Транспорт по железобетонным трубам

Транспорт по железобетонным трубамТрубопровод под автодорогой

Мы продолжаем знакомить своих читателей со сборным железобетоном, без которого сегодня не обходится ни жилищное, ни промышленное, ни транспортное строительство, и хотим обратить ваше внимание на бетонные дорожные трубы. Это не изделия, а конструкции, предназначенные для укладки под насыпями железных и автомобильных дорог, и собираемые из отдельных звеньев. Вот о них и пойдёт речь.

Что такое водопропускная труба

Прежде, чем мы углубимся в параметры и характеристики изделий, давайте уточним, что же представляют собой трубы бетонные дорожные?

Транспорт по железобетонным трубам Транспорт по железобетонным трубам Транспорт по железобетонным трубам

  • Водопропускной трубой называют искусственно создаваемое сооружение, основной задачей которого является пропуск безнапорных водотоков, проходящих под насыпями дорог.
  • В зависимости от особенностей местности, подобные сооружения могут устраиваться не только для пропуска воды, но и для передвижения пешеходов, транспорта или перегоняемого скота.
  • Тело трубы, располагаемое в насыпном грунте, собирают из отдельных элементов – звеньев. Именно они и являются основными изделиями, выпуск которых регламентируется стандартом 24547.
  • С двух сторон труба ограничивается оголовками, обеспечивающими беспрепятственный сквозной проход потока воды, и удерживающими земляной откос.

Транспорт по железобетонным трубамСтруктура водопропускной трубы

Внимание! Сразу скажем, что бетонные трубы для канавы, которые укладывают в кюветах для отвода воды с участков, либо если нужно сделать водопропуск под заездом во двор – это совсем другие изделия, изготавливаемые по ГОСТ 20054*2016.

Транспорт по железобетонным трубамТруба железобетонная в канаву
Транспорт по железобетонным трубамДля заезда во двор можно использовать и полимерную гофротрубу – и цена ниже, и проще установить своими руками

Параметры и типоразмеры

Всего существует 6 типов звеньев, из которых и собирают железобетонные дорожные трубы.

Какие именно — можно видеть в таблице:

Марка изделия и его типоразмеры Форма и сечение звена
Диаметр изделия устанавливается без учёта толщины стенки (то есть внутренний), и составляет:

  • 500 мм;
  • 750 мм;
  • 1000 мм;
  • 1250 мм;
  • 1500 мм;
  • 2000 мм.

Длина всего в трёх вариантах:

  • 1000 мм;
  • 1500 мм;
  • 2000 мм.
Транспорт по железобетонным трубам
Для этого вида звеньев предусмотрены те же типоразмеры, что и для круглых. Транспорт по железобетонным трубам
Так как это входные элементы водопропускной трубы, их параметры подбираются по промежуточным звеньям. Транспорт по железобетонным трубамКонические звенья устанавливаются на входе в трубу
Типоразмер арочных звеньев устанавливается по внутреннему горизонтальному диаметру. Это:

  • 500 мм;
  • 750 мм;
  • 100 мм;
  • 1250 мм;
  • 1500 мм;
  • 2000 мм.

Длина:

На фото труба арочной формы
Типоразмеры овоидальных звеньев такие же, как и у арочных, только здесь учитывается не горизонтальный, а вертикальный диаметр. Водопропускная труба овальной формы
В прямоугольных звеньях в расчёт берётся ширина изделия в свету:

  • 1000;
  • 1250 мм;
  • 1500 мм;
  • 2000 мм
  • 2500 мм;
  • 3000 мм;
  • 4000 мм.

Длина в пяти вариантах:

  • 750;
  • 1000;
  • 1500;
  • 2000;
  • 2500.

Обратите внимание: Звенья с прямоугольным сечением обладают наибольшими размерами.

Обратите внимание: Иные параметры труб – и не только длина, но и диаметры, могут изготавливаться заводом под конкретный проект.

Прочие характеристики, условия поставки

По несущим характеристикам, звенья для водопропускных труб делятся на 3 группы.

Здесь главным критерием является расчётная высота грунтовой засыпки:

  1. 2 метра;
  2. 4 метра;
  3. 6 метров.

Примечание: При индивидуальном изготовлении труб с нестандартными параметрами, может меняться и их расчётная несущая способность.

Трубы небольшого диаметра могут поставляться в сборе

Звенья с круглым сечением, как правило, поставляют потребителю в уже собранном виде, либо укрупнёнными узлами. В этом случае, остаётся только произвести установку на место. Однако крупногабаритные изделия сложной конфигурации отгружают в виде сборных элементов.

Маркировка

Маркируют их одной либо двумя группами цифр и букв. В первой содержится информация по типу и номинальным размерам звена в сантиметрах. Вторая группа обозначений, которая пишется через дефис, обычно предусматривается для изделий, рассчитанных на особые условия эксплуатации.

Пример маркировки звеньев

В ней зашифрован тип агрессивного воздействия:

  • М – эксплуатация при температурах ниже – 40 градусов;
  • К – кислотная среда;
  • Щ – щелочная среда.

Вторая часть маркировки так же содержит сведения о плотности бетона, из которого изготовлено изделие, и группе его несущей способности.

На заметку: Вообще, ГОСТ допускает маркировку изделий и по собственным стандартам предприятия-изготовителя – тем более, когда производятся нетиповые варианты. Главное, чтобы конструкция звена была подтверждена расчётом, на котором основывается уверенность в безопасности и надёжности будущей трубы.

Требования к изготовлению и монтажу

Согласно стандарту, при изготовлении звеньев водопропускных труб должны применяться стальные формы. Неметаллический вариант разрешается только в том случае, если он способен обеспечить соблюдение всех требований ГОСТ.

Прочность изделий должна обеспечить возможность эксплуатации под расчётной толщиной насыпного грунта и правильно подготовленным основанием. Что касается стыкования и герметизации звеньев в процессе монтажа трубы, то качество данных операций должно соответствовать требованиям стандарта 6485 (п 4.5), которые предъявляются ко всем безнапорным трубам.

Требования ГОСТ 6485 к соединениям безнапорных труб

Для изготовления элементов водопропускных труб согласно стандарту должен использоваться только тяжёлый бетон:

  • класса минимум В25;
  • морозостойкостью F200;
  • с коэффициентом водонепроницаемости W6 (а для северных регионов W8).

Его отпускная прочность в обычных условиях составляет 70%, а для изделий, эксплуатируемых при критически низких температурах – 100%.

Нюансы устройства водопропускных труб

На монтаж труб метрового диаметра существует технологическая карта. Это неплохая инструкция для тех, кто собирается установить такую трубу самостоятельно. Можете так же посмотреть видео в этой статье. Мы же предложим лишь краткий обзор процесса.

Технологическая последовательность работ

Составляющие водопропускной трубы

Водопропускной узел состоит из:

  • сферических блоков, которые служат фундаментом;
  • тела трубы, собираемого из звеньев;
  • оголовков с открылками.

Строительство водопропускного узла под дорогой

Последовательность работ при их монтаже такова:

Этап работы Нюансы выполнения
1. Подготовка площадки.
  • Площадка расчищается в окружности 10 м вдоль оси будущей трубы.
  • У оголовков расчищается естественное русло, и устраивается обводная траншея либо обваловка площадки. Делается это для того, чтобы поверхностные воды не попадали в котлован.
  • Обустраивается временная кольцевая дорога, которая обеспечит подъезд автомашин с материалами.
2. Разбивка участка.
  • Так как место расположения дороги определяет положение водопропускной трубы, очень важно правильно определить точку пересечения их осей.
  • В строительстве она определяется с помощью геодезических приборов, закрепляется колышками и высотным репером, и сдаётся подрядчику по акту.
  • Затем от оси трубы откладывают размеры котлована, и на расстоянии одного метра от его границ выставляют обноску. Сразу же обозначают и положение секций опор, оголовков и открылков.
3. Приём и складирование материалов. Обычно площадку делят на две зоны: в одной размещают строительные машины и вспомогательное оборудование, а в другой – складируют материалы. Причём, их укладку увязывают с технологической последовательностью монтажа.
4. Устройство котлована под основание.
  • Размер котлована должен превышать размеры фундамента в плане на полметра в каждую сторону.
  • При его рытье грунт не вынимают сразу до проектной отметки, так как там предусматривается продольный уклон. Доработка дна котлована производится вручную.
  • При наличии грунтовых вод их отводят в водосборные ёмкости и откачивают с помощью насосов.
5. Щебёночная подготовка. Под трубу обязательно устраивается дренажное основание – щебёночная подушка толщиной 10 см, выполненная с сохранением уклона основания.
6. Монтируется бетонная труба в канаву.
  • С помощью автокрана монтируют все элементы трубы, укладывая их на цементный раствор.
  • После установки оголовка, пространство за ним заполняется смесью песка и гравия.
  • Из неё же устраивается подготовка под лоток. Толщина подготовки 30 см.
7. Обратная засыпка пазух в котловане. По окончании работ по монтажу, имеющиеся по бокам фундамента пазухи послойно засыпают грунтом и трамбуют. В местах расположения оголовков бетонируются лотки.
8. Гидроизоляция. Данный этап работ включает в себя зачеканку швов между звеньями и их оклейку изоляционным материалом, после чего производится обмазка битумной мастикой всей трубы. По итогам производства гидроизоляционных работ составляется акт.
9. Полная засыпка грунтом трубы. Засыпается труба уже после приёмки в эксплуатацию – сначала, всего на полметра слоями по 15 см, которые тщательно разравнивают и трамбуют. Дальнейшие работы по устройству насыпи уже выполняет организация, которая занимается строительством дороги.

Как и в любой другой области строительства, дорожные бетонные трубы необходимо устанавливать с соблюдением правил техники безопасности. Они подробно изложены в обязательном приложении «Р» к рекомендациям СТО НОСТРОЙ по устройству, реконструкции и капитальному ремонту водопропускных труб.

Трубы железобетонные безнапорные раструбные: особенности применения, виды маркирования, советы по выбору

Трубы железобетонные (ЖБ) — это изделия, которые производятся из сверхпрочных марок бетона и применяются для транспортировки хозяйственно-бытовых отходов, а также дождевых вод.

Все изделия, выполненные из этого материала, подразделяются на: безнапорные и напорные.

Такие детали являются очень выгодными, так как отличаются невысокой стоимостью, простотой обслуживания и длительным эксплуатационным сроком.

Транспорт по железобетонным трубам

Трубы ЖБ — это прочные, практичные изделия, которые применяются для устройства систем подачи и отведения воды

Основные характеристики ЖБ труб

Физико-технические характеристики железобетонных труб регламентируются государственными стандартами (ГОСТ). Рассмотрим основные требования, которым должны соответствовать железобетонные детали:

  • на стенках ЖБ изделий не должно быть трещин, иначе их использование запрещается;
  • изделия с маркировкой ТБ, ТСП, ТБП и ТС в обязательном порядке должны укомплектовываться специальными резиновыми уплотнителями, которые необходимы для организации герметизации стыков.

Полезная информация! Маркировка должна наносится в определённых местах, указанных в ГОСТе. Так, маркировка, как правило, наносится на наружную поверхность раструбного соединительного элемента. Однако для труб фальцевого типа допускается расположение маркировки на конце детали.

Показатель сечения таких труб может сильно отличаться, что позволяет расширить их эксплуатационную область. Для монтажа железобетонных конструкций используется спецтехника, так как их вес не позволяет производить прокладку своими руками. Однако, несмотря на это, такая коммуникация способна довольно быстро окупить себя на стадии эксплуатации.

Транспорт по железобетонным трубам

Железобетонные трубы выпускаются с разными диаметрами, также их отличает отсутствие или наличие раструба

Достоинства и недостатки ЖБ труб

На сегодняшний день наиболее распространёнными и часто используемыми трубами являются раструбные железобетонные детали. Это объясняется простотой стыковки отдельных сегментов трубопровода между собой.

ЖБ изделия считаются отличным вариантом для организации безнапорной (самотёчной) канализации, в которой происходит удаление стоков естественным путём.

ЖБ изделия имеют множество достоинств, на которые стоит обратить внимание:

  • такие трубы отличаются высокими прочностными характеристиками, что позволяет им выдерживать большие нагрузки. Благодаря высокой прочности, ЖБ детали активно используются для прокладки под автомобильными дорогами и железнодорожными путями;
  • резистентность к высоким и низким температурам — ещё один плюс этих деталей. Некоторые изделия, выполненные из специальных марок бетона, разрешается использовать даже в суровых климатических условиях;
  • простота стыковки отдельных элементов трубопровода достигается за счёт соединительных деталей (раструбы и фальцы);
  • внутренние стенки таких деталей отличаются низким коэффициентом шероховатости, что позволяет добиться хороших пропускных показателей. В некоторых случаях для уменьшения коэффициента сопротивления на внутреннюю поверхность труб наносят специальные составы, которые устраняют микроскопические дефекты;
  • бетон является материалом, который имеет резистентность к губительным коррозийным воздействиям, а также является устойчивым к гниению. Поэтому при определённых условиях ЖБ трубы считаются более надёжными, чем стальные аналоги;
  • бетон является диэлектрическим материалом, поэтому изделия из ЖБ способны сопротивляться воздействию блуждающих токов в грунте;
  • такие трубы отличаются минимальной металлоёмкостью.

Как и любое другое изделие ЖБ безнапорные и напорные трубы имеют и некоторые недостатки:

  • большая масса, которая требует применения специальной технике при монтаже канала;
  • слабая устойчивость к агрессивным средам.

Транспорт по железобетонным трубам

Важным преимуществом железобетонных труб является из высокая прочность, которая позволяет прокладывать их подземным способом и в тех местах, где большая нагрузка на почву

Трубы железобетонные обладают длительным сроком годности, который может достигать 50 лет (при нормальном использовании). Такие изделия подразделяются на несколько разновидностей, в зависимости от конструкции и функциональных особенностей.

Разновидности железобетонных труб

На сегодняшний день существует 4 основных типа железобетонных труб:

  • безнапорные;
  • напорные;
  • раструбные;
  • безнапорные раструбные.

Трубы железобетонные безнапорные применяются для прокладки каналов, по которым транспортировка жидкости происходит за счёт наклона коммуникации.

Обратите внимание! Важно отметить, что показатель сечения потока, транспортируемого по безнапорному трубопроводу, как правило, на 5% меньше, чем диаметр самой трубной конструкции.

Напорные детали производятся из прочных марок бетона и применяются для монтажа канализационных и других систем, в которых рабочая среда перемещается в результате воздействия давления. Давления в таких коммуникациях нагнетается с помощью специальной насосной техники.

Раструбные детали называются так, потому что включают в себя специальные соединительные элементы — раструбы. Раструбная железобетонная труба представляет собой отрезок трубопроводной конструкции, который имеет расширение на одном конце, а на другом — сужение. Трубы бетонные безнапорные являются наиболее распространёнными на сегодняшний день.

Безнапорные раструбные бетонные трубы используются для организации самотёчных каналов. Такие изделия являются устойчивыми к губительным коррозийным воздействиям, а также отличаются длительным эксплуатационным сроком. Стыковка отдельных сегментов такого трубопровода производится за счёт раструбных соединительных элементов.

Транспорт по железобетонным трубам

Трубы, имеющие расширение на одном конце, называются раструбными

Все железобетонные изделия подразделяются на 2 основные группы, в зависимости от варианта стыковки:

  • раструбные бетонные трубы;
  • фальцевые бетонные трубы.

Железобетонные трубы безнапорные раструбные имеют цилиндрическое сечение и ступенчатую поверхность в области втулочного элемента. Они комплектуются резиновыми кольцами для герметизации стыков и подошвой. Детали, которые стыкуются за счёт фальцев, практически ничем не отличаются от раструбных, кроме типа соединения.

Маркировка железобетонных труб

Маркировка железобетонных изделий определяет их функциональное назначение и наносится, как уже было сказано выше, на наружную поверхность раструба или на один из концов фальцевых деталей. Фирмы, производящие железобетонную продукцию, в обязательном порядке наносят маркировку, которая состоит из:

  • буквенного обозначения;
  • цифрового обозначения.

Буквенное обозначение указывает на тип трубы и на её особенности. В таблице ниже указаны основные варианты буквенной маркировки железобетонных трубных элементов.

Железобетонные безнапорные раструбные трубы и их виды

Транспорт по железобетонным трубам

Материалы, из которых производятся магистральные трубопроводы, отличны по своим техническим и эксплуатационным параметрам. Поэтому при окончательном выборе, для каждого отдельного коллектора, специалисты индивидуально учитывают:

  • показатели рабочего давления транспортируемого вещества;
  • возникающие минимальную и максимальную внутренние температуры;
  • необходимую прочность, предъявляемую к материалу;
  • габариты: 1) толщину стенки, 2) размеры её диаметров — внутреннего и наружного, 3) удельный вес массы одного погонного метра;
  • стойкость к средам внешнего влияния;
  • качество грунта и сезонные колебания температуры окружающей среды;
  • рельеф магистральной трассы и количество пересечений с автомобильными дорогами и железнодорожными насыпями;
  • общую длину трубопровода и величину проектной сметы.

Трубы ЖББР

Транспорт по железобетонным трубамТрубы железобетонные безнапорные раструбные, согласно действующему ГОСТу 6482–88 от 01.01.1990, служат для строительства подземных железобетонных магистралей, которые должны транспортировать бытовые жидкости и другие слабоагрессивные к железобетону вещества, и где перемещение происходит безнапорным, непринудительным способом — самотёком.

При относительно невысокой себестоимости и небольших затратах металла, безнапорные железобетонные раструбные трубы отличаются малой заростаемостью осадками и обеспечивают постоянную скорость движения больших объёмов перемещаемых веществ.

Несмотря на хорошую устойчивость к биологически активным средам и веществам, железобетонные конструкции всё-таки подвержены коррозии, что вынуждает проводить ремонтные работы по санации отдельных участков. Вторым недостатком железобетонных труб и элементов является их большой вес, усложняющий доставку и монтаж, а также требующий привлечения множества видов специальной техники.

Области применения

Сегодня основной сферой применения ТЖББР является строительство водоотводящих сетей — канализационных безнапорных коллекторов различной протяжённости и величины, а также организация железобетонных дренажных сооружений для сточных, талых и ливневых вод.

Производство

Технология. Секции для канализационных систем изготавливаются из тяжёлого бетона, стальной арматуры, песка, шлаковых присадок, специальных добавок и воды.

На смену устаревшей технологии центрифугирования пришёл способ производства по методу виброгидропрессования. Это новшество позволяет железобетонным раструбным безнапорным трубам дополнительно повысить показатели прочности и гигроскопичности.

Происходит это за счёт одновременного формирования трубы и создания напряжения в спиральной арматуре.

Железобетонная стенка безнапорной раструбной трубы получает плотное обжатие продольной и спиралевидной арматурой на всю её толщину. Виброгидропрессование способствует тому, что упругая деформация спирали становится необратимой.

  • Во время изготовления производители уделяют особое внимание: трещинностойкости и выносливости; стандарту тепловыделения и средней плотности; показателям влажности, пористости и водопоглощения; нормам на истирание и деформациям усадки; величинам ползучести и коэффициентам прочности и Пуассона.
  • Материалы.
  1. Транспорт по железобетонным трубамТяжёлый бетон. Железобетонные трубы изготавливаются из марок тяжёлого бетона В25 (М350) — W6 — F200 по нормам ГОСТ: 25192; 4.212; 30108; 7473; 27006; 6482–88 и в соответствии с международными стандартами ИСО 3893 и СТ СЭВ 1406.
  2. Арматура. Стальные продольная и спиральная арматуры проходят контроль по СТ СЭВ 4421 и изготавливаются из высокопрочной стали классов АI и АIII и проволоки Вр-I и Вр-II.
  3. Песок. Используемые песчаные и щебневые смеси проверяются на соответствие по ГОСТам — 25592, 5578, 8736.
  4. Присадки и добавки. Для улучшения показателей морозостойкости и гигроскопичности, снижения себестоимости и других технических характеристик, в производстве задействуют: золы-уноса, шлаки и золошлаковые смеси ТЭС, которые должны соответствовать требованиям ГОСТов 24211, 25818 и 26644, а также пластифицирующие и воздухововлекающие добавки по ГОСТ 23732.
  5. Даже вода, применяемая для производства, проверяется по нормативу 23732.

Конечное качество произведённой трубы железобетонной безнапорной раструбной проверяется по ГОСТ 7473, 13015, 18105.

Форма и способ соединения

Транспорт по железобетонным трубам

Раструбная железобетонная труба имеет круглое сечение и состоит из пустотелого ствола с одним концом в виде воронкообразного расширения — раструба и другим гладким концом со стопорным элементом — втулкой.

Сама конструкция секций предусматривает раструбный тип соединения. И именно этот тип соединения, плюс применение уплотнительных резиновых колец, герметиков и дополнительная заводская поверхностная шлифовка внутренней поверхности трубы, гарантирует практически полную герметичность стыков.

Маркировка

Все трубы маркируются специальным буквенно-цифровым индексом. Первые буквы обозначают сам тип трубы и указывают на особенности метода стыковки секций:

  • «Т» — универсальная с уплотнением герметиками;
  • «ТБ» — со специальными бортиками на раструбах и с уплотняющими резиновыми кольцами;
  • «ТВ» — под насыпи для автомобильных и железнодорожных работ.

Кроме того, существуют маркировки железобетонных безнапорных труб не раструбной конфигурации. Так, например: «ТС» — указывает на ступенчатый способ соединения, «ТФ» — на фальцевую стыковку секций, а наличие дополнительной буквы П — «ТП», «ТСП» и «ТФП» — обозначает присутствие специальной подошвы под стыковочным узлом.

За буквенными маркерами следуют цифры, которые разделены дефисом и/или точками:

  • Первое число соответствует внутреннему диаметру трубы в сантиметрах и бывает следующих величин — 30. 40, 50, 60, 80, 100; 120, 140, 150, 160 и 200.
  • Второе цифровое значение указывает на полезную длину секции округлённую до целого значения в дециметрах — 25, 30, 50 и 55.
  • Третье число обозначает глубину заложения в грунт и характеризует несущую способность. По этому признаку трубы делятся ещё на 5 групп по глубине залегания до: 2, 4, 6, 8 и 10 метров под землёй.

После этих цифр иногда могут стоять дополнительные прописные буквы, указывающие на специальные характеристики. Например, буква «у» ставится на трубы с утолщённой стенкой для глубоких слоёв заложения и применения в агрессивных средах.

Именно использование железобетонных труб позволяет пользоваться новейшей разработкой для прокладки подземных коммуникаций закрытым способом без вскрытия любых поверхностей — микротоннелированием. А уникальная способность бетона со временем не крошиться, а становиться только крепче, выступает убедительным аргументом в выборе именно таких труб для создания долговечных коммуникаций.

Трубы из железобетона

На строительном рынке представлены сотни видов труб, изготовленных из различных материалов. Для производства чаще всего используют бетон, сталь, полимеры, металл. Бетон все еще не утратил своей популярности в строительстве.

Есть отдельные случаи, когда ни один материал не сможет заменить его по функциональности , параметрам, устойчивости к механическим нагрузкам. К примеру, его используют для постройки магистралей.

Железобетонные конструкции используются для масштабных и бытовых строительных работ (обустройство частного сектора).

Транспорт по железобетонным трубам

Сфера применения

Актуальность бетона обусловлена двумя основными параметрами:

  • прочность;
  • длительная эксплуатация (такая конструкция прослужит вам около 70 лет, а, к примеру, металлическая — всего 30).

Установку данных конструкций лучше доверить профессионалам. Перечень работ, которые необходимо проделать, является довольно сложным и требует некой подготовки и знаний.

Железобетонные трубы особенно востребованы в строительной отрасли, в проектах гражданских сооружений: при возведении септиков (для промышленных/бытовых стоков), монтаже коллекторов на магистралях, для канализационных систем, прокладки сетей коммуникации, в качестве опоры, фундамента, водоотвода и прочее.

Преимущества

Труба железобетонная имеет ряд преимуществ:

  • не разрушается под агрессивным действием внешней среды;
  • отсутствует риск коррозии/гниения (бетон не подвергается подобному разрушению);
  • устойчивость к резким перепадам температур (низких/ высоких);
  • долгий период эксплуатации (конструкция прослужит около 70 лет);
  • легкость в использовании/установке;
  • на установку тратится небольшое количество времени;
  • дешевизна (из-за себестоимости материала);
  • внутренняя поверхность остается гладкой (отсюда высокие пропускные показатели);
  • минимальная металлоемкость;
  • в меньшей мере подвергаются воздействию блуждающих токов;
  • устойчивость/долговечность;
  • подойдет для локаций в суровом климате;
  • диэлектрические параметры.

§ 3. Транспортирование бетонной смеси по трубам

По
трубам-бетоноводам бетонную смесь
транспортируют с помощью бето­нонасосов
и пневмонагнетателей.

В
последнее время все шире применя­ют
бетононасосы с гидро­приводом,
обеспечивающие плав­ную работу с
надежным регулированием производительности,
возможность ревер­сирования и подачи
смеси по облегчен­ным бетоноводам,
закрепленным на шар-нирно сочлененных
стрелах с телеуправ­лением. Бетононасосы
выпускаются с масляным или водяным
гидроприводом, с принудительным
возвращением порш­ней в исходное
положение или с их жесткой связью. Подача
насосов с гид­роприводом — от 20 до
160 м3/ч.
Нахо­дят применение также шланговые
насо­сы,
подача
которых до 60 м3/ч.

Бетононасосные
установки стационар­ного
типа
применяют
с бетоноводами диаметром 50…283 мм при
бетонирова­нии свайных фундаментов,
опор глубо­кого заложения, при
длительных сроках бетонирования на
одном участке и по­токе 15…20 м3/ч.
Прицепные
установки
используют при потоке бетона более 20
м3/ч
и необходимости перестановок на площадке.

https://www.youtube.com/watch?v=fq-zi757W1Q

Особенно
эффективны мобильные
бето­нонасосные
установки, смонтированные на специальных
автомобильных шасси. Их применяют при
бетонировании мно­гоэтажных зданий,
густоармированных конструкций, в
стесненных условиях и т. п. Эти насосы
легко перебазировать с объекта на объект.

Их снабжают тонкостенными
высокопрочными бетоно-водами диаметром
от 100 до 125 мм, что при высоком давлении
обеспечивает по­дачу смеси на 300 м по
горизонтали или на 60 м по вертикали.

Отечественная промышленность выпускает
автобетоно­насосы СБ-126 с гидроприводом
произ­водительностью до 65 м3/ч
(насосы смон­тированы на автомашинах
КамАЗ-53213, диаметр трубопроводов 100 мм),
а так­же модели БН-80 производительностью
80 м3/ч.

Рис.
VII.20
дает представление о бе­тонировании
конструкций многоэтаж­ного здания
бетононасосом с гидропри­водом. Бетоновод укреплен на шарнир-но
сочлененной стреле, подающей смесь
непосредственно в опалубку с одно­временным
ее распределением по пери­метру
корпуса (рис. VII.20,
а,
б).

Обычно к бункерам бетононасосов смесь доставляют
автобетоносмесителя­ми, обеспечивающими
однородность и стабильность свойств
смеси.

При ком-» поновке оборудования
у объекта надо предусмотреть возможность
установки очередного автобетоносмесителя
на за­пасной позиции, чтобы не допускать
больших перерывов в перекачивании
смеси.

До перебазирования стрелу с
бетоноводом с помощью гидроцилинд­ров
приводят в транспортное положение.

Бетоноводы
диаметром от 100 до 125 мм имеют концевые
гибкие резинотканевые рукава длиной
5…12 м с рукояткой, что позволяет
манипулировать ими при по­даче бетонной
смеси непосредственно в I
опалубку.

Бетоноводы стационарных
ус-ртановок больших диаметров снабжены
поворотными стальными лотками дли­ной
до 3 м.

При работе целесообразно |,
укладывать бетоновод на высоте 1,75 м | и
к нему с небольшим уклоном в сторо-|ну
насоса подвешивать на кольцах ло-|тгок
для слива промывочной воды.

Рис. VII.20.
Транспортирование бетонной смеси по
трубам:

0—подача
смеси автобетононасосом с гидроприводам
по бетоноводу на шарнирно сочлененной
стреле; б — «новные типы исполнения
бетононасосных установок (/ — без стрелы; // — со стрелой; /// — с выносной —лой);
в — схема установки стационарного
бетононасоса; г
схема
бетонирования фундаментов с помощью
нонасоса; д

схема бетонирования с помощью
пневмонагнетателя; / — концевой
резинотканевой рукав; I—
шарнирно сочлененная стрела; 3

бетоновод; 4

гидропоршень; 5 — автобетононасос; 6

приемный нкер насоса; 7 — автобетоносмеситель;
8

бетонируемое перекрытие; 9

стационарный бетононасос; 10

1кер для бетонной смеси; // — автобетоновоз;
12

пандус; 13

ступенчатые фундаменты; 14

бетоно-i
на стойках- 15
^-
пневмонагнетатель; 16

ресивер; 17

гаситель; 18

хоботы; 19
-^
компрессор;
20
-=■

опалубка;
21

виброжелобы

Бетононасосами перекачивают бетон-je
смеси с осадкой конуса не менее
5
см, обладающие связностью и
удобо-перекачиваемостью, а также почти
ли­тые с осадкой конуса около 15 см.
Осо­бое внимание надо обращать на
правиль­ное соотношение мелких
заполнителей и цемента в смеси, соотношение
между фракциями песка и гравия и на их
гра­нулометрический состав.

Предельная
крупность заполнителей в зависимости
от диаметра труб должна быть от 20 до 70
мм. Соотношение между размера­ми зерен
заполнителя и внутренним диа­метром
бетоновода принимают не ме­нее 1 : 2,5
(например, при диаметре бе­тоновода
100 мм предельная крупность зерен
заполнителя не должна превы­шать 40
мм). Оптимальное водоцемент-ное отношение
В/Ц = 0,5..

.0,65.

При
размещении бетоносмесительной установки
у строящегося объекта бето­нонасос
устанавливают под раздаточ­ными
бункерами или загружают его че­рез
виброрешетку из выходного люка
бетоносмесителя непрерывного дейст­вия.
Возможна двух- или трехступенча­тая
подача бетонной смеси нескольки­ми
насосами, устанавливаемыми на раз­ных
ярусах по высоте или длине трассы.

Если
бетонную смесь доставляют к объекту в
автобетоновозах, над бетоно­насосом
устраивают перегрузочную эс­такаду
с приемным бункером (рис. VI
1.20, в).
Работы,
которые рекомендует­ся вести в три
смены, начинают с бетони­рования
блоков на отдаленных участках сооружения
и тем самым более длитель­но используют
магистральные бетоново­ды (рис. VII.20,
г).

После
окончания монтажа стационар­ной
бетононасосной установки и ее ис­пытания
(перед началом перекачивания етонной
смеси) надо смазать внутрен­нюю
поверхность бетоновода цементным
раствором или известковым молоком. Для
этого в звено бетоновода у насоса
устанавливают два пыжа и вливают

в пространство
между ними порцию раствора. Продвигаясь
между пыжами, раствор образует на
внутренней поверх­ности бетоновода
пленку смазки. При перерывах в бетонировании
продолжи­тельностью 30…

60 мин нужно
включать бетононасос на несколько
оборотов ко­ленчатого вала для
продвижения смеси по бетоноводу или
осуществлять ревер­сивную перекачку.

После окончания ра­бот бетоновод
опорожняют и промыва­ют водой под
давлением, проталкивая через него
банники и пыжи.

Пневмотранспортные
ус­тановки (пневмонагнета-т е л и)
применяют для транспортиро­вания
бетонной смеси при возведении
малоармированных конструкций, обдел­ке
тоннелей, работах в стесненных под­земных
условиях и т. п. (рис. VII.20,
д).

В
комплект установки входят пневмо-нагнетатель
вместимостью от 400 до 800 л и подачей до
45 м3/ч,
бетоновод с внутренним диаметром 150 и
180 мм, ресивер и гаситель.

Если на стройке
нет централизованного снабжения
воз­духом, устанавливают компрессор,
раз­вивающий давление до 0,5 МПа.
Даль­ность подачи смеси по горизонтали
—-до 200, по вертикали — до 35 м.

Имеют­ся
специальные установки, подающие смеси
на высоту до 60 м.

Пневмонагнетатели
работают циклич­но. Бетонная смесь,
поступающая в ре­зервуар нагнетателя,
подается сжатым воздухом по бетоноводу,
в котором час­тично смешивается с
воздухом, что умень­шает ее сопротивление
трению.

Бетоно­вод монтируют так же,
как и для бето­нонасосов.

На конечном
звене устанав­ливают гаситель, который
ослабляет на­пор струи бетонной смеси,
отделяет воздух и способствует лучшему
распре­делению смеси по бетонируемой
поверх­ности.

Бетонная
смесь (осадка конуса — 6… …8 см) не должна
содержать заполни­телей крупнее 60
мм. Качество смеси возрастает при
введении пластифици­рующих добавок,
например сульфитно-спиртовой барды
(ССБ) в количестве 0,1…0,26 % массы цемента.

При
подборе состава бетонной смеси следует
учитывать ее реологические свойства,
чтобы обеспечить высокую удобоперекачиваемость,
т.
е. способность

вязкопластичной
смеси передвигаться по трубопроводу
под воздействием давле­ния, создаваемого
поршнем бетононасо­са, на предельные
расстояния без изме­нения однородности
ее структуры.

Для этого рекомендуется
применять пески, содержащие 5…7 % частиц
крупностью менее 0,14 мм и 15…20 % частиц
круп­ностью менее 0,3 мм.

Крупность
зерен гравия должна быть не более 0,4, а
щебня — 0,33 внутреннего диаметра
бе­тоновода.

  • Сменную
    эксплуатационную произво­дительность
    бетонотранспортных уста­новок,
    м3/смену,
    можно подсчитать по формуле
  • Пэ
    = ПтеxнkВРtсм (VII.4)
  • где
    kBp
    коэффициент использования установки
    во времени; tCM
    продол­жительность смены, ч; ПтеХн
    — часовая техническая производительность,
    м3/ч,
    для автобетононасосов с гидроприводом:
  • Птехн
    = 3600(πD2l
    / 4TП
    )k=2827(D2l
    / TП)k (VII.5)

где D
диаметр цилиндра бетонона­соса, м; /
— ход поршня, м; Тп
— про­должительность хода поршня
(время между толчками бетононасоса при
пере­ключении задвижек), с; k
коэффици­ент заполнения цилиндра
бетонной сме­сью, равный 0,93 для смеси
подвиж­ностью 5…10 см и 0,95 при осадке
конуса более 10 см.

  1. Бетононасосы
    с гидроприводом вы­пускают
    производительностью 40, 60, 10 и до 160 м3/ч.
  2. Производительность пневмонагне-тателей, м3/ч,
  3. Птехн
    =qПНnц
    , (VII.6)
  4. где
    qПН
    вместимость пневмонагнетателя, м3;

    — число циклов:

Здесь
t3
время на загрузку и опера­ции с
клапанами, с; L
дальность транспортирования, м; v—скорость
транспортирования. м/с.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]