Транзитная труба в вашем доме
Краткое содержание:
Вы можете проживать в своей квартире много лет и не знать, что через подвал дома проходит транзитная труба, которая питает отнюдь не ваш дом. И некоторые из вас зададутся вопросом, кто же несет бремя содержания таких коммуникаций, которые подают коммунальный ресурс сразу в несколько многоэтажек.
Что говорит закон?
Действующее законодательство в виде Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (документ утвержден Постановлением Правительства РФ от 13.08.
2006 № 491) дает ответ, что участки транзитных сетей, проходящих по подвалам жилых домов и предназначенные для снабжения ресурсом более одного дома, не могут быть отнесены к общему имуществу.
Таким образом, транзитная труба, должна находиться на обслуживании ресурсоснабжающей организации, эта организация и несет расходы на содержание трубопровода.
Однако, как показывает практика, ответственного за транзитную трубу найти не просто.
Например, в подвале одного из домов, обнаружили трубу холодного водоснабжения, которая находится в неудовлетворительном состоянии (ржавая, наличие кондесата). В УК говорят, что транзитные коммуникации – не их зона ответственности. В ресурсоснабжающей организации подняли документацию о передаче сетей в обслуживание – оказалось, что спорной трубы в этих списках нет.
Мало того что ресурсники не нашли ее ни в каких схемах (что случается, если дом построен в 50-х годах прошлого века и техническая документации могла потеряться) так еще и выяснилось, что данная труба не питает сети того дома, в подвале которого она проходит. Зато питает соседний дом. И этот дом, судя по схемам ресурсников, получает такой же ресурс, но только из другой трубы.
Получается, что данная труба бесхозная.
Теперь управляющей компании, которая обслуживает дом, и ресурсоснабжающей организации необходимо разграничить зону ответственности и разобраться, кто за какой участок трубопровода отвечает.
Границу балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности в отношении транзитных сетей невозможно установить по внешней границе стены многоквартирного дома. Как показывает практика, граница между транзитными и внутридомовыми сетями определяется по точке врезки общедомовых коммуникаций в транзитный трубопровод.
Судебная практика
Действующее законодательство, по сути, никак не регулирует вопрос взимания платы с владельцев транзитных сетей за пользование помещениями, являющимися общим имуществом. Но имеется обширная судебная практика по рассмотрению подобных дел. И служители Фемиды как отвергают требования людей к ресурсникам, так и поддерживают их. Стоит привести доводы судей при вынесении обоих вердиктов.
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского Федерального округа основано на следующем факте: организация, обслуживающая дом, не смогла доказать, что проект строительства многоэтажки не предусматривал размещение в техническом подвале транзитных тепловых сетей.
А Арбитражный суд Свердловской области в одном из своих решений сослался на то, что, в соответствии с пунктом 5 приказа Минстроя России от 17.08.1992 года № 197 «О типовых правилах коммунальных сетей», подвальные помещения необходимы для нахождения в них инженерного и технического оборудования зданий и не предусмотрены для сдачи в аренду.
В разбирательствах, которые закончились для жителей положительно, судьи аргументировали свой вердикт тем, что размещение транзитных сетей не были предусмотрены технической документацией на дом. Следовательно, они проложены без согласования с собственниками помещений или тем, что при прокладке данных сетей были нарушены технические требования.
Источник
Не так давно на форуме «Бурмистр.
ру» обсуждался вопрос о возможности проведения расчетов за коммунальные ресурсы по показаниям общедомового прибора учета, который, по словам задавшего вопрос, «учитывает свой МКД и несколько подъездов соседнего МКД. Есть два МКД со своими почтовыми адресами. Эти МКД построены буквой «Г» (получился как бы один угловой дом). Они соединены между собой аркой. Установлены ОДПУ отопления».
Подобна ситуация не редко встречается на практике и волнует не только управляющие организации, но и собственников помещений МКД.
Для начала необходимо понять, что два МКД с разными адресами (пусть даже соединенные одной аркой и транзитными инженерными сетями) все же остаются разными МКД. Так в Определении Верховного Суда РФ от 03.12.
2015 № 310-ЭС15-15591 по делу № А14-6134/2014, указано, тот факт, что здание Школы пристроено к одной из стен многоквартирного дома и через подвалы дома и здания Школы проходят транзитные водопроводные сети холодного водоснабжения, не свидетельствует о том, что названные строения представляют собой единый объект недвижимости; как единое целое объекты не зарегистрированы.
Более того, как следует из сложившейся судебной практики, транзитный трубопровод в силу положений статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации не принадлежит собственникам помещений в многоквартирном доме.
А граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности в отношении транзитных сетей определяется с учетом того, что на них не распространяются положения пункта 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.
2006 № 491 (далее – Правила № 491). Т.е. границу балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности в отношении транзитных сетей невозможно установить по внешней границе стены многоквартирного дома. (Решение Арбитражного суда Магаданской области от 11 декабря 2017 г.
по делу № А37-1124/2017, в Постановление ФАС Поволжского округа от 22.04.2013 по делу № А65-19356/2012).
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В подпункте «а» пункта 21 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями ( утв.
Постановлением Правительства РФ № от 14.02.
2012 N 124, далее — Правила 124) указано, что объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц).
Транзитный трубопровод — имущество собственников МКД?
Транзитный трубопровод — имущество собственников МКД?
Вопрос не такой простой, как может показаться с первого взгляда. Является или нет транзитный трубопровод, проходящий по техническому подвалу вашего дома, общедомовым имуществом, или таковым не является?
Вот здесь и начинается настоящая путаница, иногда доходящая до абсурда. У меня лично был случай, когда на прием пришли жители одного из многоквартирных домов у которых в техническом подвале был проведен тразитный трубопровод, с множеством требований.
Одним из самых абсурдных было требование брать плату за транзит теплоносителя по подвалу их дома с жителей следующих домов, куда теплоноситель далее транспортируется.
Надеюсь вы понимаете всю нелепость данной ситуации? Причем доводы в свою пользу строились исключительно на положениях жилищного законодательства.
Основным доводом, который по их мнению, я должен был учесть — это ссылка на пункты 6 и 8 491 постановления Правительства РФ (приведу их дословно):
«6. В состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях».
«8.
Внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома…».
Раз так, то все, что у нас в подвале, все наше и мы (жители МКД), будем назначать плату за транзит теплоносителя к другим домам (за счет этого уменьшим свои личные коммунальные расходы).
Так вот, по мнению уважаемых жителей, транзитные трубопроводы системы отопления, расположенные в их подвале, были имуществом многоквартирного дома.
И поэтому они должны были брать средства за транзит теплоносителя к другим домам в целях возмещения собственных эксплуатационных расходов на содержание и ремонт этих трубопроводов.
Ну и как вам такое?
Пришлось объяснять многоуважаемым жителям многоквартирного дома, что в состав общего имущества в многоквартирном доме могут входить только внутридомовые системы, начинающиеся от стояков и заканчивающиеся внешней границей стены дома, и предназначенные для обслуживания более одного помещения и только в данном доме.
На основании понятия «внутридомовая система отопления (горячего водоснабжения)», транзитный трубопровод, проходящий по подвалу жилого дома и предназначенный для снабжения коммунальным ресурсом нескольких домов, не может быть отнесен к общему имуществу их многоквартирного дома, так как основным критерием отнесения того или иного объекта к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, является их предназначение для обслуживания более одного помещения в соответствующем многоквартирном доме (можно ознакомиться с документами на сайте жкхпортал.рф, перейдя по ссылкам ч.1 ст.290 ГК РФ, ст.36 ЖК РФ и постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491).
Таким образом, транзитные трубопроводы, расположенные в подвале жилого дома, являются городским имуществом, относятся к коммунальным сетям района и обслуживаются ресурсоснабжающей организацией. Соответственно, ресурсоснабжающая организация и несет расходы на содержание этих трубопроводов.
По факту эти расходы определены и рассчитаны в тарифах для ресурсоснабжающей организации. Теперь вам понятно, что транзитный трубопровод не может быть отнесен к общедомовому имуществу и ни о каких финансовых операциях по инициативе собственников МКД не может быть и речи. Что-то не понятно? Пишите, разберу отдельно вашу ситуацию.
Дальше мы с вами рассмотрим примерный алгоритм действий по выносу транзитного трубопровода из технического подвала вашего дома.
Как мне удалось решить эту проблему? Читаем дальше…
_____________
Нагруженный транзит. Где зона ответственности?
- Опубликованов журнале «Председатель ТСЖ» № 6(80) 2014
- При использовании данного материала ссылка на источник обязательна ©«Председатель ТСЖ»
- В подвалах многих МКД проложены транзитные трубопроводы отопления, ГВС, ХВС, обеспечивающие передачу тепловой энергии к другим объектам. Если из этих труб отбирается ресурс для целей оказания коммунальных услуг владельцам помещений в данном МКД, то такую схему принято называть «нагруженный транзит»
- Противоречия в законодательстве
В соответствии с ГК РФ (ст.539 — 548), ЖК РФ (ч. 1 ст.36) и постановлением Правительства РФ №491 от 13.08.2006 (п.1 и п.
2), участки транзитных сетей, проходящих по подвалам жилых домов, и предназначенные для предоставления коммунальных услуг нескольким домам, не отвечают критериям общедомового имущества, т.е. не используется с целью оказания коммунальных услуг владельцам помещений данного дома не могут быть отнесены к общему имуществу отдельно взятого МКД.
В тоже время в соответствии с нормами Закона «О теплоснабжении» (п.6 ст.
17) на собственников помещений МКД, являющихся одновременно долевыми собственниками нагруженного транзита возложены обязательства не «препятствовать передаче по их тепловым сетям тепловой энергии потребителям…, а также наложен запрет на требование от потребителей или теплоснабжающих организаций возмещения затрат на эксплуатацию таких тепловых сетей до установления тарифа на услуги по передаче тепловой энергии по таким тепловым сетям». Причем в законе «О теплоснабжении» подразумевается, что собственники помещений в МКД являющиеся одновременно долевыми собственниками нагруженного транзита являются собственниками таких тепловых сетей. Данное противоречие в законодательстве приводит к тому, что жилищным объединениям гораздо сложнее выстраивать отношения с теплоснабжающими организациями, чем с подразделениями Водоканалов. Теплоснабжающие организации не спешат выстроить партнерские отношения, а всячески понуждают товарищество собственников жилья полностью нести ответственность за содержание транзитного трубопровода. Свою позицию теплоснабжающие организации, например, генеральный директор ОАО «Курганская генерирующая компания» Сергеев И.В. и директор по корпоративному и организационно-правовому управлению А.С. Прибылев, трактуют следующим образом: « Трубопровод тепловых сетей, проходящий по подвальному помещению МКД, от которого при этом осуществляется теплоснабжение данного дома, является частью общедомового имущества, поскольку такой трубопровод отвечает всем критериям имущества данного вида: находится в границах стен МКД, предназначен для обслуживания более чем одной квартиры. Опосредованное подключение к данной сети иных объектов, на ее статус как общедомовой влияние не оказывает». Аналогичное отношение тепловиков и к ремонту и технической эксплуатации расширительных баков.
Пример конфликтной ситуации
В 2010 году МОЭК предоставил ТСЖ «В Раменках» недостоверную схему расположения тепловых сетей. В акте разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон схема присоединения дома к ЦТП была представлена как для конечного потребителя. Товарищество собственников жилья не разобравшись с реальным положением дел, подписало акт.
Позже выяснилось, что трубопровод — транзитный. В результате жилищному объединению пришлось нести дополнительные расходы на содержание и обслуживание транзитного трубопровода при подготовке к работе в отопительный период и при эксплуатации. В январе 2014 г.
товарищество собственников жилья «В Раменках» обратилось в ОАО «МОЭК» с предложением урегулировать использование транзитных трубопроводов и расширительного бака, которые МОЭК использует для исполнения договорных обязательств перед соседними домами. ТСЖ предложило внести дополнения в договор теплоснабжения или же урегулировать вопрос дополнительным соглашением.
В своем ответе МОЭК пытается убедить ТСЖ, что транзитный трубопровод является общим имуществом собственников помещений, находящихся в ведении ТСЖ «В Раменках». В сложившейся ситуации МОЭК, скорее всего, очередной раз будет тянуть с оформлением документов, подтверждающих готовность объекта к отопительному сезону.
Что на этот раз придумает РСО для давления на ТСЖ? В прошлом году в №11 2013 в своей статье «Комфортный город начинается с комфортного дома» председатель ТСЖ «В Раменках» Эмилия Хохлова неправомерные действия МОЭК описывала так: «На стадии опрессовки нам отказали в составлении акта.
Мы просили письменно отразить замечания, по которым система ЦО не может считаться выдержавшей испытание. На словах были придуманы замечания, не относящиеся к системе отопления здания.
Кроме того была придумана задолженность по оплате… В назидание за нашу строптивость для проверки качества воды в системе прислали химика, который «нахимичил» в соответствии с полученным рекомендациями. Мы не согласились с результатами.
ТСЖ было вынуждено отвезти пробы воды из этих же стояков в независимую экспертизу, результаты которой были совершенно другие и соответствовали требованиям. Но, тем не менее, теплоснабжающая организация настояла на сливе системы и новом ее заполнении.
Проведя независимую экспертизу при повторном заполнении, мы получили документы, свидетельствующие о том, что в систему отопления дома на этот раз заполнили неочищенной водой, слитой после опрессовки соседних… Подписали нам акт готовности системы отопления только в начале сентября… Подписали после наших обращений в мэрию, директору РСО, в прокуратуру о неправомерных действиях в отношении ТСЖ при подготовке и сдаче МКД к отопительному сезону. В своих обращениях-жалобах мы подробно, со ссылками на нормативные документы, ЖК РФ, ГК РФ, а также на ст. 3 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», отразили все наши претензии к непосредственным исполнителям»
Что делать?
В ситуации, описанной председателем ТСЖ «В Раменках», находятся сотни самостоятельных жилищных объединений. Председатели через « третьи уста» получают угрозы: «Не примем дом к зиме, если не подпишите акт разграничения балансовой принадлежности».
Но чтобы не предпринимали теплоснабжающие организации, какие бы козни не изобретали — подписав акт разграничения балансовой принадлежности транзитных тепловых сетей по стене своего дома и таким образом, взяв полную ответственность за эксплуатацию нагруженного транзита, председатель ТСЖ совершит ошибку.
За содержание чужого имущества любой собственник жилья, основываясь на приведенных выше положениях ЖК РФ, ГК РФ и Постановлении Правительства № 491-ПП может предъявить судебный иск непосредственно к самому председателю ТСЖ.
Для любого собственника жилья, как, впрочем, и для не аффилированного судьи ЖК РФ и ГК РФ более приоритетные законодательные акты, чем закон «О теплоснабжении». Судебная практика подтверждает, что в условиях нагруженного транзита спорный транзитный трубопровод не входит в состав общего имущества МКД.
Судебная практика
Рассмотрим постановление девятого арбитражного апелляционного суда № 09АП-20166/2012-ГК от 1 августа 2012 по делу № А40-94154/11-111-786 . ООО «Классик ЛН» арендовал нежилое подвальное помещение у ДИГМ. Помещение было на балансе ГУП г. Москвы ДЕЗ района Покровское-Стрешнево. Арендуемое помещение было затоплено.
В соответствии с актом затопление подвала произошло вследствие аварии на транзитном трубопроводе ГВС лопнул шаровой кран, установленный не по стандарту. Арбитражным судом города Москвы рассмотрен иск ООО «Классик ЛН» к ГУП ДЕЗ района Покровское-Стрешнево, ОАО «МОЭК» о взыскании ущерба.
Решением суда иск частично удовлетворен, с ОАО «МОЭК» взыскано 518.000 руб. убытков. Ответчик пытался оспорить решение суда в апелляционной инстанции.
Однако в постановлении апелляционного суда сказано: Возражения заявителя апелляционной жалобы относительно отсутствия доказательств того, что спорный участок трубопровода принадлежит ОАО «МОЭК», включая ссылки на сведения ЕГРП, подлежат отклонению, поскольку опровергаются представленной в дело технической документацией с учетом Правил содержания общего имущества в МКД, утвержденных ПП РФ № 491 от 13.08.2006. Участки транзитных тепловых сетей, проходящих по подвалам жилых домов, и предназначенные для снабжения тепловой энергией нескольких домов, не могут быть отнесены к общему имуществу отдельно взятого МКД. Доводы ОАО «МОЭК» о том, что из условий договора на снабжение тепловой энергией границей разделом эксплуатационной ответственности сторон между ОАО «МОЭК» и ГУП Москвы ДЕЗ района Покровское-Стрешнево являются наружные стены домов, подлежат отклонению, поскольку представленный договор акта раздела балансовой принадлежности, подписанного сторонами договора, не содержит.
Сауле БЕРКИМБАЕВА
Когда верстался номер председатель ТСЖ «В Раменках» сообщила, что МОЭК все же настроен рассматривать договор на содержание транзитных сетей. «Я досопротивлялась» — пишет Эмилия Хохлова.
Тем не менее, редакция журнала обратится к заместителю министра строительства и ЖКХ России. А.
Чибису за ми по транзитным трубопроводам, с надеждой на разъясняющее письмо от профильного министерства во все РСО.
Материалы по теме:
Каждый дом в Москве миллионер. Только он об этом не знает
РСО знают как производить начисления… с выгодой для себя
- И снова МОЭК, или знание предмета спасет от ошибок
- Повышаем правовую компетентность. Позитив в судебной практике с МОЭК
- Закон что дышло? или Две стороны одной медали
- Миллионы, оплаченные за излишне поставленную тепловую энергию возвращены
- Не сдаваться, если тяжба с РСО
- Некоторые принципы взаимодействия с ресурсоснабжающей организацией
- За перетоп платить не будем
Транзитный трубопровод
*Транзитный трубопровод в подвале нашего многоквартирного дома. Относиться или нет к общедомовому имуществу? Если да, то как считать транзит теплоносителя к другим домам по нашему имуществу, ведь оно (имущество) эксплуатируется и должна быть оплата расходов на содержание его? Определимся с самим понятием.
Транзитный трубопровод — это трубопровод, который транспортирует коммунальный ресурс (холодная, горячая вода, теплоноситель систем отопления, сточные воды) к первичному зданию и затем к другим источникам потребления или отведения отдельно стоящих зданий, причем для первичного здания данный трубопровод будет считаться транзитным.
Схема обеспечения ресурсами, при строительстве Вашего дома, спроектирована с учетом подачи ресурсов от транзитных трубопроводов, проходящих по техническому подвалу дома. На основании ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, п.
2, 5 — 7 «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491(далее Правил), а также п.
8 настоящих Правил предусмотрено, что внешней границей сетей тепло-, водоснабжения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома.
Основываясь на приведенных выше правовых нормах, в состав общего имущества в многоквартирном доме могут входить только внутридомовые системы отопления и горячего водоснабжения и т.д., начинающиеся от стояков и заканчивающиеся внешней границей стены дома, и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме.
Исходя из определений понятий «внутридомовая система отопления (горячего водоснабжения)», содержащихся в Правилах, участки транзитных тепловых сетей и т.п.
, проходящих по подвалам жилых домов и предназначенные для снабжения ресурсом нескольких домов, не могут быть отнесены к общему имуществу отдельно взятого многоквартирного дома, так как основным критерием отнесения того или иного объекта к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, является их предназначение для обслуживания более одного помещения в соответствующем многоквартирном доме (ч.1 ст.290 ГК РФ, ст.36 ЖК РФ). Транзитные трубопроводы, проходящие по подвалу Вашего дома, относятся к коммунальным сетям района и находятся на обслуживании ресурсоснабжающей организации, которая и несет расходы на содержание этих трубопроводов, эти расходы на содержание заложены в тарифах для ресурсоснабжающей организации. То есть транзитный трубопровод, проходящий по подвалу жилого дома не может быть отнесен к общедомовому имуществу и соответственно ни о каких расходах собственников МКД на содержание транзитных трубопроводов не может быть и речи.
_________________________________________
*Более подробно ознакомиться с основами понятия транзитного трубопровода МКД, проблемами его эксплуатации, просмотреть описываемый случай из практики вы можете посетив раздел «Все о транзитном трубопроводе МКД» сайта ЖКХ-практика.рф. Перейти на страницу?
Экскурс в советские времена. Причины возникновения проблемы.Транзитный трубопровод — 2
жкх-практика.рф
жкх-практика.рф
Здравствуй читатель!
В этой статье мы с вами продолжим рассмотрение понятия «транзитный трубопровод». Исторически сложилось так, что схема обеспечения ресурсами многоквартирных домов, с применением транзитных трубопроводов, была спроектирована при комплексном строительстве жилых микрорайонов еще в начале 60-х годов, в так называемые теперь советские времена.
Помните те времена, когда полным ходом и ударными темпами шла массовая застройка многоквартирными домами городов.
«Даешь 5 млн. метров жилья в такую-то пятилетку!»
«Мы — строители коммунизма, ударными темпами выполним наказ партии и народа!»
Во главу угла были положены темпы, скорость возведения так называемых «хрущевок» — квартир повышенной комфортности по меркам тех лет.
Сейчас многие ругают те времена и подходы, но во времена «застоя» и за короткий срок были возведены многочисленные МКД. Проблема с жильем решалась, квартиры давали бесплатно и не было «прихватизаций» и других негативных явлений.
Страна довольно быстро отстроилась после ВОВ и дружно строила социализм. Читающие эти строки приведут множество контраргументов, но я здесь высказываю свое мнение и не претендую на «истину в первой инстанции».
Думаю, вы понимаете, о чем я хочу сказать.
Так вот, подача ресурсов проходила по трубопроводам расположенным в технических подвалах МКД.
В те годы руководителями в стране ставились другие задачи, одной из которых было решение вопроса обеспечения советских граждан отдельной, благоустроенной квартирой и выполнялось это за счет массовой, скоростной застройки районов городов панельными (иногда кирпичными) пятиэтажками, так называемыми «хрущевками». Срок строительства в те годы был определяющим.
Сложившаяся в те годы система жилищно-коммунального хозяйства города преимущественно была объединена одним предприятием и имела цельную структуру. Вопросы ремонта или замены трубопроводов тоже решались в рамках одного предприятия, что было полезно (меньше всяких согласований с различными ведомствами).
У единого производственного предприятия городского хозяйства был План-график проведения работ, как текущего, так и капитального ремонта. Были развитые службы снабжения, ПТО, ремонтно-строительные цехи и тому подобное, была своя дорожно-строительная техника и другой транспорт, включая специализированный.
Можно долго спорить на этот счет, что лучше или хуже, но сейчас этого нет. И с этим не поспоришь.
С развитием общества происходило развитие и жилищно-коммунального хозяйства путем проведения всевозможных реформ. И в результате реформ из одного предприятия ЖКХ города образовались отдельные, самостоятельные организации.
Сначала вышли ресурсоснабжающие предприятия, которые образовали всевозможные теплосети, водоканалы с аббревиатурой ООО. Затем на базе многочисленных ЖЭКов образовались управляющие компании, ТСЖ, ЖСК и тому подобные структуры.
И единое городское предприятие, к примеру МУП ГЖУ, или ПТП ГХ, или как-то по-другому, приказало долго жить.
Но проблемы остались и никуда не делись, только все значительно усложнилось (но это только пока).
Прошел этап приватизации, появились собственники квадратных метров жилой площади, вышла новая редакция Жилищного кодекса РФ, появились новые документы ЖКХ — 491, 170, 354 и другие постановления, которые определяли и разделяли понятие имущества многоквартирного дома.
Оно, это имущество, теперь стало разделяться на общедомовое имущество и имущество собственника помещения-квартиры. Так вот, управляющие компании взяли в оборот графу общедомовое имущество.
То есть, собственники многоквартирного дома, в соответствии с заключенным договором, поручили и вверили управляющей компании сохранность своего жилого дома. Теперь управляющие компании должны были обеспечивать и своевременный ремонт жилого дома. А как же иначе обеспечить сохранность конструкционных элементов жилого дома.
Вот тогда и начались проблемы!
Это не мое! Это — теплосети должны обслуживать!
Приведем для лучшего понятия обычную схему транзитного трубопровода и традиционную (да простят меня специалисты, которые и здесь найдут неточности).
жкх-практика.рф
жкх-практика.рф
Одной из существенных проблем оказалась и проблема с транзитными трубопроводами.
И эту проблему не хотели решать и управляющая компания, переводя «стрелки» на теплоснабжающую организацию — это их проблема.
А теплоснабжающая организация ( Теплоснабжающая организация — организация, в функциональные обязанности которой входит выработка тепловой энергии в целях обеспечения ей потребителей ),
уже в этот момент опять претерпевшая изменения, то есть появилась новое предприятие — сетевая организация ( Сетевая организация — организация, в функциональные обязанности которой входит задача транспортировки теплоносителя от теплоснабжающей организации к потребителям.
Задача обслуживания и проведение работ по капитальному и текущему ремонту, регулировка систем теплоснабжения, включая балансировку подачи теплоносителя и другие связанные. ), в функциональную задачу которой входило обеспечение транспортировки теплоносителя абоненту.
И все эти организации, закрывшись письмами, ответами и другими способами старались уходить от решения задач по обслуживанию транзитных трубопроводов. А как же иначе, ведь ремонт транзитных трубопроводов стоит немалых расходов, а мы сейчас научились считать доходы и расходы.
Но первые разбирательства в судебных органах по данному вопросу все расставило на свои места. Если ты сетевая организация, то будь добра занимайся обслуживанием и ремонтом транзитных трасс, так как транзитные трубопроводы не могут быть отнесены к общедомовому имуществу по определению.
И если ты не хочешь обслуживать транзитные трубопроводы внутри технического подвала МКД, то найди возможность, и средства вынести их за пределы стен многоквартирного дома.
Но на этот вариант самостоятельно и за свой счет (по моим наблюдениям) не отважилась еще ни одна сетевая организация.
Но давайте для начала определимся с понятием транзитный трубопровод.
Транзитный трубопровод — это трубопровод, который транспортирует коммунальный ресурс (холодная, горячая вода, теплоноситель систем отопления) к источникам потребления через первичное здание к отдельно стоящим зданиям, причем для первичного здания (на схеме жилой дом №1) и последующих данный трубопровод будет считаться транзитным.
Вот с этого момента и начинается путаница, которая граничит с абсурдом.
Является или нет транзитный трубопровод, проходящий по техническому подвалу вашего дома, общедомовым имуществом, или таковым не является?
Можно долго рассуждать на эту тему, но на основании понятия «внутридомовая система отопления (горячего водоснабжения)», транзитный трубопровод, проходящий по подвалу жилого дома и предназначенный для снабжения коммунальным ресурсом нескольких домов, не может быть отнесен к общему имуществу их многоквартирного дома, так как основным критерием отнесения того или иного объекта к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, является их предназначение для обслуживания более одного помещения в соответствующем многоквартирном доме Дополнительно читаем документы по ссылкам — ч.1 ст.290 ГК РФ , ст.36 ЖК РФ и Постановление Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 ).
Транзитные трубопроводы, расположенные в подвале жилого дома, являются городским имуществом и относятся к коммунальным сетям района и обслуживаются ресурсоснабжающей организацией. Соответственно, ресурсоснабжающая организация и несет расходы на содержание этих трубопроводов.
По факту эти расходы определены и рассчитаны в тарифах для ресурсоснабжающей организации. Теперь вам понятно, что транзитный трубопровод не может быть отнесен к общедомовому имуществу и ни о каких финансовых операциях по инициативе собственников МКД не может быть и речи.
Об одном таком обращении я рассказал в начале публикации данной серии статей.
Подписываемся на канал, задаем вопросы в х, удачного вам дня!
предыдущая статья
Пути решения проблемы транзитных сетей при управлении многоквартирным домом
04.12.2020 10:03 4 Декабря 2020 в 10:03
Для получения разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию необходимо наличие подключенных сетей инженерно-технического обеспечения, по которым поставляется коммунальный ресурс, необходимый для предоставления коммунальных услуг. Строительство данных объектов осуществляет застройщик. Иногда, в попытках сэкономить (особенно при комплексной застройке микрорайона) застройщик прокладывает инженерные сети транзитом, то есть, через другие объекты капитального строительства. Отсюда формируются транзитные сети, которые при неурегулированности вопросов с их эксплуатацией способны привести к авариям и прочим проблемам.
Что такое транзитная сеть и откуда она берется
Нужно сказать, что транзитная сеть – это прежде всего наследие советской манеры застройки. С учетом подхода о том, что «все вокруг общее» инженерные коммуникации могли прокладываться хаотично, исходя из принципа материальной экономии, в разных объектах (прежде всего во времена массового хрущевского-брежневского строительства) транзитные коммуникации прокладывались цепью.
Пока сети были новые это не создавало проблем жителям, однако по мере из износа аварии стали происходить чаще. Транзитные сети актуальны не только для советской, но и для современной застройки. Например, по одному из объектов мы имеем транзитную сеть теплоснабжения, ведущей из одного дома в другой через третий.
Застройщик при комплексной застройке территории проложил сеть «прямо», чтобы максимально сэкономить при прокладке инженерных коммуникаций. Наличие транзитной сети чревато следующими проблемами для управляющей организации:1. Аварии в условиях правовой неопределенности собственника.
Поскольку любая инженерная сеть требует обслуживания, отказ от совершения этих действий поставщиком ресурса (например, на том основании, что инженерные коммуникации расположены внутри подвала многоквартирного дома) несут дополнительный риск аварийности.2. Оплата потерь доставки энергии.
Транзитные сети могут прокладываться по-разному, например, с них может запитываться данный многоквартирный дом, а затем сеть может идти дальше на иные объекты. В таком случае неопределенность с границей и зоной ответственности между поставщиком ресурса и управляющей организацией может привести к некорректному отнесению на баланс жителей оплаты, например, тепловых потерь.3.
Наличие инженерных коммуникаций внутри многоквартирного дома может затруднять использование общего имущества, например, подвала или нежилых помещений подвала.
Решение проблемы транзитных сетей – правильное заключение договора ресурсоснабжения
Для решения проблемы транзитной сети нужно получить ответ на один самый важный вопрос: кто является хозяином транзитки. Как правило эти трубы используются для поставки коммунального ресурса, т.е. на окончании трубы есть конечный потребитель.
Единая программа для ЖКХ
Начисление ЖКУ, бухучет, работа с жильцами, обмен с ГИС ЖКХ
Порядок заключения договоров ресурсоснабжения регулируется Правилами, обязательными при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 № 124 (далее – Правила № 124).В договоре ресурсоснабжения предусматриваются условия:- о разграничении ответственности сторон за несоблюдение показателей качества коммунального ресурса. Если иное не установлено договором ресурсоснабжения, ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество поставляемого коммунального ресурса на границе раздела внутридомовых инженерных систем, являющихся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, или общих сетей инженерно-технического обеспечения, которыми объединены жилые дома. Указанная граница раздела определяется в соответствии с актом разграничения балансовой принадлежности сетей и актом эксплуатационной ответственности сторон, копии которых прилагаются к договору ресурсоснабжения (пп. «А» п. 18 Правил № 124);- о разграничении обязательств сторон по обеспечению обслуживания внутридомовых инженерных систем, являющихся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, или общих сетей инженерно-технического обеспечения, которыми объединены жилые дома (пп. «В» п. 18 Правил № 124).Таким образом, на этапе заключения акта разграничения балансовой принадлежности сетей и акта эксплуатационной ответственности сторон – целесообразно указать наличие транзитной сети, которая будет являться зоной ответственности поставщика ресурса (или иного ее собственника, например, транзитной организации).
Спорим с ресурсником и органом местного самоуправления по транзитным сетям
Часто мы сталкиваемся с ситуацией, при которой ресурсоснабжающая организация отказывается вступать в какие-либо переговоры по вопросу надлежащей эксплуатации транзитных сетей (даже если по ней передается коммунальный ресурс). Здесь можно выделить некоторые способы противодействия, цель которых будет состоять в поиске собственника транзитных сетей.1. В соответствии со ст.
14 ГК РФ, допускается самозащита гражданских прав. Если ненадлежащая эксплуатация транзитных сетей способна привести к аварии в подвале дома, залить подвал, то возможной мерой может быть полное перекрытие подачи коммунального ресурса по транзитным сетям. Как правило, после таких мер собственник имущества находится и начинает его надлежащим образом эксплуатировать. 2.
В соответствии с п. 5 ст. 8 Федерального закона от 07.12.
2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности.3. В соответствии с п. 6 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ, в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.Таким образом, транзитная сеть будет закреплена за поставщиком ресурса, а в случае, если орган местного самоуправления откажет от постановки сетей на бесхоз, то его действия можно будет обжаловать в порядке КАС РФ.5. Установление сервитута. В соответствии с п. 1 ст. 274 ГК РФ, собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута). Управляющая организация может обратиться в суд и иском о понуждении установления сервитута в отношении поставщика ресурса, который будет обязан обслуживать транзитные сети.6. Требование о переносе инженерных сетей путем их реконструкции. Такая категория споров является сложной и трудозатратой. В части предмета доказывания следует доказать необходимость реконструкции тепловой сети, факт неисполнение поставщиком ресурса обязательств по обеспечению надлежащего технического состояния теплового оборудования и тепловой сети. Такой вывод сделан в Определении Верховного суда РФ от 19.10.2015 г. по делу № 301-ЭС15-12547, которым управляющей организации было отказано в ее иске к поставщику ресурса о переносе инженерных сетей путем их реконструкции.Работать с транзитными сетями непросто, однако современной ЖКХ-практикой наработано достаточно способов решения этой проблемы разными средствами.
Павел Кузнецов, управляющий многоквартирными домами, автор книги «Управление многоквартирным домом: настольная книга управдома», преподаватель Русской школы управления, кандидат наукСайт: pavelkuznetzov.ru
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи облачного сервиса. Войти
Другие публикации в блоге
Раздельный сбор мусора: как оплачивать, запустить и популяризовать
Как отвечать ТСЖ в суде на возражения при взыскании задолженности за ЖКУ
Как работает «ленивое ТСЖ»: его задачи, создание и договорные отношения