Дым из выхлопной трубы – это признак уже имеющейся или наступающей сложной поломки, которая потребует серьезных затрат на исправление. Такой дым не просто «рассказывает» о состоянии авто, но и дает возможность выявить и устранить неисправности мотора. О чем может «рассказать» дым и какие последствия он несет с собой?
Перед детальным разбором темы важно сразу обозначить – часто из глушителя идет не дым, а обычный водяной пар, который ничего страшного не предвещает и не означает. Из выхлопной трубы может идти дым разного цвета – белый, черный или синий. Цвет каждого из них обусловлен теми или иными причинами и означает разные неисправности.
Белый цвет дыма – это, скорее всего, пар – побочный продукт работы двигателя. Его образование во многом зависит от температуры окружающей среды или высокой влажности воздуха.
Даже в летнее теплое время образование пара при работающем двигателе является нормой, поскольку возникновение его связано с осаждением конденсата в системе выпуска.
Кроме того, в бензине, как бы странно это не звучало, также есть небольшое количество воды, которая при сгорании топлива выходит через выхлопную трубу.
Срочный выкуп авто в Могилеве и по Беларуси за 96% от рыночной стоимости
Озабоченность должна возникнуть у автовладельца в том случае, когда при достаточно теплой погоде и прогретом двигателе выхлопная труба все-таки дымит, а на других авто этого не наблюдается.
В этом случае рекомендуется принюхаться к запахам, которые могут проявиться при подгорании антифриза, основным компонентом которого является вода.
Часто выявляются случаи, когда антифриз выбрасывается через выхлопную трубу после попадания в камеру сгорания. Среди основных причин попадания жидкости в цилиндры:
- повреждение прокладки головки блока цилиндров;
- наличие небольших трещин в самом блоке;
- разгерметизация впускного коллектора.
Во всех перечисленных случаях антифриз будет вытекать из расширительного бачка. Кроме того, жидкость после смешивания с маслом может попадать в картер мотора.
Как правило, ремонт этих неисправностей предполагает серьезные финансовые затраты, в том числе по причине необходимости частичного разбора мотора.
Зачастую проводить дорогостоящий ремонт вообще нецелесообразно по финансовым затратам, а рациональнее приобрести новый контрактный двигатель. Необходимо отметить, что даже самые качественные прокладки ГБЦ выдерживают не более 200 – 300 тысяч километров пробега.
Синий дым – точно не безобидный пар, а продукт сгорания масла. При этом дым может иметь разные оттенки, но с черным или белым дымом его в любом случае не спутать. Цвет и степень насыщенности дыма зависит от характера поломки и объемов сгораемого масла.
Кроме того, синий дым имеет особенный запах, который напоминает запах от старых мотоциклов с двухтактными моторами без системы раздельной смазки. Синий дым с выхлопной трубы сопровождается, как правило, достаточно сильным расходом моторного масла.
При отсутствии уверенности в причинах повышенного расхода масла и его попадания в камеру сгорания достаточно подставить к выхлопной трубе белый листок бумаги – появляющиеся на нем капли будет иметь жировые разводы.
Масло в цилиндры может попадать по двум основным причинам:
- Износ деталей поршневой группы. Эта неисправность может проявляться в виде загибания колец, задиров на зеркале цилиндров и так далее. В результате падает компрессия, а ремонт влечет за собой серьезные финансовые затраты, порой сопоставимые с покупкой нового мотора.
- Вторая причине не такая плачевная и предполагает устранение неисправности за счет небольших вложений износ маслосъемных колпачков. Эти детали служат примерно столько же, сколько и прокладки ГБЦ и заменятся без необходимости разбора мотора. Стоимость колпачков невелика – всего несколько сотен рублей.
На турбированных двигателях масло может попадать в выхлопную трубу по причине неисправности турбокомпрессора – сильного износа уплотнителей ротора и подшипников. Иногда синий дым появляется и по причине плохой герметичности клапанов, а также неисправности системы зажигания.
Точно определить причину синего дыма в некоторых случаях бывает очень непросто, а при его наличии необходимо в кратчайшие сроки обращаться к услугам квалифицированных специалистов. Любое промедление и эксплуатация авто при имеющейся проблеме только усугубит неисправность.
Черный дым – «читается» легче всего и спутать его с другими цветами просто невозможно. Черный дым означает чрезмерное обогащение топливной смеси, когда бензин просто не успевает сгорать и образуется большой объем сажи.
Основные причины подобной неисправности – слабая герметичность топливных форсунок либо проблемы в работе электронных датчиков, что предопределяет некорректность процесса смесеобразования и разжигания. Симптоматика такой неисправности – уменьшение мощности двигателя, проблемы с запуском, повышенный расход топлива.
Как показывает практика, дизельные моторы дымят сильнее бензиновых двигателей.
Затягивать с ремонтом также нельзя, поскольку бесконтрольное поступление топлива в цилиндры способствует снятию масляной пленки с их стенок. В результате поршневая группа изнашивается значительно быстрее, а сильная детонация разрушает двигатель. При догорании топлива в катализаторе снижается и его ресурс. Известны случаи, когда излишки бензина сливались в картер и смешивались с маслом.
Дым из выхлопной трубы любого цвета – сигнал прекратить использование авто и немедленно обратиться в сервис. Нарушение этого правила может привести к полной поломке мотора.
Подготовленные автовладельцы могут попробовать самостоятельно определить характер неисправности по приведенным выше признакам, но при отсутствии уверенности в заключении следует довериться квалифицированным специалистам.
Использование автомобиля в жаркую летнюю погоду приносит много неудобств и водителю, и пассажирам при невозможности охладить салон. К сожалению, автомобили старого образца не оснащены кондиционерами, да и в современных высокотехнологичных моделях могут произойти поломки и неисправности в системе охлаждения салона.
Подробнее…
Основной задачей процесса по удалению вмятин без покраски своими руками является воздействие механического плана на ту область кузова, которая была подвержена деформации. Кузов автомобиля представляет собой изделие, изготовленное из довольно тонкого метала.
Подробнее…
В России традиционно турбированные агрегаты вызывают опасения, а предпочтение многие автолюбители отдают более надежным и менее мощным атмосферным аналогам. Правдивы ли такие опасения?
Подробнее…
Коробка передач с ручным переключением обычно просто называется механической (МКПП), хотя и многие автоматизированные агрегаты, строго говоря, построены по тому же принципу. Обычно подобные КПП имеют от четырёх до шести передач переднего хода и одну передачу для движения назад.
Подробнее…
Прошли времена, когда рулевое управление автомобиля было неким тренажёром для развития силы рук водителя. Сейчас машины без усилителя руля остались только в некоторых видах автоспорта, где это определено техническим регламентом. В современных автомобилях руль вращается без затруднений даже слабыми женскими руками.
Помогает водителю вращать рулевое колесо либо гидравлика (ГУР), либо электродвигатель (ЭУР). Встречаются и гибридные варианты, когда давление в гидроусилителе создаётся электрическим насосом, но это сделано с целью более точного управления усилием, и такое устройство можно смело относить к гидравлике.
Подробнее…
Вода в салоне машины может стать причиной неисправности авто и невозможности его нормальной эксплуатации. Повышенная влажность может снизить видимость для водителя, нарушить работоспособность электронных систем машины, привести в ненадлежащий внешний вид материалы отделки салона.
Подробнее…
Основную долю затрат на содержание автомобиля составляет расход средств на покупку бензина, дизеля, газа. Процесс увеличения цен навсе виды топлива не прекращается и бьет по кошельку автолюбителей.
Подробнее…
Продажа автомобиля, обремененного кредитными обязательствами, вопрос, прямо скажем, сложный. Покупка автомобиля в кредит сейчас весьма популярна. Жизнь идет вперед, и часто требуется продать автомобиль, который был куплен в кредит, а кредит за него не погашен.
Подробнее…
На сегодняшний день многие мировые производители занимаются продажей автомобильных шин и дисков литого типа. Наша страна занимает далеко не последнее место в производстве этой продукции. Большинство автомобилистов отдает предпочтение машинам с красивым изысканным дизайном.
Однако не все типы легкосплавных дисков подходят для эксплуатации в условиях наших аварийных дорог в отличие от европейских магистралей и шоссе. Ямы, колдобины и бездорожье становятся зачастую причиной поломки дисков и нарушения целостности металла.
Немаловажными факторами, влияющими на ухудшение состояния изделия, являются небрежная езда водителя, несоблюдение скоростного режима, случаи неудачной парковки или соприкосновение колес с бордюром. В результате можно столкнуться с серьезным ремонтом и испортить внешний вид авто.
Следы износа и деформации остаются также на дисках во время наезда на ямы, когда металлическая поверхность колес задевает острым концом края ямы.
Подробнее…
Сотрудниками ежемесячного американского журнала Consumer Reports было проведено интересное исследование на автомобильном рынке. Опубликованные результаты немного неожиданные.
Подробнее…
Белый дым из выхлопной трубы — как узнать причины почему идет белый дым из глушителя автомобиля
Белый дым из выхлопной трубы в зимнее время частое явление, поэтому, как правило, на него мало кто обращает внимание, а вот летом, когда тепло, валящий густой белый выхлоп настораживает, причем как владельцев дизельного авто, так и машин с бензиновым двигателем. Давайте разберемся с тем, почему появляется белый дым из выхлопной, опасны ли причины, и как узнать его происхождение.
Из статьи вы узнаете:
Безобидный дым, а вернее пар, белого цвета, не должен иметь особого запаха, поскольку образовывается за счет испарения скопившегося конденсата в трубах выхлопной системы и в самом двигателе при температуре воздуха ниже +10°C. Поэтому не стоит путать его с дымом, который покажет наличие проблем в системе охлаждения или самом моторе.
Белый дым – признак повышенной влажности в выхлопной системе. После прогрева двигателя пар и конденсат пропадают, но если дым все равно выходит из выхлопной, то это признак неисправности двигателя.
Дым, исходящий из глушителя, должен быть бесцветным.
Большинство неполадок, которые вызывает белый дым из выхлопной трубы, возникают вследствие перегрева двигателя или нарушенной топливоподачи. Обратив внимание на оттенок смога, его запах и общее поведение автомобиля, можно точно определить причину происхождения дыма. Наиболее распространенные это:
- Наличие влаги.
- Присутствие воды в топливе.
- Неправильная работа системы впрыска.
- Неполное сгорание топлива.
- Попадание охлаждающей жидкости в цилиндры.
Стоит отметить, что некоторые причины, по которым появляется опасный белый дым из выхлопной трубы дизельного двигателя и выхлопной бензинового двигателя, могут иметь разное происхождение, так что разберемся со всем по порядку, и по отдельности.
Белый дым из выхлопной трубы дизельного двигателя
Белый выхлоп в режиме прогрева исправного дизеля — вполне нормальное явление. А вот после того как двигатель вышел на рабочую температуру, такое дымление может указывать на:
- Конденсат в соляре.
- Неполное сгорание дизтоплива.
- Перелив топлива в следствии нарушения работы форсунок.
- Утечка охлаждающей жидкости в коллектор.
- Низкая компрессия.
Стоит отметить также, что в автомобилях с сажевым фильтром FAP/DPF белый дым из глушителя может появляться во время сжигания частиц сажи.
Чтобы диагностировать конкретную причину, нужно провести несколько простых действий:
- Во-первых, уточнить цвет дыма, он чисто белый или имеет какой-то оттенок (синеватый дымок укажет на угар масла).
- Во-вторых, проверить уровень ОЖ на наличие выхлопных газов и присутствие масла в системе охлаждения.
Беловато-серый выхлоп при прогреве может указывать на несвоевременное воспламенение смеси. Такой цвет дыма говорит, что газы, которые должны были толкать поршень в цилиндре, оказались в выхлопной трубе. Такой дым, так же как и при испарении влаги, проходит после прогрева, если с зажиганием автомобиля все в порядке.
Симптомы прогара прокладки ГБЦ
Наличие густого белого дыма и после прогрева, указывает на попадание охлаждающей жидкости в цилиндр двигателя. Местом проникновения жидкости может быть как прогоревшая прокладка, так и трещина. Проверить теорию попадания ОЖ из системы охлаждения можно таким образом:
- открыв крышку расширительного бачка или радиатора, вы увидите масляную пленку;
- из бачка может ощущаться запах выхлопных газов;
- пузырьки в расширительном бачке;
- повысится уровень жидкости после запуска двигателя и снизится после его остановки;
- в системе охлаждения возрастает давление (можно проверить, пытаясь сжать верхний шланг радиатора при запуске двигателя).
Если вы заметили признаки попадания ОЖ в цилиндры, то дальнейшая эксплуатация неисправного двигателя не рекомендуется, поскольку ситуация может быстро ухудшиться из-за снижения смазывающих свойств масла, которое постепенно смешивается с охлаждающей жидкостью.
Антифриз в цилиндрах двигателя
Белый дым из выхлопной трубы бензинового двигателя
- Как уже оговаривалось ранее, выход белого пара из выхлопной в холодную и влажную погоду — вполне закономерное явление, до прогрева даже можно наблюдать как капает из глушителя, но если двигатель имеет оптимальную температуру, а пар продолжает выходить, то можете быть уверены, что в двигателе есть неполадки.
- Основными причинами, почему из выхлопной трубы бензинового двигателя идет белый дым, являются:
- Причины по которым может появляться белый дым из выхлопной бензинового авто лишь частично могут отличаться от тех, что касаются дизеля, поэтому уделим больше внимания тому, как проверить из-за чего именно начал валить дым.
Как проверить почему появился белый дым?
Проверка почему белый дым из глушителя
Первое, что стоит проверить при постоянно идущем белом дыме – извлечь масляный щуп и убедится что ни уровень масла, ни его состояние не изменились (молочный цвет, эмульсия), ведь последствия попадания воды в масло хуже всего для двигателя. Также из выхлопной будет идти не чисто белый дымок, а с сизым оттенком.
Такой характерный масляный дым из выхлопной трубы долго держится позади автомобиля в виде тумана. А открыв крышку расширительного бачка, можно будет заметить пленку масла на поверхности охлаждающей жидкости и унюхать запах выхлопных газов. По цвету нагара на свече зажигания или его отсутствии тоже можно узнать некоторые проблемы.
Так, если она выглядит как новая или полностью мокрая, то это свидетельствует о попадании воды в цилиндр.
Принцип проверки выхлопных газов белым листом бумаги
Убедится в происхождении дыма поможет еще и белая салфетка. На работающем моторе нужно поднести ее к выхлопной и пару минут подержать.
Если дым из-за обычной влаги, то она будет чистой, если в цилиндры попадает масло, то останутся характерные жирные пятна, а если же просачивается антифриз, то пятна будут с голубоватыми или желтым оттенком, причем с кислым запахом.
Когда косвенные признаки указали на причину появления белого дыма из выхлопной, тогда нужно будет вскрывать двигатель и искать явный дефект.
Попадать жидкость в цилиндры может либо через поврежденную прокладку или же трещину в блоке и головке. Стоит отметить что при пробитой прокладке кроме дыма также появится троение двигателя.
При поиске трещин особое внимание обращайте на всю поверхность ГБЦ и самого блока, а также на внутренность цилиндра и область впускных и выпускных клапанов.
С микротрещиной найти место протечки будет непросто, понадобится специальный тест давлением.
Но если трещина значительная, то продолжение эксплуатации такого автомобиля может привести к гидроудару, поскольку жидкость может скапливаться в пространстве над поршнем.
Эмульсия на крышке
Может случиться так, что вы не чувствуете запаха выхлопов в радиаторе, в нем резко не повышается давление, но при этом налицо наличие белого дыма, эмульсии, вместо масла, а уровень жидкости стремительно падает. Это свидетельствует о попадании жидкости в цилиндры через впускную систему. Для определения причин попадания воды в цилиндры достаточно осмотреть впускной коллектор, не снимая головку блока цилиндров.
Учтите, что все дефекты, которые приводят к образованию белого дыма, нуждаются не просто в устранении прямых причин. Эти неполадки вызваны перегревом двигателя, и потому нужно обязательно проверить и починить поломки в системе охлаждения.
Не нашли ответ на свой вопрос?
Спрашивайте в х. Ответим обязательно!
О чем может рассказать дым из выхлопной трубы — drive2
Дым из выхлопной трубы бывает и белым, и черным, и других оттенков. При этом цвет служит важным диагностическим признаком и порой напрямую указывает на возникшие в двигателе неисправности. О них мы и поговорим.
Появление дыма может быть связано с неисправностями многих систем и рабочих деталей двигателя: системы питания, системы охлаждения, системы зажигания, системы управления впрыском, цилиндропоршневой группы, распределительного механизма и так далее.
В соответствии с причиной неисправности дым возникает либо из-за неполного или неправильного сгорания топлива, либо из-за попадания охлаждающей жидкости в цилиндры, либо из-за поступления туда масла, что и придает выхлопным газам характерный цвет.
Нередко неисправность одной системы, оказывающейся источником дымления, возникает из-за неполадок и дефектов в другой. Вот характерный пример: плохая работа системы охлаждения приводит к перегреву двигателя и, соответственно, пригоранию поршневых колец. Вследствие этого в цилиндры попадает масло, что и вызывает дымление.
Начинать же поиск причины лучше с сопоставления всех видимых обстоятельств: характера самого дымления, замеченных сопутствующих явлений, возможного влияния внешней среды…
Белый дым из выхлопной трубы
Белый дым из выхлопной трубы — вполне нормальное явление для режима прогрева холодного двигателя. Только это не дым, а пар. Вода в виде пара — признак высокой влажности в системе выхлопа. В ненагретой выпускной системе влага из воздуха частично конденсируется и становится видимой, причем на срезе выхлопной трубы обычно появляется вода. А по мере прогревания системы конденсат и пар исчезают.
Однако при температуре ниже 10оС белый пар образуется и на хорошо прогретом двигателе, а при морозе в —20—25оС приобретает густой белый цвет с сизым оттенком. Так что чем холоднее окружающая среда, тем более плотным получается дым из выпускной трубы. Кроме того, на цвет и насыщенность пара влияет влажность воздуха: чем она больше, тем пар гуще.
А вот появление белого дыма в теплое время и на хорошо прогретом двигателе чаще всего связано с попаданием в цилиндры охлаждающей жидкости (например, через негерметичную прокладку головки блока).
Вода, содержащаяся в охлаждающей жидкости, не успевает полностью испариться при сгорании топлива и образует довольно густой белый дым (то есть опять-таки пар). Его оттенок зависит от состава охлаждающей жидкости, погоды и освещенности на улице. Иной раз он выглядит сизым, напоминая “масляный” дым.
Отличить водяной пар легко: он сразу рассеивается, а после “масляного” дыма в воздухе надолго остается синеватый туман.
Чтобы убедиться в том, что проблема именно в системе охлаждения, потребуется ряд целевых проверок. Нетрудно уточнить, что из выхлопной трубы действительно выбрасывается вода, а не масло.
Для этого на хорошо прогретом двигателе кратковременно закрывают отверстие выхлопной трубы листом бумаги.
Капли воды с листа постепенно испарятся и не оставят явных жирных следов, да и на ощупь они не будут жирными.
Далее при поиске надо учитывать конструкцию двигателя. vk.com/cars.
best Жидкость может попадать в цилиндр не только при повреждении прокладки, но и при образовании трещин в головке или блоке цилиндров.
Порой эти дефекты при работе двигателя вызывают попадание выхлопных газов в систему охлаждения (иногда там даже образуется газовая пробка), что и служит основой для распознавания причины дымления.
Открыв пробку радиатора или расширительного бачка, легко почувствовать запах выхлопных газов и заметить пленку масла на поверхности охлаждающей жидкости. Да и уровень жидкости будет пониженным.
Характерно, что в таких случаях после запуска холодного двигателя давление в системе охлаждения сразу повышается (это легко ощутить, сжав рукой верхний шланг радиатора). Быстро увеличивается и уровень жидкости в расширительном бачке.
Причем этот уровень нестабилен, и в бачке можно заметить выход пузырьков газа, иногда с периодическим выбросом охлаждающей жидкости из горловины.
Если двигатель остановить, то картина изменится. Жидкость начинает уходить в цилиндр. Постепенно она проходит через поршневые кольца и попадает в масло, в поддон картера. При последующем запуске масло перемешивается с жидкостью, образует эмульсию и меняет цвет — становится непрозрачным и более светлым.
Циркулируя по системе смазки, такая эмульсия оставляет на крышке головки и пробке маслозаливной горловины характерную пену от светло-голубого до желто-коричневого цвета. Это проверяют, вынув масляный щуп и открыв пробку горловины.
Но если дефект (трещина, прогар) невелик, то никаких изменений может и не быть (случается, что масло остается чистым, хотя пена на пробке образуется).
И напротив, если негерметичность в цилиндре существенная, то жидкость, накапливаясь над поршнем, даже препятствует провороту коленчатого вала стартером в первый момент при запуске. В особо тяжелых случаях возможны даже гидроудар в цилиндрах, деформация и поломка поршневых колец, самих поршней, клапанов и шатунов.
В некоторых случаях удается более точно определить место дефекта: попадая в цилиндр, охлаждающая жидкость активно чистит все, с чем соприкасается, поэтому и свеча зажигания будет выглядеть совсем свежей.
Если через отверстие свечи подать в цилиндр воздух под давлением (например, через переходник со шлангом или специальный тестер утечек), то уровень жидкости в расширительном бачке начнет повышаться (при проверке необходимо повернуть коленчатый вал в положение, при котором оба клапана закрыты, поставить автомобиль на тормоз и включить передачу).
Дальнейшая диагностика возможна только после снятия головки блока. При этом оценивают состояние прокладки, плоскостей головки и блока, внешний вид камеры сгорания, тарелок клапанов и днища поршня.
Прогар прокладки часто сопровождается деформацией плоскости головки, особенно если дефекту предшествовал перегрев двигателя (например, из-за неисправности термостата, вентилятора и других причин).
Хуже, если явных дефектов не обнаружено. Тогда необходимо проверить головку на герметичность под давлением.
Вероятнее всего, на стенке камеры сгорания будет обнаружена трещина (чаще вблизи седла выпускного клапана).
Следует также внимательно осмотреть цилиндр, опустив поршень в нижнюю мертвую точку. Трещина в цилиндре — редкий дефект, но если она есть, то обнаружить ее несложно: трещина расходится (стенки “дышат”), и нередко края оказываются отполированными поршневыми кольцами.
Бывает также, что охлаждающая жидкость попадает в цилиндр через систему впуска (например, из-за негерметичности прокладки впускного коллектора, если она одновременно уплотняет и каналы подогрева коллектора охлаждающей жидкостью).
В подобных случаях давление в системе охлаждения не повышается, запаха выхлопных газов в ней нет, но масло превращается в эмульсию, а уровень охлаждающей жидкости быстро падает.
Этих признаков, как правило, достаточно, чтобы найти дефект и не перепутать его с описанным выше, иначе будет напрасно снята головка блока.
Все неполадки, связанные с белым дымом из выхлопной трубы, требуют не только устранения прямых причин. Поскольку дефекты, как правило, вызваны перегревом двигателя, то следует проверить и устранить неисправности в системе охлаждения — возможно, что не работает термостат, датчик включения вентилятора, муфта или сам вентилятор, негерметичен радиатор, его пробка, шланги или соединения.
Если белый дым и сопутствующие ему дефекты замечены, то эксплуатировать автомобиль нельзя. Во-первых, дефекты быстро прогрессируют. А во-вторых, работа мотора на водомасляной эмульсии резко ускоряет износ деталей, и через несколько сотен километров без капитального ремонта бывает уже не обойтись.
Черный дым из выхлопной трубы
Черный дым из выхлопной трубы свидетельствует о переобогащении топливовоздушной смеси и, следовательно, о неисправностях системы питания, ситемы зажигания или системы управления впрыском. Такой дым обычно хорошо просматривается на светлом фоне и представляет собой частички сажи — продукты неполного сгорания топлива.
Черный дым часто сопровождается большим расходом топлива, плохим запуском, неустойчивой работой двигателя, высокой токсичностью выхлопных газов, а нередко и потерей мощности из-за неоптимального состава топливовоздушной смеси.
У карбюраторных двигателей черный дым обычно возникает из-за перелива в поплавковой камере вследствие дефекта игольчатого клапана или из-за закоксовывания воздушных жиклеров. Также может быть неправильно установлен угол опережения зажигания.
У бензиновых двигателей с впрыском топлива переобогащение смеси появляется, как правило, при неисправности и отказах различных датчиков (кислорода, расхода воздуха и др.), а также при негерметичности форсунок.
Последний случай опасен гидроударом в цилиндре при запуске со всеми упоминавшимися выше последствиями.
Суть в том, что через неисправную форсунку на неработающем двигателе в цилиндр может вытечь много топлива, а оно не позволит поршню подойти к верхней мертвой точке.
У дизелей черный дым иногда появляется не только при нарушениях в работе насоса высокого давления, но и при большом угле опережения впрыска.
Общим явлением для режимов работы двигателей на переобогащенной смеси является повышенный износ или даже задиры деталей цилиндропоршневой группы, поскольку избыточное топливо смывает масло со стенок цилиндров и ухудшает смазку.
Кроме того, топливо попадает в масло и разжижает его, ухудшая условия смазки и в других сопряженных деталях двигателя.
В некоторых случаях это разжижение настолько велико, что уровень масла (точнее, смеси масла с топливом) в картере значительно повышается и оно приобретает характерный запах.
Причины белого, черного или сизого цвета выхлопных газов
Цвет выхлопных газов может указывать на проблемы с двигателем. Серый, черный или белый дым из выхлопной трубы — каждый водитель должен знать причины, чтобы вовремя устранить проблемы. Далее мы рассмотрим наиболее частые случаи появления дыма разного цвета.
Каким должен быть цвет выхлопных газов
Выхлопные газы образуются в результате сгорания топлива в цилиндрах двигателя, которое выбрасывается в атмосферу через выхлопную систему автомобиля. В состав выхлопных газов входят в основном азот, кислород, водяной пар и диоксид углерода, различные канцерогены, такие как бензопирен, сажа и оксид серы, присутствуют в разных пропорциях.
При нормально работающем двигателе выхлопные газы светло-серые, почти прозрачные. Это при определенных условий наблюдения:
- двигатель работает на холостом ходу;
- двигатель прогрет до 60-70 градусов;
- наблюдения ведутся днем.
На холодном двигателе можно увидеть капли пара или воды. Это нормально и связано с конденсацией внутри системы и работой катализатора.
Существует три цвета или оттенка выхлопных газов, которые указывают на конкретные проблемы с двигателем:
- белый дым;
- сизый или синий;
- темно-серый или черный.
Дым может иногда приобретать красноватый оттенок из-за использования различных присадок, но это не касается неисправностей.
Белый дым и его причина появления
Белый дым из выхлопной трубы условно можно разделить на «безопасный» и «опасный». Как уже упоминалось, вода в некоторой степени является частью выхлопа. Особенно это заметно в холодное время года, когда пар более активно конденсируется в воздухе.
Также вода может конденсироваться в выхлопной системе, особенно при частых коротких поездках, когда она не успевает хорошо прогреться. Иногда в ней может накапливаться до литра воды, которая затем некоторое время покидает систему в виде пара. Это нормально.
На горячем двигателе в жаркую погоду белый дым, а точнее пар, улетучивается.
Другое дело, тускло-белый дым, заметный уже на горячем двигателе. Основная причина его появления — проникновение теплоносителя в камеры сгорания. Это серьезная проблема, требующая немедленного внимания. Антифриз может попасть в цилиндры по нескольким причинам:
- пропускает прокладка ГБЦ;
- трещина в ГБЦ;
- повреждение стенки или гильзы цилиндра;
- Неправильная (непоследовательная) затяжка болтов крепления головки блока цилиндров при установке.
Антифриз, просачивающийся через уплотнение или зазор, также попадает в систему смазки. Конечно, это влияет на состав масла, а значит, на его свойства. В результате все может обернуться капитальным ремонтом двигателя.
Выхлопные газы, в свою очередь, попадают в систему охлаждения. В расширительном бачке или радиаторе видна масляная пленка.
Также при запуске холодного двигателя из-за повышения давления резко повышается уровень антифриза, затем он будет снижаться после выключения двигателя, потому что часть его поступает в цилиндры. Если трещина или пропускает прокладка, в цилиндры может попасть большое количество антифриза. Это может грозить гидроударом.
При смешивании масла и антифриза образуется светло-коричневая эмульсия. Она циркулирует в системе смазки, это видно по маслозаливной горловине или на крышке головки. Появляется характерная желто-коричневая пена. Все это явные признаки утечки охлаждающей жидкости, вызывающей появление белых выхлопных газов.
С другой стороны, в морозную погоду белый дым легко принять за пар. Чтобы это проверить, достаточно простого теста. Возьмите листок бумаги и поднесите к выхлопной трубе, но не закрывайте ее полностью. Если бумага намокнет или будет сухой, все в порядке. Если появился масляный налет, нужно обратиться к специалисту.
Серый или синий дым, причина появления
Основной причиной синего (сизого) выхлопа является попадание масла в цилиндры двигателя. Оттенки масляного дыма могут варьироваться от бело-синего до голубоватого или сизого. Это зависит от количества проникающего масла, от того, насколько горячий двигатель и режима его работы, а также от других факторов. Все это сопровождается увеличением расхода масла.
Синий дым может быть вызван следующими причинами:
- проникновение масла через поршневые кольца;
- проникновение масла через зазоры между направляющими втулками и стержнями клапанов (износ маслосъемных колпачков);
- износ гильзы или глубокие царапины на поверхности цилиндра.
Все эти дефекты связаны с износом цилиндро-поршневой группы и клапанного механизма. Поршневые кольца могут изнашиваться, а зазоры в канавках создают эффект всасывания. Таким образом масло подкачивается снизу вверх в цилиндры.
Еще одна причина появления масляного дыма — износ стержней клапанов и направляющих втулок, а также маслосъемных колпачков. При этом особенно густой дым замечается при прогреве двигателя, когда жидкое масло легко просачивается через зазоры. В двигателях с турбонаддувом синий дым может появиться из-за неисправности турбокомпрессора или системы маслоотделения картерных газов.
Стенки цилиндра могут быть поцарапаны крупными абразивными частицами. Также нормальная выработка наблюдается в зонах остановки верхних колец в ВМТ и в средней части.
Как диагностировать синий дым:
- Снимите свечи зажигания и осмотрите электроды. Масляный нагар говорит о попадании масла.
- Измерьте компрессию в двигателе. Снижение значений может указывать на износ узла цилиндр-поршень.
- Отключите на холостом ходу шланг системы вентиляции картерных газов от впускного патрубка. Обратите внимание на любые следы масла в трубе и цвет выхлопных газов (он изменится, если это проблема).
Черный дым и его причина
Выбросы черного дыма вызваны неполным сгоранием топливовоздушной смеси. В камеру сгорания поступает слишком много топлива. Это сопровождается следующими признаками:
- увеличение расхода топлива;
- свечи зажигания покрыты нагаром, который ухудшает искру;
- динамика и мощность двигателя снижаются;
- при сильном нажатии на педаль акселератора из выхлопной трубы выходит черный дым.
Эта проблема особенно характерна для карбюраторных двигателей. Воздушный жиклер загрязняется, игольчатый клапан не работает или изношевается резиновая диафрагма экономайзера.
Кроме того, нестабильная работа свечей зажигания приведет к неполному сгоранию топлива, которое может накапливаться в картере и смешиваться с маслом. При этом масло разжижается, пахнет бензином и теряет свои свойства. В дизельных двигателях черный дым может быть вызван неисправными форсунками или ТНВД.
Цвет дыма из выхлопной трубы является индикатором работы двигателя и его основных систем. Не игнорируйте эти знаки, так как они могут вызвать серьезные проблемы в будущем.
Белый дым из глушителя — причины и варианты решения — Как отремонтировать ВАЗ
Видео о том что делать если появляется белый дым из глушителя
Если ваш автомобиль исправен, то выхлоп – это ничто иное, как соединение воды и углекислого газа. Без примесей и дополнительных компонентов. Однако в случае сгорания топлива мы имеем дело не с чистым кислородом, а разбавленным азотом.
Окрас дыма из может быть разным: белый, черный и даже синий. По его оттенку мы имеем возможность определить характер поломки. Зачастую дым появляется с остальными признаками неисправностей, которые автомобилисты поначалу не замечают. Это является первым знаком, что скоро возможна серьезная поломка. И нужно ее исключить.
Проблема в том, что даже в самых современных автомобилях наблюдается неполное сгорание и окисление топлива. Соответственно, наружу выходит большее количество СО и СН.
Из-за этого при смене топлива может наблюдаться изменение цвета и консистенции выхлопного дыма.
Кроме того, иногда в камеру сгорания попадает масло или используемая охлаждающая жидкость, которые дают свои химические соединения и выбрасываются наружу.
Еще одна общая причина – износ системы фильтров. Как бы бережно вы не относились к своему автомобилю, фильтры со временем выполняют свои функции все хуже. Поэтому, если наблюдаются изменения цвета выхлопа, возможно, замена фильтров станет простейшим решением проблемы. Однако дело может быть совсем в другом. Рассмотрим разные варианты и возможности решения проблемы.
Белый дым
На видео белый дым выходит из глушителя
В большинстве случаев белый дым – привычное явление зимой, когда вы утром прогреваете автомобиль. И практически всегда это не дым, а обычный пар. Из-за разницы температур в выхлопной трубе при ее остывании всегда образуется конденсат, после чего он замерзает до следующего прогрева автомобиля.
Когда вы заводите машину, выхлопная труба также начинает греться, растапливая замерзший конденсат и переводя его в газообразное состояние. При этом может также наблюдаться капание воды из трубы, что также не является в данном случае серьезной проблемой. И чем холоднее на улице, тем сильнее заметен дым. Да и влажность играет свою роль.
Чем она выше, тем гуще белый пар.
Но что делать, когда выхлоп непривычного цвета из глушителя наблюдается безостановочно даже в теплую летнюю погоду? Такое явление прежде всего связанно с проникновением жидкости в цилиндры. Как правило, это охладители: антифриз, тосол или даже обычная вода.
В этом случае есть вероятность, что вам необходимо заменить прокладку головки блока цилиндра. Влага не испаряется всецело и образуется дым с высокой плотностью. Характерным есть тот факт, что цвет и плотность выхлопа может сильно отличаться исключительно в зависимости от типа охладительной жидкости.
Некачественная и дешевая сама по себе может стать причиной множества хлопот.
Для того, чтобы лучше разобраться в природе белого дыма, нужно провести диагностику. В основном он возникает из-за проблем в системе охлаждения. Если имеется намек на ее неисправность, настоятельно рекомендуем провести ряд проверок. Прежде всего стоит удостовериться в том, что из глушителя идет именно испарение жидкости. Делаем следующее:
- Прогрейте двигатель до привычной для рабочего состояния температуры (процедуру можно провести даже после какой-то поездки);
- Найдите чистый листок бумаги и приложите к трубе, частично блокируя ею отверстие.
- Делаем выводы: если это вода – она превратится в пар, не оставив за собой никаких жирных, маслянистых следов; если же на листке остались жирные пятна – в системе явно существует проблема.
Если листок чист, мы продолжаем поиски. Проблема попадания влаги может крыться не в самой прокладке, которая в силу определенных факторов оказалась поврежденной, но и в трещинках в блоках цилиндров. Обычно их можно обнаружить без проблем при тщательном рассмотрении.
Существует еще одна довольно частая причина появления белого дыма – двигатель не успевает прогреваться. Если вы ездите немного и на небольшие дистанции, конденсат скапливается все сильнее и не успевает выйти наружу.
В следствии выхлопная может быть забита конденсатом настолько, что машина просто не будет заводиться.
Во избежание этого рекомендуем минимум раз в день полностью прогревать автомобиль, а если есть такая возможность – использовать автопрогрев.
Но вот обнаруженные неполаок, которые сопровождаются белым дымом из глушителя, не просто требуют срочного устранения их причин.
Они требуют тщательной проверки и устранения дефектов в системе охлаждения, поскольку, как показывает практика, вызываются перегревом двигателя.
Есть вероятность того, что неисправен термостат или в нерабочем состоянии датчик включения, не герметичен радиатор и т.п.
Подытожив, можем сказать, что зимой особо заострять внимание не появлении белого дыма не стоит. Проблема решается сама собой с приходом тепла без вашего участия.
Синий дым
Попадание масла в цилиндры является самой частой причиной его регулярного появления. Сам дым при этом может иметь целую гамму самых разных тонов: от незамутненного голубоватого до насыщенного синеватого оттенка.
Синий чад не рассеивается моментально в воздухе, а при проведении теста с бумажкой, на ней оставляются грязные, маслянистые капельки, которые выходят вместе с выхлопными газами.
Существует несколько ключевых причин синюшности дыма:
- Порча стержней клапанов, направляющих втулок и износ маслосъемных колпачков. Они заметно увеличивают количество дыма во время прогрева двигателя.
- Чрезмерный расход масла наблюдается у двигателей, в которых имеется турбонаддув. Причина: неисправный турбокомпрессор, который вам, скорее всего, придется заменить.
- Сбои в работе системы вентиляции. Ее задача – отделять масло и подстраивать скорость потока. Ее необходимо перенастроить или заменить.
При появлении синего дыма с глушителя обязательно нужно сосредоточенно следить за уровнем масла, чтобы он был в норме, обязательно мониторить исправность и пригодность деталей поршневой группы.
Если вы заметите, что масло расходуется быстрее обычного, — это явный признак неисправности вентиляции. Стоимость замены невысокая, поэтому чинить ее особого смысла нет. Купить проще.
Черный дым из глушителя
Повреждение в системе топливоподачи – главная причина появления черного смога. Это означает, что топливо сгорает не целиком. При свете дня этот дым отчетливо заметен, в нем прослеживаются частички сажи.
Как правило, появление черного дыма сопровождается расходом топлива больше обычного, плохим автозапуском, нестабильной работой двигателя, повышенной ядовитостью выхлопных газов, и, как часто бывает, потерей мощности.
Причин того, что топливо не до конца сгорает, множество. Одной из них является использование смеси, слишком богатой на топливо, или неполное, неправильное еесгорание. В основном это связанно с тем, что система питания и зажигания неисправна.
Перед тем, как применять какие-то меры, обязательно нужно проверить свечи, катушку и, конечно, настройки системы зажигания. Может быть такое, что форсунки подают большее количество топлива, чем нужно. А может быть, что воздушный фильтр слишком забит и мотору просто недостаточно воздуха.
Чтобы быстро диагностировать систему зажигания, нужно:
- Выкрутить свечи и обязательно заострить внимание на нагаре. Если вы заметили, что свечи в черном налете, то проблема кроется или в топливе, или именно в системе питания.
- Если же не все свечи имеют этот черный нагар, то проблема наверняка в системе зажигания.
- Попробуйте заменить свечи и обязательно проверить провода, которые идут к ним.
Если у вас карбюраторный мотор, а дым появился только на холостом ходу, то нужно в обязательном порядке отрегулировать винты количества смеси. Если же дым появляется постоянно — это явный сигнал для полной чистки карбюратора. Подосновой образования черного дыма также есть компрессия в двигателе, которая значительно просела.
Очень часто едкий и темный дым из выхлопной трубы идет в автомобилях, работающих на дизельном топливе. Тут проблема чаще всего заключается в насосе высокого давления. Неправильный угол впрыска может препятствовать нормальной работе двигателя.
И, конечно же, не забываем о качестве бензина. Очень часто изменение цвета выхлопных газов наблюдается после посещения заправки, где вы раньше топливо не покупали.
Низкокачественный бензин сам по себе сгорает гораздо быстрее и влечет за собой ряд дополнительных проблем. Ездить можно, но вам придется прилично тратиться на заправках.
Как вариант, чтобы диагностировать и устранить проблему, можно слить топливо и залить более дорогое. Если проблема не исчезнет, значит дело не в нем.