Что такое масляный насос и для чего он нужен?
Масляный насос предназначен для создания оптимального давления в системе смазки двигателя внутреннего сгорания, нуждающейся в постоянной циркуляции масла. Устройство приводит в движение распределительный или коленчатый вал с помощью вала привода.
Виды маслонасосов двигателей внутреннего сгорания
Большое разнообразие моделей автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, их рабочих параметров и типов моторов обуславливают отличия в конструкции масляных насосов. По типу управления все модификации разделяются на регулируемые и нерегулируемые.
- У регулируемых маслонасосов можно изменять производительность для получения оптимального давления масла в системе.
- При использовании нерегулируемых маслонасосов коррекция параметров осуществляется при помощи редукционных клапанов.
По типу конструкции масляные насосы двигателей внутреннего сгорания разделяются на шестеренные и роторные. Во втором случае транспортировка масла по системе и создание определенного давления осуществляется при помощи роторных лопастей, а в шестеренных конструкциях аналогичные функции выполняются шестеренками.
Шестеренные модели масляных насосов, в свою очередь, разделяются на конструкции с внешним и внутренним зацеплением.
- Шестеренные маслонасосы с внешним зацеплением имеет шестерни, расположенные рядом друг с другом.
- В моделях с внутренним зацеплением меньшая шестерня размещается внутри большей. Это позволяет уменьшить габариты конструкции без снижения эксплуатационных параметров.
Шестеренные масляные насосы и их конструктивные особенности
Отличием конструкции масляных насосов с шестернями является ее простота и минимальное количество деталей. Основными элементами являются:
- две шестерни (ведущая и ведомая),
- каналы нагнетания и всасывания масла,
- привод.
Шестерни располагаются в корпусе и передают смазку с канала всасывания на канал нагнетания, после чего смазка двигается дальше по системе. Производительность маслонасосов этого типа определяется характером работы коленвала (частотой).
При увеличении давления сверх допустимого значения выполняется автоматический сброс части смазки в картер. Для этих целей используется редукционный клапан. Регулировка параметров работы шестеренного маслонасоса вручную невозможна.
Масляные насосы роторного типа и их особенности
Основными элементами конструкции маслонасосов роторного типа являются:
- два ротора (внутренний и внешний),
- нагнетательная и всасывающая полости,
- вал привода.
Принцип работы масляных насосов роторного типа основан на взаимодействии роторов. Роторные лопасти при вращении передают масло в систему, образуя разрежение, которое засасывает новую порцию масла из нагнетательной полости. Если модель нерегулируемая, при образовании избыточного давления часть масла сбрасывается через открывающийся автоматически редукционный клапан.
Регулируемые роторные маслонасосы отличаются наличием подвижного статора с регулировочной пружиной. Изменяя степень ее сжатия можно корректировать объем камеры, в которой заключены роторы, изменяя тем самым общее давление масла в системе.
Использование такого статора дает возможность получить стабильность давления масла в системе, вне зависимости от частоты вращения коленвала. Дополнительные элементы регулируемых маслонасосов незначительно усложняют конструкцию, но позволяют достичь заметно большей эффективности.
Преимущества масляных насосов с возможностью регулирования
Использование регулируемых маслонасосов более предпочтительно, поскольку такие модели дают ряд заметных преимуществ:
- снижение доли мощности, отбираемой у двигателя (примерно на 33%),
- снижение интенсивности отработки масла благодаря уменьшению количества оборотов, снижению частоты,
- снижение вспенивания масла.
Регулируемый масляный насос дает возможность получить равномерную циркуляцию масла в системе смазки и увеличить срок его службы (реже требуется замена), что дает заметную экономическую выгоду.
Неисправности маслонасосов и их признаки
Наличие нарушений в работе масляной системы можно заметить по миганию лампы индикации давления масла.
Основные причины нарушений:
- выход из строя приборов контроля,
- засорение фильтра системы,
- использование масла, несоответствующего установленного производителем маслонасоса требованиям,
- снижение уровня в картере,
- засорение самого маслонасоса.
Внешними признаками неисправности маслосистемы являются:
- увеличение расхода масла,
- падение давления в системе.
Эксплуатировать автомобиль с неисправной маслосистемой (в первую очередь – при сниженном давлении масла) недопустимо, такое транспортное средство необходимо экстренно отправить в сервис для полной диагностики, выяснения и устранения причин поломки.
Виды неисправностей
Основными поломками маслонасоса являются разгерметизация клапана и износ деталей.
Самые распространенные повреждения – это:
- износ шестерней или роторов (в зависимости от типа конструкции),
- выход из строя редукционного клапана,
- засорение фильтра,
- недостаточно качественная фиксация фильтра,
- износ прокладки.
Если условия эксплуатации оборудования не нарушаются, маслонасосы отличаются долгим сроком службы благодаря тому, что работают в комфортной среде.
К сокращению периода безаварийной эксплуатации узла могут привести:
- несвоевременная диагностика и предельный износ деталей
- низкое качество технического обслуживания или сервисного вмешательства.
Масляный насос можно без преувеличения отнести к наиболее выносливым узлам автомобиля, хотя пренебрежение установленными требованиями и рекомендациями может привести и к его износу, поломке, требующей серьезного и дорогостоящего ремонта.
При отсутствии заводских дефектов или повреждений, вызванных непрофессиональным вмешательством, вероятность нарушений работы системы смазки минимальна, если за двигателем осуществляется надлежащий и своевременный уход.
Источник: https://golifehack.ru/maslyanyj-nasos
Как устроен масляный насос двигателя
В современных автомобилях смазка основных узлов двигателя осуществляется преимущественно под давлением. Для создания последнего на требуемом уровне в конструкции системы предусмотрен масляный насос.
Он выполняет цикличную подачу масла, обеспечивая непрерывность процесса.
От точности работы маслонасоса зависит долговечность деталей двигателя, расход топлива (механические потери энергии) и уровень вредных выбросов.
Виды и устройство насосов
Основной принцип работы всех масляных насосов двигателей схож: всасывание моторного масла из поддона картера (масляного бака) и нагнетание в магистрали системы смазки. Конструктивно это могут быть шестеренчатые, роторные и пластинчатые насосы с возможностью принудительной регулировки уровня давления или без таковой. Отличается и способ приведения их в действие.
Шестеренчатые насосы
Этот тип механизмов относится к нерегулируемым. Привод такого масляного насоса осуществляется от коленчатого вала двигателя.
На практике это означает, что уровень давления напрямую зависит от оборотов мотора.
Чтобы при этом давление масла в нагнетательной магистрали системы смазки было постоянным и не превышало критических значений, такие масляные насосы всегда дополняются редукционным клапаном.
Шестеренчатый масляный насос с внешним зацеплением
Конструктивно шестеренчатый насос состоит из следующих элементов:
- Ведущая шестерня, соединенная с коленвалом.
- Ведомая шестерня, приводимая в движение ведущей шестерней.
- Герметичный корпус с нагнетательным и всасывающим каналами.
- Редукционный клапан масляного насоса — он представляет собой плунжер с пружиной, который при повышении давления отжимается, открывая канал сброса масла.
- Уплотнители (сальники).
Шестеренчатые насосы могут быть:
- С внешним зацеплением — шестерни располагаются рядом и имеют внешние зубья. Недостатком данного типа является сложность достижения высокого уровня сжатия, поскольку это провоцирует рост удельных давлений в зоне зацепления зубьев. И хотя благодаря применению специального разгрузочного паза проблему можно решить, насосы с подобным пазом неэффективны для широкого спектра частот вращения и на малых оборотах производительность будет очень мала.
- С внутренним зацеплением — ведущая шестерня имеет внешние зубья и расположена внутри ведомой, зубья которой направлены внутрь. Шестерни не имеют общей оси и образуют полукруглый зазор (полость). Такой маслонасос имеет более компактные размеры.
Источник: https://TechAutoPort.ru/dvigatel/sistema-smazki/maslyanyi-nasos-dvigatelya.html
Типы масляных насосов
Масляный насос является элементом, который отвечает за создание давления и смазки движущихся частей в смазочной системе двигателя внутреннего сгорания. В этой статье мы рассмотрим типы масляных насосов.
Такая развитая отрасль, как автомобильная промышленность характеризуется большим выбором наименований и моделей продукции, а также комплектующих и сопутствующих товаров. Масляные насосы не исключение.
Классификация данной продукции довольно обширна и вполне удовлетворяет спрос владельцев различных видов техники.
Типы масляных насосов различаются в зависимости от отрасли применения, конструкции и по характеру управления.
Типы масляных насосов: общепромышленные, для масла, морские судовые
Среди основных типов масляных насосов, которые используются в различных сферах деятельности можно выделить
- Общепромышленные насосы для технологических линий перекачивания продуктов нефтехимии, различных масел, а также для подачи топлива.
- Насосы морские судовые в отделениях для судов речного или морского флота.
- Насосы для перекачивания минерального масла в гидравлических системах.
- Ручной крыльчатый насос, насос ручной шиберный бочковой, который применяется в быту.
Особенности характера управления привели к объединению типов масляных насосов в 2 основные группы – это регулируемые и нерегулируемые масляные насосы. Отличие заключается в методе, с помощью которого поддерживается давление в системе смазки.
Как логично можно предположить из названия, регулируемый тип масляного насоса позволяет «вручную» налаживать производительность насоса и постоянное давление в системе, а нерегулируемый тип отличается изменением давления за счет редукционного клапана.
За счет того, что регулируемый тип масляного насоса работает неавтономно и подвергается постоянному контролю и отладке, он же имеет и ряд преимуществ перед нерегулируемым.
Во-первых, это касается более длительного периода износа масла вследствие уменьшения частоты и количества оборотов. Кроме того, мощность, заимствованная от двигателя для обеспечения работы регулируемого типа масляного насоса на 30% меньше, чем у нерегулируемого.
И наконец, за счет регулирования давления и скорости оборотов, под воздействием регулируемого типа масляного насоса масло вспенивается не так сильно.
Типы масляных насосов в зависимости от конструкции можно разделить на: роторные (масло передаётся лопастями роторов) и шестеренные (масло передаётся посредством шестерёнок).
Шестереночные типы масляных насосов создают постоянное давление по принципу нерегулируемого насоса.
К подтипам шестеренных насосов следует отнести насос с наружным зацеплением (шестерня находится около шестерни, причем одна из них ведущая) и с внутренним зацеплением (одна шестерня внутри другой).
Кроме принципа работы различия данных типов масляных насосов заключаются в габаритах – масляный насос с внутренним зацеплением меньше.
Роторный тип масляного насоса регулирует давлением масло в системе смазке с использованием изменений режимов работы двигателя. Сам процесс регулирования осуществляется с помощью подвижного статора, который может сдвигаться относительно оси внутреннего ротора, изменяя объем полостей и количество нагнетаемого масла.
Роторный тип масляного насоса также имеет подвиды. Они разделяется на 2 группы: регулируемый и нерегулируемый роторные насосы.
Отличием от подобной классификации по характеру регулирования является наличие редукционного клапаны в обоих подвидах роторных типов масляных насосов, которые предохраняют систему смазки от чрезмерно повышенного давления при высокой частоте оборотов двигателя.
Также, основываясь на особенностях характерной классификации масляных насосов, модно утверждать, что более эффективной и надежной конструкцией является регулируемый тип роторного масляного насоса.
Кроме того к типам масляных насосов в зависимости от конструкции можно отнести коловратные, трехвинтовые, ручные крыльчатые, ручные шиберные насосы и т.п.
Выводы
Каждый тип масляного насоса различен по своей структуре, не говоря уже о назначении и промышленном использовании. Особенности конструкции и характера регулирования влияют на то, что одни типы используются для перекачивания мазута, парафина или битума, другие – для дизельного топлива и др.
Поэтому выбор типа масляного насоса должен быть основан на технических характеристиках и отрасли предприятия, используемой рабочей жидкости и условиях эксплуатации.
Разработка, сбор и установка насосного оборудования следует доверить компаниям, специализирующимся в этой отрасли и имеющих большой выбор по каждому типу масляного насоса.
Проверенная продукция высокого качества от фирмы-производителя с хорошей репутацией и высокой позицией на рынке, обеспечит надежную работу не только смазочных систем, но и всего производственного цикла предприятия.
Источник: https://globecore.ru/on-line-konsultatsiya-tipy-maslyanyh-nasos/
Принцип работы масляного насоса
Масляный насос предназначен для нагнетания масла к трущимся элементам любых систем и агрегатов. В настоящее время различают следующие типы масляных насосов:
Предлагаемая классификация не полная, поскольку шестереночные насосы подразделяются на два дополнительных подтипа:
- внешнего зацепления;
- внутреннего зацепления.
Для смазки движущихся элементов необходимо нагнетание, которое обеспечивает подачу этого материала. Именно поэтому они являются устройствами высокого давления. Создание в системе сжатия позволяет доставлять смазочный материал даже к максимально отдаленным движущимся частям.
Масляные шестереночные
Рассмотрим принцип работы масляного насоса шестереночного типа. Благодаря двум шестеренкам, которые располагаются в корпусе устройства, достигается нагнетательное движение смазочного материала.
Первая шестеренка или технически правильно – ведущая, сцепляется насечками в виде зубов со второй шестеренкой, технически – ведомой и в процессе их движения, через всасывающую или иными словами нагнетательную магистраль, жидкость, через них, подается к отводящей магистрали и распределяется по системе.
Частота вращения шестереночного механизма будет повышать или понижать давление в системе. В случае перехода допустимой величины задействуется редукционный клапан, который сбрасывает излишки давления вместе со смазкой в специальный приемный картер. Принцип работы масляного насоса происходит абсолютно в автоматическом режиме.
Внешнего зацепления
Работа масляного насоса идентична уже описанной. Отличие кроется в технической части агрегата. Сцепляемые шестеренки находятся внутри самого устройства и приводятся в движение изнутри. Вращательный момент из одной передается на другую.
Подающая магистраль соединяется с маслозаборной емкостью путем засасывания масла и выводится через отводящую магистраль уже в сжатом состоянии к трущимся рабочим поверхностям.
Подаваемое масло захватывается прокручивающимися зубьями и таким образом создается требуемое системе давление.
Внутреннего зацепления
Конструкция такого типа нагнетателя будет отличаться от предыдущей также конструктивно. Принцип состоит в тех же двух шестеренках, но отличие заключается в том, что ведущая шестеренка располагается внутри ведомой и ряд зубов сцепления у нее также находится во внутренней части.
Необходимо учесть, что оси таких звездочек совпадать не будут и поэтому образуется серповидная полость, которая содержит серповидный разделительный сектор, начало которого находится возле подающей магистрали, а завершается у выпускной.
Принцип работы устройства с внутренним расположением сцепных звездочек несколько отличим. Подающая магистраль выталкивает смазочный материал в оговоренный зазор.
Затем смазка перемещается к выпускной магистрали, где в секторе разделения отсекаются ее излишки, что предотвращает протекание между сцепными зубьями.
Проходя через него, к выпускной магистрали, он уменьшается в объеме, масло приобретает необходимое ему давление для продвижения по всей системе агрегата.
Принципиальные отличия шестереночных насосов
Такие устройства сегодня практически не применяются. В первом случае камнем преткновения оказалась громоздкость, а во втором – конструктивные сложности. Ложкой дегтя оказалось отсутствие возможности регулировки сжатия смазочных материалов. Излишки давления способны привести к выдавливанию прокладок и сальников, что в свою очередь чревато огромными проблемами.
Естественно, что примитивный сброс давления возможен.
Он осуществляется по средствам перепускного клапана, который вмонтирован в само нагнетающее устройство и представляет подпружиненный поршень, соединяющий выходную магистраль с поддоном.
При избыточном давлении смазочный материал преодолев усилие, создающееся пружиной выталкивает поршень, вытекая в поддон, а он сам, после нормализации сжатия, возвращается в исходное положение.
Масляные роторные насосы
Масляный насос роторного типа в техническом плане, схож с устройством шестереночного типа. Разница состоит лишь в том, что в этом случае рабочим элементом уже выступают не «звездочки», а лопасти. Как и у шестеренчатого типа, здесь также присутствует нагнетательная полость, но схема не располагает разделительным сектором из-за его ненадобности.
Лопасти, в отличии от зубьев «звездочек» забирают большие объемы смазки благодаря чему в систему она закачивается в необходимом количестве. Исходя из технических особенностей, роторные устройства также бывают:
- регулируемые;
- нерегулируемые.
Достоинство заключается в их компактных размерах и отсутствии забора мощности двигателей, приводящих их в движение. В нерегулируемых насосах также присутствует перепускной или стравливающий клапан, который поддерживает сжатие материала в требуемом диапазоне.
Роторный масляный насос способен поддерживать нужное сжатие, не зависимо от оборотов двигателя, который приводит его в движение.
Такое решение было достигнуто применению дополнительного элемента в общей конструкции устройства –подпружиненного подвижного статора.
Рассматривая устройство масляного насоса роторного типа можно заметить, что непосредственно ротор находится внутри статора, а он сам располагается непосредственно в корпусе нагнетателя.
Задача новинки состоит в изменении объема полости, которая находится между роторами и технически звучит, как нагнетательная. Не обязательно знать устройство масляного насоса, чтобы рассматривать принцип его работы.
При недостаточном давлении с помощью пружины статор смещается, чем увеличивает объем рабочей приемной камеры, которая обеспечивает необходимый приток смазочного материала и в конечном итоге создает требуемое давление.
В случае высокого давления масло преодолевает усилие пружины и отодвигает статор, что в свою очередь способствует уменьшению нагнетательной полости или приемной камеры и снижает степень сжатия. Благодаря такому принципу работы внутреннее сжатие всегда пребывает на требуемом регулируемом уровне в пределах определенного значения.
Источник: https://www.PortalTeplic.ru/nasosi/princip-raboti-maslyanogo-nasosa/
Для чего нужен масляный насос в автомобиле?
Масляный насос — это сердце мотора вашей машины. Он может годами обеспечивать надежную работу двигателя.
Поломка насоса приведет к печальным последствиям — перегреву поршней, «масляному голоданию», ускоренному износу деталей. Все это грозит серьезными затратами и ремонтом всего двигателя.
Избежать такого сценария помогут общие представления об этом полезном механизме и умение правильно с ним обращаться.
Назначение масляного насоса в автомобиле
Основная функция маслонасоса — обеспечение давления и постоянной циркуляции масла. Масло из картера двигателя поступает через маслоприемник в главную масляную магистраль. Масло проникает туда, где присутствует любое трение, смазывая и охлаждая трущиеся поверхности (в том числе подшипники коленвала, кулачки и подшипники распредвала и др.).
На спортивных автокарах, внедорожниках, вездеходах и другом транспорте, эксплуатация которого связана с резкими скоростными маневрами, а также сильным продольным и поперечным креном при движении, используют более сложную систему смазки («сухой» картер). Масло находится в специальном баке. Здесь масляный насос служит, откачивая масло из картера, для чего может иметь дополнительные секции.
Типы масляных насосов в зависимости от конструкции, их устройство и принцип действия
Конструктивные характеристики насосов для масла позволяют выделить два вида. Принцип работы обоих видов аналогичный.
Шестеренные
Насосы этого вида отличаются простотой — корпус с камерами (для разрежения и нагнетания), клапаном редукции (шарик с пружинкой) и двумя шестеренками. Алгоритм действия несложный — шестерни масляного насоса перегоняют масло в центральный маслопровод.
Важно! Насосы шестеренного типа сохраняют давление постоянным (от двух до шестнадцати атмосфер).
Шестеренные маслонасосы различаются в зависимости от зацепления шестерен:
с наружным (шестеренки контактируют внешними зубцами, при их вращении создается разрежение воздуха и происходит засасывание масла);
с внутренним (ведущая шестеренка маслонасоса размещена внутри ведомой, между шестернями — полость в виде серпа с разделительным сектором (для нагнетания масла). Преимущество такой конструкции — большая компактность при сохранении той же производительности.
Важно! Все зазоры маслонасоса наружного зацепления должны быть минимальными.
Роторные
Масляный насос роторного типа функционирует по аналогии шестеренных насосов. Цельный корпус вмещает роторную группу с лопастями. Внутренний ротор — ведущий. В процессе работы роторных лопастей создаются полости с изменяющимся объемом. При его расширении масло всасывается, сжатии — выдавливается.
Типы насосов по характеру управления
Масляные насосы делятся на:
Нерегулируемые
Это те маслонасосы, которые поддерживают постоянное давление масла (все шестеренные и некоторые роторные насосы). Их отличительный признак — наличие редукционного клапана для вывода масла в картер в случае превышения допустимого давления.
Регулируемые
Регулируемые масляные насосы работают так же, как и роторные, но позволяют регулировать уровень давления благодаря подвижному статору. Поворачивая статор, можно менять объем полости между роторами: с увеличением нагрузки от коленвала объем подаваемого масла — увеличивать, а при уменьшении — уменьшать.
Изучение описания работы масляного насоса позволит сделать правильные выводы по его эксплуатации:
• использовать только качественные масла;
• следить за состоянием масляного фильтра и вовремя его менять;
• правильно запускать двигатель.
Источник: https://auto.today/bok/5412-kakimi-byvayut-maslyanye-nasosy-i-dlya-chego-oni-nuzhny-v-avtomobile.html
Масляный насос: устройство, принцип работы, типы. Где находится и как работает шестеренный, регулируемый роторный маслонасос
Поговорим о сердце любого двигателя внутреннего сгорания – маслонасосе. Именно масляный насос нагнетает давление в системе смазки, позволяя смазывать трущиеся пары, отводить тепло и продукты износа. Рассмотрим принцип работы и устройство шестеренных и роторных насосов регулируемого, а также нерегулируемого типа.
Принципиальные различия в устройстве
На подавляющем большинстве автомобилей установлен нерегулируемый масляный насос. От избытка давления систему смазки предохраняет редукционный клапан, который сбрасывает излишки масла.
Современные автомобили все чаще агрегатируются регулируемым масляным насосом. Принудительное изменение производительности масляной помпы позволяет уменьшить механические потери, снизив тем самым расход топлива и количество вредных выбросов.
По внутреннему устройству маслонасосы разделяются на шестеренные и роторные.
Принцип работы шестеренного маслонасоса
Ведомая шестерня закреплена на оси, а ведущая приводится во вращение приводным валом. Вращающиеся шестерни забирают масло через всасывающий канал, куда оно поступает по маслоприемнику из картера. Далее, масло под давлением поступает в нагнетательную полость, откуда уже распределяется по каналам масляной системы. Именно так работает простейший шестеренный насос.
Производительность маслонасоса напрямую зависит от скорости вращения коленчатого вала. Но повышение давления в системе сверх нормы приведет к выдавливанию сальников и увеличению механических потерь.
Поэтому избыток масла стравливается редукционным клапаном, который открывается при превышении расчетного давления.
Подробно устройство и принцип работы клапана, позволяющего сбрасывать масло обратно во впускную полость, вы можете изучить из статьи «Редукционный клапан масляного насоса».
1- заборные шестерни; 2- клапан; 3-запорная пружина.
По способу зацепления шестерен помпы для перекачивания жидкостей делятся на агрегаты с внутренним и внешним зацеплением.
Устройство агрегатов с шестерней в шестерни позволяет приводить маслонасос в действие непосредственно от коленчатого вала. Принцип работы способствует уменьшению габаритных размеров корпуса без потери производительности. Поэтому именно нерегулируемые маслонасосы с внутренним зацеплением чаще всего устанавливаются на современные автомобили.
Роторный тип
Устройство объединяет в корпусе внутренний (ведущий) и внешний (ведомый) роторы. Моторное масло забирается лопастями ведущего ротора и, проходя через нагнетательную полость, подается к каналам масляной системы двигателя. Выше показано устройство нерегулируемой масляной помпы, поэтому ее принцип работы предполагает наличие редукционного клапана.
Регулируемый масляный насос роторного типа оснащается подвижным статором и регулировочной пружиной.
Вращаясь внутри внешнего ротора, внутренний ротор захватывает из всасывающей полости масло, перенаправляя его под давлением в нагнетательную область.
Объем перекаченного масла зависит от скорости вращения внутреннего ротора и от объема полости между внутренним и внешним ротором, который соединен с подвижным статором. Изменяя объем, мы можем регулировать производительность масляного насоса.
Регулировка производительности
Принцип работы регулировки объема заключается в смещении подвижного статора. В режиме низкого давления пружина регулятора, преодолевая сопротивления масла в нагнетательной полости, задвигает статор (промежуточный корпус) в крайнее положение. Объем полости между наружным и ведомым ротором уменьшается, что приводит к снижению количества перекачиваемого масла.
При повышении оборотов коленчатого вала и возрастании давления в нагнетательной полости масло преодолевает сопротивление регулировочной пружины. Смещение промежуточного корпуса ведет к увеличению зазора между наружным и внутренним роторами. Увеличивается количество перекачиваемого масла и давление в системе.
Особенности работы регулируемого масляного насоса в определенных режимах позволяют на 30% снизить механические потери в сравнении с нерегулируемыми агрегатами. Поскольку насос перекачивает ровно такой объем, который на данном режиме работы необходим для смазывания деталей двигателя, замедляются темпы старения масла.
Шиберные агрегаты
В автомобиле шиберные помпы используются не только для нагнетания смазочных материалов в двигателе, но и в качестве насоса гидроусилителя руля.
С точки зрения принципа работы и устройства, интерес вызывают двухрежимные масляные насосы, все чаще устанавливающиеся на двигатели производства VAG-Group (к примеру, Audi, Volkswagen).
Устройство рассмотрим на примере маслонасоса с мотора V6 TDI объемом 4.2 л.
Масло нагнетается лопатками, которые при вращении ротора под воздействием центробежной силы прижимаются к рабочей зоне статора. В этом плане принцип работы ничем не отличается от обычного лопастного маслонасоса.
Но конструкторы оснастили помпу эксцентриковым поворотным регулирующим кольцом.
Также устройство предполагает наличие соленоида, который по команде блока управления двигателем (Engine Control Unite) открывает доступ маслу к регулировочной полости.
Процесс смены режимов
- Режим сниженной производительности. ЭБУ замыкает клапан управления давлением на массу, открывая доступ маслу к каналу второй управляющей поверхности. По другому масляному каналу давление масла постоянно воздействует на управляющую поверхность №1. Действующее на обе поверхности давление масла преувеличивает усилие пружины. Регулирующее кольцо поворачивается против часовой стрелки, уменьшая тем самым объем рабочей камеры маслонасоса.
- Режим высокой производительности. ЭБУ отключает питание электромагнитного клапана. Масляный канал управляющей поверхности 2 перекрывается, а давление масла действует только на зону 1. Поскольку создаваемого усилия недостаточно для преодоления сопротивления пружины, регулирующее кольцо поворачивается по часовой стрелке и отклоняется от центра. Таким образом, увеличивается объем рабочей камеры и количество перекачиваемого моторного масла. Соответственно, давление в системе также возрастает.
Регулировка производительности осуществляется ЭБУ, который считывает информацию о режиме работе двигателя с ДМРВ (либо ДАД+ДТВ), ДПКВ, ДПДЗ, датчика положения педали акселератора, ДТОЖ, датчика температуры масла.
Разумеется, полноценная работа системы невозможна без датчика давления масла, устройство, принцип работы и способы проверки которого мы уже рассматривали. Смена режимов работы происходит при повышении оборотов коленчатого вала выше 2500 об./мин либо при возрастании нагрузки на двигатель (динамичный разгон, буксировка груза).
Вне зависимости от конструкции и принципа работы, выход маслонасоса из строя приведет к серьезным поломкам и необходимости капитального ремонта двигателя. Поэтому полезно знать признаки неисправности и понимать технологию проверки масляного насоса.
Источник: https://AutoLirika.ru/teoriya/maslyanyj-nasos.html
Масляный насос: описание,виды,ремонт,замена,устройство,принцип работы
Масляный насос приводится в действие крутящим моментом, поступающим от распределительного вала через зубчатую передачу или шкив. Существуют также автономные схемы привода насоса, использующие электродвигатель, однако они не получили широкого распространения.
Конструктивно насос представлен герметичным металлическим корпусом, в котором расположена одна пара или две пары шестерен. В паре шестерен одно из зубчатых колес является ведущим, то есть соединено шпонкой с валом привода, а второе вращается свободно.
При проектировании и изготовлении масляных насосов основным требованием, предъявляемым к конструкции, является минимальный зазор между зубцами взаимодействующих шестерен, а также между зубцами каждой шестерни и корпусом.
Это необходимо для обеспечения максимального КПД прибора.
Транспортировка смазочного материала осуществляется во впадинах, образующихся между зубьями взаимодействующих шестерен при их вращении. Таким образом, шестерни «выдавливают» масло в главный канал непрерывным потоком, формируя требуемое давление, регулировка которого возложена на редукционный клапан.
Редукционный клапан чаще всего располагается в корпусе масляного насоса и необходим для предохранения системы смазки от избыточных давлений, особо опасных во время пуска холодного ДВС, когда вязкость смазочного материала велика.
Клапан располагают в канале, противоположные края которого соединены с камерами нагнетания и всасывания масляного насоса. Когда давление в норме, канал перекрыт поршнем или шариком, который поджимается пружиной. Сжатие пружины регулируют масляной пробкой, задавая тем самым давление в системе.
При превышении порогового значения, поршень или шарик отходит от седла, открывая канал и выпуская часть нагнетаемого в главную магистраль масла обратно в камеру всасывания.
Современные масляные насосы делят на одно- и двухсекционные.
Отличие двухсекционной системы от описанной выше конструкции заключается в наличии дополнительной секции корпуса, шестерни которой отвечают за подачу масла в масляный радиатор для его охлаждения, обычно – с последующим сливом в поддон. Классическим примером такого устройства служат насосы двигателей грузовых автомобилей марок ЗИЛ и ЯМЗ.
Конструктивные особенности масляных насосов роторного типа
Как правило, масляный насос роторного типа состоит из небольшого количества деталей, среди которых:
- всасывающая и нагнетательная полости;
- внешний и внутренний роторы;
- вал привода.
Работа масляного насоса с роторами строится на взаимодействии двух роторов. В нерегулируемых конструкциях масло, которое засасывается внутрь, передается в систему роторными лопастями. Если давление становится избыточным, открывается редукционный клапан и лишнее масло сбрасывается.
Регулируемыми их делает наличие подвижного статора. У него есть специальная регулировочная пружинка, подкручивая или скручивая которую можно изменять объем камеры с роторами, за счет чего изменяется и общее давление в системе. Благодаря статору удается добиться стабильного давления в смазочной системе независимо от того, с какой интенсивностью вращается коленвал.
Достоинства регулируемых масляных насосов
Сегодня регулируемые масляные насосы считаются гораздо более приемлемыми, чем нерегулируемые, ведь отличаются рядом весомых преимуществ, среди которых:
- примерно на треть меньшая отбираемая у двигателя мощность;
- меньший износ масла за счет снижения частоты и числа оборотов;
- масло меньше вспенивается.
То есть, регулируемый масляный насос позволяет обеспечить более ровную циркуляцию масла и больший промежуток между его заменами, что и делает его более предпочтительным оборудованием.
Признаки неисправности масляного насоса
Как и любая другая система с подвижными частями, масляной насос может выйти из строя.
О неисправностях в масляной системе будет сигнализировать лампа масла давления.
Причинами этого могут стать различные факторы, среди которых:
- снижение уровня масла в картере;
- поломка приборов, контролирующих давление;
- применение некачественного или неприспособленного для данного насоса масла;
- засорение масляного фильтра;
- поломка предохранительного или смазочного клапана;
- засорение самого масляного насоса и прочие проблемы.
Признаками проблем со смазочной системой становятся:
- снижение давления масла;
- увеличение его расхода.
Об этом обязательно просигнализирует контрольная лампа на приборной панели.
Конструкция масляного насоса, к какому типу бы он не относился, сравнительно простая, что обеспечивает ему надежность и длительный ресурс.
И все же неисправности у него бывают, точнее она одна – снижение производительности, что приводит к падению давления в системе.
А это уже может привести к более серьезным поломкам, поскольку узлы, которые недостаточно смазываются, начинают интенсивно изнашиваться из-за масляного «голодания». Произойти же это может по разным причинам.
- Первая из таких не относится к насосу, но приводит к негативным последствиям в его работе – закупорка сетки маслоприемника продуктами износа и грязью. В результате этого масло в недостаточных количествах поступает к насосу. Устранить такую неисправность несложно – достаточно снять поддон и маслоприемник, после чего тщательно очистить и промыть сетку.
- Проблема с падением давления может произойти из-за износа составных частей насоса или длительной его работы с маслом, в котором имелось большое количество загрязняющих элементов. Результатом этого является образование и увеличение зазоров между деталями насоса. Из-за этого через эти зазоры смазочный материал просто перетекает внутри нагнетающей полости и шестерни или роторы не способны его захватить, чтобы выполнить нагнетание в магистраль. В большинстве случаев работоспособность системы смазки восстанавливается путем замены изношенных элементов или узла в целом.
- Проблемы может создать и перепускной клапан. Из-за грязи он может заклинить в открытом положении, и масло будет постоянно перетекать в поддон. Устраняется такая неисправность разборкой и промывкой насоса и его каналов.
Преимущества масляных насосов с возможностью регулирования
Использование регулируемых маслонасосов более предпочтительно, поскольку такие модели дают ряд заметных преимуществ:
- снижение доли мощности, отбираемой у двигателя (примерно на 33%),
- снижение интенсивности отработки масла благодаря уменьшению количества оборотов, снижению частоты,
- снижение вспенивания масла.
Регулируемый масляный насос дает возможность получить равномерную циркуляцию масла в системе смазки и увеличить срок его службы (реже требуется замена), что дает заметную экономическую выгоду.
Особенности ремонта и замены
Ремонт масляного насоса может заключаться в замене рабочей пары (что не всегда целесообразно), замене редукционного клапана и РТИ, постановке втулок в изношенные посадочные отверстия. В ряде случаев возможно восстановление шестерен путем наплавки с последующей слесарной обработкой. Поддаются ремонту и нарушенные резьбовые соединения – их растачивают либо снабжают резьбовыми втулками.
Однако куда чаще масляный насос заменяется в сборе. Это связано с относительно невысокой стоимостью детали, а также большой трудоемкостью работ по восстановлению изношенных элементов.
В таком случае процесс сводится к демонтажу изношенного маслонасоса и установке нового с герметичным подключением к прочим элементам системы смазки.
Разумеется, при этом проводится замена моторного масла и фильтров, не будет лишней и последующая промывка системы.
От технического состояния элементов системы смазки во многом зависит характер работы, надежность и ресурс двигателя. Поэтому важно тщательно следить за их работой и не забывать проверять исправность деталей в ходе проведения ТО автомобиля.
Источник: https://seite1.ru/zapchasti/maslyanyj-nasos-opisanievidyremontzamenaustrojstvoprincip-raboty/.html
Виды и применение масляных насосов | Полезные статьи — Кабель.РФ
Масляный насос применяется в промышленности для перекачки масел, мазута, битума как в жидком, так и в пастообразном состоянии. Для этого предлагаются различные виды этих устройств, которые способны эффективно решать самые разные производственные задачи.
Виды масляных насосов
Для различных сред предлагаются разные типы масляных насосов. Каждый из них призван обеспечить высокий уровень производительности системы, в которую он входит. Кроме того, по экономическим требованиям, масляный насос должен иметь большой срок эксплуатации. Данные устройства различают по конструктивным особенностям. Среди них можно выделить такие виды:
- шестереночный;
- коловратный;
- вакуумный.
В зависимости от типа привода различают масляный насос электрический, ручной или гидравлический.
Применение масляных насосов
Шестереночный масляный насос изготавливается из специальных материалов, устойчивых к воздействию агрессивных сред и температур. Среда в трубопроводе перекачивается при помощи шестерни, которая приводится в движение от электричества или гидравлики. Одной из главных особенностей данного типа устройств является их универсальность.
Их можно применять для работы с разными средами практически везде, где это требуется. Например, масляный насос гидравлический такого типа применяется в автомобильной технике.
Шестереночные насосы устанавливаются в трубопроводах, перекачивающих нефть или мазут, они же могут быть установлены на кондитерской фабрике для перекачивания жидкого шоколада по трубопроводу.
Коловратные масляные насосы чаще всего устанавливаются там, где приходится работать с пастообразными средами. Они не боятся повышенной вязкости и, в отличие от шестереночных моделей, могут работать в средах, которые не имеют смазочных способностей.
Они приспособлены для работы в химически агрессивных средах с очень высокими температурами. Коловратный масляный насос электрический отличается достаточно высоким уровнем надежности, поскольку, как и любая роторная система, при передаче крутящего момента не подвергается большим механическим нагрузкам.
В то же время при работе с жидкими средами его эффективность несколько снижается.
Вакуумный масляный насос работает на достаточно простом принципе, который свидетельствует, что природа стремится заполнить вакуум — даже такой вязкой средой, как масло. Для этого в насосе предусмотрена установка так называемого источника вакуума. Он создается при помощи вращающихся лопастей, под которыми возникает разрежение, в результате чего туда поступает масло.
Как выбрать насос?
Очевидно, что тип и производительность масляного насоса выбираются в зависимости от задач, которые перед ним поставлены. Например, если нужно прокачивать масло по трубопроводу небольшой пропускной способности, лучше всего применить шестереночные масляные насосы типа итальянских Viscomat.
При потребляемой мощности 1,25 кВт, данное устройство обеспечит перекачку 0,84 м³ масла в час. Этот тип насосов оснащен электрическим двигателем, подключаемым к обычной сети 220 В. При сравнительно небольших габаритах он способен развивать давление до 25 бар.
Отличается невысоким уровнем шумности и может длительное время работать круглосуточно.
Особое внимание необходимо обратить на кабель для подключения электродвигателя данного насоса. Для однофазного двигателя подойдет трехжильный кабель. Одна из жил — заземление, она обеспечит безопасность эксплуатации при работе с горючими средами, к которым зачастую относятся масла. При мощности 1,25 кВт, сила тока в подводящем кабеле составит около 6 А.
Лучше использовать медный кабель с резиновой изоляцией, которая может противостоять агрессивным средам. Для тока в 6 А сечение жил кабеля должно быть не менее 1 мм². При этом лучше перестраховаться и поставить кабель с сечением жил 1,5 мм², чтобы избежать перегорания кабеля при скачках напряжения до того, как сработает защита двигателя.
Для этих целей лучше всего подойдет кабель КГН 3*1,5.
Источник: https://cable.ru/articles/id-1505.php
Масляный насос: работа устройства подающего смазку в двигатель
Масляный насос – узел, о котором, вроде бы, автомобилисты и не вспоминают ежедневно, а многие о его существовании вообще не подозревают. Но поверьте, друзья, без него двигатель машины не проработал бы и дня, так как смазочная система была бы попросту нефункциональна.
Поэтому не будем тянуть и перейдём к главным вопросам этой статьи: устройство масляного насоса, типы этого устройства и его особенности. Одним словом, рассмотрим всё, что бы Вам хотелось знать об этих устройствах.
Маленький, но ответственный механизм
Как и другие насосы, масляный тоже занимается тем, что перекачивает жидкость. В его случае это жидкость смазочная, которая необходима для стабильной и долговечной работы такого сложного механического устройства, как двигатель внутреннего сгорания.
В большинстве случаев в моторе всё происходит следующим образом: для того чтобы масло попало к трущимся механизмам, его нужно подать к ним под давлением из резервуара, роль которого в системах с мокрым картером выполняет поддон силового агрегата, а с сухим – специальный бачок.
Попав к нужным элементам, смазка под действием неумолимой силы тяжести стекает вниз и её вновь и вновь необходимо подавать к деталям двигателя. Этим, по сути, и занят масляный насос.
Нужно отметить ещё один нюанс: в случае с мокрым картером – он просто нагнетает давление в смазочной системе, а у моторов с сухим картером выполняет сразу две роли – откачивает масло из поддона в маслобак и подаёт его под напором к механизмам двигателя машины.
В действие масляный насос приводится от коленвала или распредвала мотора, а это значит, отбирают для себя часть полезной мощности. Теперь нужно рассмотреть устройство масляного насоса.
Масляный насос: что у него внутри?
Скажем сразу, вариантов конструкции у этого узла несколько. Под капотами автомобилей встречаются такие типы:
- шестерёнчатый (или шестерённый);
- роторный.
Наиболее простой с точки зрения механики. Устройство и работа масляного насоса шестерёнчатого типа основывается на вращении двух зубчатых колёсиков – ведущего и ведомого, которые захватывают смазку из всасывающего канала и подают её под давлением в нагнетающий канал.
Логика функционирования данного варианта маслонасоса такова, что его производительность напрямую зависит от того, с какой частотой вращается коленчатый вал мотора. Одним словом, чем активнее вы давите на газ, тем больше масла поступит в двигатель.
Кстати, подобные насосы относят к нерегулируемому типу. Давление они создают непостоянное, а при избыточном — просто стравливают излишки смазки через специальный клапан.
Масляный насос роторного типа
Устройство масляного насоса этого типа сложнее, но зато они позволяют создавать всегда постоянное давление, которое не будет зависеть от того, с какой частотой крутится коленвал или распредвал. В нём находится два ротора – один внутри другого, которые, вращаясь, захватывают масло лопастями.
Для контроля над напором смазки в конструкцию добавляют так называемый статор, имеющий регулирующую пружину. При повышении давления, статор поворачивается таким образом, чтобы полость между роторами уменьшилась, а при понижении – наоборот.
Инженеры не зря ломали головы, создавая регулируемый масляный насос. Дело в том, что в данном случае значительно уменьшается величина отбираемой от двигателя полезной мощности (утверждают, что до 30% по сравнению с нерегулируемыми типами). Вдобавок к этому меньше изнашивается масло, а это значит, что вам реже придётся его менять. Короче говоря, одни плюсы.
Ну что ж, уважаемые читатели нашего уютного блога, мы с вами достаточно ответственно рассмотрели назначение и устройство масляного насоса. И в следующий раз обязательно продолжим знакомиться с устройством современных машин. Не пропустите, подписывайтесь!
Источник: https://auto-ru.ru/ustrojstvo-maslyanogo-nasosa.html
Масляный насос- Устройство и принцип работы
Процесс работы каждой силовой установки обусловлен большим количеством препятствий, возникающих при взаимодействии систем и агрегатов. Самым серьёзным из них является сила трения. Взаимодействуя друг с другом, детали двигателя изнашиваются, это становится причиной поломок и выхода из строя.
Для снижения износа и продления срока службы агрегата, конструкцией предусмотрено применение смазки, в её обязанности входит:
- Покрытие деталей защитной плёнкой;
- Отвод излишков тепла;Удаление частиц, полученных в результате трения;
- Предотвращение коррозии деталей;
- Передача энергии и уплотнение изделий.
Нормальная эксплуатация двигателя невозможна без использования системы смазки, каждый агрегат, без исключения, остро в ней нуждается.
Современные конструкции моторов используют комбинированную систему, когда смазка поверхностей осуществляется подачей масла и под давлением и разбрызгиванием. Подача обеспечивается насосом, нагнетающим давление в пределах от двух до 15 бар.
От того, как работает масляный насос, напрямую зависит работоспособность двигателя, его состояние и возможности.
Масляный насос двигателя- назначение:
Благодаря масляному насосу в системе смазки двигателя создается давление, необходимое для циркуляции смазочного материала и его подаче к трущимся частям агрегата. Привод насоса осуществляется коленчатым или распределительным валом, во втором случае посредником выступает приводной вал.
Комбинированная система предусматривает применение картеров:
- Мокрого типа;
- Сухого типа.
Смысл в том, что мокрый картер заполнен жидкостью всё время, сухой предусматривает удалённое хранение смазки. В сухих картерах работа масляного насоса способствует поступлению масла в силовую установку, а так же откачивает её излишки из поддона в бак.
От применения сухого или мокрого картера зависит, где будет находиться масляный насос. В мокром картере насос ставится после маслоприёмника, перед фильтрующим элементом. В сухом нагнетательный узел монтируется после масляного бака до фильтра, откачивающий после картера перед масляным баком.
По возможности регулировки давления в системе насосы делятся:
- Неуправляемые, давление жидкости в системе неизменно, регулируется редукционным клапаном;
- Управляемые, изменение давления возможно путём корректировки настроек насоса.
Устройство и принцип работы
Конструкции и характеристики насосов отличаются в зависимости от типов изделия:
- Закрепление шестерён наружное;
- Закрепление шестерён внутреннее;
2. Роторный масляный насос.
Конструктивно, устройство шестерёнчатого масляного насоса, имеющего наружное зацепление, предусматривает наличие двух шестерён, ведущей и нет, помещённых в корпус. Движение ведущей задается коленчатым валом посредством ремня или цепи.
Свободная шестерня закреплена на валу и способна вращаться. Вращаясь, шестерни создают разряжение воздуха с одной из сторон насоса, благодаря чему жидкость засасывается внутрь.
Зубья шестерён проталкивают смазку на другую сторону изделия в специальную камеру и далее через фильтрующий элемент в силовую установку.
В насосе с внутренним зацеплением ведущая шестерня помещена внутрь ведомой шестерни, со смещением. Между деталями образуется полость, которая совместно с корпусом образует замкнутый сектор. Вращаясь, шестерни перемещают масло через камеру отбора смазки в камеру повышенного давления и далее в фильтрующий элемент и силовую установку.
Работа маслонасоса роторного типа основана на использовании роторов с установленными на них лопастями. Ведущий ротор расположен внутри ведомого ротора, с отклонением друг от друга по эксцентрику.
Вращаясь, лопасти образуют камеру с изменяющимся объёмом.
Проходя зону разряжения, в камеру поступает смазка, сжимаясь до определённого давления, оно поступает в камеру, откуда по системе распределяется по двигателю.
Процесс регулировки в роторном насосе обеспечивается способностью статора менять свое положение относительно ротора. Это изменяет объём полости и подаваемой в неё жидкости.
Защиту от избыточного давления в системе обеспечивает редукционный клапан. Он установлен на всех насосах, без исключения. При повышении давления клапан открывается и сбрасывает излишки жидкости либо в картер, либо в полость разряжения.
Признаки неисправности маслонасоса
При выходе масляного насоса из строя, будет нарушена работа всего агрегата в целом, поэтому крайне важно обнаружить проблему вовремя. В случае неисправности масляного насоса признаки, поломки будут отображаться на приборной доске водителя в виде горящей сигнальной лампочки.
Читайте также… Селектор АКПП — Правильное переключение передач
Сигнал на приборной доске предупреждает:
- Критическое снижение рабочего давления жидкости;
- Чрезмерное потребление масла двигателем.
Важно! Следует помнить о том, что эксплуатация автомобиля с постоянно горящей сигнальной лампой давления масла в системе, запрещена.
Причины, которые могут привести к поломке масляного насоса:
- Недостаточное количество уровня масла в системе смазки;
- Выход из строя контрольных датчиков;
- Применение некачественной или не соответствующей требованиям смазки;
- Выход из строя клапана, регулирующего перепад давления;
- Повышенный износ деталей узла;
- Выход из строя прокладки узла;
- Фильтрующий элемент засорен;
- Маслоприёмник или корпус узла засорен.
Если причиной неисправности масляного насоса стало загрязнение, необходимо слить жидкость, снять картер силовой установки и провести очистку системы и деталей от грязи. В остальных случаях необходимо чётко диагностировать проблему и провести ремонт или замену необходимых агрегатов.
Проверка технического состояния
Проверку насоса проводят при падении давления в системе, утечке жидкости, повышенном шуме и т.п. Действия зависят от модели и конструкции изделия, его основные шаги заключаются в следующем:
- Проверка корпуса и крышки на наличие механических повреждений;
- Оценка износа зубьев шестерён;
- Оценка плотности закрытия крышки;
- Замер зазоров между зубцами шестерён (допустимый предел 0,1-0,3 мм);
- Замер зазоров между шестернями и корпусом (допустимый предел 0,1-0,25 мм);
- Замер зазоров между торцами шестерён и корпусом (допустимый предел 0,14-0,25 мм);
- Замер зазоров между осью и ведомой шестернёй (допустимый предел 0,017-0,057 мм);
- Замер зазоров между валом насоса и корпусом (допустимый предел 0,016-0,055 мм) и др.
При нормальных показателях, причина неисправности в других устройствах системы. Если один из показателей не соответствует норме, требуется замена изношенной детали, или агрегата в целом.
Масляный насос, простой, надёжный, небольшой агрегат, который рассчитан на длительный период эксплуатации. При правильном уходе и использовании качественных компонентов, узел может прослужить несколько сот тысяч километров пробега. Основные требования, использование качественного масла, своевременная замена жидкости и фильтрующих элементов, соблюдение правил эксплуатации силовой установки.
Источник: https://motoran.ru/interesnoe/maslyanyj-nasos-ustrojstvo-i-printsip-raboty