров. Третья клавиатура — Recit expressif — 12 регистров.

И наконец, 32-клавишная ножная клавиатура, или «педаль», работает с десятью басовыми регистрами.

Группа органных труб как называется

Рассуждая с точки зрения профана, даже 14 регистров на одну клавиатуру — это как-то многовато. Ведь, нажав одну клавишу, органист способен заставить зазвучать сразу 14 труб в разных регистрах (а реально больше из-за регистров типа mixtura).

А если нужно исполнить ноту всего лишь в одном регистре или в нескольких избранных? Для этой цели собственно и применяются вытяжные рычаги, расположенные справа и слева от мануалов.

Вытянув рычаг с написанным на рукоятке названием регистра, музыкант открывает своего рода заслонку, открывающую доступ воздуха к трубам определенного регистра.

  Утеплитель цилиндрический с фольгой для труб

Итак, чтобы сыграть нужную ноту в нужном регистре, надо выбрать управляющий этим регистром мануал или педальную клавиатуру, вытащить соответствующий данному регистру рычаг и нажать на нужную клавишу.

В органе нагнетаемый воздух попадает в так называемые магазинные мехи, каждый из которых связан с одной из 12 виндлад.

Виндлада — это имеющий вид деревянного короба резервуар для сжатого воздуха, на котором, собственно, и установлены ряды труб. На одной виндладе обычно помещается несколько регистров.

Большие трубы, которым не хватает места на виндладе, установлены в стороне, и с виндладой их связывает воздухопровод в виде металлической трубки.

  1. Благодарим руководство Московской государственной консерватории и Наталью Владимировну Малину за помощь в подготовке этой статьи.

Строение духового органа

Приступая к рассказу о строении инструмента орган, следует начинать с самого очевидного.

Содержание статьи

  • Пульт
    • Мануал
    • Педали
    • Регистры
    • Трубы
    • Трактура духового органа

Пульт

Под пультом органа подразумевают средства управления, которые включают в себя все многочисленные клавиши, рычажки смены регистров и педали.

Органный пульт

Итак, к игровым устройствам относятся мануалы и педали.

К тембровым – переключатели регистров. Кроме них, пульт органа состоит из: динамических переключателей – швеллеров, самых разных ножных переключателей и клавиш включения копул, которые переносят регистры одного мануала на другой.

Большинство органов снабжаются копулами для переключения регистров на главный мануал. Также, при помощи специальных рычажков, органист может переключать различные комбинации из банка регистровых комбинаций.

Кроме того, перед пультом устанавливается скамья, на которой сидит музыкант, и рядом же располагается выключатель органа.

Пример копулы органа

Но обо всем по порядку:

  • Копула. Механизм, который может регистры одного мануала переносить на другой мануал, или педальную клавиатуру. Это актуально, когда надо перенести регистры звучания более слабых мануалов к более сильным, или вывести регистры звучания на основной мануал. Включаются копулы специальными ножными рычагами с фиксаторами или же при помощи специальных кнопок.
  • Швеллер. Это устройство, при помощи которого можно регулировать громкость каждого отдельно взятого мануала. При этом регулируются створки жалюзи в ящике, через который проходят трубы именно этого мануала.
  • Банк памяти регистровых комбинаций. Подобное устройство доступно лишь в электрических органах, то есть в органах с электрической трактурой. Здесь бы сделать предположение, что орган с электрической трактурой чем-то родственен допотопным синтезаторам, но духовой орган сам по себе слишком неоднозначный инструмент, чтобы можно было с легкостью допустить подобную оплошность.
  • Готовые регистровые комбинации. В отличие от банка памяти регистровых комбинаций, которые отдаленно напоминают пресеты современных цифровых процессоров обработки звука, готовые регистровые комбинации относятся к органам с пневматической регистровой трактурой. Но суть одна и та же: они дают возможность задействовать готовые настройки.
  • Тутти. А вот это устройство включает мануалы и все регистры. Вот такой вот выключатель.
Читайте также:  Как делают наркоз при лапароскопии маточных труб

Группа органных труб как называется

Мануал

Клавиатура, иначе говоря. Вот только в органе есть клавиши для игры ногами – педали, поэтому правильней говорить все-таки именно мануал.

Обычно в органе от двух до четырех мануалов, но иногда встречаются экземпляры с одним мануалом, и даже такие монстры, которые насчитывают целых семь мануалов. Название мануала зависит от расположения труб, которыми он управляет. Кроме того, каждому мануалу присваивается свой собственный набор регистров.

В главном мануале обычно располагаются самые громкие регистры. Его также еще называют Hauptwerk. Он может располагаться как ближе всего к исполнителю, так и во втором ряду.

  • Oberwerk – чуть потише. Его трубы расположены под трубами главного мануала.
  • Rückpositiv  – совершенно уникальная клавиатура. Она управляет теми трубами, которые расположены отдельно от всех остальных. Так, например, если органист сидит к инструменту лицом, то они будут располагаться сзади.
  • Hinterwerk – этот мануал управляет трубами, которые расположены в задней части органа.
  • Brustwerk. А вот трубы этого мануала расположены либо прямо над самим пультом, либо с обеих сторон.
  • Solowerk. Как можно судить из самого названия, трубы этого мануала оснащаются большим количеством сольных регистров.

Кроме того, могут встречаться и другие мануалы, но те, что перечислены выше, используются наиболее часто.

В семнадцатом веке у органов появился своеобразный регулятор громкости – ящик, через который проходили трубы с створками жалюзи. Мануал, который управлял этими трубами, назывался Schwellwerk и размещался на более высоком уровне.

Педали

Изначально у органов не было педальной клавиатуры. Она появилась примерно в шестнадцатом столетии. Есть версия, что ее придумал брабантский органист по имени Луи Ван Вальбеке.

Сейчас бывают самые разные педальные клавиатуры в зависимости от конструкции органа. Есть как на пять, так и на тридцать две педали,  есть органы и вовсе без педальной клавиатуры. Их называют портативами.

Обычно педали управляют наиболее басовитыми трубами, для которых пишется отдельный нотный стан, под двойной партитурой, которая пишется для мануалов. Их диапазон на две, а то и на три октавы ниже остальных нот, поэтому большой орган может иметь диапазон в девять с половиной октав.

Регистры

Регистры – это ряд труб одинакового тембра, которые представляют собой, по сути, отдельный инструмент. Для переключения регистров предусмотрены рукоятки, или переключатели (для органов с электрическим управлением), которые расположены на пульте органа либо над мануалом, либо рядом, по бокам.

Суть управления регистрами такова: если все регистры выключить, то орган при нажатии клавиши звучать не будет.

Название регистра соотносится с названием самой большой его трубы, и каждая рукоятка относится к своему регистру.

Есть как лабиальные, так и язычковые регистры. Первые относятся к управлению трубами без язычков, это регистры открытых флейт, также есть регистры закрытых флейт, принципалы, регистры призвуков, которые, по сути, и формируют окраску звучания (микстуры и аликвоты). В них каждая нота имеет несколько более слабых обертоновых призвуков.

А вот язычковые регистры, как видно из самого их названия, управляют трубами с язычками. Они могут быть объединены в звучании с лабиальными трубами.

Выбор регистра предусмотрен в нотном стане, он пишется над тем местом, где должен быть применен тот или иной регистр.

Но дело усложняется тем, что в разные времена и даже просто в разных странах регистры органов резко отличались друг от друга. Поэтому регистровка органной партии редко когда подробно уточняется.

Обычно точно указывается лишь мануал, величина труб и наличие или отсутствие язычков. Все остальные нюансы звука отдаются на рассмотрение исполнителя.

Трубы

Как и следовало ожидать, звучание труб находится в строгой зависимости от их размера. Причем единственные трубы, которые звучат именно так, как и написано в нотном стане, – это восьмифутовые трубы. Меньшие трубы звучат соответственно выше, а большие – ниже, чем написано в нотном стане.

Самые крупные трубы, которые встречаются далеко не во всех, а лишь в самых крупных органах мира, имеют размер 64-фута. Они звучат на три октавы ниже того, что записано в нотном стане. Поэтому, когда при игре в этом регистре органист задействует педали, издается уже инфразвук.

Чтобы настроить небольшие лабиальные (то есть те, что без язычка), используют штимгорн. Это стержень, на одном конце которого имеется конус, а на другом – чашка, с помощью которых расширяют или сужают раструб труб органа, чем  добиваются изменения высоты звука.

А вот чтобы изменить высоту звука больших труб, обычно вырезают дополнительные лоскуты металла, которые изгибаются наподобие язычков и таким образом изменяют тон звучания органа.

Кроме того, некоторые трубы могут быть чисто декоративными. В таком случае они называются «слепыми». Они не звучат, а имеют исключительно эстетическое значение.

Трактура духового органа

Группа органных труб как называетсяТрактура духового органа

Трактура есть и у рояля. Там это механизм передачи усилия удара пальцев от поверхности клавиши непосредственно к струне. У органа трактура играет ту же роль и является основным механизмом управления органом.

Кроме того, что у органа есть трактура, управляющая клапанами труб (она еще называется игровой трактурой), у него есть также регистровая трактура,  которая позволяет включать и выключать целые регистры.

Микстура – это группа регистров, которые задействованы в данный момент. Игровая трактура задействует не те трубы, которые задействованы при помощи регистровой трактуры, если можно так выразиться, конечно.

Именно с регистровой трактурой работает память органа, когда включаются или выключаются целые группы регистров. Чем-то это напоминает современные синтезаторы. Это могут быть как фиксированные комбинации регистров, так и свободные, то есть выбираемые музыкантом в произвольном порядке.

(1

Трубы, трубы, трубы… [1989 Газарян С.С. — В мире музыкальных инструментов]

Группа органных труб как называется

Орган обязан своим рождением естественному желанию древнего музыканта, играющего на флейте Пана, усовершенствовать свой инструмент. Не устраивало музыканта то, что нельзя было увеличивать количество трубок и их размеры сверх какого-то предела, потому что играть становилось трудно.

Воздуходувная машина, которая заменила легкие музыканта, как бы раздвоила дорогу перед флейтой Пана. Раздвоилась и сама флейта, так и не решив, направо пойти или налево.

Одна пошла более спокойным путем, дожила в первозданном виде до наших дней и даже добралась до телевидения: флейта Пана звучит в некоторых фольклорных ансамблях, которые мы видим и слышим по телевизору.

Другая выбрала путь, полный приключений, и стала составной частью нового инструмента — органа.

Группа органных труб как называетсяРазрез органных труб. Слева — металлическая лабиальная труба. В центре — деревянная. Справа — язычковая. Виден рычажок, которым при настройке удлиняют или укорачивают колеблющуюся часть язычка

Как только музыкант освободился от необходимости извлекать звук собственным дыханием, он начал прибавлять новые трубы. Очень скоро орган стал насчитывать их несколько десятков. Ряд труб начинался с больших (не таких, конечно, как в современном органе, но по сравнению с флейтой Пана весьма внушительных) и заканчивался маленькими, как бы оставшимися от флейты.

Мечта музыканта осуществилась: теперь инструмент обладал обширным диапазоном. Возник и, как говорят в науке, побочный эффект: инструмент обрел многоголосие, то есть мог издавать одновременно несколько звуков, чего не могла делать флейта Пана, потому что рот у музыканта один.

Но появились новые желания — разнообразить тембр. Стали оснащать инструмент двумя рядами труб — один состоял из деревянных, другой из медных. Когда надоедало играть на деревянных трубах, музыкант начинал играть на медных, потом снова переходил на деревянные.

Каждый ряд труб называется регистром. Два ряда — это два регистра, деревянный и медный.

Затем музыканты, а вместе с ними и мастера, которые строили органы, задали себе следующий вопрос: почему два, а не три? Если сделать медные трубы другой формы, например не цилиндрическими, а коническими, тембр тоже станет другим. Так появился третий регистр. А где третий, там и четвертый, и пятый, и… сотый. Да, некоторые современные органы имеют столько и даже больше регистров, и каждый регистр обладает собственным голосом.

Читайте также:  Как и чем выполняют бурение скважины под фундамент?

Как же можно получить столько разных тембров?

Металлические трубы органов уже несколько веков делаются из сложных сплавов, в основу которых положены олово и свинец, но добавлены и другие металлы. Изменяя в сплаве содержание разных его компонентов, можно варьировать и тембр. Кроме того, в органах остаются трубы из меди и латуни, обладающие собственным тембром.

Очень разной бывает и форма труб. Цилиндр, конус, двойной конус, сочетание цилиндра с конусом и так далее. Это тоже позволяет разнообразить тембр. Зависит характер звучания и от того, открыт верхний конец трубы или закрыт.

В некоторых регистрах каждый звук создается не одной, а несколькими трубами — главная из них дает основной тон, а другие обогащают его обертонами. Такой регистр имеет своеобразный тембр, который довольно резко отличается от других тембров органа.

И наконец, тембр зависит от способа возбуждения звука в трубе. Одни трубы имеют в боку так называемую лабиальную щель, подаваемый машиной воздух рассекается острым краем этой щели, образует колебания и заставляет звучать воздушный столб в трубе.

Именно такие трубы составляют и фасад органа, их лабиальные щели хорошо видны из зала. В других трубах воздух подается на металлический язычок, колеблет его, а от язычка звучит и воздух в трубе.

Вот какие разные условия влияют на характер звучания труб. Умело подбирая эти условия, можно получить большое разнообразие органных тембров, имитировать звучание других инструментов и даже человеческого голоса.

Каждый регистр имеет свое название, которое чаще всего образуется от длины его самой большой трубы: шестнадцатифутовый регистр, восьмифутовый регистр, четырехфутовый регистр. Есть и характерные названия, например бурдон.

Регистр, в котором каждый звук создается несколькими трубами, называется микстурой, что по-латыни означает «смесь» (кстати, название лекарства того же происхождения).

Регистры, имитирующие звучание других инструментов, так и называются — кларнет, флейта, фагот.

Допустим, орган имеет шестьдесят разных регистров. На первый взгляд, шестьдесят разных тембров. Это было бы верно, если бы регистры использовались только каждый в отдельности.

Но их же можно еще и сочетать как угодно и по скольку угодно в пределах шестидесяти.

Если вы вспомните соответствующий раздел математики и вычислите ради любопытства количество возможных сочетаний из шестидесяти элементов, у вас получится астрономическое число. Жизни музыканта не хватит, чтобы только перебрать все сочетания!

Но практическая задача музыканта значительно упрощается по сравнению с чистой теорией. Во-первых, характер произведения сужает круг выбора. Во-вторых, часть регистров используется не в любых, а только в определенных сочетаниях.

В-третьих, при формальном переборе многие сочетания получатся очень схожими и на слух почти не отличимыми друг от друга, например, если включено пятьдесят регистров, а потом к ним добавится пятьдесят первый, сам по себе не очень яркий, мы этого можем и не заметить.

И все же возможность выбора остается настолько большой, что однозначного, единственно верного решения быть не может.

дроссель гидравлический купить в Москве недорого.

Принцип работы органа

  • «Король инструментов» — именно так называют за огромные размеры, потрясающий диапазон звучания и уникальное богатство тембров духовой орган.
  • Музыкальный инструмент служил как для религиозных служб, так и светских развлечений.
  • Уникален он и тем, что относится он к классу духовых инструментов, но при этом оснащен клавишами.
  • Особенностью этого инструмента является и то, что для игры на нем исполнитель должен виртуозно владеть не только руками, но и ногами.
  1. Музыкальный инструмент очень сложный и может состоять из трех и более небольших органов, которыми исполнитель может управлять одновременно.
  2. Каждый из них обладает своим набором труб – регистров и мануала (клавиатуры).
  3. Управление этим сложнейшим механизмом осуществляется с исполнительского пульта, или как его еще называют – кафедры.
  4. Именно здесь расположены одна над другой клавиатуры (мануалы), на которых исполнитель играет руками, а внизу – огромные педали – клавиши для ног, позволяющие извлекать самые низкие басовые звуки.
  5. В органе может быть много тысяч труб, выстроенных в ряд, и находящихся во внутренних камерах, закрытые от глаз зрителя декоративным фасадом (проспектом).

Группа труб, издающая звуки одного тембра, объединяются в регистры, которые могут быть включены с пульта.

Таким образом, исполнитель может выбрать нужный регистр или их комбинацию. В современные органы воздух нагнетается посредством электрического мотора.

Из мехов, через воздухопроводы, сделанные из дерева, воздух направляется в винлады – особую систему деревянных ящиков, в верхних крышках которых проделаны специальные отверстия.

Именно в них укреплены органные трубы своими «ножками», в которые и поступает под давлением воздух из винлад.

Над исполнительской кафедрой располагаются жалюзи, или по-другому швеллер, которые скрывают от зрителя второй этаж органных труб. С помощью специальной педали органист управляет положением жалюзи и тем самым влияет на силу звука.

    Устройство

    В связи с масштабными размерами инструмента он имеет очень сложную структуру с различными элементами: пульт, мануалы, педальная клавиатура, регистры с переключателями, трубы и др.

    Пульт

    Пульт, или органная кафедра, — место, оснащенное всеми необходимыми для исполнителя средствами: игровые мануалы, педаль и включатели регистров. Также могут иметься швеллеры, рычаги для ног, кнопки активации копул и др.

    • Копула — приспособление, позволяющее воспроизводить регистры одной ручной клавиатуры во время игры на другой.
    • Швеллер — механизм, суть которого заключается в регулировке динамики с помощью открывания или закрывания дверцы ящика, хранящего в себе трубы ручной клавиатуры.

    Мануалы

    Мануалами называется клавиатура, на которой играют руками, что делает орган схожим с фортепиано и роялем внешне. Их количество может доходит до семи единиц, но в среднем число варьируется от двух до четырех.

    Располагаются они друг над другом, и их нумерация в виде латинских цифр идет по принципу снизу вверх.

    Каждый из мануалов имеет ряд собственных регистров.

    • Регистр — строй труб одинакового тембра, находящихся в духовой части органа.

    Клавиатура в виде педалей

    Клавиатура, или педаль, — еще одно очень интересное устройство в органе. Набор клавиш варьируется от 5 до 32 единиц, включающих в себя собственные ряды труб (регистры) преимущественно низких тембров (от до большой октавы до соль или фа первой).

    Игра на педали осуществляется с помощью нажатия клавиш каблуком или носком (способ зависит от аппликатуры, указанной в нотах).

    Регистры

    Данная деталь устройства органа носит в себе очень важную миссию: при выключенных регистрах клавиши инструмента звучать не будут.

    Активация труб происходит благодаря электронным выключателям (регистровым рукояткам). Они располагаются над клавиатурой или по бокам от подставки для нот (пюпитр).

    По устройству труб регистры можно разделить на два вида: лабиальные и язычковые.

    Первый тип включает в себя закрытые или открытые трубы с отсутствием язычков. К нему принадлежат флейты, принципалы, микстуры и аликвоты.

    Второй тип включает в себя наличие язычка, который при воздействии воздушных масс рождает интересный звук, схожий с тембрами духовых инструментов: гобоем, кларнетом, трубой, фаготом, тромбоном и многими другими. Окраска звука будет зависеть от наименования и конструкции регистра.

    Язычковые регистры могут иметь не только вертикальное строение, но и горизонтальное.

    Трубы

    • Трубы в устройстве органа бывают деревянными, металлическими и деревянно-металлическими разной длины, формы и диаметра.
    • Инструмент может включать в себя до 10 тысяч труб.
    • Больше всего места из них занимают басовые, высота которых достигает 10 метров.

    Трактура

    1. Благодаря трактуре механизмы управления на пульте соединяются с воздухозапорными деталями инструмента.

    2. Проще говоря, трактура переносит движение клавиш органа на клапаны одной трубы или целой группы.

    3. Данный механизм бывает нескольких видов:
    • механическая;
    • электрическая;
    • электропневматическая;
    • пневматическая;
    • смешанная.

    Применение

    • Этот массивный инструмент ранее использовался только для богослужения католической и протестантской церквями.
    • Позднее органные залы начали строить и в советских зданиях (например, в Московской консерватории или Государственной капелле Санкт-Петербурга).
    • Орган — универсальный инструмент, так как подходит как для сольного исполнения произведений, заменяя весь оркестр, так и для аккомпанемента в сочетании с другими: ансамблями, вокалистами и хором.
    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector