Причины и способы устранения поломок насосов различных видов

Ремонт воздушных насосов. Причины и способы устранения поломок насосов различных видов

Насосы промышленного назначения предназначены для эксплуатации в постоянном режиме и эксплуатируются на износ. Поэтому срок службы насоса зависит от качества основных материалов и комплектующих, узлов, конструктивных особенностей насоса.

При этом случаи выхода из строя и поломки оборудования нередки. При выходе из строя промышленного насоса можно купить новый или произвести ремонт старого.

При эксплуатации большого количества насосных станции и агрегатов выгоднее и экономичнее произвести текущий или капитальный ремонт насосов
или ремонт электродвигателей насосов
.

Типичные причины поломки насосного оборудования

  • Неисправности вызванные не соблюдением условий эксплуатации и монтажа. Работа насосного агрегата в условиях, не соответствующих эксплуатационным, приводит к быстрому износу подшипников, торцевых уплотнений. В этом случае воздействие вибрации и агрессивных сред вызывает заклинивание насоса, разрыв потока, окисление внутренних поверхностей, неисправности эл. двигателя, вызванные работой в недопустимых режимах. Сюда также можно отнести неправильный подбор насоса, заводской брак или ошибкиремонта насоса.
  • Неисправности системы контроля, управления. Характерны для насосных станций и промышленных агрегатов. Вызвано неисправностями датчиков положения, состояния, хода. Это приводит к тому, что датчики не своевременно подают команду о прерывании или аварийном останове при длительной работе насоса с повышенной нагрузкой или в недопустимых режимах. Сюда же можно отнести неполадки АСУ или блока управления. Все неполадки в работе системы управления могут быть выявлены и устранены в рамках текущего ремонта насоса.
  • Неполадки в работе системы электроснабжения. Часто приводят к необходимости ремонта электродвигателя насоса.
  • Неполадки в работе гидравлической системы насоса. Чаще всего связаны с наличием механических примесей и взвешенных частиц в перекачиваемой среде. Для предотвращения таких неполадок рекомендуется правильно подбирать насосное оборудование, соблюдать условия эксплуатации и своевременно проводить плановые и предупредительные технические ремонты насосов.

Виды ремонта насосов

  • Текущий ремонт. Может быть по наработке: количество часов или периодичность срока эксплуатации или по факту выхода насоса из строя. В рамках текущего ремонта осуществляется проверка работоспособности насоса, выявляются недостатки, определяются причины и устраняются. Запасные части, вышедшие из строя, подлежат замене. Текущий ремонт по факту поломки производится для устранения причин поломки оборудования и введение насоса в дальнейшую эксплуатацию. Ремонт по наработке предназначен для своевременной замены, отслуживших срок деталей и узлов.
  • Технический ремонт. Различают плановые и предупредительные ремонты насосов. В рамках технического ремонта осуществляются мероприятия по среднему ремонту с полной разборкой насоса и проверкой работоспособности каждой детали и узла насосного агрегата. В рамках технического ремонта также осуществляются все мероприятия по техническому обслуживанию с заменой всех рабочих жидкостей, изношенных деталей, торцевых уплотнений и подшипников, узлов в рабочем состоянии, но отслуживших срок эксплуатации, в том числе и рабочих органов насоса. Если степень износа основных узлов и агрегатов и большинства деталей высока, то насосный агрегат отправляют на капитальный ремонт.
  • Капитальный ремонт насосов и насосных станции. Производится с полным восстановлением всех функций и элементов насоса, в том числе и товарного вида.

Данный насос содержит электромотор
, который осуществляет процесс перегона масла. Электрический блок контролирует функционирование электромотора и электродвигателя, учитывая режим работы машины.

Обычно неисправность ЭГУР сразу существенно сказывается на работе автомобиля: руль становится сложно поворачивать, при поворотах можно услышать странные звуки (жужжание, гудение и другие), вследствие чего возникают сложности в управлении. Кроме того, при поломке ЭГУР в районе его установки может потечь масло.

Многие автосервисы предлагают решить эту проблему, просто сменив ЭГУР на новый, однако это слишком дорого стоит, поэтому рекомендуем всё же заказать профессиональный ремонт.

«Смена-Авто» — это технический центр, имеющий огромный опыт работы в ремонте различных агрегатов автомобилей, в том числе и электрогидравлических насосов. Наши специалисты постоянно повышают свои навыки в ремонте легковых и грузовых автомобилей, тягачей, автобусов и много другого. На любые виды наших услуг даётся гарантия полгода.

Замена

Для замены ЭГУР эту систему вначале нужно разобрать. Для этого нужно открутить руль, снять колеса, подняв правый край машины на домкрате, и снять подкрылок, отсоединив его крепления. После этого необходимо снять насос, открутив крепления кронштейна. Затем необходимо отсоединить от него провода, что нужно делать очень осторожно.

После снятия с насоса пластиковой крышки и его механической части можно проводить диагностику всех его деталей, разобрав его полностью. Не рекомендуем вам проводить эту работу самостоятельно, если вы не являетесь специалистом в данной области. В противном случае есть риск испортить всё окончательно.

В случае, если выяснится, что ваш ЭГУР нельзя отремонтировать, его необходимо будет заменить. Стоимость замены будет существенно выше, если ваш насос — оригинальное изделие.

Ситуации, когда не рабо

тает водяной насос
, встречаются довольно часто, поскольку насос, как и любое другое оборудование требует проведения текущего или капитального ремонта, в зависимости от наработки часов или же снижения его производительности и ухудшения работы.

Чтобы разобраться в причинах поломки и их устранении, необходимо иметь представление

Обратите внимание

о конструкции и принципе работы насоса. Для примера рассмотрим конструкцию и ремонт погружного насоса
. Данный тип насосов предназначен для перекачивания жидкости, при этом частично или полностью находясь в перекачиваемой среде.

Главная задача погружного насоса состоит в выполнении поршнем механических колебаний под действием переменной силы тока. Поршень перемещает воду, выталкивая ее из свободного пространства между клапаном и поршнем.

Какие неисправности встречаются наиболее часто?

1. Насос работает (гудит) но не качает воду. В первую очередь нужно выполнить проверку всех узлов, трубопроводов подходящих к насосу на герметичность. Нарушение герметичности погружного насоса, является основной причиной попадания в него песка, грязи и других посторонних частиц, из-за которых из строя выходят детали насоса (пружины, прокладки, шток и др.

). При выявлении нарушения герметичности, необходимо насос разобрать, проверить, при необходимости почистить или заменить вышедшие из строя узлы, собрать, устранить разгерметизацию.2. Насос слабо качает. Эта проблема может быть связана с попаданием воздуха.

Проверьте уровень перекачиваемой воды, трубопровод от скважины до насоса, его целостность, а также стыки и места соединений.3. Насос не включается в работу. Эта проблема электрическая, связана с питанием. С помощью тестера проверьте электропитание. Проверьте контакты на наличие подгоревших.

Если от двигателя идет запах гари, его необходимо разобрать, что лучше доверить специалистам.4. Насос работает рывками. В этой ситуации обратите внимание на уровень давления (указывается на манометре). При резких перепадах давления насос будет работать рывками с перебоями. Причины: возможно порвалась диафрагма. Необходима замена.

Причин, когда не работает водяной насос
может быть множество, мы перечислили только некоторые из них, с которыми приходится встречаться владельцем погружных насосов наиболее часто.

Погружное насосное оборудование используется в большинстве загородных домов и на многих дачных участках. Без него невозможно себе представить полноценное и комфортное использование водного источника. Однако любая техника не застрахована от поломок, особенно та, которая постоянно находится и работает в водной среде.

Если вы кое-что смыслите в технике, то ремонт водяного насоса можете выполнить самостоятельно. С более серьёзными и сложными поломками вам помогут справиться профессионалы. Но прежде чем идти в сервисный центр с насосом, попробуйте разобраться с возникшими неисправностями сами.

В нашей статье вы найдёте самые распространённые проблемы, возникающие в ходе эксплуатации погружных насосов, а также рекомендации по их устранению.

Частые поломки

Даже если вы используете качественное насосное оборудование от известного бренда, не исключена вероятность его поломки. При этом чаще всего причина поломки бывает не одна.

Поскольку стандартной средой работы бытовых погружных насосов является вода, оборудование постоянно подвергается воздействию негативных факторов. Поскольку стоимость подобных изделий немаленькая, купить новый агрегат довольно накладно. Намного проще и дешевле починить старый.

Именно поэтому для любого владельца погружного насоса не лишним будет научиться чинить его самостоятельно, а также правильно эксплуатировать и предупреждать возможные поломки.

Вероятные причины поломок насосного оборудования:

  • перекачка сильно загрязнённой воды с содержанием твёрдых примесей более 50 %;
  • работа «на сухую» (причин может быть несколько от неправильной установки до полного выкачивания воды из гидротехнического сооружения);
  • уровень рабочей жидкости при запуске агрегата превышает 40%;
  • скачки напряжения;
  • некачественная стыковка кабельных соединений;
  • трос, на котором подвешивается агрегат, неправильно фиксируется на оголовке;
  • неправильная фиксация подводного кабеля.

Иногда проблемы с работой насоса могут возникать из-за нарушений монтажа и использования других элементов системы водоснабжения, например:

  • при неправильной работе гидробака;
  • если в системе не используется фильтр грубой очистки;
  • нестабильно работает реле давления;
  • отсутствует заземление, что может приводить к коррозии;
  • замерзание системы;
  • выход из строя магнита (в этом случае вам поможет только мастерская).

Кроме этого, все поломки можно разделить на механические и электрические. Как правило, если сразу после запуска насосного оборудования вы услышите посторонние звуки, то это указывает на неисправности механического характера. В этом случае ремонт оборудования можно попытаться сделать своими руками. Распространённые причины механических поломок:

  • рабочая среда содержит слишком большое количество твёрдых примесей;
  • отсутствие масла и т.п.

Стоит знать: электрические поломки обычно приводят к полному выходу оборудования из строя даже, если поломалась одна из составляющих системы. Иногда из-за перегрузок в сети может сработать автоматическая защита, бывает, происходит обрыв фазы, выходит из строя обмотка и т.п.

Что нужно сделать перед ремонтом?

Ремонт бытовых погружных насосов можно производить только после оценки их состояния и определения причины поломки и методов устранения. Так вы сможете оценить свои силы и решить, сможете ли вы справиться самостоятельно или придётся обращаться к профессионалам.

Перед началом ремонта для диагностики неисправности стоит проверить работоспособность основных узлов:

  1. Для начала проверьте целостность поршня агрегата. Он должен быть ровным без деформаций и повреждений.
  2. Поступление воздуха через отверстия для забора воды должно быть равномерным с обеих сторон.
  3. Зазор между поршнем и магнитом катушки должен быть в пределах 4-5 мм. Если этот размер превышен, то катушки будут биться. При уменьшении указанного значения может произойти перегрев двигателя.
  4. Просвет между клапаном, закрывающим входное отверстие, и корпусом должен быть 0,7-0,8 см. Так вода сможет свободно вытекать из агрегата при отсутствии давления.

Совет: перед тем как начать искать причину поломки, удостоверьтесь, что насос перестал функционировать не из-за скачков напряжения в сети или отсутствия электропитания. Для этого стоит проверить напряжение при помощи специального прибора. Оно должно быть равно 200-240 В.

Частые поломки и их устранение

Ниже мы собрали самые распространённые неисправности бытовых насосных изделий погружного типа и способы их устранения.

Агрегат шумит, но не качает воду

Если ваш насос после запуска начал гудеть, но вода из крана при этом не течёт или льётся очень слабо, то агрегат необходимо извлечь на поверхность. Такое происходит, когда прибор начинает работать вхолостую из-за ослабления гаек, фиксирующих амортизатор.

Читайте также:  Шкаф управления запорной арматурой

Для устранения неисправности делают следующее:

  1. Для начала вам нужно разобраться в конструкции прибора. Для этого можно воспользоваться прилагаемой инструкцией.
  2. Необходимо найти амортизатор насоса и две гайки на штоке, фиксирующие его.
  3. Для улучшения фиксации закрутите до упора эти гайки. Причём самую верхнюю из них рекомендуется законтрить.

Иногда возникают сложности с разборкой насосного оборудования из-за ржавления стяжных винтов на крышке. В этом случае их можно срезать болгаркой. После ремонта оборудования вместо старых винтов устанавливаются новые крепёжные изделия с шестигранной шляпкой.

Иногда такая поломка может возникать из-за повреждения обратного клапана, которое возникает вследствие механического износа детали. Наибольший вред клапану может нанести песок, который содержится в перекачиваемой воде.

Важно

Совет: если насосное оборудование перестало работать, прежде всего, необходимо проверить целостность всех резиновых деталей. Испорченный клапан нужно заменить.

В случае если агрегат перестал качать воду из-за обрыва штока, то поменять или починить его не получится, придётся покупать новое насосное оборудование. Поэтому регулярно следите за его целостностью и исправностью.

При запуске агрегата выбивает пробки

Если сразу после запуска насосного оборудования выбило вес пробки, проблема может быть связана:

  • с неисправностью кабеля;
  • сгоранием обмотки.

Диагностику проблемы начните с тестирования кабеля. Чтобы проверить работоспособность этого изделия, вам понадобится специальный тестер.

Если прибор покажет, что с ним всё в порядке, то причина поломки может крыться в сгорании обмотки. При неисправности кабеля, его нужно заменить.

Однако в некоторых агрегатах, например, насосе Малыш, такую замену произвести не получится, поскольку кабель зафиксирован в корпусе при помощи компаунда.

При сгорании обмотки лучше сразу обратиться в сервисный центр, поскольку качественно и правильно перемотать обмотку смогут только тут. Иногда намного проще заменить старую катушку новой.

Оборудование сильно вибрирует и перегревается

Если ваше насосное оборудование периодически работает «на сухую», то это может вызывать его перегрев, что в свою очередь приведёт к выходу из строя механических и электрических составляющих прибора.

Всё дело в том, что когда корпус насоса не охлаждается в водной среде, он расширяется от перегрева. Это приводит к тому, что компаунд, окружающий магнит, отходит.

В итоге такое явление может привести к сильной вибрации насосного оборудования.

Если насос будет работать без воды очень долго, то компаунд полностью отойдёт. Это вызовет отслоение магнита и застопоривание поршня. Эта неисправность очень сложная. Чтобы её устранить, необходимо проделать следующее:

  1. Разберите насосное оборудование и отсоедините всю электрику.
  2. После этого найти место расположения магнита в корпусе. Для этого по поверхности корпуса нужно легко постучать. Это позволит вам также узнать, отслоился магнит или нет.
  3. После этого внутренние детали вынимаются из корпуса. А в нём прорезаются небольшие канавки глубиной 0,2 см при помощи болгарки. Они должны располагаться вертикально и горизонтально.
  4. Такие же хаотичные канавки расположите на внутренней стороне корпуса.
  5. Затем нанесите на поверхность корпуса герметик или влагостойкий клей высокого качества.
  6. Вдавите магнит в этот клей.
  7. После полного высыхания клея можно начинать сборку насоса.

Низкое давление

Если во время насосного оборудования перекачка воды происходит слишком медленно, то это может указывать на то, что в вибраторе оставлен маленький зазор. В этом случае вам нужно сделать следующее:

  1. Достаньте насосное оборудование из скважины и осмотрите его. Обратите внимание на гайки, закреплённые на штоке. Они должны быть крепко закручены. Осмотрите клапан на предмет его целостности. Также не должно быть обрыва тяги.
  2. Если после осмотра все вышеперечисленные детали находятся в исправном состоянии, то проблема кроется в вибраторе. Достаточно добавить на него дополнительные шайбы.
  3. Благодаря этому нехитрому способу вы сможете увеличить зазор для проникновения воды. Это в свою очередь вызовет повышение давление и улучшение хода агрегата.

Чтобы точно определить количество шайб, такой ремонт нужно выполнять совместно с настройкой.

Для этого сначала прикручивают одну дополнительную шайбу, после чего запускают насос, чтобы проверить, насколько улучшилась его производительность.

При необходимости добавляют вторую шайбу и снова проверяют агрегат в работе. Благодаря такому тестированию вы сможете подобрать оптимальное количество шайб для исправной работы прибора.

Источник: https://giropark.ru/nasosy-i-nasosnoe-oborudovanie/repair-of-air-pumps-causes-and-methods-for-eliminating-breakdowns-of-pumps-of-various-types.html

Основные причины неполадок питательных насосов

Предупреждение АВАРИЙ ПАРОВЫХ КОТЛОВ

Механические повреждения и неполадки питательных насосов происходят вследствие: их неудовлетворительного ремонта и обслуживания, неправильной сборки, це'нтрЬвки и привода, балансировки во время монтажа, плсіхой смаз­ки подшипников, ошибок при пуске и остановке.

К тяжелым последствиям может привести отсутствие или неправильное устройство и использование разгрузоч­ных линий питательных насосов, отсутствие иліґ пеисгір'ав-

Таблица 9.1. Неполадки в работе питательных насосов, их причины и способы устранения

Наименование неполадок Причины неполадок Способ устранения
Насос не подает воду Закрыта задвижка на всасывающей стороне Открыть задвижку
Засорилась сетка водо­приемного клапана или неисправен клапан Прочистить сетку водо­приемного клапана и устранить его неисправ­ность
Колесо засорено посто­ронними предметами Произвести очистку ко­леса.
Давление на всасываю­щем патрубке недоста­точно Проверить и привести в соответствие уровень во­ды в баке или давление в деаэраторе
Большая высота всасы­вания Поднять уровень воды в баке
Насос не залит водой перед пуском Остановить насос, за­лить водой, повторить пуск
Подсос воздуха во* вса­сывающем трубопроводе через неплотности Устранить неплотности
Крыльчатка насоса вра­щается в обратную сто­рону Изменить направление вращения электродвига­теля
Низкое число оборотов насоса из-за падения на­пряжения в сети Выключить электродви­гатель, поставить в из­вестность непосредствен­ного начальника
Износ рабочих дисков или направляющих ап­паратов Заменить изношенные детали
Насос не обеспечи­вает полной подачи или напора Засорение всасывающе­го трубопровода Проверить и прочистить всасывающий трубопро­вод
Продолжение табл. 9.1

Наименование неполадок Причины неполадок Способ устранения
Насос не обеспе­чивает полной по­дачи или напора Неплотность во всасыва­ющем трубопроводе Устранить неплотности
Засорение сетки водо­приемного клапана Прочистить сетку
Засорение водоприемно­го клапана
Большая высота всасы­вания
Прочистить клапан
Поднять уровень воды в баке
Попадание воздуха в во­доприемный клапан из — за его частичного оголе­ния
Загрязнение насоса
Поднять уровень воды в приемном баке Разобрать и прочистить насос
Недостаточное заполне­ние насоса водой или скопление воздуха в тру­бопроводах Опорожнить и вновь за­полнить насос и трубо­провод, тщательно уда­лить воздух
Образование воздушных мешков в нагнетатель­ном и всасывающем тру­бопроводах Установить воздушные краны в местах образо­вания воздушных меш­ков
Заклинивается ротор Отрегулировать разгру­зочное устройство; про­верить зазоры во вкла­дышах подшипников и биение вала; прочистить водоотводящую трубку разгрузочного устройст­ва; сменить в случае из­носа уплотнительные кольца рабочих колес; проверить торцы дета­лей ротора, если изме­няется биение ротора от изменения затяжки его концевых гаек (вал из­гибается)
Износ рабочих крыльча­ток, направляющих ко­лец Отремонтировать или за­менить новыми
Продолжение табл. 9.1
Наименование неполадок Причины неполадок Способ устранения
Насос не обеспе­чивает полной по­дачи или напора Смещение ротора из среднего положения (ра­бочие колеса смещены относительно щелей ули­ток или направляющих аппаратов) Установить ротор в про­ектное положение
Малая частота вращения насоса Изменить частоту вра­щения
Не обеспечивается под­вод воды к сальнику, воздух подсасывается через сальник Обеспечить подвод воды к сальнику. Через саль­ник должна просачивать­ся вода
Перегрузка элект­родвигателя насо­са Полностью открытая за­движка на нагнетатель­ном трубопроводе Произвести пуск насоса при закрытой задвижке, далее установить за­движкой рабочее давле­ние
Эксцентрированная уста­новка ротора насоса
Перекос или затяг саль­ников
Произвести центровку ротора насоса и двига­теля
Устранить перекос или ослабить гайки
Большое сопротивление нагнетательных трубо­проводов Отревизовать на полное открывание задвижки, устранить крутые пово­роты трубопроводов, при малом диаметре труб заменить их на трубо­провод большего диа­метра
Работа двигателя без одной фазы ' Немедленно остановить насос и поставить в из­вестность непосредствен­ного начальника
Нагрев подшипни­ков Нарушена центровка на­соса с двигателем Роторы не отбалансиро­ваны Проверить центровку
Произвести балансиров­ку ротора
Продолжение табл. 9.1

Наименование непола док- Причины неполадок Способ устранения
Нагрев подшипни­ков Смазочные кольца не
Вращаются
Грязная смазка
Проверить окружность колец
Сменить, смазку, про­мыть систему смазки и подшипники
Перекос подшипников Износ или неправильная пригонка вкладышей Устранить перекос Заменить вкладыши или пришабрить их
При смазке под давле­нием к подшипникам по­ступает мало масла по­вышенной температуры Проверить работу систе­мы смазки
Вибрация насоса Неправильно отцентри­рован насос с двигате­лем Проверить центровку
Не выдержаны зазоры во вкладышах подшип­ников Пришабрить или заме­нить вкладыши
Неправильно собраны полумуфты Разобрать полумуфты и собрать заново, устра­нить неправильность пре­дыдущей сборки, прове­рить пригонку болтов
Вибрация трубопровода из-за слабого его креп­ления или образования в нем воздушных меш­ков Закрепить трубопровод. Устранить воздушные мешки (установить воз­душные краны)
Роторы не отбалансиро­ваны Отбалансировать роторы
Сальники пропус­кают воду Биение вала Отрегулировать зазоры в подшипниках и между рубашкой вала и втул­кой напорного патрубка
Износ сальниковой на­бивки Заменить набивку
Продолжение табл. 9.1

Наименование неполадок Причины неполадок Способ устранения
Сальники пропус­кают воду Неправильная установка сальника
Износ поверхности или рубашки вала
Правильно набить саль­ник
Отшлифовать или заме­нить детали
Ослаблена затяжка стяжных шпилек Затянуть шпильки (при неработающем насосе)
Повреждение стыковых уплотнений Заменить прокладки
Шум в корпусе Наличие воздуха в насо­се Открыть кран на корпу­се насоса и выпустить воздух
Высокая температура во­ды Подать в насос более хо­лодную воду
Гидравлические удары Наличие воздуха в на­сосе или трубопроводе Удалить воздух из насо­са и трубопровода и уст­ранить возможность его подсоса

Ность обратных клапанов и ограничителей расхода на ли­ниях разгрузки, включение их в общий разгрузочный трубопровод и во всасывающую линию питательных насо­сов.

На энергоблоке 300 МВт произошло разрушение питательного тру — бопрвода на участке между бустерным и питательным насосами.

При­чинами повреждения трубопровода по заключению комиссии, расследо­вавшей аварию, явились: неплотное закрытие обратного клапана пита­тельного насоса, приведшее к повышению давления во всасывающем трубопроводе питательных насосов, и отсутствие защиты от повышения давления на участке трубопровода между питательным и бустернйм насосами. ^ ? •

Совет

Госгортехнадзор СССР предложил Минэнерго СССР выполнить защиту указанных участков трубопроводов от превышения давления всасывающего трубопровода питательных насосов.

Неполадки в работе питательных насосов, которые мо­гут привести к аварийной остановке котла, их причины и способы устранения приведены в табл. 9.1.

При эксплуатации котлов типа ПТВМ основными при­чинами неполадок и отказов в работе являются: Нарушения правил технической эксплуатации (работа с отключенными технологическими защитами, без режим­ных карт, с поврежденной обмуровкой и со …

Примеры повреждений воздухоподогревателей

На котле ТП-30 с шахтной топкой при сжигании под­московного угля воздухоподогреватель систематически за­бивался летучей золой и уносом. При этом сопротивление его по газу резко увеличивалось. Из-за плохой работы воз­духоподогревателя температура …

ТЕМПЕРАТУРНЫЙ РЕЖИМ И ХАРАКТЕР ПОВРЕЖДЕНИЙ ТРУБ ЭКРАННЫХ ПОВЕРХНОСТЕЙ НАГРЕВА

Аварии котлов из-за отложения внутритрубных образо­ваний, как правило, возникают при существенных повреж­дениях элементов котлов. Кроме того, внутритрубные отло­жения на стенках поверхностей нагрева вызывают большой пережог топлива. В период освоения энергоблока …

Источник: https://msd.com.ua/preduprezhdenie-avarij-parovyx-kotlov/osnovnye-prichiny-nepoladok-pitatelnyx-nasosov/

Основные неисправности гидропривода, их профилактика и методы устранения

Каждый уважающий себя человек, имеющий дело со строительными и дорожными машинами (даже косвенно), должен хотя бы в общих чертах представлять, как работает гидропривод и какие неисправности наиболее характерны.

Читайте также:  Двери металлические из проф труб

Следует, правда, отметить, что диагностика зачастую осложняется тем, что разные неисправности возникают одновременно, однако, сопровождаются одними и теми же симптомами.

Поэтому для решения проблем первостепенное значение имеет практический опыт специалиста. В таблице попытаемся кратко систематизировать основные проблемы гидропривода, методы их устранения и профилактики.

Вид неисправности гидропривода Симптомы Причины неисправности Методы устранения неисправности
Механические повреждения гидромашины пускорегулирующей аппаратуры. Шум при работе, нагрев, хруст, вибрация. Усталость металла, (например, поломка пружины регулятора). Замена агрегата, либо ремонт агрегата с заменой соответствующих деталей.
Естественный износ (например, повышенный люфт сферы крепления шатуна поршня качающего узла к валу насоса, мотора износ поршневой группы качающего узла). Замена агрегата, либо ремонт агрегата с заменой соответствующих деталей. Соблюдение чистоты рабочей жидкости, температурного режима.
Механическое повреждение (разрушение подшипников) вследствие максимально допустимой нагрузки может возникать из-за неправильной регулировки клапанов. Замена агрегата, либо ремонт агрегата с заменой соответствующей детали. Своевременная регулировка клапанной аппаратуры.
Неправильная настройка различного вида клапанов (предохранительных перепускных, разгрузочных) и регулирующей аппаратуры (гидрораспределители, блоки управления) Потеря производительности, частый выход из строя уплотнений, разрыв РВД, повреждение трубопроводов, механическое повреждение рабочего оборудования и металлоконструкций строительной машины, вследствие избыточного усилия в гидроцилиндре, разрушение качающих узлов гидронасоса и гидромотора (например, обрыв поршней качающего узла) Естественная разрегулировка в результате работы гидропривода вследствие износа трущихся пар, естественного старения и усадки пружин, а также неквалифицированной регулировки клапанов механиком. Квалифицированная регулировка гидроаппаратуры, с применением соответствующей оснастки (манометры, расходомеры), замена изношенных или поврежденных деталей
Утечка рабочей жидкости в окружающую среду Повреждение уплотнений РВД, трубопроводов вследствие естественного старения материалов и механического повреждения Замена уплотнений, устранение причины механического повреждения (задиры, заусенцы) на штоках гидроцилиндров (например из-за загрязненного масла)
Повреждение уплотнений вследствие превышения максимально допустимого давления в гидросистеме Правильная настройка клапанной аппаратуры
Механическое повреждение корпусных деталей и брак изготовления Ремонт или замена корпусных деталей, Правильная регулировка аппаратуры и не допущение механического воздействия на узлы и агрегаты, бережное отношение к гидрооборудованию
Некачественная или загрязненная рабочая жидкость Слить старую жидкость и заменить ее новой, заливая через фильтр
Перетечка рабочей жидкости из области высокого давления Потеря производительности или нарушение работоспособности, чрезмерный нагрев рабочей жидкости и неисправного агрегата, самопроизвольное опускание рабочего оборудования (стрела, рукоять) под действием силы тяжести с закрытой секции распределителя. Износ или повреждение уплотнений и манжет, (например уплотнение гидроцилиндра или уплотнение центрального коллектора) Замена поврежденных уплотняющих деталей
Увеличение зазора или механическое повреждение трущихся прецизионных пар (например, задиры в золотниковой паре гидрораспределителя, зазоры в бойковой паре гидромолота) Ремонт агрегатов с установкой деталей для получения номинального зазора в трущихся парах (например; золотник в гидрораспределителе, плунжеры в аксиально-поршневом гидромоторе и бойковая пара в гидромолоте (боек-втулка))
Неправильная настройка гидросистемы (например, настройка редукционного клапана на давление ниже минимально допустимого) Квалифицированная настройка клапанной аппаратуры

Основными профилактическими мероприятиями являются:

  • Содержание в чистоте всех узлов и агрегатов машины, что поможет своевременно диагностировать утечки рабочей жидкости и другие неисправности.
  • Защита от попадания посторонних частиц (грязь, песок, металлическая стружка и т.д.) в гидросистему при заливке или доливке масла, смене фильтрующих элементов, ремонте гидроаппаратуры, замене РВД и других элементов гидросистемы, при подключении сменного рабочего оборудования(гидромолоты, грейферы, гидроножницы, вибротрамбовки, вибропогружатели) к гидросистеме. Для этой цели обычно используют БРС (быстроразъемные соединения): запорный клапан, который предотвращает утечку рабочей жидкости и попадание в гидросистему посторонних частиц.
  • Использование рабочей жидкости в соответствии с инструкцией по эксплуатации.
  • Своевременная и квалифицированная регулировка клапанной аппаратуры
  • Своевременное и квалифицированное обслуживание специалистами и устранение указанных симптомов неисправностей в гидросистеме, так как одна неисправность, как эффект «домино», может привести к целому ряду неисправностей.

Подводя итоги анализа, неисправности системы гидропривода могут возникать по таким причинам, как :

  • неквалифицированная эксплуатация техники
  • несвоевременное и некачественное проведение профилактических мероприятий
  • некачественные комплектующие гидроприводаM

Обслуживание строительных и дорожных машин и ремонт их узлов и агрегатов настоятельно рекомендуем проводить в специализированных фирмах, т.к. экономия и ремонт собственными силами зачастую обходится существенно дороже.

Источник: https://www.tradicia-k.ru/articles/osnovnye-neispravnosti-gidroprivoda-ikh-profilaktika-i-metody-ustraneniya/

Наиболее часто встречающиеся причины поломки насосов

Если вы решили приобрести насос, то необходимо четко обозначить область его использования и, в зависимости от этого, определиться с типом агрегата. Существует достаточное количество печатной и электронной литературы, однако лучше всего в этом случае поможет консультация специалиста.

Кроме того, многие пользователи забывают, что любой насос требует соблюдения правил эксплуатации и периодического осмотра, во время которого определяется необходимость его текущего или капитального ремонта. Итак, вот несколько наиболее часто встречающихся причин выхода из строя насосных установок.

Гидравлический удар

Данное физической явление происходит при запуске насоса без рабочей жидкости либо при попадании внутрь подводящей магистрали пузырьков воздуха.

К сожалению, сегодня не все модели насосов оснащаются защитой от сухого пуска, это связано с желанием производителей удешевить конструкцию или с иными конструкционными особенностями.

Как только вода или другое вещество попадает внутрь установки, она с силой ударяет по рабочим узлам агрегата, вызывая повреждение поверхности стенок и крыльчатки. Чтобы не допустить такого рода происшествий, требуется перед запуском вручную заполнить насос перекачиваемой жидкостью.

Выход из строя фекальных насосов

Когда речь идет об установках, перекачивающих бытовые и промышленные стоки, наиболее часто проблемы возникают вследствие попадания крупных частиц на рабочие колеса.

Современные канализационные системы часто становятся местом скопления различных посторонних предметов, и избежать таких поломок можно только с увеличением ответственности потребителей либо с помощью установки дополнительных фильтрующих устройств.

Вторая причина поломки фекальных насосов – отсутствие в системе подачи стоков обратного клапана. В результате вода под воздействием гравитации сливается вниз, раскручивая рабочее колесо в обратную сторону. В итоге, если в этот момент поступает команда на включение насоса, рабочий вал практически сразу не выдерживает воздействия разнонаправленных сил и ломается на части.

Поломки поливочных установок

Зачастую хозяева частных домовладений неграмотно выбирают тип насосной установки для полива придомовой территории – приобретают модель с маленьким гидроаккумулятором или вовсе без него.

В результате автоматике приходится часто включать и выключать насос, при этом электрический двигатель работает на повышенном токе. Эксплуатация электродвигателя в таком режиме, еще и при высокой температуре, способна значительно уменьшить его ресурс.

Чтобы уберечь недешевый агрегат от выхода из строя, специалисты рекомендуют приобретать накопительные баки большего размера либо снабжать насосную установку частотным преобразователем.

Температурные особенности региона эксплуатации

Следующая причина выхода насосов из строя – замерзание жидкости внутри установки. В периоды, когда есть возможность наступления заморозков, рекомендуется отключать насос от питающей сети и сливать из него остатки рабочей жидкости.
Неправильное подключение электропитания

Насосные установки могут работать в нештатном режиме из-за нехватки мощности. Это происходит при некачественном подключении кабеля электропитания – из-за неверного чередования фаз насос может вращаться в обратном направлении, что снижает его эксплуатационные показатели и ресурс.

Если речь идет о трехфазных агрегатах, здесь частые причины поломок – обрыв одной из фаз. Это происходит либо при подключении – когда монтажники забывают проверить наличие напряжения на каждой фазе, либо в процессе эксплуатации насоса.

Если отгорает либо механически обрывается одна из фаз, двигатель просто сгорает в течение нескольких секунд.

Выход из строя рабочего колеса

Чтобы этого не случилось, необходимо своевременно разбирать насосную установку и производить ее профилактический осмотр, чтобы контролировать состояние рабочего колеса. Если наблюдается его выработка, необходимо произвести замену данного узла.

В противном случае мощность насоса будет постепенно падать, а в случае возникновения перегрузки рабочее колесо может развалиться на части.

В некоторых случаях замены деталей не потребуется, исправить ситуацию со снижением мощности помогает прочистка подающей магистрали, обратного клапана либо самого рабочего колеса.

Тонкости работы центробежных насосов

Несмотря на то, что центробежные установки достаточно лояльно относятся к холостому и сухому ходу, необходимо стараться избегать таких режимов эксплуатации оборудования.

При этих режимах работы в корпусе установки образуется две разных по плотности среды (воздух и вода). В результате рабочее колесо испытывает неравномерную нагрузку, что может привести к выходу из строя подшипника.

В этом случае вы сможете услышать посторонние шумы при работе установки и поймете, что пора менять данный узел.

Обратите внимание

Чтобы максимально продлить срок службы рабочих колес центробежных насосов, следует оборудовать систему дополнительными фильтрами – грубой или тонкой очистки.

Это позволит мелким и крупным частицам не деформировать поверхность рабочего колеса и внутренней части корпуса.

Ведь при периодическом попадании внутрь агрегата посторонних включений, зазор между корпусом и рабочим колесом увеличивается, что приводит к снижению мощности и КПД.

Источник: https://www.teplomatica.ru/stati/naibolee-chasto-vstrechayushchiesya-prichiny-polomki-nasosov.html

Типичные повреждения водяных насосов и их причины

Правильный выбор высококачественных отдельных компонентов является решающим для качества водяных насосов.

Он гарантирует компетентный ремонт в автомастерской и довольных клиентов. К сожалению, одного только оптимального выбора компонентов недостаточно, так как при несоблюдении важных монтажных инструкций возможен преждевременный выход водяного насоса из строя.

Далее объясняются некоторые виды поломок и их причины.

Негерметичный водяной насос

Проблема: Негерметичный торцевой сальник является причиной течи в водяном насосе. Торцевой сальник чувствительно реагирует на частицы и после загрязнения не герметизирует, как следует.

Внимание: После монтажа нового водяного насоса возможно кратковременное выступание жидкости на дренажном отверстии, что является безопасным, так как уплотняющие элементы становятся на место только после приработки.

Возможные последствия:

— утечка охлаждающей жидкости

— опасность перегрева двигателя

— возможное разрушение подшипника вала

Рекомендация MEYLE: Хорошо промойте систему охлаждения перед монтажом нового водяного насоса, чтобы удалить посторонние частицы из системы.

Соблюдаете при этом рекомендованный производителем автомобиля процесс промывки и применяемые промывочные агенты.

Вышедший из строя подшипник

Чрезмерная нагрузка ведет к повреждению подшипника на водяном насосе. Причиной такой перегрузки часто является неправильное натяжение ремня. Как следствие – выход подшипника из строя.

Возможные последствия:

— шумообразование в водяном насосе;

— выход из строя водяного насоса;

— в худшем случае повреждение двигателя.

Рекомендация MEYLE:

Важно

При натяжении ремня придерживайтесь норм производителя автомобиля и пользуйтесь рекомендованным специализированным инструментом. Мы рекомендуем замену всех компонентов ременного привода. Если в ременном приводе возникают необычные шумы, то необходима немедленная проверка.

Повреждения корпуса

Проблема:

Чрезмерно натянутый монтаж водяного насоса может привести к образованию трещин на корпусе. Такие структурные повреждения приводят не только к негерметичности, но и к поломке водяного насоса.

Возможные последствия:

— негерметичный водяной насос;

— повреждение двигателя;

Рекомендация MEYLE: Производите монтаж без натяжения, для чего тщательно очистите уплотняющую поверхность и затягивайте все болты равномерно и сначала от руки. Соблюдаете при этом рекомендованные производителем автомобиля инструкции по монтажу и крутящиеся моменты.

Читайте также:  Диаметр трубы для казана 12 литров

Коррозия и кавитация в системе охлаждения

Проблема:

Недостаточное или неправильное применение охлаждающей жидкости приводит к коррозии и кавитации в системе охлаждения. Это нарушает функции отдельных компонентов водяного насоса и может загрязнить торцевой сальник.

Возможные последствия:

— негерметичность;

— возникновение повреждений из-за кавитации;

— повреждение других компонентов системы охлаждения.

Рекомендация MEYLE: Регулярно проверяйте уровень охлаждающей жидкости и соблюдайте заданные производителем автомобиля интервалы замены охлаждающей жидкости. Примечание: Никогда не смешивайте разные виды охлаждающих жидкостей.

Охлаждающие жидкости и антифризы

Проблема:

Неправильное применение охлаждающей жидкости. Применяемая охлаждающая жидкость не предназначена для данного мотора или не соблюдено предписанное соотношение компонентов смеси. В худшем случае вообще не применяется охлаждающая жидкость или применяется загрязненная вода. Смешивание несовместимых охлаждающих жидкостей приводит к еще более значительным повреждениям.

Возможные последствия:

— термические повреждения

— повреждения морозом

— химические реакции

— образование накипи

— повреждения из-за коррозии и кавитации

Рекомендация MEYLE:

Используйте охлаждающую жидкость MEYLE и соблюдаете рекомендованное соотношение компонентов смеси. Используйте воду питьевого качества или еще лучше дистиллированную воду, чтобы сохранить оптимальные свойства охлаждающей жидкости.

Важно: Охлаждающую жидкость необходимо утилизировать как отходы, содержащие тяжелые металлы.

Герметик

Проблема:

Совет

При неправильном и некомпетентном использовании силиконоподобной уплотнительной массы загрязняется система охлаждения.

Возможные последствия:

— повреждение торцевого сальника;

— закупорка системы охлаждения.

Рекомендация MEYLE: Используйте герметик исключительно из комплекта поставки MEYLE или рекомендованный производителем автомобиля. Применяя силиконоподобную уплотнительную массу, используйте ее в умеренных количествах и обязательно избегайте попадания в систему охлаждения.

Поврежденный торцевой сальник

Проблема:

Недостаточная смазка торцевого сальника. Чрезмерное проворачивание ременного шкива или рабочего колеса может привести к повреждению торцевого сальника.

Возможные последствия:

— повреждение торцевого сальника.

Рекомендация MEYLE:

Не используйте водяной насос всухую дольше, чем это необходимо.

Внимание:

• Эта информация имеет рекомендательный характер и не заменяет инструкций

• Ремонт может выполняться только обученным персоналом.

Источник: https://info-parts.com.ua/cars/item/1279-tipichnyie-povrezhdeniya-vodyanyih-nasosov-i-ih-prichinyi.html

Конструкция центробежных насосов и анализ причин поломки

Бесперебойное снабжение населения теплом и водой зависит от состояния используемых центробежных насосов, которые создают необходимое давление в сетях. В таких аппаратах  создание давления производится вращением рабочих колес, в результате чего создается давление в системе.

Главным элементом насосного агрегата центробежного является колесо, насаженное на вал, которое вращается внутри корпуса, обычно состоящее из двух и более дисков, между которыми располагаются лопасти, изогнутые в противоположные стороны от направления движения колеса.

Вместе же это каналы колеса, которые заполняются жидкостью. Естественно, при вращении колеса центробежная сила действует на жидкость, и, как следствие, в центре создается разряжение, а ближе к периферии давление. Для осуществления  потока среды через насос производят подвод среды к аппарату и отвод ее от нее.

По всасывающему патрубку среда поступает на первое колесо вследствие разности давлений. В насосе имеется спиральная камера, куда поступает жидкость, предназначенная для отвода. Далее эта камера из короткого диффузора образует патрубок, который далее идет в напорный трубопровод.

Обычно, в качестве привода насоса центробежного применяют любые высокооборотные электродвигатели. 

В нынешнее время разработано большое число разновидностей центробежных насосов, клаcсифицирующихся по числу рабочих колес (1,2), по способу подвода жидкости колесу (одно-, двухсторонние), по способу отвода жидкости из колеса (турбинные, спиральные и т.п.

), по способу коммуникации с двигателем (привод, моноблок), по расположению вала (горизонталь, вертикаль), по конструкции колеса (закрытые и открытые), по типу ротора (мокрый и сухой).   По количеству колес соответственно различают одно- и многоступенчатые аппараты.

В многоступенчатых агрегатах перекачиваемая среда проходит сразу через несколько колес, помещенных на вал, соответственно, напор такого аппарата равен сумме напоров каждого колеса. Соответственно, они могут быть двух-, трехступенчатыми и т.д.

Обратите внимание

По способу подвода среды к колесу различают центробежные агрегаты с одно- и двухсторонним подводом, или же насосы с двухсторонним входом.

По способу же отвода жидкости различают только агрегаты с турбинными и спиральными отводами.

В агрегатах со спиральным отводом с колеса жидкость поступает в спиральную камеру, а затем либо по каналам поступает к следующим колесам, либо удаляется в напорный трубопровод.

В аппаратах же с турбинным отводом жидкость проходит через множество неподвижных лопаток, прежде чем поспасть в камеру. То есть образуется особое устройство, которое называется аппарат направляющий.

По компоновке центробежного аппарата, т.е. по расположению вала различаются горизонтальные и вертикальные конструкции. По способу коммуникации с электродвигателем аппараты разделяются на приводные и моноблочные. То есть одни соединяются с двигателем с помощью муфты, а на других рабочее колесо установлено на конце вала.

По конструкции  колеса различают аппараты с открытым и закрытым рабочим колесом. Так же различают аппараты по типу ротора, то есть сухим или мокрым.

 В общепроизводственной практике применяются центробежные аппараты, перекачивающие среду с температурой не больше 100 градусов и содержанием твердых включений до 4 Г/Кл и размером не более 0,2 мм.

Распространено использование горизонтальных одноступенчатых с полуспиральным отводом воды насосов двустороннего входа, обычно с чугунным корпусом, что позволяет производить ремонт без демонтажа.

Важно

Так же применяют консульные насосные аппараты, горизонтальные, одно и многоступенчатые с рабочим колесом, расположенным на конце вала аппарата, в котором напорный патрубок может быть повернут на 90-270 градусов, а смазка подшипников жидкая. Возможно применение как без двигателя, так и в моноблочном исполнении.

При заглублении приветствуется применение центробежных вертикальных аппаратов, что позволяет уменьшить площадь операторного помещения, а так же упростить доступ к электродвигателям. Своей конструкцией они напоминают консольные аппараты.

В таких аппаратах применяются подшипники с вкладышами из пластичного материала, которые смазываются средой.

При этом следует учитывать ее абразивность, так как при перекачивании загрязненной среды должна быть организована специальная система смазки.

На станциях канализирования бытовых или промышленных стоков возможно установка  сточных динамических вертикальных агрегатов, предназначенных для среды с РН 6-9 и плотностью до 1000 кг/Н и температурой до 90 градусов с минимальным содержанием абразива.

То есть, это центробежные аппараты с колесом одностороннего входа, которые бывают горизонтальные, вертикальные, полупогружные и двухступенчатые.

При необходимости, для уплотнения и охлаждения сальников в таких аппаратах, возможен подвод воды с напором выше, чем у насоса, или же, при необходимости, с избыточным.

В некоторых случаях, при водоотведении применяются аппараты с увеличенным проходным сечением, т.е. грунтовые, предназначенные для перекачивания среды с твердыми включениями. Эти агрегаты характеризуются увеличенными зазорами между лопастями и упрощенной их конструкцией, так же меньшим числом лопастей.

Совет

Понятно, что эти особенности приводят к значительному снижению коэффициенту полезного действия аппаратов данного типа и они имеют посредственные динамические характеристики, так как вода, подводимая для охлаждения одновременно промывает пространство между колесом и крышкой, а следовательно, напор воды должен быть значительно выше, чем развивает сам аппарат.

Обычно при эксплуатации учитываются ряд важных параметров: подача, напор, КПД, допустимая высота всасывания и мощность, напряжение электродвигателя и скорость вращения колеса. При изготовлении деталей основного количества центробежных насосных агрегатов используется чугун, далее, незначительно бронза, нержавеющая сталь, керамика.

Как наиболее вероятной причиной отказа от работы после пуска насоса является не плотность всасывающей линии, наличие в корпусе воздуха или закупорка трубок сальника.

При снижении производительности в процессе работы наиболее вероятной причиной может быть уменьшение числа оборотов, попадание воздуха в корпус или в всасывающую линию. Так же возможно из-за увеличения сопротивления в напорной линии или при увеличении высоты всасывания. Еще одной причиной может быть засорение рабочего колеса или его износ.

Часто виной уменьшения напора в процессе работы центробежного аппарата наиболее вероятной причиной может быть износ рабочих колец, колеса, повреждение напорного трубопровода, наличие воздуха в среде.

Перегрузка же двигателя возможна из за механических повреждений двигателя или насосного оборудования, повышенной и выше расчетной производительности, при напоре меньше расчетного.

При вибрации и шуме стоит проверить правильность установки чистоту рабочего колеса, износ подшипников и вала, ослабление различных креплений, как на напорной, так и на всасывающей линиях, исключить явление кавитации.

 В практике успешно применяют станковый ремонт валов фрезерованием, использованием токарного и прочих станков, для чего вначале  необходимо освободить вал от колес и при обнаружении деформации придать правкой нужный вид.

Обратите внимание

Так же большое значение при ремонте уделяется балансировке вращающейся части, корпуса, так как при дисбалансе возникает вибрация всего агрегата, что ведет к разрушению подшипников и со временем даже фундамента.

Далее, большой проблемой является ремонт ротора насоса, так он наиболее подвержен коррозии и подвергается в процессе эксплуатации гидравлическим и механическим перегрузкам.

Поломки возникают и при неточных зазорах, осевом сдвиге, при неправильной сборки, попадания инородных тел.

Поэтому в настоящее время большое внимание уделяется материалу и качеству исполнения данных деталей, применяются и разрабатываются новые виды высокопрочных сталей.

Так же не редки поломки муфт, в частности задиры, износ зубьев и посадочных мест, нарушение соосности и балансировки, неправильная посадка, вследствие биение и разрушение. При диагностике следует обратить внимание на точный контроль зазоров и размеров.

Часто в процессе эксплуатации встречаются проблемы и с торцевыми уплотнениями, которые возникают из за износа пар трения. При их замене стоит обратить внимание на притирку рабочих поверхностей трущихся пар торцевого уплотнения, чтобы создать по возможности близкую к эталону плоскостность трущейся поверхности

В процессе эксплуатации так же наиболее часто встречающейся проблемой является износ подшипников, так как их долговечность напрямую определяется количеством выработанных мото часов, наличием или отсутствием смазки, температуры ,вследствие чего наступает усталость металла и разрушение либо износ материала изготовления, а при нарушении конструктивных требований это происходит значительно быстрее. Так же причинами выхода из строя подшипников могут быть названы: несоблюдение допусков при подборе к валу, отсутствие соосности между насосом и шкивом, деформация вала, дисбаланс вращающихся элементов.

В последнее время появилось множество инновационных разработок в области изготовления подшипников,которые с успехом применяются и в производстве насосов GAC (Россия),DESMI (Дания),MAAG (Германия),  обширно представленных на нашем сайте,это и новые стали и высокотехнологичные композиты, углероды, которые обеспечивают ранее не достижимые показания по своим свойствам и длительный срок службы.

Важно

Активно используются для изготовления и ремонта различных узлов современных насосных аппаратов и  полимерные композиционные материалы, состоящие из активатора и базовой части, содержащей мелкодисперстные волокна или порошки, что позволяет возможность проводить ремонт в неудобных и труднодоступных местах без подвода энергии за очень короткий промежуток  времени, сократить сроки ремонта, дает возможность соединять разнородные материалы, увеличить срок эксплуатации изделий после ремонта, проводить ремонт без демонтажа.

Источник: https://promvolga.com/publ/konstrukciya-centrobejnyh-nasosov-i-analiz-prichin-polomki

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]