MFstore снова в эфире и на этот раз мы попробуем разобраться во всем многообразии пайпов, которые Вам могут встретиться в выхлопной системе. Для многих содержимое данного материала покажется примитивным, самые умные в очередной раз напишут «ни о чем», но я уверен для большинства будет полезным.
За неимением собственной терминологии в области тюнинга, мы в России оперируем англоязычными понятиями ну и нашими исковерканными аналогами. При этом для многих значение этих слов остаются непонятными, а некоторые и вовсе используются неправильно. Давайте разбираться.
Pipe или «пайп» переводится на русский язык как «труба». Под словом «пайпинг» при этом понимается трубопровод или система из труб.
Собственно выпускная система любого автомобиля состоит в первую очередь из труб и каждый отрезок этих труб имеет свое название.
И если некоторые из них, вроде «даунпайпа» плотно вошли в обиход российских тюнеров, то все остальные никто не использует. А еще хуже когда используют колхозные понятия, вроде «трасса»…
Итак, сразу после головки цилиндров у нас находится первое изделие из труб — «exhaust manifold», он же «header», он же «collector», он же русский «выпускной коллектор». Как в русском так и в английском языке в случае турбомотора коллектор тоже имеет приставку «турбо».
Раннеры от слова «runner» — это трубы, которые идут от каждого цилиндра к тому месту, где они объединяются вместе. Если раннеры одинаковой длины — коллектор называют «равнодлинным».
Сравнение short и long tube коллекторов.
Если раннеры короткие — коллектор называется «short tube» или «shorties», если раннеры длинные — коллектор называется «long tube»
Merge collector
Merge collector — место объединения труб.
Важным частным случаем коллектора являются кат-коллекторы или «manifold converter» — 90% современных автомобилей имеют коллекторы, в которые сразу интегрирован каталитический нейтрализатор.
У них короткие раннеры, часто примитивный дизайн из штампованной стали а замена катализатора возможна только в сборе.
Такая деталь при этом совсем не дешева и часто весьма «затычна» с точки зрения продувки, не столько из-за катализатора, сколько из-за не оптимального сечения и длины раннеров.
Названия труб после коллектора будут отличаться, в зависимости от того атмосферный мотор или турбированный.
downpipe с катализатором
В тубо-моторе сразу от турбины начинается всеми любимый «downpipe» (даунпайп) дословно «труба идущая вниз», прямого аналога в русском нет, но «приемная труба» вполне подходит.
«Flex pipe» — в России прижилось название «гофра», по человечески называется «'эластичное соединение». На задне-приводных авто даунпайп может быть и без эластичного элемента.
Два основных типа даунпайпов — с катализатором (catted) и без катализатора (catless).
dump tube или dump pipe наглядно показан на данном даунпайпе
Еще одна труба со своим предназначением и названием — dump pipe или dump tube — трубка отвода газов от Вестгейта (перепускного клапана турбины). Присутствует в тех случаях когда вестгейт внешний или имеет на фланце турбины свой собственный отдельный выход. Если Вестгейт встроенный и не имеет своего отвода, то газы идут сразу в даунпайп и отдельной трубы не требуется.
В случае атмосферного мотора сразу за коллекторами следуют «front pipes» (фронт пайпы) или по-русски приемные трубы. В приемных трубах обычно установлен один или несколько каталитических нейтрализаторов.
Front pipe и его замена на cat delete pipe — кусок трубы с фланцами.
Заменой фронт пайпам часто становятся cat delete pipes — приемные трубы без катализаторов, в которых один или несколько катализаторов удалены а на их месте прямая труба.
Прошу заметить, что никаких «пламегасителей» и «стронгеров» при этом ни в даунпайпах ни в фронт пайпах нет и не бывает.
Вы не найдете их аналогов в английском языке и не найдете этих изделий в ассортименте зарубежных компаний.
После приемных труб (даунпайпа в турбо моторе или фронт пайпа в автомсферном моторе) начинается «middle section» — средняя часть выхлопа. Она обычно включает в себя первичный глушитель и части труб, идущие до заднего моста.
H-pipe — перемычка между трубами
Х-pipe — Х-образное пересечение труб.
В атмосферных моторах с двутрубным выхлопом на стыке приемных труб и средней части появляются новые герои — всеми любимые H-pipe или X-pipe или их сочетания.
В зависимости от конструкции и компоновки Х-pipe или H-pipe могут быть объединены с приемными трубами или быть отдельным элементом в средней части системы.
Они могут быть как до так и после резонаторов, а то и вовсе интегрированы в сам резонатор или первичный глушитель.
Вот один из вариантов компоновки
exhaust balance pipe
Одна из разновидностей H-pipe — «balance pipe», длинная перемычка между трубами.
При тюнинге средней части выхлопа Вы можете встретить еще одно понятие — resonator delete pipe. Дословно это значит труба на месте резонатора.
После средней части, в районе заднего моста начинается задняя часть выхлопа — «rear section». Здесь ничего особо интересного — просто задние глушители c насадками.
Типичный tailpipe от пикапа.
Труба от глушителя до насадки в общем случае называется «tailpipe». Но это наименование больше актуально там, где глушители стоят перед задним мостом и длинные трубы огибают мост и выходят под задний бампер. Там тэил пайп имеет место быть. В современных легковых машинах это утратило смысл.
Еще пара пайпов, которые Вам могут встретиться в тюниге — это muffler bypass pipe и J-pipe.
muffler delete pipes
«muffler delete pipe» — труба, которая заменяет задний глушитель. По аналогии с resonator delete pipe.
Удаление всех глушителей образует систему с названием «straight pipes», что дословно значит прямые трубы.
J-pipe
«J-pipe» — поняте, которое приклеилось к четвертьволновым резонаторам с подачи компании Solo Performance, которая активно применяет их в своих системах.
Один из вариантнов Y-pipe
«Y-pipe» — объединяет две трубы в одну или делит одну на две.
Системы с заслонками имеют muffler bypass pipe — трубу, идущую в обход глушителя.
Вот такие основные пайпы удалось вспомнить. Надеюсь это немного прояснит для людей, что где стоит и как называется. И к тому же облегчит поиск информации на зарубежных сайтах.
Соединительные детали трубопроводов – виды и их особенности
Система трубопровода помимо ровных участков труб обычно имеет всевозможные завороты, ответвления, переходы с одного диаметра на другой и прочие элементы. Для их монтажа используют специальные соединительные детали, которым, собственно, и посвящена данная статья.
Фитинги
Общие сведения
Соединительные элементы трубопроводов или, как их еще называют, фитинги выполняют несколько функций. Помимо того, что они позволяют сформировать нужный элемент трубопровода, к примеру, разветвление или переход, фитинги обеспечивают герметичность стыков и, в то же время, отвечают за надежность системы.
Соответственно, от них зависит и долговечность всего трубопровода. Поэтому к выбору соединительных деталей необходимо подходить не менее ответственно, чем к выбору самих труб. А для этого нужно ознакомиться со всеми существующими их видами, что мы далее и сделаем.
Виды соединений
В первую очередь следует сказать, что соединение трубопроводов бывает двух типов:
- Разъемное – к таким относятся соединения, полученные пайкой, сваркой, прессованием, бетонированием или склеиванием.
- Неразъемное – резьбовое, фланцевое, раструбное и прочее.
Деталь под разборное фланцевое соединение
Виды соединения трубопроводов зависят от материала, из которого выполнены детали, а также от следующих факторов:
- Физико-химических свойств транспортируемого продукта, таких как токсичность, агрессивность, способность к выпадению осадка и пр.
- Условий эксплуатации – необходимость частых разборок, давление в системе, взрывобезопасность и пр.
В зависимости от типа соединения элементов трубопровода, подбираются и соединительные детали. Но, помимо типа соединения, фитинги отличаются по назначению.
Чаще всего в трубопроводах встречаются следующие детали:
- Отводы;
- Тройники;
- Переходы;
- Соединительные муфты.
Теперь подробней рассмотрим их виды и предназначение.
Отводы или поворотные фитинги
Отводы
Основной функцией отводов является изменение траектории трубы и направления рабочего потока. Это вид фитингов является одним из наиболее распространенных при устройстве трубопроводов. Визуально данную деталь можно представить как изогнутый под определенным углом отрезок трубы.
Конечно, в трубопроводах небольшого диаметра выполнить поворот можно путем изгиба трубы своими руками, но если диаметр большой, то загнуть трубы не получится.
Поэтому отводы применяют в самых разных видах систем:
- В химических трубопроводах;
- Водопроводах;
- Теплотрассах;
- Газопроводах и пр.
Пример использования отводов в газопроводе
По способу изготовления, соединительные отводы трубопроводов различают на:
Гнутые | Для этих изделий характерны углы 3 – 90° с градацией в один градус. Изготавливаются они, как не сложно догадаться из названия, путем сгибания холодным способом или под воздействием высокой температуры. |
Штампованные | Изготавливаются путем штамповки заготовок и их последующей сварки. |
Выполненные методом протяжки (цельнотянутые гнутые) | Эти изделия выполняют путем протяжки по рогообразному сердечнику. Особенностью цельнотянутых гнутых отводов является незначительный радиус кривизны. |
Сварные секционные | Выполняются путем сварки обрезков труб. |
Сварной секционный отвод
Чаще всего встречаются штампованные отводы и выполненные методом протяжки.
Что касается конструкционных особенностей, то наиболее востребованными являются крутоизогнутые изделия, т.е. обладающие небольшим радиусом и характеризующиеся следующими углами поворота:
- 45 градусов;
- 60 градусов;
- 90 градусов;
- 180 градусов.
В последнее время большой популярностью при монтаже различного вида трубопроводов пользуются нержавеющие отводы, которые изготавливаются из стали, содержащей в своем составе хром. Их достоинством является устойчивость к коррозии и различным агрессивным средам.
Обратите внимание! Разнообразие углов поворотов позволяет обеспечить наилучшую пропускную способность системы. Ведь, поворот трубопровода под углом 90 градусов является наиболее распространенным источником турбулентности, а также катализатором илистых отложений в системе.
Классификацию поворотных соединений также можно выполнить по двум признакам:
- Конструкционному материалу;
- По технологии монтажа данного элемента в трубопроводе.
Для монтажа стальных систем, угловой отвод представляет собой резьбовую муфту, корпус которой загнут под определенным углом. Однако, существуют подобные фитинги и для сварного соединения, в этом случае их внутренний и наружный диаметр равняется внутреннему и наружному диаметру трубопровода.
В полимерных трубопроводах, в зависимости от их типа, соединение бывает сварным и раструбным.
Тройник
Тройники
Данный вид фитингов устанавливают в местах, где необходимо выполнить разветвление трубопровода.
В зависимости от отношения горловины тройника к корпусу тройника, их различают на:
- Переходные – имеют разный диаметр горловины и проходных отверстий корпуса. Применяются на участках, где ответвленный трубопровод отличается диаметром от центрального.
- Равнопроходные тройники – обладают одинаковым диаметром горловины и проходных отверстий корпуса.
Следует отметить, что тройники относятся к тем деталям трубопровода, которые подвергаются большим динамическим нагрузкам и действию давления. Поэтому к ним предъявляются высокие требования относительно надежности и прочности.
Переходной тройник под резьбовое соединение
По области применения, тройники делятся на:
- Изделия для работы в среднеагресивных и малоагрессивных средах – выполняют из углеродистых сталей марок – 10, 20, СтЗ.
- Изделия для работы в высокоагрессивных средах – выполняют из легированных и высоколегированных сталей марок – 5Х5М, 15ХМ1, 12Х18Н10Т и пр. Конечно, цена таких деталей более высокая.
Производители применяют разные способы изготовления тройников:
- Методом литья в формы;
- Путем газовой вырезки деталей и последующей их сварки;
- Путем штамповки цельной поковкой и последующим сверлением отверстий;
- Штамповкой стального листа и последующей сваркой.
Штампосварной переход
Переходы
Переходами называются детали, которые позволяют плавно изменить диаметр трубопровода.
На сегодняшний день представлено множество различных вариантов переходников, которые подразделяются в первую очередь на:
Основной характеристикой переходников является входной и выходной диаметр, а также длина перехода. Кроме того, изделия могут отличаться материалом, из которого они изготовлены.
Пожалуй, наиболее широкое распространение получили переходы из нержавеющей стали, которые используются в следующих сферах:
- Химической – благодаря устойчивости к агрессивной среде;
- Пищевой – благодаря экологичности;
- Энергетической – в результате прочности и долговечности.
Потребность в переходе может быть вызвана самыми разными причинами. К примеру, уменьшение диаметра позволит повысить давление в трубах и, как следствие, увеличить напор. Расширение же позволяет добиться обратного эффекта.
Фланцевый переход
Таким образом, переходы являются ценнейшей деталью для распределения давления и планирования нагрузок на систему. Как и к тройникам, к переходам предъявляются повышенные требования относительно надежности и прочности.
В настоящее время существует несколько способов изготовления этих деталей:
- Ковка кольцеобразных либо штамповка конических поковок с дальнейшей механической их обработкой;
- Вальцовка из листовых заготовок и последующая сварка;
- Штамповка из листовых заготовок и последующая сварка;
- Штамповка из трубных заготовок путем обжима или раздачи.
По способу монтажа, переходы могут быть как разборными, так и сварными.
Обратите внимание! Сварные соединения трубопроводов по ГОСТу 16037-80 допускаются только в том случае, если фитинги выполнены из той же марки стали, что и трубы.
Фланец с резьбовым соединением
Фланцы
Фланцы представляют собой детали в виде диска (иногда в виде квадратной рамки), предназначенные для соединения труб одинакового диаметра при помощи болтов.
Данное соединение используют в первую очередь в местах подключения трубопроводов к оборудованию, которое имеет ответные фланцы, а также на участках трубопроводов, которые в процессе эксплуатации требуют периодической замены и разборки.
Эти детали различаются по способу соединения с трубами.
Они бывают:
Схема фланцевого соединения труб из разных материалов
Фланцевые сварные соединения по ГОСТу 12815-80 подразделяются на:
- Плоские приварные (привариваются двумя швами);
- Свободные на приварном кольце;
- Приварные встык.
Для соединения труб, выполненных из легированных сталей, используют свободные фланцы, которые опираются на отбортованный конец трубы. Соединение на резьбе, как правило, применяют для трубопроводов высокого давления.
На фото – свободные фланцы
Размеры фланцев стандартизированы, что обеспечивает их взаимозаменяемость в трубопроводах.
Это касается:
- Наружного диаметра детали;
- Диаметра болтовой окружности;
- Диаметра и количества болтовых отверстий.
Для герметичности фланцевых соединений, между ними используют специальную прокладку, форма которой зависит от свойства транспортируемой жидкости или газа и давления в системе.
Согласно ГОСТ 12815-80 существует восемь видов уплотнительных плоскостей фланцев:
- С выступом;
- С соединительным выступом;
- С впадиной;
- С пазом;
- С шипом,
- Под прокладку овального сечения;
- Шип-паз под фторопластовые прокладки;
- Под линзовую прокладку.
Следует отметить, что герметичность соединения во многом зависит от качества прокладок.
Поэтому к ним предъявляются следующие требования:
- Упругость;
- Прочность;
- Прочность;
- Тепловая стойкость;
- Химическая стойкость.
Обратите внимание! Инструкция по применению резьбовых и фланцевых соединений не допускает их использования для трубопроводов, уложенных в труднодоступных для осмотра местах.
Схема муфтового соединения
Муфты
Соединительная муфта представляет собой деталь, внутренний диаметр которой равен наружному диаметру соединяемых труб. Эти соединения могут применяться как для монтажа разборных, так и монолитных трубопроводов. В первом случае используют резьбовые муфты, а во втором – клеевые или под сварное соединение.
Надо сказать, что в любом случае муфта обеспечивает герметичное соединение. Материал трубопровода может быть любым, самое главное, чтобы он совпадал с материалом муфты.
По сути, муфта является альтернативой фланцевому соединению. К примеру, в стальных трубопроводах она, как и фланцы, позволяет выполнять демонтаж и замену отдельных участков системы. Так как металлические трубопроводы не слишком долговечны, такая возможность является весьма востребованной.
Следует отметить, что существует еще один вид муфт – раструбные, которые применяются в безнапорных трубопроводах, к примеру, в канализационных системах. Соединение в таком случае выполняется при помощи резиновых уплотнителей.
Вывод
Как мы выяснили, даже однотипные соединительные детали для трубопроводов бывают нескольких видов. Поэтому к их выбору следует подходить очень внимательно. Качественные и правильно подобранные детали позволят увеличить срок эксплуатации трубопровода.
Из видео в этой статье можно получить дополнительную информацию по данной теме.
Стальные трубы: классификация, характеристики и особенности
Казалось бы, что стальные трубы с появлением пластика постепенно уступят последним во многих областях их применения.
Но, как оказалось, трубы из стали свои позиции не утратили – их до сих пор используют для прокладки трубопроводов, из них сооружают навесы, оградительные конструкции и декоративные сооружения, их используют при бурении, для прокладки кабелей и проводов. Из них делают узлы и детали в машино- и станкостроении, т.е. это еще очень востребованный материал.
Классификация стальных труб
Существует несколько категорий стальных труб, которые отличаются друг от друга своими характеристиками: по составу металла, по форме и размерам, по эксплуатационным качествам и свойствам.
По поперечному сечению разделение труб производится на круглые и профильные. К профильным относятся прямоугольные и овальные.
По наличию защитного слоя делятся на оцинкованные и неоцинкованные. Оцинкованные намного надежнее, т.к. внешний и внутренний контуры покрываются в процессе производства тонким слоем цинка.
Этот химический элемент не вступает в реакцию с водой, поэтому оцинкованные трубы медленно коррозируют, что увеличивает их срок эксплуатации.
К тому же оцинкованные изделия выдерживают большие нагрузки по сравнению с трубами из черного металла.
Следующая категория классификации – это разделение по способу изготовления труб:
- Сварные. Изготавливают такие трубы из листового железа, который скручивается до определенного диаметра, а его концы затем свариваются между собой. В производстве сварных стальных труб могут использовать один или несколько листов, все зависит от диаметра производимой трубы. В процессе сварки используются различные технологии, например, обычная электродуговая, печная, газовая и газоэлектрическая. Необходимо отметить, что две последние технологии используются для изготовления трубных изделий из высоколегированных марок сталей.
- Бесшовные. Это более надежный вариант, который может выдерживать большое давление протекающего по трубе материала. Все дело в отсутствии соединительного шва, который и является в конструкции трубы самым уязвимым и ненадежным участком. Процесс производства бесшовной стальной трубы основан на использовании стальных болванок (заготовок). Их предварительно нагревают, затем делают отверстие (сквозное), а далее прокатывают через специальные роликовые станки. Таким образом болванка растягивается вдоль отверстия, калибруется под необходимый размер, выравнивается под длину трубы. В конечном итоге получается труба.
В бесшовной категории есть один подвид, который носит название – литые стальные трубы. В них на самом деле отсутствует шов, потому что изготавливают их по технологии литья стали.
Расплавленный металл заливается в специальную форму, в которой установлен центральный стержень. Он и будет формировать отверстие в трубе (заготовке).
После чего такую заготовку прокатывают между роликами, тем самым формируя и калибруя саму трубу.
Бесшовные трубы – это не только более надежная конструкция, это еще и дорогое изделия по сравнению с шовными. В основном их используют в тех местах, где необходимо обеспечить безопасное нахождение человека.
Классы
- Первый используются для сооружения неответственных конструкций, для прокладки кабельных сетей, для материалопроводов с небольшим давлением внутри.
- 2-й – предназначен для сборки трубопроводов, в которых материал транспортируется под давлением.
- 3-й характеризуется способностью выдерживать и большое давление, и высокую температуру.
- 4-й применяется в нефтегазовой промышленности для транспортировки нефти и газа и для бурения различных видов скважин.
- 5-й в основном используется в машиностроении и в производстве различного оборудования.
- 6-й также применяется в машиностроении, только ему предъявляются более жесткие требования по нагрузкам.
Профильные стальные трубы
Эта разновидность стальных труб в области газо- и водоснабжения распространения не получила. Их в основном используют в строительстве, как несущие опоры и стойки. Из них сегодня изготавливают ограждения и навесы, гаражи не большие постройки. Тонкостенные профильные трубы применяются в рекламной сфере и в производстве мебели.
Необходимо отметить, что основная масса выпускаемых профильных труб – это сварные изделия. Но существуют технологии бесшовных труб, как горячекатаным способом, так и холоднотянутым. Конечно, по прочности бесшовные выигрывают, но массово их не используют, потому что эти изделия стоят дорого. Основной показатель качества профилей – это их масса на один погонный метр, которая зависит от плотности используемого металла. Все это регламентировано ГОСТами. К примеру, если плотность металла составляет 7,85 г/см³, то масса погонного метра самой тонкостенной трубы будет равна 0,27 кг, а самой толстостенной – 70 кг.
Упрочнение шва сварных профильных труб может производиться индукционными токами. Не все производители это делают, хотя качество соединения явно повышается. При этом дополнительная упрочнительная операция на стоимость изделий не влияет.
Необходимо отметить, что в ГОСТах не указывается о зачистке сварных швов, поэтому в реализацию могут поступать профильные стальные трубы с зачищенным швом и не зачищенным.
Что касается оцинкованных профилей, то существует две технологии нанесения защитного слоя.
- Труба изготавливается из оцинкованного листа.
- Готовая труба покрывается цинковым слоем после изготовления. Ее просто несколько раз окунают в емкость, в которой находится расплавленный цинк.
Сортамент профильной стальной трубы определяется большим ассортиментом размеров. По меньшей стороне разброс величины составляет от 10 до 150 мм, по большой стороне от 15 до 180 мм.
При этом самыми востребованными являются трубы с размером по меньшей стороне 40 мм, по большой 60-100 мм. Профили с размером по большей стороне более 60 мм при небольшой толщине стенки легко справляются с достаточно большими нагрузками на изгиб.
Именно поэтому их чаще остальных используют в строительстве и в проведении инженерных коммуникаций.
Круглые стальные трубы
Они полностью соответствуют информации, описанной выше. Единственный момент, на который необходимо обратить внимание, это способ производства бесшовных изделий. Здесь применяются две технологии, в процессе которых выпускаются горячедеформированные трубы и холоднокатаные. В чем отличие двух технологий?
Начинается все одинаково, а именно:
- Для производства трубы используется стальная заготовка, в которой делается сквозное отверстие. Этот процесс называется прошивкой прессом.
- Предварительно стальная заготовка сильно нагревается.
А вот далее оба процесса отличаются друг от друга. В первом случае прокат заготовки (цилиндрической гильзы) производится с продолжительным нагревом. Во втором гильзу охлаждают водой, а уже после этого прокатывают через вальцы прокатного стана.
И в том, и в другом случаях производство бесшовной круглой трубы – процесс сложный и затратный, поэтому такие трубы стоят недешево.
Но технические и эксплуатационные характеристики очень высоки, что определяет место их применения.
Поэтому трубы этих двух видов используются в тех системах, где требуется высочайшая прочность конструкции (где малейшая протечка транспортируемого по трубам материала может привести к непоправимым последствиям).
Водо-газопроводные трубы
Трубы для газопроводов и водопроводов выделены отдельным ГОСТом, и относятся они к категории электросварных труб. Данная категория – это две группы, в состав которых входят прямошовные и со швом в виде спирали. Применяют их в основном для трубопроводов, в которых материал транспортируется под давлением не больше 25 МПа.
Технология их производства – это формовка из листового железа путем сваривание двух торцов электросваркой. После изготовления такие трубы обязательно проходят испытание водой на предмет прочности сварочного шва, а также проводится и ультразвуковая проверка зоны соединения. Стальные трубы этой категории изготавливаются без резьбы или с резьбой методом накатки или нарезки.
Газоводопроводные трубы делятся на четыре группы, в основе которых лежит способ проверки технических характеристик.
- Группа А – это контроль свойств изделия общемеханического плана.
- Б – это проверка химического состава металла.
- В – это контроль и механических свойств, и химсостава одновременно.
- Д – испытания гидравлического давления.
Что касается труб большого диаметра, используемых в нефтегазовой отрасли, то в основном в этой области применяются прямошовные стальные трубы.
Прецизионные стальные трубы
Еще одна разновидность, выделенная отдельным государственным стандартом. К изделиям этой категории предъявляются очень жесткие требования, поэтому их размерные величины очень точные.
Это относится к внешнему и внутреннему диаметрам, к ровности торца, толщине стенки. Особое внимание чистоте всех поверхностей.
К тому же такие трубы изготавливаются из очень чистой стали без большого количества примесей.
Прецизионные трубы относятся к категории бесшовных. Сортамент по толщине стенки достаточно большой, что дает возможность изготавливать из них различные детали, применяемые в машино- и станкостроении.
К примеру, из них изготавливают поршни для насосов, гильзы для автомобилей, амортизаторы и прочие детали. Такие трубы обладают повышенной изотропной прочностью.
Даже самые тонкостенные изделия (0,5 мм) могут выдержать приличные нагрузки в гидравлических системах разного вида и в других точных и сложных конструкциях.
В настоящее время прецизионные стальные трубы выпускаются оцинкованными, с масляным покрытием и фосфатированным.
Изолированные
Существует одна категория стальных труб, которая появилась на рынке относительно недавно, и она выделена отдельным стандартом, что говорит о важность производства этих изделий – это стальные трубы в пенополиуретановой изоляции.
По сути, это многослойная конструкция, иными словами – труба в трубе. Первый слой – это сама стальная труба. Кстати, это может быть любой тип и вид. Второй слой – это утеплитель ППУ. Третий – это защитная пленка, которая ограждает утеплитель от механического воздействия.
Что касается пенополиуретанового слоя, то это достаточно толстое покрытие, которое наносится на металлическую поверхность или методом заливки жидкого материала, или надеванием на трубу готовой скорлупы.
ППУ цилиндр может быть цельным или разборным на две, три или четыре части. Все зависит от диаметра трубопровода.
Теплоизоляция может быть обычной или усиленной в зависимости от погодных условий, где труба будет эксплуатироваться.
Что касается защитной оболочки, то и тут два варианта: из полиэтилена низкого давления или из оцинкованного металлического листа. Второй вариант надежнее, но он придает трубе больший вес, а соответственно и цену.
О сварке водопроводных труб и арматуры.
Заключение
Наверное, стальные трубы – это самый востребованный прокатный профиль, используемый сегодня в различных областях. Здесь и промышленность, и сельское хозяйство, и строительство, и быт.
Современные технологии их производства сегодня гарантируют высокое качество изделий из стали. И неважно, как изготовлена труба, из какой марки стали, и под какие требования.
В любом случае это будет высокая прочность и надежность, приемлемая цена и гарантия большого срока эксплуатации.
Типы, длина и концы труб
Производство труб относится к тому, как отдельные куски труб изготавливаются на трубном заводе; это не относится к тому, как части соединены в области, чтобы сформировать непрерывный трубопровод. Каждый кусок трубы, изготовленный трубным станом, называется соединением или длиной (независимо от его измеренной длины).
В некоторых случаях труба доставляется на участок строительства трубопровода в виде «двойных соединений», где два куска трубы предварительно свариваются вместе, чтобы сэкономить время.
Большая часть трубы, используемой для нефте- и газопроводов, является бесшовными или продольношовными, хотя спиральношовная сварная труба является обычной для больших диаметров.
Стальные трубы производятся в 4 вариантах:
- Продольношовная сварка
- Спиральношовная сварка
- Контактная электросварка сопротивлением
- Бесшовные
Сварные трубы
Сварная труба (труба, изготовленная с использованием сварного шва) представляет собой трубчатое изделие, изготовленное из плоских пластин, известных как штрипсы, которые сформованы, согнуты и подготовлены к сварке. Наиболее популярный процесс для труб большого диаметра использует продольный шов.
Спиральношовная сварная труба является альтернативным процессом, а конструкция со спиральной сваркой позволяет изготавливать трубы большого диаметра из более узких пластин или штрипса. Дефекты, возникающие в спиральной сварной трубе, в основном связаны с продольной дуговой сваркой под флюсом и по своей природе аналогичны дефектам для дуговой сварки под флюсом.
Сварные трубы со сваркой электрическим сопротивлением (ERW) и высокочастотной индукцией (HFI), первоначально этого типа трубы, которые содержат твердофазную стыковую сварку, были изготовлены с использованием резистивного нагрева для изготовления продольного сварного шва (ERW). Но большинство трубных заводов в настоящее время используют высокочастотный индукционный нагрев (HFI) для лучшего контроля и согласованности. Тем не менее, продукт по-прежнему часто называют трубой ERW, даже если сварной шов может быть получен с помощью процесса HFI.
Процесс прокатки труб на оправке Мандрелла
Этот процесс используется для изготовления бесшовных труб больших размеров, обычно диаметром от 6 до 16 дюймов (от 150 до 400 мм). Слиток стали весом до двух тонн нагревают до 2370 °F (1300 °C) и прокалывают. Отверстие в полой оболочке увеличивается на вращающемся удлинителе, в итоге которой получается короткая толстостенная труба, известная как блюм.
Внутренняя пробка примерно того же диаметра, что и готовый диаметр трубы, затем проталкивается через блюм. Блюм, содержащий пробку, затем пропускают между роликами стана для проката. Вращение роликов уменьшает толщину стенок.
Трубка поворачивается на 90° для каждого прохода через стан для обеспечения округлости. Затем трубку пропускают через намоточный и восстанавливающий стан, чтобы выровнять толщину стенки и получить готовые размеры.
Затем трубка разрезается на длину перед термообработкой, окончательным выпрямлением, осмотром и гидростатическими испытаниями.
Процесс прокатки бесшовных труб
Этот процесс используется для изготовления бесшовных труб меньшего размера, обычно диаметром от 1 до 6 дюймов (от 25 до 150 мм). Слиток стали нагревают до 2370 ° F (1300 ° C) и прокалывают. Оправка вставляется в трубу, и узел пропускается через прокатный (оправочный) стан.
В отличие от конусной фрезы, фрезерная оправка непрерывно уменьшает толщину стенок с помощью серии пар изогнутых роликов, установленных под углом 90° друг к другу. После повторного нагрева трубу пропускают через многопозиционный стан для уменьшения растяжения для уменьшения диаметра до конечного диаметра.
Затем трубу обрезают по длине перед термообработкой, окончательным выпрямлением, осмотром и гидростатическими испытаниями.
Процесс экструзии бесшовных труб
Этот процесс используется только для труб малого диаметра. Пруток нарезают по длине и нагревают до 2280 °F (1250 °C) перед калибровкой и очисткой от накипи. Затем заготовка экструдируется через стальную головку. После экструзии конечные размеры трубы и качество поверхности получают с помощью многопозиционного восстановительного стана.
Электрическая контактная сварка (ERW) и высокочастотная индукционная сварка (HFI)
Первоначально этот тип труб, который содержит твердофазный стыковой шов, был изготовлен с использованием резистивного нагрева для изготовления продольного сварного шва (ERW), но большинство трубных заводов теперь используют высокочастотную индукционную сварку (HFI) для лучшего контроля и согласованности. Тем не менее, продукт по-прежнему часто называют трубой ERW, даже если сварной шов может быть получен с помощью процесса HFI.
Дефекты, которые могут возникнуть в трубах ERW / HFI, связаны с производством полос, таких как расслоения и дефекты в узкой линии сварки.
Отсутствие плавления из-за недостаточного нагрева и давления является основным дефектом, хотя трещины также могут образовываться из-за выравнивания неметаллических включений на границе раздела сварного шва.
Поскольку линия обрезки не видна после обрезки и характер процесса твердофазной сварки, могут быть получены значительные длины сварного шва с плохим плавлением, если параметры сварки выходят за установленные пределы.
Кроме того, на трубе сваренной с помощью ERW происходили перепады давления, проблема, которая приводит к отказу в обслуживании при более низком напряжении, чем это было замечено при испытании давлением перед обслуживанием. Эта проблема вызвана ростом трещин в течение периода выдерживания испытания под давлением, что в случае трубы ERW было связано с низкой прочностью сварного шва и отсутствием дефектов плавления
Примечание об отсутствии сплавления в сварке ERW
В результате этих проблем труба ERW обычно рассматривалась как труба второго сорта, подходящая только для применений с низким давлением. Тем не менее, в связи с нехваткой бесшовных труб и более низкой стоимостью ERW, поставщики и конечные пользователи в 1980-х годах приложили значительные усилия для улучшения качества трубного призводства.
В частности, было установлено, что точное отслеживание линии сварки с помощью оборудования для автоматического ультразвукового контроля имеет решающее значение, поскольку линия сварки может слегка вращаться, когда труба покидает сварочную станцию.
Кроме того, был признан важным стандарт термообработки линии сварки, который необходим для обеспечения хорошей ударной вязкости, и в некоторых спецификациях предусматривается локальная термообработка линии сварки с использованием индукционных катушек с последующей нормализацией всего тела всей трубы в печи.
В результате этих улучшений современная труба ERW / HFI обладает гораздо лучшими характеристиками, чем традиционный продукт, и была принята рядом операторов для транспортировки газа под высоким давлением.
Длина труб
Длина труб с завода не точно нарезана по длине, но обычно поставляется как:
- Одинарная условная длина имеет длину около 5-7 метров.
- Двойная условная длина имеет длину около 11-13 метров
Доступны более короткие и длинные длины, но для расчета целесообразно использовать эту стандартную длину; другие размеры, вероятно, будут дороже.
Концы труб
Для концов труб доступны 3 стандартные версии.
- Ненарезанные концы (PE)
- Резьбовые концы (TE)
- Скошенные концы (BE)
Ненарезанные концы обычно используются для трубных систем меньшего диаметра и в сочетании с накидными фланцами, а также с раструбными фитингами и фланцами.
Резьбовые концы говорят сами за себя, они обычно используется для трубных систем малого диаметра, а соединения будут выполняться с помощью резьбовых фланцев и резьбовых фитингов.
Скошенные концы применяются ко всем диаметрам стыковых сварных фланцев или стыковых сварных фитингов и будет непосредственно приварены (с небольшим зазором 3-4 мм) друг к другу или к трубе. Концы в основном должны быть скошены под углом 30° (+ 5° / -0°) с корнем 1,6 мм (± 0,8 мм).
Трубы с разным сечением: сфера их применения
Стальные прокатные и сварные трубы – один из наиболее популярных видов металлоизделий. Они применяются в различных областях: от прокладки трубопроводов до гражданского строительства.
Выбирая трубы, необходимо учитывать их характеристики. Они зависят от многих параметров, одним из которых является форма сечения.
Она частично определяет жесткость металлического изделия, проводимость и устойчивость к различным механическим нагрузкам.
Помимо традиционных круглых труб, популярны и другие вид сечения
Каким может быть сечение труб
- Овальным.
- Прямоугольным.
- Круглым.
- Квадратным.
- Плоскоовальным.
- Каплевидным.
- Произвольным.
Трубы прямоугольного и квадратного сечения
Трубы квадратного и прямоугольного сечения прекрасно выдерживают внешние нагрузки на изгиб, растяжение и кручение. Но внутренние воздействия могут нанести им урон.
Кроме того, такие трубы обладают меньшей пропускной способностью и большим весом, чем круглые аналоги.
Поэтому коммуникации из изделий квадратного и прямоугольного сечения будут ощутимо тяжелее, что неэкономично и даже может быть опасно.
По этим причинам квадратные и прямоугольные трубы используются только для сборки металлоконструкций. Этому есть несколько причин:
- Подходящий вес. Квадратные и прямоугольные трубы весят гораздо меньше, чем стальной пруток.
- Высокая прочность. По устойчивости к изгибам труба сопоставима с цельнометаллической балкой, но весит гораздо меньше.
- Пластичность. Квадратные и прямоугольные трубы гораздо легче деформируются и режутся, нежели пруток. Для этого необходим только трубогиб.
- Стоимость. Трубы стоят гораздо дешевле, чем пруток. Поэтому при возведении металлоконструкции можно ощутимо сэкономить.
Трубы круглого сечения
Трубы с круглым сечением являются самыми востребованными на рынке. Секрет в их универсальности, ведь данные металлоизделия применяются в строительстве и сборке коммуникаций самого разного назначения. Среди способов использования круглых труб:
- Прокладка нефтегазовых трубопроводов.
- Создание перил.
- Сборка строительных каркасов и опорных конструкций.
- Создание коммуникаций для водопроводов и транспортировки пара.
- Перемещение химических веществ.
- Создание частей спецтехники, автомобилей, самолетов, судов.
Такая широта применения объясняется следующими качествами круглых труб:
- Высокими прочностью и долговечностью.
- Отличной способностью к деформации. Трубы пригодны к резке и сгибанию.
- Небольшим весом в сравнении, например, с квадратными трубами.
- Устойчивость. к коррозии и агрессивным химическим средам.
- Высокой пропускной способностью.
- Способностью выдерживать высокое внутреннее давление.
Трубы овального сечения
Овальная труба из нержавеющей стали – отличная замена круглым аналогам в тех случаях, когда требуется сэкономить место. Пропускная способность при обоих видах сечения равна. Кроме того, нержавеющие овальные трубы имеют эстетичный внешний вид и легко гнутся. Из-за перечисленных преимуществ такие изделия используют следующим образом:
- Для сборки коммуникаций, особенно в малогабаритных помещениях. Меньшая площадь трубы позволяет уменьшить глубину штробления.
- В декоративных целях. Для создания мебели, предметов интерьера.
- Для сборки перил и других ограждений. Благодаря способности труб отлично гнуться перила можно сделать любой формы.
- Для создания несущих элементов в строительстве.
Из нержавеющих труб также создают предметы декора и инсталляции
Трубы с каплевидным сечением
Технология производства каплевидных труб сложнее, чем при других видах сечения. Кроме того, сфера их применения достаточно узка. Каплевидные трубы используют в машиностроении, производстве судов, автомобилей, самолетов, военной техники. Благодаря их форме облегчается выполнение ряда конструкторских задач, повышается эффективность работы двигателей.
Трубы с плоскоовальным сечением
Плоскоовальные трубы – сравнительно редкая позиция на рынке металлопроката. В основном их используют для создания мебели, декорирования интерьеров. Также из таких труб создают перегородки, стеллажи, заборы и другие ограждения, рекламные конструкции. Плоскоовальные трубы сочетают в себе высокую прочность и эргономичность. При этом они имеют эстетичный внешний вид.
Разновидности труб
Под трубами понимаются изделия, имеющие тонкие стенки и предназначенные для того, чтобы обеспечивать по ним транспортировку жидкостей или газов.
Кроме того, трубы часто используются для изготовления различных элементов металлических конструкций. Следует заметить, что ту форму, которую имеют современные трубы, человек уже давно, еще на заре цивилизации, «подсмотрел» у природы.
Как утверждают ученые, трубы являются одними из старейших предметов, которые используются человечеством.
Самые первые трубы, которые люди применяли для удовлетворения собственных нужд и потребностей, использовали в повседневной хозяйственной деятельности, изготавливались из материалов растительного происхождения, такого как древесина, тростник, бамбук, и поэтому долговечностью не отличались. По этой причине до наших дней они не дошли, так что совершенно невозможно установить, когда и где они начали применяться.
Медные трубы
Медь является тем металлом, который человек начал использовать раньше, чем другие, и поэтому вполне логично, что первые металлические трубы, подобные современным, делали именно из нее.
Главной отличительной особенностью медных трубопроводов является их исключительно высокая устойчивость к коррозии, благодаря чему срок их эксплуатации достигает ста и более лет. Кроме того, они обладают повышенной теплопроводностью.
Основным же недостатком трубопроводных систем, изготовленных из меди, является их высокая стоимость, и именно поэтому они сейчас применяются практически исключительно в элитных сооружениях.
Стальные трубы
Трубы, изготавливаемые из различных марок стали, на сегодняшний день являются наиболее распространенными.
Они имеют чрезвычайно широкую сферу применения: их используют для сооружения металлоконструкций (причем как строительных, так и машиностроительных), инженерных и санитарно-технических коммуникаций.
Высокая популярность труб этого типа обусловлена тем, что сталь – относительно недорогой материал, к тому же обладающий очень хорошими прочностными характеристиками.
Сейчас существует немало разновидностей стальных труб, среди которых наиболее распространенными и массовыми являются:
- Трубы бесшовные горячекатаные
- Трубы стальные электросварные круглого сечения
- Трубы квадратные
Трубы бесшовные горячекатаные изготавливаются в соответствии с ГОСТ 8732 – 78 из углеродистой, легированной и низколегированной стали и имеют диметр от 25 до 550 миллиметров.
Бесшовные горячекатаные трубы бывают как тонкостенными, так и толстостенными, причем последние чаще всего применяются для транспортировки по ним рабочих сред (жидкостей или газов), находящихся под высоким давлением.
Бесшовные трубы небольшого диаметра используются для изготовления опор в системах телевидения и радиовещания.
Трубы стальные электросварные круглого сечения изготавливаются в соответствии с ГОСТ 8732 – 78, а основные сферы их применения – создание водопроводных, отопительных и газопроводных систем.
Они имеют диаметр от 8 до 1620 миллиметров, а изготавливаются путем изгибания и сваривания электросваркой стальной полосы. Кроме того, трубы этого типа подвергаются дополнительной термической обработке.
Стальные электросварные трубы могут использоваться в качестве опор систем телевидения и радиовещания, а также в зданиях с агрессивной средой в качестве элементов конструкции покрытия.
Трубы квадратные относятся к электросварному типу и, как нетрудно понять из их названия, в сечении имеют квадратную форму. Она придает изделиям дополнительную прочность, а размеры стороны квадрата могут составлять от 80 до 180 миллиметров.
Трубы квадратные чаще всего используются для изготовления строительных конструкций, например, каркасов высотных зданий, легких кровель, несущих каркасов стен, витражей и переплетов.
Помимо этого, труба квадратного сечение применяется для изготовления мебели и даже автомобилей.
Пластиковые трубы
Современные пластиковые трубы изготавливаются из таких полимерных материалов, как полипропилен, полиамид, поливинилхлорид, полиэтилен и некоторых других.
Чаще всего они используются для транспортировки жидкостей или газов, а также в роли защитных оболочек при прокладке электрических, волоконно-оптических кабелей или кабелей связи.
Главной отличительной особенностью пластиковых труб является их абсолютная невосприимчивость к коррозии, а также высокая стойкость к воздействию агрессивных химических сред. Кроме того, они являются достаточно прочными, эластичными, обладают небольшой массой и низкой теплопроводностью.