Содержание:
Прокладка трубопровода – дело не очень сложное, но достаточно хлопотное. Одной из самых сложных проблем при этом является расчет пропускной способности трубы, которая напрямую влияет на эффективность и работоспособность конструкции. В данной статье речь пойдет о том, как рассчитывается пропускная способность трубы.
Пропускная способность – это один из важнейших показателей любой трубы. Несмотря на это, в маркировке трубы этот показатель указывается редко, да и смысла в этом немного, ведь пропускная способность зависит не только от габаритов изделия, но и от конструкции трубопровода. Именно поэтому данный показатель приходится рассчитывать самостоятельно.
Способы расчета пропускной способности трубопровода
Перед тем, как посчитать пропускную способность трубы, нужно узнать основные обозначения, без которых проведение расчетов будет невозможным:
- Внешний диаметр. Данный показатель выражается в расстоянии от одной стороны наружной стенки до другой стороны. В расчетах этот параметр имеет обозначение Дн. Внешний диаметр труб всегда отображается в маркировке.
- Диаметр условного прохода. Это значение определяется как диаметр внутреннего сечения, который округляется до целых чисел. При расчете величина условного прохода отображается как Ду.
Расчет проходимости трубы может осуществляться по одному из методов, выбирать который необходимо в зависимости от конкретных условий прокладки трубопровода:
- Физические расчеты. В данном случае используется формула пропускной способности трубы, позволяющая учесть каждый показатель конструкции. На выборе формулы влияет тип и назначение трубопровода – например, для канализационных систем есть свой набор формул, как и для остальных видов конструкций.
- Табличные расчеты. Подобрать оптимальную величину проходимости можно при помощи таблицы с примерными значениями, которая чаще всего используется для обустройства разводки в квартире. Значения, указанные в таблице, довольно размыты, но это не мешает использовать их в расчетах. Единственный недостаток табличного метода заключается в том, что в нем рассчитывается пропускная способность трубы в зависимости от диаметра, но не учитываются изменения последнего вследствие отложений, поэтому для магистралей, подверженных возникновению наростов, такой расчет будет не лучшим выбором. Чтобы получить точные результаты, можно воспользоваться таблицей Шевелева, учитывающей практически все факторы, воздействующие на трубы. Такая таблица отлично подходит для монтажа магистралей на отдельных земельных участках.
- Расчет при помощи программ. Многие фирмы, специализирующиеся на прокладке трубопроводов, используют в своей деятельности компьютерные программы, позволяющие точно рассчитать не только пропускную способность труб, но и массу других показателей. Для самостоятельных расчетов можно воспользоваться онлайн-калькуляторами, которые, хоть и имеют несколько большую погрешность, доступны в бесплатном режиме. Хорошим вариантом большой условно-бесплатной программы является «TAScope», а на отечественном пространстве самой популярной является «Гидросистема», которая учитывает еще и нюансы монтажа трубопроводов в зависимости от региона.
Расчет пропускной способности газопроводов
Проектирование газопровода требует достаточно высокой точности – газ имеет очень большой коэффициент сжатия, из-за которого возможны утечки даже через микротрещины, не говоря уже о серьезных разрывах. Именно поэтому правильный расчет пропускной способности трубы, по которой будет транспортироваться газ, очень важен.
- Если речь идет о транспортировке газа, то пропускная способность трубопроводов в зависимости от диаметра будет рассчитываться по следующей формуле:
- Где р – величина рабочего давления в трубопроводе, к которой прибавляется 0,10 МПа;
- Ду – величина условного прохода трубы.
- Указанная выше формула расчета пропускной способности трубы по диаметру позволяет создать систему, которая будет работать в бытовых условиях.
В промышленном строительстве и при выполнении профессиональных расчетов применяется формула иного вида:
- Qmax = 196,386 Ду2 * p/z*T,
Где z – коэффициент сжатия транспортируемой среды;
Т – температура транспортируемого газа (К).
Эта формула позволяет определить степень разогрева транспортируемого вещества в зависимости от давления. Увеличение температуры приводит к расширению газа, в результате чего давление на стенки трубы повышается (прочитайте: «Почему возникает потеря давления в трубопроводе и как этого можно избежать»).
Чтобы избежать проблем, профессионалам приходится учитывать при расчете трубопровода еще и климатические условия в том регионе, где он будет проходить.
Если наружный диаметр трубы окажется меньше, чем давление газа в системе, то трубопровод с очень большой вероятностью будет поврежден в процессе эксплуатации, в результате чего произойдет потеря транспортируемого вещества и повысится риск взрыва на ослабленном отрезке трубы.
При большой необходимости можно определить проходимость газовой трубы с помощью таблицы, в которой описана взаимозависимость между наиболее распространенными диаметрами труб и рабочим уровнем давления в них. По большому счету, у таблиц есть тот же недостаток, который имеет рассчитанная по диаметру пропускная способность трубопровода, а именно – невозможность учесть воздействие внешних факторов.
Расчет пропускной способности канализационных труб
При проектировании канализационной системы нужно в обязательном порядке рассчитывать пропускную способность трубопровода, которая напрямую зависит от его вида (канализационные системы бывают напорными и безнапорными). Для осуществления расчетов используются гидравлические законы. Сами расчеты могут проводиться как при помощи формул, так и посредством соответствующих таблиц.
Для гидравлического расчета канализационной системы требуются следующие показатели:
- Диаметр труб – Ду;
- Средняя скорость движения веществ – v;
- Величина гидравлического уклона – I;
- Степень наполнения – h/Ду.
Как правило, при проведении расчетов вычисляются только два последних параметра – остальные после этого можно будет определить без особых проблем. Величина гидравлического уклона обычно равна уклону земли, который обеспечит движение стоков со скоростью, необходимой для самоочищения системы.
Скорость и предельный уровень наполнения бытовой канализации определяются по таблице, которую можно выписать так:
- 150-250 мм — h/Ду составляет 0,6, а скорость – 0,7 м/с.
- Диаметр 300-400 мм — h/Ду составляет 0,7, скорость – 0,8 м/с.
- Диаметр 450-500 мм — h/Ду составляет 0,75, скорость – 0,9 м/с.
- Диаметр 600-800 мм — h/Ду составляет 0,75, скорость – 1 м/с.
- Диаметр 900+ мм — h/Ду составляет 0,8, скорость – 1,15 м/с.
Для изделия с небольшим сечением имеются нормативные показатели минимальной величины уклона трубопровода:
- При диаметре 150 мм уклон не должен быть менее 0,008 мм;
- При диаметре 200 мм уклон не должен быть менее 0,007 мм.
- Для расчета объема стоков используется следующая формула:
- Где а – площадь живого сечения потока;
- v – скорость транспортировки стоков.
- Определить скорость транспортировки вещества можно по такой формуле:
- где R – величина гидравлического радиуса,
- С – коэффициент смачивания;
- i – степень уклона конструкции.
- Из предыдущей формулы можно вывести следующую, которая позволит определить значение гидравлического уклона:
- Чтобы вычислить коэффициент смачивания, используется формула такого вида:
- Где n – коэффициент, учитывающий степень шероховатости, который варьируется в пределах от 0,012 до 0,015 (зависит от материала изготовления трубы).
- Значение R обычно приравнивают к обычному радиусу, но это актуально лишь в том случае, если труба заполняется полностью.
- Для других ситуаций используется простая формула:
- Где А – площадь сечения потока воды,
- Р – длина внутренней части трубы, находящейся в непосредственном контакте с жидкостью.
Табличный расчет канализационных труб
Определять проходимость труб канализационной системы можно и при помощи таблиц, причем расчеты будут напрямую зависеть от типа системы:
- Безнапорная канализация. Для расчета безнапорных канализационных систем используются таблицы, содержащие в себе все необходимые показатели. Зная диаметр устанавливаемых труб, можно подобрать в зависимости от него все остальные параметры и подставить их в формулу (прочитайте также: «Как выполняется расчет диаметра трубопровода – теория и практика из опыта»). Кроме того, в таблице указан объем проходящей через трубу жидкости, который всегда совпадает с проходимостью трубопровода. При необходимости можно воспользоваться таблицами Лукиных, в которых указана величина пропускной способности всех труб с диаметром в диапазоне от 50 до 2000 мм.
- Напорная канализация. Определять пропускную способность в данном типе системы посредством таблиц несколько проще – достаточно знать предельную степень наполнения трубопровода и среднюю скорость транспортировки жидкости. «Как рассчитать объем трубы – советы из практики».
Таблица пропускной способности полипропиленовых труб позволяет узнать все необходимые для обустройства системы параметры.
Расчет пропускной способности водопровода
Водопроводные трубы в частном строительстве применяются чаще всего. На систему водоснабжения в любом случае приходится серьезная нагрузка, поэтому расчет пропускной способности трубопровода обязателен, ведь он позволяет создать максимально комфортные условия эксплуатации будущей конструкции.
Для определения проходимости водопроводных труб можно использовать их диаметр (прочитайте также: «Как определить диаметр трубы – варианты замеров окружности»).
Конечно, данный показатель не является основой для расчета проходимости, но его влияние нельзя исключать.
Увеличение внутреннего диаметра трубы прямо пропорционально ее проходимости – то есть, толстая труба почти не препятствует движению воды и меньше подвержена наслоению различных отложений.
Впрочем, есть и другие показатели, которые также необходимо учитывать.
Например, очень важным фактором является коэффициент трения жидкости о внутреннюю часть трубы (для разных материалов имеются собственные значения).
Также стоит учитывать длину всего трубопровода и разность давлений в начале системы и на выходе. Немаловажным параметром является и количество различных переходников, присутствующих в конструкции водопровода.
Пропускная способность полипропиленовых труб водопровода может рассчитываться в зависимости от нескольких параметров табличным методом. Одним из них является расчет, в котором главным показателем является температура воды.
При повышении температуры в системе происходит расширение жидкости, поэтому трение повышается. Для определения проходимости трубопровода нужно воспользоваться соответствующей таблицей.
Также есть таблица, позволяющая определить проходимость в трубах в зависимости от давления воды.
Самый точный расчет воды по пропускной способности трубы позволяют осуществить таблицы Шевелевых.
Помимо точности и большого числа стандартных значений, в данных таблицах имеются формулы, позволяющие рассчитать любую систему.
Данный материал в полном объеме описывает все ситуации, связанные с гидравлическими расчетами, поэтому большинство профессионалов в данной области чаще всего используют именно таблицы Шевелевых.
Основными параметрами, которые учитываются в этих таблицах, являются:
- Внешний и внутренний диаметры;
- Толщина стенок трубопровода;
- Период эксплуатации системы;
- Общая протяженность магистрали;
- Функциональное назначение системы.
Заключение
Расчет пропускной способности труб может выполняться разными способами. Выбор оптимального способа расчета зависит от большого количества факторов – от размеров труб до назначения и типа системы.
В каждом случае есть более и менее точные варианты расчета, поэтому найти подходящий сможет как профессионал, специализирующийся на прокладке трубопроводов, так и хозяин, решивший самостоятельно проложить магистраль у себя дома.
Построение профиля трассы трубопровода
Для проектирования сооружения линейного типа строится продольный профиль. Профиль строится на миллиметровой бумаге составляется по данным
пикетажного и нивелирного журналов. Масштаб вертикальных расстояний на профиле принимается в 10 раз крупнее, чем для горизонтальных расстояний.
При составлении профиля руководствуются определенной разграфкой для размещения и записи необходимых данных. Все исходные (а затем и проектные данные) заносят в 6 граф. Рекомендуемая высота граф (снизу вверх) в миллиметрах: 5, 10,15, 10, 15 и 20мм.
- Составление профиля (рисунок 30) начинают с заполнения графы «пикеты», в которой, в соответствии с горизонтальныммасштабом, указываются номера пикетов: 0, 1 … n.
- Рисунок 30. Профиль продольного нивелирования
В графе «расстояния» вертикальными прямыми обозначают все пикеты и характерные точки трассы. Между этими прямыми линиями указывают расстояния. Если между соседними пикетами нет плюсовых точек, то расстояния не записывают.
При наличии плюсовых точек записываются расстояния (в метрах) между задним пикетом и первой (между пикетами) плюсовой точкой, расстояния между плюсовыми точками и расстояние между последней плюсовой точкой и передним пикетом.
Например, для плюсовых точек +40 и + 80, находящихся между пикетами 2 и 3, в графе «расстояния» следует записать 40, 40 и 20 (рисунок 30).
В графу «фактические отметки» записываются из нивелирного журнала (с округлением до сотых долей метров) отметки пикетов и плюсовых точек. Иксовые точки, которые берутся на крутых склонах и служат для передачи отметок с одной связующей точки на другую, на профиль не наносятся.
В графы «уклоны/расстояния» и «проектные отметки» заносятся данные, относящиеся к проектированию по профилю.
Графа «план трассы» заполняется в соответствии с данными пикетажного журнала. Посередине графы «план трассы» проводится прямая, представляющая
собой выпрямленную ось нивелирной трассы – оси линейного сооружения. Если трасса на своем протяжении имеет повороты, то в точках поворота стрелкой показывается их направление. При повороте вправо стрелка направляется вниз (вправо по ходу трассы), при повороте влево – вверх (влево по ходу трассы).
Далее, к верхней линии графы «план трассы» восстанавливают перпендикуляры – продолжение вертикальных линий в графе «расстояния».
На этих перпендикулярах откладывают (в заданном масштабе) отметки точек нивелирования (фактические отметки) — вертикальные расстояния — от так называемой «линии условного горизонта».
Отметка линии условного горизонта выбирается с таким расчетом, чтобы между самой низкой точкой профиля и линией условного горизонта оставалось расстояние не менее 5 – 6 см для нанесения результатов геологических и гидрологических изысканий.
После выполненных построений на профиль наносятся проектные данные, т.е. графический и цифровой материал, на основе которого будет осуществляться перенесение проектируемого сооружения на местность.
Для проведения проектной линии, — оси будущего линейного сооружения, можно реализовать два варианта.
Первый вариант — проектная линия наносится на глаз под приблизительным условием минимального объема и баланса земляных работ. Такое условие ставится для того, чтобы землю из выемки можно было использовать для соседней насыпи.
- С профиля графически снимают отметки начала и конца проектной линии (Ннач и Нкон ) и записывают их в графу «проектные отметки», соответственно, против начала и конца проектной линии.
- В графе «расстояния» находят расстояние от начала до конца проектной линии D .
- Тогда уклон проектной линии определяется по формуле(43):
Уклон записывается в графу «уклоны/расстояния». Для этого посередине графы проводится наклонная черта, показывающая направление уклона. Над чертой подписывается уклон, снизу – протяженность линии этого уклона в метрах.
Кроме того, в случае дополнительного указания преподавателем, следует выдержать уклон, обеспечивающий максимальную безопасность движения транспорта и учитывающий нормируемые СНиПом допустимые уклоны, минимальные радиусы выпуклых и вогнутых вертикальных кривых и т.д.
- Второй вариант — для проведения проектной линии преподавателем задаётся проектная отметка начала проектной линии и проектный уклон.
- Выбор варианта остаётся за преподавателем.
- Проектные отметки Нi (i=1…n) всех точек между началом и концом проектной линии данного уклона определяются путем вычисления по формулам(44,45):
- Н2 = Н1 + u * d1 , (44)
- — — — — — — — — — — — — — —
- Hi+1 =Hi + u * di , (45)
т.е. отметка последующей точки равна отметке предыдущей точки плюс произведение уклона линии на горизонтальное расстояние между точками. Вычисленные проектные отметки округляют до 0.01 метра и записывают в соответствующую графу.
Разность между проектной и фактической отметками показывает высоту насыпи или глубину выемки и называется рабочей отметкой. Рабочие отметки вычисляются до 0,01 метра для всех точек профиля и наносятся на профиль без знака. Они записываются над проектной линией, если относятся к насыпи, и под ней – при выемке.
Переход от насыпи к выемке и наоборот расположена точка нулевых работ. На профиле необходимо указывать расстояние от ближайшего младшего пикета до этой точки. Это расстояние вычисляется по формуле (46):
- где а и b – рабочие отметки точек, между которыми находится точка нулевых
- работ;
- d – расстояние между этими точками.
- Расстояние Х вычисляется до 0,1 м.
- Если расстояние до точки нулевых работ вычислено от промежуточной точки, то к найденному значению необходимо прибавить расстояние от этой промежуточной точки до младшего пикета.
- Оформление профиля выполняется в трех цветах.
- Все данные, относящиеся к полевым работам, а именно: данные граф расстояний, фактических отметок, ситуации, линия профиля показываются черным цветом.
- Данные, относящиеся к проектированию: проектная линия, уклоны, ось трассы, проектные и рабочие отметки – красным цветом.
- Все данные, относящиеся к точкам нулевых работ, оформляются синим цветом.
- Пример:
- Составить продольный профиль трассы
- Указание по выполнению:
1. На горизонтальной линии откладывают расстояния в масштабе проекта и пикеты, из пикетажного журнала камерального трассирования. Горизонтальный масштаб подбирают самостоятельно, но так чтобы все результаты камерального трассирования хорошо прослеживались на проекте трассы.
2. Нанесение фактических отметок земли. По отметкам пикетажа на топографической карте, строят продольный профиль местности.
- Для этого определяют наибольшую и наименьшую фактические отметки:
- Ннаиб = 150,0м
- Ннаимен.=135,0м
- По вертикали отметки точек, для нашего случая, через 5 метров (масштаб
- по вертикали выбирают самостоятельно).
3. Выбор трассы трубопровода (наземный или подземный).
По полученному профилю местности и по обследованию местности необходимо вывод, какой трубопровод лучше прокладывать подземный или наземный. Для этого необходимо учесть глубину промерзания грунта, высоту газопровода при пересечении объектов строения или сооружения и т.д.
4. Вычисление и нанесение проектных отметок газопровода.
- Определим проектные (красные) отметки пикетов. Для получения
- проектных отметок глубин колодцев в каждом варианте необходимо от
- фактических отметок пикетов отнять глубину траншеи или прибавить
- высоту будущего газопровода и для каждой плюсовой точки по
- формуле (47):
Н(прn.+1)= Нфакт. + h (47)
- где h- высота или глубина газопровода
- На построенном «черном» профиле проектируют сооружение, ось которого
- изображают линией красного цвета (утолщенная черная)– проектной
- линией (рисунок 30).
5. Вычисление рабочих отметок.
- Рабочие (h) отметки определим по формуле (48):
- h=Нпр-Нфакт(48)
- для каждого пикета.
- На построенном профиле. Около проектной линии подписывают «рабочие
- отметки», выражающие проектные высоты (+) насыпи, или глубины (-)
- выемки.
- Если рабочая отметка имеет знак плюс, то ее подписывают над «черной»
- линией (фактической отметкой земли), если – минус, то под «черной»
- линией.
6. Определение проектного уклона газопровода при необходимости.
Определимпроектный уклон между начальным и конечным проектными
пикетами по формуле(43).
7. Оформляют продольный профиль трубопровода (рисунок 30).
Раздел 5.
Трассы (геометрия, план, профиль) > план > общее > пикетаж. резаные пикеты > теория вопроса
Характерной для трасс специализированной системой координат является пикетаж.
В связи с тем, что реально после его первоначальной разбивки с трассой всегда происходят изменения – врезки более коротких (реже – более длинных) участков, а пикетаж требуется максимально не изменять, то пикетаж «сбивается».
Поэтому в общем случае, говоря о пикетаже имеют в виду и практически всегда имеющее место явление сбивки, «резанности» (для автодорог «рубленности») пикетажа.
- Есть два практически равноправных способа описания пикетажа (каждый, однако, со своими соглашениями, ограничениями и возможностями):
- •принятый в отечественной практике способ маркирования «особых интервалов» (далее способ «резаных пикетов») и
- •принятый за рубежом способ маркирования «особых точек» (далее способ скачков).
- Система работает с трассой (упорядоченная совокупность определенных геометрических элементов). У трассы есть:
•начальное значение пикета, обычно нуль (вообще-то, можно было бы ввести понятие точки привязки пикетажа, то есть указание произвольной точки на трассе и ее пикетажного значения, от которой пикетаж разбивается в двух направлениях. Это хорошо соответствует практике, однако создает массу проблем при редактировании трассы, если точка жестко не привязана к началу или концу.)
•направление пикетажа (по возрастанию – обычно, по убыванию – редко). Чтоб на одной трассе было и то, и другое – невозможно. Далее без потери общности можно считать, что пикетаж монотонно возрастает. В зависимости от этого используется тот или иной знак (+ или -) в качестве разделителя ПП.
•шаг, интервал пикетажа. Если специально не указано, расстояние между пикетами с двумя последовательными целыми числами – 100 м (например, 22 и 23) или 1 км, или сколько угодно – интервал пикетажа.
Резаный пикет – это такой пикет, длина до которого от предыдущего не равна (больше или меньше) интервала пикетажа или если нарушена последовательность номеров (даже если интервал 100). (Т.о. пикетаж тесно связан с интервалом пикетажа: при изменении последнего все пикеты становятся резаными.
) На трассе выделяются точки (пикеты), имеющие номера. Эти номера уникальны и возрастают, их тип – целое число, возможно, и отрицательное.
(Вообще, следует понимать, что уникальность ID – единственное объективное требование для пикетажа, упорядоченность же – искусственное требование, введенное в целях упрощения алгоритмов, времени конвертации и в силу достаточности для практического применения.)
Первый способ – способ «резаных пикетов».
По причине изменения трассы – врезки более коротких или более длинных (очень редко) участков и желания не изменять уже имеющиеся пикеты возникает явление «сбивки» пикетажа – резанности. Пикет – это интервал между двумя соседними пикетами. В обычном варианте от 0 до 1 – это интервал 1 пикета.
Соответственно, и резаный пикет имеет номер его конца. В случае врезки более коротких участков длина может быть меньше интервала пикетажа (обычно, ста метров). А при врезке более длинных участков длина может быть больше интервала. (Обычно происходит переразбивка пикетажа на врезаемом участке.
Тогда большая длина получается между двумя СОСЕДНИМИ в ряду номерами. Но могут быть и другие варианты.)
Пикет является резаным в трех случаях: если номера отличаются больше чем на 1 (даже если длина = шагу), если длина меньше шага, если длина двух между двумя соседними номерами больше шага.
Т.е. мы имеем дело с трассой, уложенной на ось Х, – направленной линией, расположенной в конкретном месте оси в МСК, сжатой в одних местах, вплоть до ликвидации промежуточных точек, и растянутой в других.
Это ПСК трассы. В МСК ее начало, как отмечалось, может быть не в 0, а направление – быть одним из двух (возрастать или убывать).
- Имеется таблица резаных пикетов трассы.
- Таблица состоит из четырех столбцов:
- — номер пикета в начале резаного пикета (интервала),
- — длина от начала до этого пикета,
- — номер пикета в конце резаного пикета (интервала),
- — длина от начала до этого пикета.
- Таблица подчиняется определенным ограничениям – при вводе.
- Можно сказать, что это «интервальный» способ описания явления сбивки, «резанности» (для АД «рубленности»).
- Примечание. Эту таблицу можно представить и в альтернативном варианте:
- — номер пикета в начале или конце резаного пикета (интервала),
- — длина от начала до этого пикета,
- — признак 1-0: следующая часть трассы входит в резаный пикет.
- ===================
Данная информация необходима и достаточна для нахождения так называемого внешнего представления (или по другому – пикетажного положения – ПП) любой точки на трассе. При этом неоднозначности = неопределенности исключены (в отличие от спосока скачков – см. ниже). В связи с однозначностью функций можно говорить о дополнительной ПСК для трассы – пикетажной.
Так, например, если на трассе нет сбивки (резаных пикетов), то все номера возрастают, и для любой точки ПП может быть представлено с «плюсом», например, 22+55, что соответствует длине от начала 2250 м. Минуса быть не может: всегда идет прибавка в направлении возрастания пикетажа, это просто разделитель.
Уже первый резаный пикет вносит в алгоритм значительные изменения. Например, номер начальной точки резаного пикета 22. ПП точек внутри интервала: 22+55, 22+99, 22+140, 22+450….
- Номер конечной точки резаного пикета, например, 35.
- После него ПП 35+30, 35+99.9
- =====
- Итак, есть:
•длина от начала до каждой точки, естественно, однозначна. Длина – абсолютная величина, начиная с 0 от начала трассы и по возрастанию.
•ПП (внешнее представление) = пикет. Есть каноническое ПП: берется ближайший предыдущий пикет и от него плюс.
Для отрицательных номеров пикетов принято считать в другую сторону. Тогда придется писать -0+15, -1+15. Достоинством этого способа является то, что при отсутствии резаных пикетов ПП совпадает с координатой = внутренним пикетом: -1+50 то же, что и -150. Достоинство: похоже на числовую ось.
Все хорошо и справа от 0, и слева от 0, и даже при переходе через 0 – но если он есть.
В случае, если 0 нет вообще (пропал внутри резаного):
-2 1 …
100 200 …
- как вариант по умолчанию вводится искусственный пикет с номером 0 на минимальном положительном пикете (вырожденный резаный пикет с длиной 0 – аналог скачка, излома трассы).
- Итак, имеются две функции (и еще одна дополнительная).
- Первая функция по длине (координата X в криволинейной ПСК) находит ПП.
- Вторая функция по числу с плюсами находит длину или делает вывод, что данному ПП не соответствует ни одна точка на трассе с данной таблицей резаных пикетов.
Внутри алгоритма удобно оперировать координатой X в МСК – так наз. внутренний пикет.
Например, 22+101, если на трассе номера 22, 23 и 22-23, – не резаный пикет.
Т.е. существует проблема форматирования ввода для «длинных» резаных пикетов (длина которых превышает стандартную длину интервала), и то только для тех ПП, значения плюса в которых превышают стандартную длину интервала, то есть редко.
Для этих случаев можно предусмотреть специальный лидирующий символ, например, «P», можно сделать его и настраиваемым, ведь есть же специальный символ для ввода относительных координат.
Система будет знать, что следующее за этим символом число должно быть целым, и трактовать его следует как номер пикета (километра), далее можно либо дополнительно запросить размер «плюса», либо плюс так же можно отделять разделителем.
- =====
- Третья функция – калькулятор – автоматическое преобразование
- пары: пикет из списка имеющихся +- длина —>
- к нормальному виду – ПП.
Например, нормальное представление (направление пикетажа по возрастанию, резаные пикеты отсутствуют) 5+60, ему соответствуют, и в него при вводе должны быть преобразованы пары 4+160, 6-40, 1+460, пр. Естественно, при наличии резанных пикетов все их нужно учесть в пределах расчетного промежутка.
- Этот калькулятор без резанных пикетов особого смысла не имеет, а при их наличии может быть довольно удобно.
- Пример. Есть трасса с двумя резаными пикетами:
- 1,100-2,900 и 5,1200-6,1800.
(Для ясности пусть пикет начала=0, а трасса достаточно длинная. Резаные пикеты здесь заданы корректно.)
Нормализованным называется пикетажное положение с наименьшим возможным значением плюса или наименьшим по модулю значением минуса. Это и есть ПП.
- К 1+700 должны быть преобразованы, например, введенные значения пар 1+700, 0+800, 4-300, 7-1100.
- Пара 5+200 соответствует длине 1400
- 6+100 соответствует длине 1900, и если оно будет введено, то должно быть преобразовано к нормализованному значению 7+00.
- К 7+00 должны быть преобразованы также введенные значения 0+1900, 8-100, 4+800.
Если не считать длиной, может быть противоречие ??? при отрицательных номерах.
=====
Можно рассмотреть еще задачи.
Например, подписать пикетаж через 100 м по всей трассе. Т.е. создать полную базу пикетажа.
- Пользователю дается возможность вводить резаные пикеты.
- Для большей наглядности строки пикетажа нужно выделять, например, бледно-зеленым цветом.
- Второй способ описания сбивок (способ скачков, это точечный способ, в отличие от описанного выше интервального) – является ли эквивалентным вышеизложенному, есть ли у него достоинства и недостатки?
- Если не врезать более длинных участков, дублирования номеров не будет.
- Но если таковое сделать, возникнет дублирование.
- Для первого пикета длина которого не совпадает, указывается
- •длина,
- •его ПП.
- ПП точек при таком варианте всегда ДО 100 м (по определению).
- В принципе такой вариант описания сбивок позволяет по длине однозначно определить ПП,
но по ПП при возникновении дубляжа (когда были врезки более длинного участка) пикеты выводятся для уточнения (выбора) с длиной. Т.е. автоматическая функция невозможна – неоднозначность.
Естественно, здесь также возможны ПП, которые не существуют.
Отдельная задача.
Врезать в трассу кусок меньшей длины (или, очень редко, большей).
При этом должен быть переразбит пикетаж в зависимости от способа описания сбивки (в варианте резаных пикетов – с учетом условия уникальности номеров, в варианте скачков с учетом стометровости интервала). Т.е.
если при разбивке пикетажа возникают номера, которые уже есть дальше по трассе, то где-то ранее (обычно, на «твердых» точках делается резаный пикет.)
Т.е. любое редактирование, вызывающее изменение длины участка трассы автоматически приводит к неадекватности информации о резаных пикетах, как в пределах участка редактирования, так и оставшихся до конца трассы (они вообще могут улететь за пределы трассы).
Хорошо то, что адекватность восстанавливается для всех последующих пикетов путем редактирования (только ручного) одного, ближайшего за участком редактирования резаного пикета и естественно всех в пределах участка редактирования. Land эту особенность игнорирует.
А нужно хотя бы предупреждать пользователя выводом сообщения.
Корректность задания резанных пикетов необходимо контролировать на этапе ввода. При ручном вводе резаных пикетов перед начальным пикетом может возникать дополнительный (неявный) резаный пикет с длиной меньше интервала. Система должна вводить его автоматически, маркировать как неявный и информировать пользователя.
===
Т.е. трасса существует вместе с описанием ее пикетажной СК и вместе с программным комплексом поддержки.
Утверждение: возможна высшая степень свободы: одновременная поддержка (путем переключения) обоих способов описания. Они взаимно однозначны.
===
При разбивке пикетажа одной трассы по другой оформление трасс (подписи пикетов) сбивается. Это известная проблема, связанная с пикетажем одной трассы по другой.
Четкого ее решения на данный момент нет, поскольку не понятно в принципе, как оформлять зависимые трассы.
Более того, как объясняют наши постановщики, зависимые трассы обычно вообще не оформляются — оформляется только главная трасса, по которой разбивается пикетаж.
Если у Вас есть свои предложения по данному вопросу – с удовольствием их рассмотрим.
Пикетаж
Пикет (ПК) — нумерованная точка на трассе, служащая для определения положения объектов вдоль линии. Стандартное расстояние между двумя пикетами равно 100 метров (по горизонтали).В качестве номера пикета используются буквы, цифры и символы. Например, ПК105-1.
Пикетный участок — участок трассы, ограниченный двумя пикетами. Пикетный участок именуется по пикетам, которые его ограничивают, например, ПК11-12. Длина стандартного пикетного участка — 100 м.
Неправильный (рубленный/рваный) пикет — пикетный участок нестандартной длины. Например, на участке перетрассировке длина одного или нескольких пикетов может не соответствовать 100 м.
Пикетаж (пикетажная привязка) — система координат, используемая для задания пространственного положения элементов на линейном объекте (трасса трубопровод, дорога, линия электропередачи и др.).
Пикетаж точки на трассе определяется по расстоянию этой токи от начала трассы. Например, ПК432+6,25, где 432 — номер пикета, а 6,25м — расстояние от пикета до выбранной точки. Обычно, отсчет пикетов начинается с 0.
Направление трассы определяется по возрастанию номеров пикетов.
Расстановка пикетов по трассе выполняется автоматически при создании трассы, при изменении ее геометрии (добавление/удаление вершин), при изменении формы кривых поворотов (только для трассы с методом расчета пикетажа По Кривым) или при изменении свойств трассы. Автоматическую расстановку пикетов при изменении геометрии трассы можно отключить с помощью опции Автоматическая расстановка пикета в окне Редактор трассы на вкладке Пикеты.
Положение пикетов на трассе можно менять на чертеже, используя ручки редактирования графического объекта Трасса. Расстановка пикетов может быть выполнена в любое время работы с трассой. Эта операция никак не влияет на привязку объектов к трассе. Каждый объект привязан по координатам чертежа, а его пикетаж всегда рассчитывается с учетом линии разреза трассы.
В Комплекс Трубопровод используется два метода расчета пикетажа трассы: По кривым и По вершинам. В зависимости от выбранного метода формируется линия разреза трассы, по которой рассчитывается пикетаж и строятся профиля.
По вершинам. При использовании метода По вершинам линия разреза строится по вершинам поворотов трассы и не зависит от формы кривых поворотов.Перемещение вершины поворота, добавление новой вершины, удаление вершины на трассе приводит к повторной расстановке пикетов и расчету пикетажа.
По кривым. При использовании метода По кривым линия разреза строится с учетом кривых поворотов трассы (вставок из отводов искусственного гнутья, кривых упругого изгиба).
Не только перемещение, добавление и удаление вершины, но и изменение формы кривой поворота приводит к повторной расстановке пикетов и расчету пикетажа.
Например, изменение вставки по ГОСТ 24950 на вставку по ГазТУ102-488 приведет к повторной расстановке пикетов и перерасчету пикетажа всех объектов по трассе, начиная с измененного поворота.
- Чтобы зафиксировать положение пикетов при изменениях геометрии трассы следует отключить опцию Автоматическая расстановка пикетов или использовать команду Перетрассировка.
- Трасса
- Перетрассировка
- Автоматическая расстановка пикетов
- Редактор трассы. Пикеты (окно)
- Создать трассу (команда)
Как проверяют проходимость маточных труб у женщин – статьи о здоровье
Диагностика проходимости маточных труб – важная процедура, которая назначается при наличии целого ряда показаний. Она позволяет не только выяснить причины бесплодия, но и выявить различные патологические состояния и заболевания. Проводится обследование сегодня с применением целого ряда методов. Все они безопасны для пациентки и не вызывают выраженного дискомфорта.
Когда необходима процедура?
Проверка проходимости маточных труб может назначаться при:
- Отсутствии беременности в течение года регулярной половой жизни без использования средств контрацепции. Специальные методы позволяют исключить трубно-перитонеальный фактор
- Планировании внутриматочной инсеминации (спермой донора или постоянного партнера). Благодаря выполненной проверке можно убедиться в том, что процедура будет эффективной, во внутренних органах нет спаек, которые могут стать причиной внематочной беременности
- Восстановлении после оперативных вмешательств на маточных трубах. Особенно актуальной диагностика является после внематочной беременности. Обследование назначают спустя 6-12 месяцев. Оно позволяет определить проходимость труб и отсутствие (или наличие) спаек, проконтролировать эффективность выполненного вмешательства
Диагностика назначается исключительно врачом и только после выявления показаний.
Методы определения проходимости маточных труб у женщин
Рентгенографическое исследование (гистеросальпингография)
Этот метод проверки проходимости маточных труб подразумевает введение в полость матки специального растворимого в воде и контрастного для рентгена йодсодержащего вещества и последующее выполнение ряда снимков. Оценивая их, врач может определить, как распределяется контраст в полости малого таза. Все используемые растворы содержат йод. По этой причине процедура проводится только при отсутствии аллергии на него.
Техника выполнения гистеросальпингографии является достаточно простой для опытного врача. В шеечный канал вводят тонкий катетер, через который в полость матки поступает небольшое количество контрастного вещества. Затем делают рентгеновский снимок.
После этого вводят еще некоторое количество контраста. Снимок делают повторно. На нем врач видит полость матки и маточные трубы, наполненные специальным веществом.
По форме органов, их заполнению, расположению контраста в малом тазе специалист может выявить спайки.
Процедура занимает около 30 минут и выполняется без анестезии. К ее основным достоинствам относят высокую точность (по сравнению с архаичной УЗ-методикой) и возможности для сохранения снимков, благодаря которым врач может выявить динамику конкретного клинического случая.
Лапароскопия
Данный метод считается самым точным среди всех, направленных на исследование проходимости маточных труб. Лапароскопия проводится под наркозом.
Благодаря этому достигается полное расслабление гладкой мускулатуры. Врач может обнаружить все спайки и очаги эндометриоза.
Следует понимать, что лапароскопия является полноценным оперативным вмешательством. Необходимость в нем возникает достаточно редко.
Как проверить проходимость маточных труб у женщины в конкретном случае? Ответ на этот вопрос даст гинеколог после осмотра и обследования пациентки.
Как подготовиться к процедуре?
Обязательным условием проведения обследования является отсутствие у женщины беременности. Поэтому выполняется процедура в цикле с контрацепцией. Обусловлено это тем, что в процессе диагностики легко можно вымыть плодное яйцо используемым раствором.
Обследование назначают в первой фазе менструального цикла, обычно на 7-12 день. Важно отследить, чтобы все кровянистые выделения полностью завершились, но овуляция при этом не наступила.
Если планируется рентгеновское исследование, перед ним соблюдают половой покой (от начала цикла).
Перед любым обследованием пациентка сдает:
- Мазок на чистоту влагалища
- Анализ крови на гепатиты, сифилис и ВИЧ
Противопоказания
Обследование проходимости маточных труб у женщин не проводится при:
- беременности или подозрении на нее
- острых воспалительных процессах в организме
- тяжелых заболеваниях сердца, печени и почек
- аллергии на компоненты контрастного вещества
- маточных кровотечениях
Важно! Противопоказания выявляются лечащим врачом. Направление на обследование выдает гинеколог. Предварительно он также осматривает пациентку.
Возможные последствия и осложнения
После выполнения диагностики возможны следующие побочные эффекты:
- Небольшие выделения (сукровичные) из половых путей. Они могут сохраняться на протяжении 2-3 дней
- Тянущие боли в нижней части живота
- Небольшая слабость
- Головокружение
- Легкая тошнота
Данные эффекты являются нормальными. Они спровоцированы проведенным вмешательством, но не опасны для здоровья и жизни. Для устранения неприятных ощущений пациентке могут порекомендовать специальные препараты. Также следует воздержаться от физических нагрузок и половых контактов, принятия ванны, посещения бани и сауны.
Важно! При повышении температуры, усилении кровотечения и иных побочных эффектов следует незамедлительно обратиться за медицинской помощью!
Преимущества проведения процедуры в МЕДСИ
- Опытные врачи. Наши гинекологи регулярно повышают квалификацию и обладают необходимыми навыками и знаниями не только для диагностики, но и для дальнейшего устранения выявленных патологий. Специалисты превосходно разбираются во всех вопросах репродуктивного здоровья, могут быстро поставить точный диагноз и назначить адекватное лечение
- Современное оборудование экспертного класса. Оно позволяет проводить исследования с минимальной лучевой нагрузкой (если речь идет о рентгеновской диагностике) и незначительными неприятными ощущениями, а также с точными результатами. Благодаря этому пациентки не подвергаются никаким рискам. Мы повышаем и комфорт процедуры. В клинике используются специальные высокотехнологичные катетеры. Это минимизирует неприятные ощущения
- Комфорт посещения клиники. Мы обеспечили отсутствие очередей. Немаловажно и то, что клиника располагается недалеко от станции метро. Это удобно и для жителей столицы, и для тех, кто приехал в МЕДСИ из других населенных пунктов для обследования и дальнейшего проведения экстракорпорального оплодотворения
- Качество и доступность всех предоставляемых услуг. Мы не только обеспечиваем высокую точность диагностики, но и придерживаемся лояльной ценовой политики. Благодаря этому обратиться к нам могут все категории пациентов
Чтобы записаться на исследование проходимости маточных труб в Москве, уточнить стоимость диагностики, достаточно позвонить нам по номеру +7 (495) 023-60-84 . Специалист подберет оптимальное время для посещения клиники. Записаться на прием вы можете и с помощью приложения SmartMed.
- Опытные специалисты в области репродуктивного здоровья
- Широкий комплекс медицинских услуг
- Лаборатория Вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ)