Что такое DN, Ду и PN ? Эти параметры нужно знать сантехникам и инженерам обязательно!
- DN – Стандарт обозначающий условный внутренний диаметр.
- PN – Стандарт обозначающий номинальное давление.
- Что такое Ду?
Ду – образовано от двух слов: Диаметр и Условный. Ду = DN. Ду тоже самое что DN. Просто DN более международный стандарт. Ду – русскоязычное представление DN. Сейчас категорически нужно отказаться от такого наименования Ду.
- Что такое DN?
- DN — Cтандартизованное представление диаметра. ГОСТ 28338-89 и ГОСТ Р 52720
- Номинальный диаметр DN (диаметр условного прохода; условный проход; номинальный размер; условный диаметр; номинальный проход): Параметр, применяемый для трубопроводных систем в качестве характеристики присоединяемых частей арматуры.
- Примечание — Номинальный диаметр приблизительно равен внутреннему диаметру присоединяемого трубопровода, выраженному в миллиметрах и соответствующему ближайшему значению из ряда чисел, принятых в установленном порядке.
- В чем обычно измеряется DN?
По условиям стандарта вроде бы она не имеет строгой привязки к единице измерения (написано в документах). Но она обозначает именно размер диаметра. А диаметр измеряется длиной.
И потому что единица измерения длины может быть разным. Например, дюйм, фут, метр и тому подобное. Для Российских документов мы просто по умолчанию измеряем в мм. Хотя в документах написано, что она все таки измеряется в мм.
ГОСТ 28338-89. Но не имеет единицу измерения:
Как это не имеет, если имеет? Можете написать в х, как понять эту фразу?
Кажется дошло… DN (порядковый номер диаметра выраженный в милиметрах). То есть он не имеет единицу измерения, а как бы содержит константные значения (цифровые дискретные значения типа: 15,20,25,32…). Но нельзя обозначить например, как DN 24. Потому что цифры 24 нет в ГОСТ 28338-89. Там идут строгие значения по порядку как: 15,20,25,32… И только их нужно выбирать для обозначения.
DN измеряется диаметром условного прохода в мм.(миллиметр=0,001 м.). И если в российских документах вы увидите DN15 то это будет обозначать внутренний диаметр примерно 15 мм.
Условный проход – говорит о том, что это внутренний диаметр трубы, выраженный в миллиметрах — условно. Термин «Условно» говорит о том, что значение диаметра не точное. Условно мы принимаем, что оно примерно равно некоторым значениям стандарта.
Под условным проходом (номинальным размером) понимают параметр, применяемый для трубопроводных систем в качестве характеристики присоединяемых частей, например соединений трубопроводов, фитингов и арматуры. Условный проход (номинальный размер) приблизительно равен внутреннему диаметру присоединяемого трубопровода, выраженному в миллиметрах.
По стандарту из: ГОСТ 28338-89 принято выбирать те цифры, о которых договорились. И свои цифры с запятыми придумывать не стоит. Например, DN 14,9 будет ошибкой обозначения.
Номинальный диаметр приблизительно равен внутреннему диаметру присоединяемого трубопровода, выраженному в миллиметрах и соответствующему ближайшему значению из ряда чисел, принятых в установленном порядке.
Вот эти цифры:
Например, если реальный внутренний диаметр равен 13 мм, то пишем как: DN 12. Если внутренний диаметр 14мм. то принимаем значение DN 15. То есть выбираем ближайшее по значению число из списка стандарта: ГОСТ 28338-89.
Если в проектах следует обозначить и диаметр и толщину стенки трубы, то нужно указывать так: ф20х2.2 где наружный диаметр равен 20 мм. А внутренний диаметр равен на разницу толщины стенки. В данном случае внутренний диаметр равен 15,6мм. ГОСТ 21.206–2012
Увы, но нам приходится подчиняться чужим стандартам
Любые привозимые материалы из-за рубежа чаще всего были разработаны с помощью другой размерности длины: Дюйм
Поэтому чаще всего размеры бывают ориентированы на Дюйм. Обычно за место слова дюйм пишут кавычку.
1 дюйм = 25,4 мм. Что тоже самое 1” = 25,4 мм.
Таблица размерностей. Обычно за место слова дюйм пишут кавычку.
1/2 “ = 25.4 / 2 = 12,7. Но в реальности такой размер 1/2 “ равно проходу 15 мм. Точнее может быть 14.9мм. для стальной трубы. В общем, размеры могут отличаться на несколько мм. Поэтому в таких случаях для точных расчетов нужно узнавать внутренний диаметр у конкретной модели отдельно.
Например, размер 3/4” = 25,4 х 3/4 = 19 мм. Но пишем в документах “условно” DN20 – примерно внутренний диаметр равен 20мм.
Вот собственно размеры, которые чаще всего соответствуют в Российском переводе.
В таблице указан внутренний диаметр в мм.
Номинальное давление PN: Подробнее в ГОСТ 26349 и ГОСТ Р 52720.
Имеет единицу измерения: кгс/cм2. Обозначение кгс означает кг х с (килограмм умноженное на с). с=1. с характеризует как бы коэффициент силы. То есть умножая килограмм(массу) на силу мы конвертируем массу в силу. Это такая поправка для дотошных физиков.
Если Вы обозначите кг/cм2 в принципе тоже не ошибетесь, если будите полагать что массу мы воспринимаем как силу. Также такая единица как кг/cм2 ошибочна тем, что давление образована из двух единиц (сила и площадь). Масса это другой параметр.
Потому что масса только на поверхности земля создает ту силу которая давит на землю(сила тяготения). Значение с=1 на поверхности земля. И если Вы улетите на другую планету, то сила гравитации будет другая, и масса будет создавать другую силу.
И на другой планете коэффициент с=1 будет равен другому значению. Например, с=0,5 создаст давление в два раза меньше.
Для чего нужен PN ?
Значение PN нужно для того, чтобы указать прибору предел давления, которое нельзя превышать для нормальной работы прибора, для которого это значение задано. То есть при проектировании, проектант должен за ранее знать, на какое максимальное давление рассчитан прибор.
Например, если прибору дали значение PN15 это означает, что прибор рассчитан на эксплуатацию с давлением не превышающим 15 кгс/см2. Что примерно равно 15 Бар.
1 кгс/см2 = 0.98 Бар. Грубо говоря значение PN примерно равно Бару или атмосфере.
- Например, если прибору дали значение PN10 то оно рассчитано на давление не превышающую 10 Бар.
- Определение PN по стандарту
- Наибольшее избыточное рабочее давление при температуре рабочей среды 293 К (20 °С), при котором обеспечивается заданный срок службы (ресурс) корпусных деталей арматуры, имеющих определенные размеры, обоснованные расчетом на прочность при выбранных материалах и характеристиках прочности их при температуре 293 К (20 °С).
- Российские нормы: ГОСТ 26349-84, ГОСТ 356-80, ГОСТ Р 54432-2011
- Европейские нормы: DIN EN 1092-1-2008
Американские нормы: ANSI/ASME B16.5-2009, ANSI/ASME B16.47-2006
Условные давления и условные проходы трубопроводной арматуры
Условное давление Ру является единственным параметром для изготовляемой арматуры, гарантирующим ее прочность и учитывающим как рабочее давление, так и рабочую температуру. Условное давление соответствует допустимому рабочему для данного вида арматуры при нормальной температуре ( 20оС).
При повышении температуры механические свойства конструкционных материалов ухудшаются, поэтому для арматуры с высокой рабочей температурой допустимые рабочие давления ниже, чем условные. Это снижение зависит от материала деталей арматуры и температурной зависимости прочностных свойств этого материала.
Чем выше рабочая температура, тем ниже максимальное рабочее давление при одном и том же значении условного давления.
До ввода в эксплуатацию арматуру необходимо испытать водой при температуре ниже 100 0С, на прочность и плотность материала – пробным давлением. Это давление нормировано ГОСТом. Для условных давлений до Ру = 200 кГс/см2 пробное давление Рпр = 1,5 Ру; при более высоких Ру превышение пробного давления над условным снижается до 25%.
Рабочей температурой считается наивысшая длительная температура перекачиваемой по трубопроводам среды.
Вторым основным параметром арматуры является диаметр условного прохода Ду (или Dу)- номинальное значение внутреннего диаметра трубопровода, для установки на который предназначена данная арматура.
Различные типы арматуры при одном и том же условном проходе могут иметь разные проходные сечения (например, полнопроходной шаровой кран, конический кран с трапециевидным проходом.
Не следует смешивать диаметр условного прохода с диаметром проходного сечения в арматуре, последний часто меньше Ду (арматура с сужением прохода) или больше Ду (затворы с кольцевым проходным сечением).
В то же время условный проход арматуры не совпадает и с фактическим проходным диаметром трубопровода. Так, трубопровод из трубы размером 325х16 мм имеет фактический внутренний диаметр (без учета допусков) 293, а номинальный диаметр – 300 мм.
По размеру условного прохода различают арматуру малых проходов (Ду ≤ 40 мм), средних проходов (Ду = 50 – 250 мм) и больших проходов (Ду > 250 мм).
Запорная арматура
Запорная арматура предназначена только для полного перекрытия или открытия потока среды и может находиться только в полностью закрытом или открытом положении. К запорной арматуре относятся задвижки, запорный клапаны, краны, поворотные затворы.
Тип и назначение трубопровода, вид запорной арматуры и место ее установки в гидравлической системе определяют конкретные особенности эксплуатации арматуры, а также характер требований, предъявляемых к ней.
Так, запорная арматура на линейной части магистральных нефтепроводов подавляющую часть времени своего функционирования находится в открытом положении, при этом через нее идет поток транспортируемой нефти. Такая арматура закрывается только тогда.
когда надо отсечь тот или иной участок магистрали, например, для проведения ремонтных работ. При этом арматура должна обеспечивать полную герметичность.
Основные требования к запорной арматуре линейной части нефтепроводов следующие: минимальное гидравлическое сопротивление; легкость закрытия после длительной эксплуатации в открытом положении; высокая герметичность в закрытом положении; долговечность, так как операция по замене такой арматуры может быть дороже самой арматуры; высокая надежность.
На технологических и вспомогательных трубопроводах НПС запорная арматура предназначена для оперативных переключений, а также для отключения отдельных участков и эксплуатируется очень интенсивно. Эта арматура за свой срок службы, который практически ниже срока службы арматуры линейной части, срабатывает большое число раз.
Задвижки
К задвижкам относятся запорные устройства, в которых запорный элемент при открытии и закрытии проходного сечения перемещается в направлении, перпендикулярном направлению движения потока транспортируемой среды.
Запорный элемент в задвижке перемещается при помощи системы винт – гайка.
Задвижки широко применяют для перекрытия потоков газообразных и жидких сред в трубопроводах диаметром Ду от 50 до 2000 мм при рабочих давлениях 4 – 200 кГс/см2 и температурных средах до 450 0С.
В сравнении с другими видами запорной арматуры задвижки имеют следующие преимущества: незначительное гидравлическое сопротивление при полностью открытом проходе (в 30 – 40 раз меньше, чем у запорных клапанов); отсутствие поворотов потока рабочей среды; возможность применения для перекрытия потоков среды большой вязкости; простота обслуживания; относительно небольшая строительная длина; возможность подачи среды в любом направлении. Малое гидравлическое сопротивление достигается тем, что при вращении шпинделя запорный элемент полностью выдвигается в верхнюю часть корпуса.
К недостаткам задвижек относится относительно большая высота, поэтому в тех случаях, когда затвор в соответствии с технологическим процессом большую часть времени должен быть закрыт, а открывается он редко, в целях экономии места при Ду ≤ 200 мм, как правило, применяют запорный клапани.
Задвижки могут быть полнопроходными и суженными, в последних диаметр отверстия уплотнительных колец меньше диаметра трубопровода. По форме запорного элемента задвижки подразделяются на клиновые и параллельные. В зависимости от конструкции системы винт – гайка и ее расположения (в среде или вне среды) задвижки могут быть с выдвижным и невыдвижным шпинделем.
Клиновые задвижки.
Клиновые задвижки имеют затвор в виде плоского клина.
В клиновых задвижках седла и их уплотнительные поверхности параллельны уплотнительным поверхностям затвора и расположены под некоторым углом к направлению перемещения затвора.
Преимущества таких задвижек – повышенная герметичность прохода в закрытом положении, а также относительно небольшая величина усилия, необходимого для обеспечения уплотнения.
К недостаткам задвижек этого типа можно отнести необходимость применения направляющих для перемещения затвора, а также технологические трудности получения герметичности в затворе.
Все клиновые задвижки по конструкции затвора могут быть с цельным, упругим или составным клином.
Задвижки с цельным клиномнашли широкое применение, так как их конструкция проста и, следовательно, имеет небольшую стоимость в изготовлении. Цельный клин представляет собой весьма жесткую конструкцию, достаточно надежен в рабочих условиях и может быть применен для перекрытия потоков при довольно больших перепадах давления на затворе.
Примером конструкции задвижки этого типа может служить задвижка с выдвижным (см. рисунок. 12.4.а) или невыдвижным шпинделем.
Задвижка на рисунке 12.4.а состоит из литого корпуса, в который ввинчены уплотнительные седла. Как правило, их изготавливают из легированных, износостойких сталей. Вместе с корпусом отлиты, а затем механически обработаны направляющие для фиксации направления перемещения клина. Клин имеет две кольцевые уплотнительные поверхности и шарнирно через сферическую опору подвешен к шпинделю.
Верхняя крышка соединяется с корпусом посредством болтов или шпилек. Для центровки крышки по отношению к корпусу в ней имеется кольцевой выступ, который входит в проточку корпуса. Уплотнение между крышкой и корпусом обеспечивается прокладкой, которая закладывается в проточку корпуса. Для предотвращения перекосов шпинделя в верхнюю часть крышки запрессовывается направляющая втулка.
1 – корпус; 2 – седло; 3 – направляющая движения клина; 4 – клин; 5 – шпиндель; 6 – верхняя крышка; 7 – шпилька; 8 – уплотнительная прокладка; 9 – направляющая втулка, 10 – сальник; 11 – нажимной фланец; 12 – бугель; 13 – ходовая гайка;
14 – маховик.
Рисунок 12.4.а — Полнопроходная задвижка с цельным клином
Существует также конструкция задвижки с цельным клином, но с невыдвижным шпинделем, там ходовая гайка закреплена в верхней части затвора. В гайку ввинчен шпиндель, жестко соединенный с маховиком. Система винт – гайка служит для преобразования вращательного движения маховика (при открытии или закрытии задвижки) в поступательное движение затвора
Задвижки с упругим клином.
В них затвор представляет собой разрезанный клин, обе части которого связаны между собой упругим (пружинящим) элементом (упругим ребром), который позволяет уплотнительным поверхностям клина поворачиваться относительно друг друга на некоторый угол, что обеспечивает лучшее их прилегание к уплотнительным поверхностям седел. Эта особенность упругого клина исключает необходимость индивидуальной технологической подгонки уплотнения и уменьшает опасность заклинивания. Задвижки этого типа изготавливают как с выдвижным (см. рисунок 12.4.б), так и с невыдвижным шпинделем.
Конструкция затвора задвижек этого типа обеспечивает лучшее уплотнение прохода в закрытом положении без индивидуальной технологической подгонки. Под действием усилия прижатия, которое передается через шпиндель, в закрытом положении упругий элемент может изгибаться в пределах
1 – седло; 2 – затвор; 3 – корпус; 4 – ходовая гайка; 5 – уплотнительная прокладка;
6 – шпиндель; 7 – верхняя крышка; 8 – кольцевая прокладка; 9 – сальник; 10 – нажимная втулка; 11 – маховик.
Рисунок 12.4.б — Задвижка с упругим клином и выдвижным шпинделем
упругих деформаций, обеспечивая плотное прилегание обоих уплотнительных поверхностей клина и седел. В задвижках этого типа повышена надежность при высоких температурах (вследствие уменьшения опасности неравномерного теплового расширения, приводящего к заклиниванию затвора).
Однако опасность заклинивания в закрытом положении полностью не устранена. Крупным недостатком задвижек этого типа является повышенный износ уплотнительных поверхностей клина и седел, так как они вступают во взаимный контакт значительно раньше, чем в задвижках с цельным клином.
Задвижки с составным клином. Применяются они тогда, когда требуется высокая степень герметичности прохода при закрытом положении затвора.
Затвор задвижки с составным клином состоит из двух дисков, между которыми размещен разжимной элемент, выполненный в виде грибка с шаровой поверхностью. Грибок упирается в подпятник, закрепленный на другом диске. Во избежание распада диски при открывании прохода размещают в обойме. Усилие от нажатия шпинделя передается при помощи внутреннего диска.
Часто встречаются конструкции без подпятника. При этом грибок (см. рисунок 12.5) сферическим концом упирается во внутреннюю поверхность одного из дисков. Усилие от привода передается через обойму на внутренний диск.
При движении шпинделя из открытого положения в закрытое диски не разжимаются и трение между седлами и затвором отсутствует. В момент касания нижних кромок дисков с седлами усилие привода передается на разжимной элемент и проход герметизируется.
Выпускаемые промышленностью задвижки с составным клином имеют только выдвижной шпиндель.
1 – диски; 2 – уплотнительное кольцо; 3 – обойма; 4 – внутренний диск; 5 – грибок.
Рисунок 12.5. — Задвижка с составным клином.
- Несмотря на сложность конструкции и, следовательно, высокую стоимость, а также нежесткий затвор, эти задвижки имеют явные преимущества перед другими типами задвижек: незначительный износ уплотнительных поверхностей затвора и седел; высокая герметизация прохода в закрытом положении; меньшее усилие привода, необходимое для закрытия задвижки.
- Отсутствие трения уплотнительных поверхностей на всем пути движения затвора позволяет в двухдисковых задвижках уплотнить проход с помощью эластичных колец, смонтированных на дисках затвора.
- Шиберные задвижки.
В задвижках этого типа уплотнительные поверхности седел параллельны друг другу и расположены перпендикулярно к направлению потока рабочей среды. Затвор в этих задвижках обычно называют «диском», «шибером» или «ножом».
Преимуществами такой конструкции являются: простота изготовления затвора; легкость сборки, разборки и ремонта; отсутствие заедания затвора в полностью закрытом положении.
Шиберные задвижки по своей конструкции подразделяются на однодисковые и двухдисковые.
Однодисковые шиберные задвижки (см. рисунок 12.6).
1 – шибер; 2 – патрубок; 3 – корпус; 4 – узел крепления шпинделя и шибера; 5 – седло; 6 – шпилька; 7 – уплотнительное кольцо; 8 – прокладка; 9 – верхняя крышка; 10 — набивка сальника; 11 – нажимная планка; 12 – шпиндель; 13 – кожух; 14 – выходной элемент привода; 15 – стойка.
Рисунок 12.6 — Шиберная однодисковая задвижка.
В них затвор (шибер) выполнен в виде щита с кольцом, имеющим в нижней части отверстие, равное диаметру прохода, которое при закрытии задвижки смещается вниз. Проход перекрывается глухой частью шибера. Герметичность прохода обеспечивается прижатием затвора давлением среды к уплотнительным поверхностям седла со стороны низкого давления.
Основными недостатками шиберных задвижек являются: большой расход энергии на открытие и закрытие, вызванный тем, что на всем пути движения привод преодолевает трение между уплотнительными поверхностями седел и затвора; значительный износ уплотнительных поверхностей.
Не смотря на перечисленные недостатки шиберные задвижки достаточно легко обслуживаются и ремонтируются. Величина износа очень легко компенсируется при ремонте путем смещения (вывертывания) седел. Шиберные задвижки применяют в основном тогда когда не требуется высокая герметичность прохода.
Шиберные задвижки типа УК 19001 по ТУ 647 РК-05772090-032-97 предназначены для установки в качестве запорных устройств на линейной части магистральных нефтепроводов и на технологических трубопроводах НПС .
Конструкция шиберной задвижки предусматривает постоянное расчетное прижатие седла к шиберу с помощью специальных пружин, не зависящее от перепада давления на шибере.
Шибер выполнен из углеродистой стали с покрытием, обеспечивающим надежность при работе в нефти.
Конструкция задвижек обеспечивает возможность нагнетания герметизирующей смазки в сальниковый узел и замену сальника шпинделя без снижения рабочего давления в трубопроводе.
Корпус задвижки разгружен от избыточного давления, создаваемого тепловым расширением транспортируемой среды.
Надежность этих шиберных задвижек соответствует современным требованиям.
Выпускаются также двухдисковыепараллельные задвижки, которые обеспечивают хорошее уплотнение в затворе в закрытом положении. Их применяют тогда когда требуется надежная герметизация прохода.
Двухдисковые параллельные задвижки бывают с выдвижным и невыдвижным шпинделем.
Задвижки с эластичным уплотнением затвора.
Сложность изготовления задвижек с металлическими уплотнительными поверхностями затворов, для которых требуется монтаж седел, притирка уплотнительных поверхностей затвора, обеспечение соосностей, высокая точность изготовления направляющих т. п.
, заставляет иногда при низких температурах транспортируемых сред и невысоких рабочих давлениях применять более простую и экономичную конструкцию задвижек с уплотнительными поверхностями затвора, изготовленными из эластичного уплотняющего материала – резины, фторопласта, пластмассы и др. В таких задвижках, как правило, седел нет.
В качестве уплотнения используют механически обработанные поверхности корпуса. Затвор выполнен в виде двух дисков, подвешенных на резьбовой втулке. Диски облицованы эластичным материалом.
Дата добавления: 2018-05-10; просмотров: 3429; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Узнать еще:
Что такое условный проход трубы?
►Таблица сравнения внутреннего и внешнего диаметра труб
►Чем отличается условный диаметр от номинального
►Как условный проход обозначают на чертежах
Инженеры и сантехники оперируют такими понятиями как DN, PN, иногда Ду (Dу). Эти обозначения не всегда понятны обывателям, которым нужно приобрести материал. Что такое “диаметр условного прохода” и “номинальный условный проход”?
Важнейшие геометрические характеристики трубы:
- Наружный диаметр: по этому показателю подбирают трубопроводную арматуру, именно его указывают в сортаменте;
- Внутренний диаметр: в прошлом значение называли условным (Ду), зная эту величину можно определить пропускную способность, построить участок сети, с минимальными перепадами давления. Сейчас понятие Ду заменено DN — номинальный;
- Толщина стенки: от металлоемкости проката зависит максимальное давление (PN), которое сможет выдержать система или ее элемент. PN обозначают в бар (1 бар ≈ 0,1 МПа).
При подборе трубы ВГП (ГОСТ 3262-75) в таблицах можно увидеть, что изделия с одинаковым внешним размером, но разной толщиной стенки имеют единое значение прохода. Рассмотрим: почему так происходит?
Таблица сравнения внутреннего и внешнего диаметра труб
Наружный диаметр(Dh), трубы, в мм по ГОСТ и DIN / EN | |||||
|
|
Наружный диаметр трубы D, мм | |||
DIN / EN | Трубы стальные водогазопроводные |
|
|
||
10 | 3/8″ | 17,2 | 17 | 16 | 16 |
15 | 1/2″ | 21,3 | 21,3 | 20 | 20 |
20 | 3/4″ | 26,9 | 26,8 | 26 | 25 |
25 | 1″ | 33,7 | 33,5 | 32 | 32 |
32 | 1 1/4″ | 42,4 | 42,3 | 42 | 40 |
40 | 1 1/2″ | 48,3 | 48 | 45 | 50 |
50 | 2″ | 60,3 | 60 | 57 | 63 |
65 | 2 1/2″ | 76,1 | 75,5 | 76 | 75 |
80 | 3″ | 88,9 | 88,5 | 89 | 90 |
90 | 3 1/2″ | 101,6 | 101,3 | 102 | 110 |
100 | 4″ | 114,3 | 114 | 108 | 125 |
125 | 5″ | 139,7 | 140 | 133 | 140 |
150 | 6″ | 168,3 | 165 | 159 | 160 |
160 | 6 1/2″ | 177,8 | — | 180 | 180 |
200 | 8″ | 219,1 | — | 219 | 225 |
225 | 9″ | 244,5 | — | 245 | 250 |
250 | 10″ | 273 | — | 273 | 280 |
300 | 12″ | 323,9 | — | 325 | 315 |
400 | 16″ | 406,4 | — | 426 | 400 |
500 | 20″ | 508 | — | 530 | 500 |
600 | 24″ | 609,6 | — | 630 | 630 |
800 | 32″ | 812,8 | — | 820 | 800 |
1000 | 40″ | 1016 | — | 1020 | 1000 |
1200 | 48″ | 1219,2 | — | 1220 | 1200 |
Чем отличается условный диаметр от номинального
Сортамент трубного проката стремится к унификации. На территории РФ был введен Европейский стандарт DN, который тоже обозначает условный (номинальный или внутренний) диаметр, но с некоторыми отличиями.
- Ду — истинный просвет трубы, его можно вычислить если из размера наружной окружности отнять толщину двух стенок. Полученная величина будет точной до сотых долей миллиметра. Но высокой точностью обладает не весь трубопрокат, для отдельных категорий предусмотрены допуски разностенности, овальности. Следовательно, такой расчет будет излишним и может внести неразбериху при проектировании;
- DN — среднее округленное значение, причем округление производится как в меньшую, так и в большую сторону. При монтаже трубопроводной системы из материалов с одинаковым DN перепад давлений будет незначительным, так как существенной разницы Ду15 или Ду16 нет. Кроме этого, стандарт облегчает наладку промышленного оборудования. Значения выбирают из таблицы, приведенной в ГОСТ 28338-89. Регламент не распространяется на вентиляционные трубы.
Обозначение Ду считается устаревшим, но используется наравне с DN, например при подборе трубопроводной арматуры можно встретить такие описания технических характеристик: Ду 100, DN 150. Типоразмеры продукции европейского производства обозначаются в дюймах, но для удобства потребителей DN переводят в миллиметры.
Таким образом, Ду и DN, имеют принципиальное отличие, но отражают одну величину. Благодаря стандартизации типоразмеров, предельно точный расчет пропускной способности не является необходимым.
Как условный проход обозначают на чертежах
Согласно ГОСТ 21.602-2016 в проектной документации значение “DN” обозначается в виде зачеркнутого круга “ø”. Но этот же знак используется для параметров типоразмера. На чертежах и схемах приводят сноску и помечают ее следующим способом:
- Номинальный проход трубы: ø32 или DN25;
- Наружный размер и толщина стенки: ø17х2,2.
Все размеры, маркированные значком ø, по умолчанию указывают в миллиметрах, но единицы измерения опускаются.
Номинальный проход — важный показатель, который позволяет выполнить гидравлический расчет инженерной системы, подобрать присоединяемые элементы: отводы, запорные и контрольные устройства.
При строительстве дополнительных веток подбирают материалы с тем же средним значением DN.
Такая система на всех участках будет иметь одинаковую скорость потока, это значит, что гидравлические потери будут незначительны, а для поддержания давления не потребуется дополнительная аппаратура.
Оцените нашу статью
Условный проход трубы это что означает и как его узнать
Специалисты, занимающиеся устройством и обслуживанием трубопроводных систем, постоянно сталкиваются в своей работе с размерными параметрами труб, которые указывают на чертежах или озвучивают в устной форме.
Практически каждый из них может дать ответ на вопрос — условный проход трубы это что значит, но если монтажом трубопровода занимается неквалифицированный пользователь, данная информация может оказаться для него весьма полезной.
Следует отметить, что символьное обозначение диаметра условного прохода в отличие от разговорной лексики не столь часто можно обнаружить на чертежах. Связано это с тем, что терминология и ее обозначение являются морально устаревшими и не должны использоваться в современных государственных отраслевых стандартах ГОСТ или в условных обозначениях.
Рис. 1 Размерные параметры резьбовых труб
Условный проход трубы это что значит
Основные размерные параметры любой трубы: внутренний и наружный диаметры, толщина стенки. Внутренний размер часто называют условным проходом (диаметром) и обозначают символами Ду (Dy).
В современной технической терминологии вместо названия условный проход используют словосочетание «номинальный диаметр» с символьным обозначением DN, положение регламентировано ГОСТ 28338-89. В приведенном документе также указано, что если производство труб и арматуры было освоено до введения вышеназванного стандарта, условный проход допускается обозначать символами Dy.
Рис. 2 Типоразмеры номинальных диаметров DN по ГОСТ 28338-89
Стандартные номинальные диаметры труб по ГОСТ
ГОСТ 28338-89 устанавливает типовые размеры номинальных диаметров любых видов трубопроводов и арматуры, применяемых в быту и народном хозяйстве.
Нормативный акт также дает ответ на вопрос, что такое условный диаметр трубы, указывая, что его аналог номинальный диаметр DN не имеет конкретной единицы измерения и приблизительно равен внутреннему диаметру трубы в миллиметрах.
Таблица всех типоразмеров номинальных диаметров приведена на рис. 2, она включает в себя значения в диапазоне от 2,5 до 4000 мм.
Условный диаметр прохода
Под УСЛОВНЫМ ДИАМЕТРОМ ПРОХОДА (номинальным диаметром) понимают параметр, применяемый для трубопроводных систем в качестве размерной характеристики присоединяемых частей, например, арматуры, фитингов и т. п. Этот параметр недаром принимается как главный, так как благодаря ему обеспечивается стыковка присоединительных размеров арматуры с другими элементами трубопровода, возможность их стандартизации и взаимозаменяемости.
УСЛОВНЫЙ ДИАМЕТРПРОХОДА (номинальный диаметр) не имеет единицы измерения и приблизительно равен внутреннему диаметру присоединяемого трубопровода, выраженному в миллиметрах.
Обратим внимание на то, что внутренний диаметр трубопровода не совпадает по размеру с условным проходом. Так, например, арматура с условным проходом (номинальным размером) 100 присоединяется к водогазопроводным трубам, внутренний диаметр которых колеблется от 104 до 106 миллиметров.
В энергетике арматура того же условного прохода присоединяется к трубам с внутренним диаметром от 94 до 112 миллиметров.
Значения условных диаметровпроходов (номинальных диаметров) установлены ГОСТ 28338-89. Основные из них приведены ниже.
Условный диаметр прохода (номинальный диаметр ) | ||
4 | 40 | 400 |
5 | 50 | 500 |
6 | 65 | 600 |
8 | 80 | 800 |
10 | 100 | 1 000 |
12 | 125 | 1 200 |
15 | 150 | 1 400 |
20 | 200 | 2 000 |
25 | 250 | 2 400 |
32 | 300 | 3 000 |
УСЛОВНЫЙ ДИАМЕТРПРОХОДА (НОМИНАЛЬНЫЙ ДИАМЕТР) указывается с помощью обозначения DN и числового значения, выбранного из ряда по указанному ГОСТ.
Например, условный диаметр прохода (номинальный диаметр) 200 должен обозначаться DN 200.
Для арматуры и соединений трубопроводов, производство которых освоено до введения в действие указанного стандарта, допускается применять обозначение Dу.
Здесь следует заметить, что размеры внутренних проходных сечений арматуры могут существенно отличаться от значений DN, приведенных в таблице.
Так задвижки и шаровые краны в основном выпускаются полнопроходными, где диаметр проходного отверстия в седлах равен диаметру входных отверстий на присоединительных концах, соответствующих DN (объяснение терминов, упомянутых в этом и последующих примерах приведены в соответствующих лекциях книги). В то же время, такие изделия выпускаются и суженными, т. е. с диаметром прохода в седлах, уменьшенным против DN (как правило, до следующего значения).
- В конусных кранах не только уменьшена площадь внутреннего прохода, но изменена и его геометрия – трапецевидное сечение против круглого на присоединительных концах.
- В регулирующих и предохранительных клапанах размеры диаметров седел определяются величиной пропускной способности клапана и практически всегда отличаются от DN.
- В муфтовых клапанах (вентилях), изготовленных из латуни методом литья под давлением, проходные сечения внутри корпуса по технологическим причинам вдвое меньше, чем площадь DN.
- Приведенных примеров достаточно для понимания того, что DN является размерной характеристикой только присоединительных элементов арматуры и не характеризует размеры внутренних проходных сечений.
Несмотря на это, в коммерческой документации нередко встречаются обозначения задвижек или шаровых кранов, в которых указывается и условный диаметр, и диаметр отверстия в седлах. Это выглядит, например, как Dу 250/200.
Такое обозначение является самодеятельным, противоречащим Государственному стандарту и не корректным. Потому, во-первых, что 250 – как было указано выше, величина безразмерная, а 200 – диаметр в миллиметрах.
А во-вторых, обозначение DN или Dу, как это указано в стандарте, не имеет отношения к размерам проходных сечений внутри арматуры.
Следующее замечание касается случаев, когда входной и выходной патрубки арматуры имеют неодинаковые DN. Эти случаи можно считать исключением из общего правила. Они встречаются, главным образом, в стальных пружинных предохранительных клапанах, где выходной патрубок обычно выполняется с большим DN, чем входной.
Например, в предохранительном клапане Благовещенского арматурного завода входной патрубок имеет DN 50, а выходной DN 80. В таких случаях условный проход (номинальный размер) клапана часто обозначается DN 50/80.
Аналогичные случаи имеют место и в некоторых типах энергетической арматуры.
И наконец, замечание, касающееся арматуры, которая соединяется с трубопроводом при помощи внутренней резьбы на присоединительных концах. Нередко такую арматуру заказывают, как например «Вентиль муфтовый полдюймовый».
Что это значит? Ведь в арматуре, выпускаемой отечественными заводами, нет никаких размеров в дюймах, в том числе и присоединительных размеров. Напомним, что дюйм – мера длины не в нашей метрической, а в английской системе мер.
Однако трубная цилиндрическая резьба, которая выполняется на присоединительных концах арматуры и на трубах в прошлом (до 1981 г.) обозначалась по размеру диаметра в дюймах (например, 1/4″, 1/2″ и т. д.).
Эта же резьба по новому ГОСТ 6357-81 обозначается без ссылки на дюймы, хотя численное обозначение резьбы не изменилось (например 1/4, 1/2 и т. д.).
ГОСТ 6527-68 на концы муфтовые с трубной цилиндрической резьбой дает четкую однозначную привязку каждого DN арматуры, к обозначению применяемой резьбы:
DN (Dу) | Обозначение резьбы | DN (Dy) | Обозначение резьбы |
6 | G ¼ | 32 | G 1 ¼ |
10 | G 3/8 | 40 | G 1 ½ |
15 | G ½ | 50 | G 2 |
20 | G ¾ | 65 | G 2 ½ |
25 | G 1 | 80 | G 3 |
Из сказанного следует, что для муфтовой арматуры в технической и коммерческой документации в соответствии со стандартом следует употреблять обозначение DN. А «вентиль полдюймовый» понимать, как вентиль DN 15.
Попутно отметим, что термин «вентиль» Государственным стандартом упразднен и вместо него для арматуры вентильного типа установлено наименование «Клапан».
Поэтому вместо «Вентиль муфтовый полдюймовый» следует записывать: «Клапан муфтовый DN 15».
В практике встречаются случаи, когда для натурного образца муфтовой арматуры пытаются определить его номинальный диаметр, замеряя приблизительно внутренний диаметр резьбы на присоединительных концах. Это приводит к ошибкам, так как размеры внутренних диаметров резьбы во всех случаях больше, чем значения DN (Dу):
DN (Dу) | 15 | 20 | 25 | 32 | 40 |
Внутренний диаметр резьбы, мм | 19,97 | 24,11 | 30,29 | 38,95 | 44,84 |
Из таблицы видно, что внутренние диаметры резьбы для DN 15-32 очень близки к значениям DN 20-40. Следовательно, для такой арматуры во избежание ошибок значение DN (Dу) следует определять только по маркировке на корпусе.
- Более подробная информация представлена в следующих видеороликах:
г. Барнаул, Заводской 9-й проезд, 5г/8.
+7 (3852) 567-734; +7 (3852) 226-927