Даниил хармс профессор трубочкин

I

В редакцию «Чижа» вошёл человек маленького роста, с чёрной косматой бородой, в длинном чёрном плаще и в широкополой чёрной шляпе. Под мышкой этот человек держал огромный конверт, запечатанный зелёной печатью.
— Я — знаменитый профессор Трубочкин, — сказал тоненьким голосом этот странный человек.

— Ах, это вы профессор Трубочкин! — сказал редактор. — Мы давно ждём вас. Читатели нашего журнала задают нам различные вопросы. И вот мы обратились к вам, потому что только вы можете ответить на любой вопрос. Мы слыхали, что вы знаете всё.
— Да, я знаю все, — сказал профессор Трубочкин.

— Я умею управлять аэропланом, трамваем и подводной лодкой. Я умею говорить по-русски, по-немецки, по-турецки, по-самоедски и по-фистольски. Я умею писать стихи, читать книжку, держа её вверх ногами, стоять на одной ноге, показывать фокусы и даже летать.
— Ну, это уж невозможно, — сказал редактор.
— Нет, возможно, — сказал профессор Трубочкин.

— А ну-ка, полетите, — сказал редактор.
— Пожалуйста, — сказал профессор Трубочкин и влез на стол.

Профессор разбежался по столу, опрокинул чернильницу и банку с клеем, сбросил на пол несколько книг, порвал чью-то рукопись и прыгнул на воздух. Плащ профессора распахнулся и защёлкал над головой редактора, а сам профессор замахал руками и с грохотом полетел на пол.

Все кинулись к профессору, но профессор вскочил на ноги и сказал:
— Я делаю всё очень скоро. Я могу сразу сложить два числа любой величины.
— А ну-ка, — сказал редактор, — сколько будет три и пять?
— Четыре, — сказал профессор.

— Нет, — сказал редактор, — вы ошиблись.
— Ах да, — сказал профессор, — девятнадцать!
— Да нет же, — сказал редактор, — вы ошиблись опять. У меня получилось восемь.

Профессор Трубочкин разгладил свою бороду, положил на стол конверт с зелёной печатью и сказал:
— Хотите, я вам напишу очень хорошие стихи?

— Хорошо, — сказал редактор.

Профессор Трубочкин подбежал к столу, схватил карандаш и начал быстро-быстро писать. Правая рука профессора Трубочкина стала вдруг мутной и исчезла.

— Готово, — сказал профессор Трубочкин, протягивая редактору лист бумаги, мелко-мелко исписанный.

— Куда девалась ваша рука, когда вы писали? — спросил редактор.

— Ха-ха-ха! — рассмеялся профессор. — Это, когда я писал, я так быстро двигал рукой, что вы перестали её видеть.

  • Редактор взял бумагу и начал читать стихи:
  • Жик жик жик.
  • Фок фок фок.
  • Рик рик рик.
  • Шук шук шук.

— Что это такое? — вскричал редактор. — Я ничего не понимаю!

— Это по-фистольски, — сказал профессор Трубочкин.

— Это такой язык? — спросил редактор.

— Да, на этом языке говорят фистольцы, — сказал профессор Трубочкин.

— А где живут фистольцы? — спросил редактор.

— В Фистолии, — сказал профессор.

— А где Фистолия находится? — спросил редактор.

— Фистолия находится в Компотии, — сказал профессор.

— А где находится Компотия? — спросил редактор.

  1. — В Чучечии, — сказал профессор.
  2. — А Чучечия?
  3. — В Бамбамбии.
  4. — А Бамбамбия?
  5. — В Тимпампампии.

— Простите, профессор Трубочкин, что с вами? — сказал вдруг редактор, вытаращив глаза. — Что с вашей бородой?

Борода профессора лежала на столе.

— Ах! — крикнул профессор, схватил бороду и бросился бежать.

— Стойте! — крикнул редактор.

— Держите профессора! — крикнул художник Тутин.

— Держите его! Держите его! Держите его! — закричали все и кинулись за профессором. Но профессора и след простыл.

  • В коридоре лежал плащ профессора, на площадке лестницы — шляпа, а на ступеньках — борода.
  • А самого профессора не было нигде.
  • По лестнице вниз спускался мальчик в серой курточке.
  • Редактор и художник вернулись в редакцию.

— Смотрите, остался конверт! — крикнул писатель Колпаков.

  1. На столе лежал конверт, запечатанный зелёной печатью. На конверте было написано:
  2. «В редакцию журнала „Чиж“.»
  3. Редактор схватил конверт, распечатал его, вынул из конверта лист бумаги и прочел:
  4. Здравствуй, редакция „Чижа“.

Я только что вернулся из кругосветного путешествия. Отдохну с дороги и завтра приду к вам.

Я знаю всё и буду давать ответы на все вопросы ваших читателей.

Посылаю вам свой портрет. Напечатайте его на обложке „Чижа“ N 7.

  • Это письмо передаст вам Федя Кочкин.
  • Ваш профессор
  • Трубочкин.

— Кто это Федя Кочкин? — спросил писатель Колпаков.

— Не знаю, — сказал редактор.

— А кто же это был у нас и говорил, что он профессор Трубочкин? — спросил художник Тутин.

— Не знаю, не знаю, — сказал редактор. — Подождём до завтра, когда придёт настоящий профессор Трубочкин и сам всё объяснит. А сейчас я ничего не понимаю.

  1. II
  2. Писатель Колпаков, художник Тутин и редактор «Чижа» сидели в редакции и ждали знаменитого профессора Трубочкина, который знает решительно все.
  3. Профессор обещал прийти ровно в 12 часов, но вот уже пробило два, а профессора всё ещё нет.

В половине третьего в редакции зазвонил телефон. Редактор подошёл к телефону.

— Я слушаю, — сказал редактор.

— Ба-ба-ба-ба-ба! — раздались в телефоне страшные звуки, похожие на пушечные выстрелы.

  • Редактор вскрикнул, выпустил из рук телефонную трубку и схватился за ухо.
  • — Что случилось? — крикнули писатель Колпаков и художник
  • Тутин и кинулись к редактору.
  • — Оглушило, — сказал редактор, прочищая пальцем ухо и тряся головой.

— Бу-бу-бу-бу-бу! — неслось из телефонной трубки.

— Что же это такое? — спросил художник Тутин.

— А кто его знает, что это такое! — крикнул редактор, продолжая мотать головой.

— Подождите, — сказал писатель Колпаков, — мне кажется, я слышу слова.

Все замолчали и прислушались.

— Бу-бу-бу… буду…бу-бу… больше боль… балы балу…ту-бубу! — неслось из телефонной трубки.

— Да ведь это кто-то говорит таким страшным басом! — крикнул художник Тутин. Редактор сложил ладоши рупором, поднёс их к телефонной трубке и крикнул туда:

— Алло! Алло! Кто говорит?

— Великан Бобов-бов-бов-бов! — послышалось из телефонной трубки.

— Что? — удивился редактор. — Великанов же не бывает.

— Не бывает, а я великан Бобов, — ответила с треском трубка.

— А что вам от нас нужно? — спросил редактор.

— Вы ждёте к себе профессора Трррррубочкина? — спросил голос из трубки.

— Да, да, да! — обрадовался редактор. — Где он?

— Хра-хра-хра-хра-хра! — захохотала трубка с таким грохотом, что редактору, писателю Колпакову и художнику Тутину пришлось зажать свои уши.

— Это я! Это я-хра-хра-хра поймал профессора Трррррубочкина. И не пущу его к вам-ам-ам-ам!! — крикнул странный голос из трубки.

— Профессоррррр Трррррубочкин мой враг-раг-раг-раг, рык-эрык-кыкырык… — затрещало что-то в трубке, и вдруг стало тихо. Из телефонной трубки шёл дым.

— Этот страшный великан кричал так громко, что, кажется, сломал телефон, — сказал редактор.

— Но что ж с профессором? — спросил писатель Колпаков.

— Надо спасать профессора! — крикнул редактор. — Бежим к нему на помощь!

— Но куда? — спросил художник Тутин. — Мы даже не знаем, где живёт этот великан Бобов.

— Что же делать? — спросил писатель Колпаков.

Вдруг опять зазвонил телефон.

— Телефон не сломан! — крикнул редактор и побежал к телефону.

Редактор снял телефонную трубку и вдруг опять повесил её на крючок. Потом опять снял трубку, крикнул в неё:

— Алло! Я слушаю, — и отскочил от трубки шагов на пять.

В трубке что-то очень слабо защёлкало. Редактор подошёл ближе и поднёс трубку к уху.

— С вами говорит Федя Кочкин, — послышалось из телефонной трубки.

— Да, да, я слушаю! — крикнул редактор.

— Профессор Трубочкин попал к великану Бобову. Я бегу спасать профессора Трубочкина. Ждите моего звонка. До свидания. — И редактор услышал, как Федя Кочкин повесил трубку.

— Федя Кочкин идёт спасать профессора Трубочкина, — сказал редактор.

— А что же делать нам? — спросил писатель Колпаков.

  1. — Пока нам придётся только ждать.
  2. * 1 *[1]
  3. Редактор схватил со стола первый попавшийся конверт, вынул из него бумажку и прочёл вслух:

Дорогой профессор Трубочкин! Я и мой приятель Миша Баранкин купались вчера в реке и вдруг увидели под водой живую курицу. Что бы это могло быть?

— Ну что? — сказал редактор. — Можете ответить на этот вопрос?

— Может быть, это действительно была курица? — сказал писатель Колпаков.

  • Редактор махнул рукой.
  • — Нет, посмотрим другой вопрос, — сказал редактор.
  • Художник Тутин распечатал другой конверт и прочёл:

Товарищ профессор Трубочкин! сколько нужно взять красных и синих воздушных шариков, чтобы они подняли меня на воздух?

Женя Перов.

— Ну, — сказал редактор, — кто может ответить на этот вопрос? Я лично не могу.

  1. — Я тоже, — сказал писатель Колпаков.
  2. — И я тоже не могу, — сказал художник Тутин.
  3. — Тогда что же делать без профессора Трубочкина?
  4. В редакцию вошел курьер и принёс ещё пачку конвертов.

— Профессору Трубочкину! — сказал курьер и ушёл.

* 2 *

Профессор Трубочкин в опасности

Профессор Трубочкин знает всё. Но есть один человек, который считает, что профессор Трубочкин ничего не знает. Этот человек Софрон Бобов. (Себя он называет великаном Бобовым. Действительно он очень высокого роста и очень сильный).

Вот портрет Софрона Бобова, нарисованный художником Тутиным. Как видите, портрет очень не ясный, но это потому, что у художника Тутина, когда он рисовал Софрона Бобова, очень тряслись руки.

А руки у Тутина тряслись потому, что Софрон Бобов мог каждую минуту разорвать верёвки.

* 3 *

Я, писатель Колпаков, хожу теперь с повязанной головой. Я уже два месяца не брился, пятнадцать ночей не спал и десять дней не обедал. Я бегал по всему Ленинграду и разыскивал профессора Трубочкина. Но я его не нашёл. Профессор Трубочкин пропал. Зато вчера мне удалось отыскать великана Бобова. Оказалось, что Бобов совсем не великан. Даже я выше его ростом.

Но зато Бобов обладает страшным голосом. Когда я спросил его: «где профессор Трубочкин?», Бобов начал мне что-то объяснять, но с таким грохотом, что я ничего не понял. Сначала у меня зазвенело в ушах и закружилось в голове, а потом вдруг стало совсем тихо.

Я видел, как Бобов открывал и закрывал рот, и как от этого дрожит на столе посуда, качается на потолке лампа и лежащая на полу катушка с нитками то закатывается под диван, то опять выкатывается из-под дивана обратно. Тогда я понял, что я оглох. Я выскочил на улицу, сел в трамвай и поехал в редакцию. В трамвае передо мной стоял какой-то человек.

Я спросил его: «Вы сейчас выходите?» Он мне ничего не ответил. Я подождал немного и спросил опять: «Вы сейчас выходите?» Он опять ничего мне не ответил. Тогда я сказал очень громко: «Да вы выходите сейчас или нет?» Человек повернул ко мне голову и, молча глядя мне в глаза, восемь раз открыл и закрыл рот.

Тут я обозлился и закричал на весь вагон: «Да вы выходите или нет!» Вдруг все повернули ко мне головы и стали молча открывать и закрывать рты и махать руками. Тогда я вспомнил, что я ведь оглох. Я поскорее слез с трамвая и пешком пошёл в ушиную лечебницу. Доктор долго ковырял чем-то у меня в ушах, а потом забинтовал мне всю голову.

Теперь я хожу с повязанной головой и ничего не слышу. Но где профессор Трубочкин!? Если кто услышит что-нибудь о профессоре Трубочкине, то пусть немедленно сообщит об этом по адресу: Ленинград, Дом Книги, Редакция журнала «Чиж», писателю Колпакову.

* 4 *

Профессор Трубочкин лежал на полу, связанный по рукам и ногам толстой верёвкой. Рядом на табурете сидел очень толстый человек и курил трубку. Это был великан Бобов.

Великанов нет, есть только очень высокие люди. А Бобов даже не был очень высоким человеком. Но сам себя он называл великаном.

— Ты, профессор Трубочкин, знаешь всё, — говорил великан Бобов. — А я ничего не знаю. Почему это так?

— Потому что ты лентяй. Вот почему ты ничего не знаешь, — сказал профессор Трубочкин. — А я знаю так много, потому что я всё время что-нибудь изучаю. Вот даже сейчас, я лежу связанный, разговариваю с тобой, а сам в голове повторяю таблицу умножения.

Читайте также:  Как заделать стык чугунной трубы с унитазом

— Ох, эта таблица умножения! — сказал великан Бобов. — Сколько я её ни учил, так и не мог выучить. Одиножды один — четыре! Это я ещё запомнил, а уж зато больше ничего в голове не осталось!

  • — Да, наука легко не даётся…
  • III
  • Секретное письмо

Я, писатель Колпаков, получил сейчас телеграмму от Феди Кочкина. Федя сообщает, что он нашел профессора Трубочкина и великана Бобова, и послезавтра приведет их в редакцию. Я сказал об этом только художнику Тутину.

Больше об этом никто ничего не знает. Вы, ребята, тоже молчите, никому не говорите, что скоро профессор Трубочкин придет в редакцию. Вот-то все удивятся! А я вам в 12-м номере «Чижа» расскажу, как все произошло.

Писатель Колпаков

IV
В редакции «Чижа» был страшный беспорядок. На столах, на стульях, на полу и на подоконниках лежали кучи писем с вопросами читателей к профессору Трубочкину.

Редактор сидел на тюке писем, ел булку с маслом и раздумывал, — как ответить на вопрос: «почему крокодил ниже бегемота?»

Вдруг в коридоре раздался шум, топот, дверь распахнулась — и в редакцию вбежали писатель Колпаков и художник Тутин.

— Ура! Ура! — крикнул художник Тутин.

— Что случилось?

Тут дверь опять отворилась и в редакцию вошел мальчик в серой курточке.

— Это еще кто такой? — удивился редактор.

— Ура-а! — вскричали Колпаков и Тутин.

На шум в редакцию Чижа собрались люди со всего издательства. Пришли: водопроводчик Кузьма, и типограф Петров, и переплетчик Рындаков, и уборщица Филимонова, и лифтер Николай Андреич, и машинистка Наталья Ивановна.

— Что случилось? — кричали они.

— Да что же это такое? — кричал редактор.

— Ура-а! — кричал мальчик в серой курточке.

— Ура-а! — подхватили писатель Колпаков и художник Тутин.

  1. Никто ничего не мог понять.
  2. Вдруг в коридоре что-то стукнуло раза четыре, что-то хлопнуло, будто выстрелило, и согнувшись, чтобы пролезть в дверь, вошел в редакцию человек такого огромного роста, что, когда он выпрямился, голова его почти коснулась потолка.
  3. — Вот и я, — сказал этот человек таким страшным голосом, что задребезжали стекла, запрыгала на чернильнице крышка и закачалась лампа.
  4. Машинистка Наталья Ивановна вскрикнула, переплетчик Рындаков спрятался за шкап, раздевальщик Николай Андреич почесал затылок, а редактор подошел к огромному человеку и сказал:

— Кто вы такой?
— Кто я такой? — переспросил огромный человек таким громким голосом, что редактор зажал уши и замотал головой.
— Нет, уж вы лучше молчите! — крикнул редактор.
В это время в редакцию вошел коренастый человек, с черной бородкой и блестящими глазами. Одет он был в кожаную куртку, на голове его была кожаная фуражка.
Войдя в комнату, он снял фуражку и сказал:
— Здравствуйте.

— Смотрите-ка! — крикнул типограф Петров, — его портрет был помещен в седьмом номере «Чижа».
— Да ведь это профессор Трубочкин! — крикнула уборщица Филимонова.
— Да, я профессор Трубочкин, — сказал человек в кожаной куртке. — А это мой друг великан Бобов, а этот мальчик — мой помощник, Федя Кочкин.
— Ура! — крикнул тогда редактор.
— Я был у великана Бобова, — сказал профессор.

— Два месяца подряд мы вели с ним научный спор о том, кто сильнее: лев или тигр. Мы бы еще долго спорили, но пришел Федя Кочкин и сказал нам, что читатели «Чижа» ждут ответов на свои вопросы.
— Давно ждут, — сказал редактор и показал рукой на груды открыток и конвертов, больших пакетов и маленьких записок. — Видите, что у нас тут делается. Это все вопросы от наших читателей.

— Ну, теперь я на все отвечу, — сказал профессор Трубочкин. — Бобов, собери, пожалуйста, все эти конверты и бумажки, и снеси их, пожалуйста, ко мне на дом, пожалуйста.
Бобов засучил рукава, достал из кармана канат, связал из писем и пакетов четыре огромных тюка, взвалил их себе на плечи и вышел из редакции.
— Ну вот, — сказал профессор Трубочкин, — тут осталось еще штук двести писем.

На эти я отвечу сейчас.

Профессор Трубочкин сел к столу, а Федя Кочкин стал распечатывать письма и класть их стопочкой перед профессором. Федя Кочкин делал это так быстро, что у всех присутствующих закружились головы, и они вышли из редакции в коридор.

Последним вышел редактор.
— Ура! — сказал редактор. — Теперь все наши читатели получат ответы на свои вопросы.
— Нет, не все, — сказали писатель Колпаков и художник Тутин, —
А ТОЛЬКО ТЕ,
КТО ПОДПИШЕТСЯ
НА «ЧИЖ»
НА

1934 ГОД.

Читать сказку «Даниил Хармс — Профессор Трубочкин» на сайте РуСтих онлайн: лучшие народные сказки для детей и взрослых. Поучительные сказки для мальчиков и девочек для чтения в детском саду, школе или на ночь.

Читать

Хармс Даниил

Рассказы для детей

«Однажды лев, слон, жирафа…»

  • I
  • Однажды лев, слон, жирафа, олень, страус, лось, дикая лошадь и собака поспорили, кто из них быстрее всех бегает.
  • Спорили, спорили и чуть было не подрались.
  • Услыхал Гриша Апельсинов, что звери спорят, и говорит им:

— Эх вы, глупые звери! Зря вы спорите! Вы лучше устройте состязание. Кто первый вокруг озера обежит, тот, значит, и бегает быстрее всех.

Звери согласились, только страус сказал, что он не умеет вокруг озера бегать.

— Ну и не бегай, — сказал ему лось.

— А вот побегу! — сказал страус.

— Ну и беги! — сказала жирафа.

  1. Звери выстроились в ряд, Гриша Апельсинов махнул флагом, и звери побежали.
  2. II
  3. Лев несколько скачков сделал, устал и пошел под пальмами отдохнуть.

Остальные звери дальше бегут. Впереди всех страус несется, а за ним лось и жирафа.

Вот страус испугался, чтобы его жирафа и лось не обогнали, повернул к ним голову и крикнул:

— Эй, слушайте! Давайте из озера всю воду выпьем! Все звери вокруг озера побегут, а мы прямо по сухому дну поперек побежим и раньше всех прибежим!

— А ведь верно! — сказали лось и жирафа, остановились и начали из озера воду пить.

А страус подумал про себя:

— Вот дураки! Пускай они воду пьют, а я дальше побегу.

  • И страус побежал дальше, да только забыл голову повернуть и, вместо того чтобы вперед бежать, побежал обратно.
  • III
  • А лось и жирафа пили, пили, пили, пили, наконец жирафа говорит:
  • — Я больше не могу.
  • И лось говорит:
  • — Я тоже больше не могу.

Побежали они дальше, да уж быстро бежать не могут. Так их от воды раздуло.

А слон увидал это и ну смеяться!

Стоит и смеётся! Стоит и смеётся!

А собаку по дороге блохи заели. Села она и давай чесаться! Сидит и чешется! Сидит и чешется!

  1. Так что первыми олень и дикая лошадь прибежали.
  2. IV
  3. А слон-то все стоит и смеётся, стоит и смеётся!
  4. V
  5. А собака-то все сидит и чешется, сидит и чешется!
  6. VI
  7. А жирафа-то все бежит!
  8. VII
  9. А слон-то все смеётся!
  10. VIII
  11. А собака-то все чешется!

Сказка

  • — Вот, — сказал Ваня, кладя на стол тетрадку, — давай писать сказку.
  • — Давай, — сказала Леночка, садясь на стул.
  • Ваня взял карандаш и написал:
  • «Жил-был король…»

Тут Ваня задумался и поднял глаза к потолку. Леночка заглянула в тетрадку и прочла, что написал Ваня.

— Такая сказка уже есть, — сказала Леночка.

— А почем ты знаешь? — спросил Ваня.

— Знаю, потому что читала, — сказала Леночка.

— О чем же там говорится? — спросил Ваня.

— Ну, о том, как король пил чай с яблоками и вдруг подавился, а королева стала бить его по спине, чтобы кусок яблока выскочил из горла обратно. А король подумал, что королева дерется, и ударил её стаканом по голове. Тут королева рассердилась и ударила короля тарелкой. А король ударил королеву миской.

А королева ударила короля стулом. А король вскочил и ударил королеву столом. А королева повалила на короля буфет. Но король вылез из-под буфета и пустил в королеву короной. Тогда королева схватила короля за волосы и выбросила его в окошко.

Но король влез обратно в комнату через другое окно, схватил королеву и запихал её в печку. Но королева вылезла через трубу на крышу, потом спустилась по громоотводу в сад и через окно вернулась обратно в комнату. А король в это время растапливал печку, чтобы сжечь королеву.

Королева подкралась сзади и толкнула короля. Король полетел в печку и там сгорел. Вот и вся сказка, — сказала Леночка.

— Очень глупая сказка, — сказал Ваня. — Я хотел написать совсем другую.

  1. — Ну, пиши, — сказала Леночка.
  2. Ваня взял карандаш и написал:
  3. «Жил-был разбойник…»

— Подожди! — крикнула Леночка. — Такая сказка уже есть!

— Я не знал, — сказал Ваня.

— Ну, как же, — сказала Леночка, — разве ты не знаешь о том, как один разбойник, спасаясь от стражи, вскочил на лошадь, да с размаху перевалился на другую сторону и упал на землю. Разбойник выругался и опять вскочил на лошадь, но снова не рассчитал прыжка, перевалился на другую сторону и упал на землю.

Разбойник поднялся, погрозил кулаком, прыгнул на лошадь и опять перемахнул через неё и полетел на землю. Тут разбойник выхватил из-за пояса пистолет, выстрелил из него в воздух и опять прыгнул на лошадь, но с такой силой, что опять перемахнул через неё и шлёпнулся на землю.

Тогда разбойник сорвал с головы шапку, растоптал её ногами и опять прыгнул на лошадь, и опять перемахнул через неё, шлепнулся на землю и сломал себе ногу. А лошадь отошла в сторону. Разбойник, прихрамывая, подбежал к лошади и ударил её кулаком по лбу. Лошадь убежала.

В это время прискакали стражники, схватили разбойника и отвели его в тюрьму.

— Ну, значит, о разбойнике я писать не буду, — сказал Ваня.

— А о ком же будешь? — спросила Леночка.

  • — Я напишу сказку о кузнеце, — сказал Ваня.
  • Ваня написал:
  • «Жил-был кузнец…»

— Такая сказка тоже есть! — закричала Леночка.

— Ну? — сказал Ваня и положил карандаш.

— Как же, — сказала Леночка. — Жил-был кузнец.

Вот однажды ковал он подкову и так взмахнул молотком, что молоток сорвался с рукоятки, вылетел в окно, убил четырех голубей, ударился о пожарную каланчу, отлетел в сторону, разбил окно в доме брандмейстера, пролетел над столом, за которым сидели сам брандмейстер и его жена, проломил стену в доме брандмейстера и вылетел на улицу. Он опрокинул на землю фонарный столб, сшиб с ног мороженщика и стукнул по голове Карла Ивановича Шустерлинга, который на минуточку снял шляпу, чтобы проветрить свой затылок. Ударившись об голову Карла Ивановича Шустерлинга, молоток полетел обратно, опять сшиб с ног мороженщика, сбросил с крыши двух дерущихся котов, перевернул корову, убил четырех воробьев и опять влетел в кузницу, и прямо сел на свою рукоятку, которую кузнец продолжал ещё держать в правой руке. Все это произошло так быстро, что кузнец ничего не заметил и продолжал дальше ковать подкову.

  1. — Ну, значит, о кузнеце уже написана сказка, тогда я напишу сказку о себе самом, — сказал Ваня и написал:
  2. «Жил-был мальчик Ваня…»
  3. — Про Ваню тоже сказка есть, — сказала Леночка. — Жил-был мальчик Ваня, и вот однажды подошел он к…
  4. — Подожди, — сказал Ваня, — я хотел написать сказку про самого себя.
  5. — И про тебя уже сказка написана, — сказала Леночка.

— Не может быть! — сказал Ваня.

— А я тебе говорю, что написана, — сказала Леночка.

— Да где же написана? — удивился Ваня.

— А вот купи журнал «Чиж» номер семь и там ты прочтешь сказку про самого себя, — сказала Леночка.

Ваня купил «Чижа» N 7 и прочитал вот эту самую сказку, которую только что прочитал ты.

Читать онлайн "Професор Трубочкин" автора Хармс Даниил Иванович — RuLit — Страница 1

Даниил Хармс

Професор Трубочкин

В редакцията на „Чиж“ влезе дребно човече с гъста черна брада, с дълъг черен дъждобран и с черна шапка с широка периферия. То държеше под мишница огромен плик, запечатан със зелен печат.

— Аз съм прочутият професор Трубочкин — каза странното човече с тънък глас.

— А, значи вие сте професор Трубочкин! — възкликна редакторът. — Отдавна ви чакаме. Читателите на нашето списание ни задават какви ли не въпроси. Затова и се обърнахме към вас, понеже само вие можете да отговорите на всякакъв въпрос. Дочухме, че знаете всичко.

— Да, знам всичко — рече професор Трубочкин. — Мога да карам аероплан, трамвай и подводница. Мога да говоря руски, немски, турски, самоедски и фистолски. Мога да пиша стихове, да чета книга, както съм си с краката нагоре, да стоя на един крак, да правя фокуси и дори да летя.

  • — Е, това вече е невъзможно — рече редакторът.
  • — Не, възможно е — възрази професор Трубочкин.
  • — Ами тогава, хайде, полетете де — рече редакторът.
Читайте также:  Виды насосов для масла

— Моля — каза професор Трубочкин и се качи на масата. Затича се, обърна една мастилница и бурканче с лепило, изрита на пода няколко книги, разпердушини нечий ръкопис и скочи във въздуха. Дъждобранът на професора се изду и прошумоля над главата на редактора, а самият професор замаха с ръце и с гръм и трясък полетя към пода.

Всички се спуснаха към професора, но той моментално скочи на крака и каза:

— Правя всичко много бързо. Мога да събера за миг две каквито и да е числа.

  1. — Я да видим — рече редакторът, — колко е три и пет?
  2. — Четири — отвърна професорът.
  3. — Не — възрази редакторът, — грешите.
  4. — А, да — съгласи се професорът, — деветнайсет.

— Не и не! — рече редакторът. — Пак сгрешихте. Аз получих осем.

  • Професор Трубочкин поглади брадата си, остави на масата плика със зеления печат и каза:
  • — Искате ли ей сега да ви съчиня едно страхотно стихотворение?
  • — Ами добре — рече редакторът.

Професор Трубочкин се стрелна към масата, взе молив и бързо-бързо започна да пише. Дясната му ръка изведнъж помътня и изчезна.

— Готово — съобщи професорът, подавайки на редактора ситно изписан лист хартия.

— А къде се дяна ръката ви, докато пишехте? — попита редакторът.

— Ха-ха-ха! — разсмя се професорът. — Докато пишех, движех ръката си толкова бързо, че вие престанахте да я виждате.

Редакторът взе листа и започна да чете стиховете:

Жик жик жик.
Фок фок фок.
Рик рик рик.
Шук шук шук.

— Това пък какво е? — викна редакторът. — Нищо не разбирам.

— Това е на фистолски — каза професор Трубочкин.

— Що за език е това? — попита редакторът.

— На този език говорят фистолците — рече професор Трубочкин.

— И къде живеят тези фистолци? — попита редакторът.

— Във Фистолия — отвърна професорът.

— Къде се намира Фистолия? — попита редакторът.

— Фистолия се намира в Компотия — обясни професор Трубочкин.

— А къде се намира Компотия? — попита редакторът.

  1. — В Чучечия — каза професорът.
  2. — А Чучечия?
  3. — В Бамбамбия.
  4. — А Бамбамбия?
  5. — В Тилипампампия.

— Извинете, професор Трубочкин, какво ви става? — рече изведнъж редакторът, като опули очи. — Какво стана с брадата ви?

Брадата на професора лежеше на масата.

— Ох! — възкликна професорът, грабна брадата си и търти да бяга.

— Чакайте! — викна редакторът.

— Дръжте професора! — развика се художникът Тутин.

— Дръжте го! Дръжте го! Дръжте го! — закрещяха всички и се спуснаха след него. Но от професора нямаше и следа.

  • Дъждобранът му бе захвърлен в коридора, шапката му — на стълбищната площадка, а брадата му — на стълбите.
  • А от самия професор нямаше и помен.
  • По стълбите слизаше момче в сиво яке.
  • Редакторът и художникът се върнаха в редакцията.

— Вижте, пликът е тук! — викна писателят Колпаков.

Пликът, запечатан със зелен печат, беше на бюрото. На него пишеше:

До редакцията на списание „Чиж“

Редакторът взе плика, разпечата го, извади един лист от него и прочете:

Здравей, редакция на „Чиж“,

Току-що се връщам от околосветско пътешествие. Ще си почина от пътя и утре ще дойда при Вас.

Знам всичко и ще отговарям на всякакви въпроси от Ваши читатели.

Изпращам Ви портрета си. Отпечатайте го на корицата на брой 7 на „Чиж“.

Това писмо ще Ви предаде Федя Кочкин.

— Кой е този Федя Кочкин? — попита писателят Колпаков.

— Не знам — каза редакторът.

— Ами тогава кой беше тук и твърдеше, че е професор Трубочкин? — попита художникът Тутин.

Читать Рассказы для детей

— Да вы сами-то что, из города? — спросил шофёр.

— Ну да, — ревел Петька, — с Моховой улицы.

— А как же вы сюда попали? — удивился шофёр.

— Да вот Колька, — ревел Петька, — обещал в Бразилию свезти, а сам сюда привёз.

— В Брусилово… Брусилово… Постойте, Брусилово это дальше, это где-то в Черниговской области, — сказал шофёр.

— Чилиговская область… Чилийская республика… Чили… Это южнее, это там, где и Аргентина. Чили находится на берегу Тихого океана, — сказал Колька.

— Дяденька, — захныкал опять Петька, — свези нас домой.

— Ладно, ладно, — сказал шофёр. — Садитесь, всё равно машина пустая. Только Брусилово не тут, Брусилово — это в Черниговской области.

  • И вот Колька Панкин и Петька Ершов поехали домой на автомобиле.
  • ХI
  • Колька Панкин и Петька Ершов ехали сначала молча. Потом Колька посмотрел на Петьку и сказал:
  • — Петька, — сказал Колька, — ты видел кондора?

— Нет, — сказал Петька. — А что это такое?

— Это птица, — сказал Колька.

— Большая? — спросил Петька.

— Очень большая, — сказал Колька.

— Больше вороны? — спросил Петька.

— Что ты! Это самая большая птица, — сказал Колька.

— А я её не видал, — сказал Петька.

— А я видел. Она на пальме сидела, — сказал Колька.

— На какой пальме? — спросил Петька.

— На той, на которой и колибри сидела, — сказал Колька.

— Это была не пальма, а сосна, — сказал Петька.

— Нет, пальма! — сказал Колька.

— Нет, сосна! — сказал Петька. — Пальмы растут только в Бразилии, а тут не растут.

— Мы и были в Бразилии, — сказал Колька.

— Нет, не были! — сказал Петька.

— Нет, были! — сказал Колька.

— Не бы-ли! — закричал Петька.

— Были, были, были, бы-ли-и-и! — кричал Колька.

  1. — А вон и Ленинград виднеется, — сказал шофёр, указывая рукой на торчащие в небо трубы и крыши.
  2. ВСЁ
  3. Профессор Трубочкин
  4. I

В редакцию «Чижа» вошёл человек маленького роста, с чёрной косматой бородой, в длинном чёрном плаще и в широкополой чёрной шляпе. Под мышкой этот человек держал огромный конверт, запечатанный зелёной печатью.

— Я — знаменитый профессор Трубочкин, — сказал тоненьким голосом этот странный человек.

— Ах, это вы профессор Трубочкин! — сказал редактор. — Мы давно ждём вас. Читатели нашего журнала задают нам различные вопросы. И вот мы обратились к вам, потому что только вы можете ответить на любой вопрос. Мы слыхали, что вы знаете всё.

— Да, я знаю все, — сказал профессор Трубочкин. — Я умею управлять аэропланом, трамваем и подводной лодкой. Я умею говорить по-русски, по-немецки, по-турецки, по-самоедски и по-фистольски. Я умею писать стихи, читать книжку, держа её вверх ногами, стоять на одной ноге, показывать фокусы и даже летать.

  • — Ну, это уж невозможно, — сказал редактор.
  • — Нет, возможно, — сказал профессор Трубочкин.
  • — А ну-ка, полетите, — сказал редактор.
  • — Пожалуйста, — сказал профессор Трубочкин и влез на стол.

Профессор разбежался по столу, опрокинул чернильницу и банку с клеем, сбросил на пол несколько книг, порвал чью-то рукопись и прыгнул на воздух. Плащ профессора распахнулся и защёлкал над головой редактора, а сам профессор замахал руками и с грохотом полетел на пол.

Все кинулись к профессору, но профессор вскочил на ноги и сказал:

— Я делаю всё очень скоро. Я могу сразу сложить два числа любой величины.

  1. — А ну-ка, — сказал редактор, — сколько будет три и пять?
  2. — Четыре, — сказал профессор.
  3. — Нет, — сказал редактор, — вы ошиблись.
  4. — Ах да, — сказал профессор, — девятнадцать!

— Да нет же, — сказал редактор, — вы ошиблись опять. У меня получилось восемь.

  • Профессор Трубочкин разгладил свою бороду, положил на стол конверт с зелёной печатью и сказал:
  • — Хотите, я вам напишу очень хорошие стихи?
  • — Хорошо, — сказал редактор.

Профессор Трубочкин подбежал к столу, схватил карандаш и начал быстро-быстро писать. Правая рука профессора Трубочкина стала вдруг мутной и исчезла.

— Готово, — сказал профессор Трубочкин, протягивая редактору лист бумаги, мелко-мелко исписанный.

— Куда девалась ваша рука, когда вы писали? — спросил редактор.

— Ха-ха-ха! — рассмеялся профессор. — Это, когда я писал, я так быстро двигал рукой, что вы перестали её видеть.

Редактор взял бумагу и начал читать стихи:

  1. Жик жик жик.
  2. Фок фок фок.
  3. Рик рик рик.
  4. Шук шук шук.

— Что это такое? — вскричал редактор. — Я ничего не понимаю!

— Это по-фистольски, — сказал профессор Трубочкин.

— Это такой язык? — спросил редактор.

— Да, на этом языке говорят фистольцы, — сказал профессор Трубочкин.

— А где живут фистольцы? — спросил редактор.

— В Фистолии, — сказал профессор.

— А где Фистолия находится? — спросил редактор.

— Фистолия находится в Компотии, — сказал профессор.

— А где находится Компотия? — спросил редактор.

  • — В Чучечии, — сказал профессор.
  • — А Чучечия?
  • — В Бамбамбии.
  • — А Бамбамбия?
  • — В Тимпампампии.

— Простите, профессор Трубочкин, что с вами? — сказал вдруг редактор, вытаращив глаза. — Что с вашей бородой?

Борода профессора лежала на столе.

— Ах! — крикнул профессор, схватил бороду и бросился бежать.

— Стойте! — крикнул редактор.

— Держите профессора! — крикнул художник Тутин.

— Держите его! Держите его! Держите его! — закричали все и кинулись за профессором. Но профессора и след простыл.

  1. В коридоре лежал плащ профессора, на площадке лестницы — шляпа, а на ступеньках — борода.
  2. А самого профессора не было нигде.
  3. По лестнице вниз спускался мальчик в серой курточке.
  4. Редактор и художник вернулись в редакцию.

— Смотрите, остался конверт! — крикнул писатель Колпаков.

  • На столе лежал конверт, запечатанный зелёной печатью. На конверте было написано:
  • «В редакцию журнала „Чиж“.»
  • Редактор схватил конверт, распечатал его, вынул из конверта лист бумаги и прочел:

Здравствуй, редакция „Чижа“.

Я только что вернулся из кругосветного путешествия. Отдохну с дороги и завтра приду к вам.

Я знаю всё и буду давать ответы на все вопросы ваших читателей.

Посылаю вам свой портрет. Напечатайте его на обложке „Чижа“ N 7.

Это письмо передаст вам Федя Кочкин.

— Кто это Федя Кочкин? — спросил писатель Колпаков.

— Не знаю, — сказал редактор.

— А кто же это был у нас и говорил, что он профессор Трубочкин? — спросил художник Тутин.

— Не знаю, не знаю, — сказал редактор. — Подождём до завтра, когда придёт настоящий профессор Трубочкин и сам всё объяснит. А сейчас я ничего не понимаю.

  1. II
  2. Писатель Колпаков, художник Тутин и редактор «Чижа» сидели в редакции и ждали знаменитого профессора Трубочкина, который знает решительно все.
  3. Профессор обещал прийти ровно в 12 часов, но вот уже пробило два, а профессора всё ещё нет.

В половине третьего в редакции зазвонил телефон. Редактор подошёл к телефону.

— Я слушаю, — сказал редактор.

— Ба-ба-ба-ба-ба! — раздались в телефоне страшные звуки, похожие на пушечные выстрелы.

  • Редактор вскрикнул, выпустил из рук телефонную трубку и схватился за ухо.
  • — Что случилось? — крикнули писатель Колпаков и художник
  • Тутин и кинулись к редактору.
  • — Оглушило, — сказал редактор, прочищая пальцем ухо и тряся головой.

Урок-представление "Здравствуйте! Здравствуйте! Здравствуйте!"(По творчеству Д. Хармса)

Цели

.

  • знакомство с жизнью и творчеством Д. Хармса,
  • привитие интереса к литературе и чтению,
  • развитие творческих способностей пятиклассников, их речевой изобретательности, артистических способностей.

Оборудование

.

  • портреты Д. Хармса,
  • отпечатанные стихи Д. Хармса и рисунки к ним,
  • отпечатанное клише по биографии Д. Хармса,
  • выставка книг Д. Хармса.

Предварительное домашнее задание.

  • За 2 недели до игры ученики получают задание: познакомиться с биографией Д. Хармса и почитать его стихи, сказки, пьесы. Рекомендована литература. В течение 2-х недель учитель отслеживает процесс чтения методом опроса (выборочного).
  • Учащиеся готовят инсценировки по сказкам и стихам под руководством учителя.
  • Сочиняют центон по стихам Д. Хармса.
  • План проведения урока-представления I. Учитель. Наш праздничный урок-представление мы начнем с инсценировки. Вашему вниманию предлагаем веселое стихотворение.

    Инсценировка стихотворения Д. Хармса “Врун” (4 человека).

    1-ый чтец.

    Вы знаете? Вы знаете? Вы знаете? Ну, конечно, знаете! Ясно, что вы знаете! Несомненно, Несомненно

    Несомненно, знаете!

    3 чтец

    а (вместе).

    Нет! Нет! Нет! Нет! Мы не знаем ничего, Не слыхали ничего, Не слыхали, не видали И не знаем

    Ничего!

    1-ый чтец.

    А вы знаете, что У? А вы знаете, что па? А вы знаете, что пы? Что у папы моего Было сорок сыновей? Было сорок здоровенных – И не двадцать, И не тридцать,

    Ровно сорок сыновей.

    2-ой чтец.

    Ну! Ну! Ну! Ну! Врешь! Врешь! Врешь! Врешь! Еще двадцать, Еще тридцать, Ну еще туда-сюда, А уж сорок, ровно сорок, —

    Это просто ерунда!

    1-ый чтец.

    А вы знаете, что со? А вы знаете, что ба? А вы знаете, что ки? Что собаки-пустолайки Научилися летать? Научились точно птицы, — Не как звери, Не как рыбы —

    Точно ястребы летать!

    3-ий чтец.

    Ну! Ну! Ну! Ну! Врешь! Врешь! Врешь! Врешь! Ну, как звери, Ну, как рыбы, Ну, еще туда-сюда, А как ястребы, Как птицы, —

    Это просто ерунда!

    1-ый чтец.

    А вы знаете, что на? А вы знаете, что не? А вы знаете, что бе? Что на небе Вместо солнца Скоро будет колесо? Скоро будет золотое – Не тарелка, не лепешка, —

    А большое колесо!

    Читайте также:  Фторопластовые трубы диаметры таблица

    4 чтец.

    Ну! Ну! Ну! Ну! Врешь! Врешь! Врешь! Врешь! Ну, тарелка, Ну, лепешка, Ну, еще туда-сюда, А уж если колесо –

    Это просто ерунда!

    1-ый чтец.

    А вы знаете, что под? А вы знаете, что мо? А вы знаете, что рем? Что под морем-океаном Часовой стоит под морем Не с дубинкой, Не с метелкой,

    А с заряженным ружьем.

    2-ой чтец.

    Ну! Ну! Ну! Ну! Врешь! Врешь! Врешь! Врешь! Ну, с дубинкой, Ну, с метелкой, Ну, еще туда-сюда, А с заряженным ружьем –

    Это просто ерунда!

    1-ый чтец.

    А вы знаете, что До? А вы знаете, что но? А вы знаете, что са? Что до носа Ни руками, Ни ногами, Не доехать, Не допрыгать, Что до носа

    Не достать?

    3-ий чтец.

    Угу! Ну! Ну! Ну! Врешь! Врешь! Врешь! Врешь! Ну, доехать, Ну, допрыгать, Ну, еще туда-сюда, А достать его руками –

    Это просто ерунда!

    4 чтец

    (обращаясь к сидящим ученикам):

    Вы знаете? Вы знаете? Вы, конечно, знаете. Стихи какого автора

    Мы прочитали Вам?

    (Ученики должны ответить – Д. Хармса).

    2 чтец.

    Все правильно, все правильно! Ну, конечно, правильно! Стихи поэта Хармса

    Мы прочитали вам.

    II. Учитель. Даниил Иванович Хармс – замечательный русский поэт, писатель, сказочник, драматург; это его псевдоним. Что такое псевдоним? Этот псевдоним обозначает по-английски и по-французски – обаяние. Настоящая фамилия его Даниил Ювачев. Теперь мы посмотрим, что вы знаете о нем и его жизни.

    Помощники раздают каждому учащемуся составленные и отпечатанные клише, куда каждый ученик должен вписать необходимую информацию в указанное место (3 минуты).

    Клише имеет такой вид:

    Когда Даня Ювачев был маленьким, он любил слушать ______________ (сказки) и разгадывать ______________(загадки). Даниил Иванович жил ______________(в Ленинграде). В его комнате у окна стоял удивительный и редкий музыкальный инструмент ______________(фисгармония). Волосы у писателя были не черные и не светлые, а ____________(темно-русые).

    Он зачесывал их _____________(назад). Глаза небольшие, _____________(светлые). Лоб высокий, как ________________(спортивная площадка). В спортивном пиджаке, в брюках-гольф, в шапочке с длинным козырьком он был удивительно похож на английского сыщика ________________(Шерлока Холмса).

    Его друзьями были детские поэты и писатели: Самуил ___________ (Маршак), Корней______________(Чуковский), Борис________________(Житков). Они вместе печатали интересные рассказы и стихи в детских журналах, которые назывались “_______________” и “___________” (“Чиж”, “Еж”).

    Даниил Хармс придумал таких героев этих журналов, как Умная___________(Маша), Иван___________(Топорышкин), профессор_______________(Трубочкин).

    Затем несколько человек зачитывают свои варианты и сравнивают с исходным, который зачитан до проверки. Отмечаются те, кто заполнил клише более точно. Выбирается лучший биограф.

    III. Инсценирование стихотворения “Профессор Трубочкин и ребята” (фрагмент стихотворения).

    Профессор Трубочкин, входя (одетый соответствующим образом ученик).

    Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, ребята!

    Здравствуйте, ребята!

    Группа учеников из 3-х чел

    .

    Здрасте, профессор! Здрасте, профессор!

    Здрасте, профессор!

    Профессор

    .

    Давно мы не встречались, Давно мы не видались, Давно не попадались Друг другу на глаза. Был я во Франции, Был и в Италии Был и в Америке, Был я и подалее. Землю четырежды Объехал вокруг Я, знаменитый

    Профессор наук.

    Ученики по очереди

    .

    • Расскажите нам об этом, Расскажите нам о том, Расскажите, расскажите,
    • Расскажите обо всем.

    Профессор

    .

    Тихо! Тихо! Тихо! Тихо! Не шуметь и не кричать! Задавайте мне вопросы,

    Я вам буду отвечать!

    Ученики

    (громко, перебивая друг друга).

    1. Где у гусеницы рот? Отчего горит бензин? Почему летает муха?

    Почему жужжит комар?

    2. Что такое бегемот? Как построен цеппелин? Почему в пустыне сухо?

    Почему земля, как шар?

    Профессор

    .

    1. Прекратите этот крик! Я профессор и старик, Я с галдежом не в ладу,
    2. Я от крика упаду.

    IV. Входит Умная Маша (девочка одета в строгий черный костюм, очки, с книжкой в руках).

    Умная Маша. Профессор, я не боюсь шума и гвалта, я постараюсь ответить на все вопросы ребят.

    Ученики задают вопросы (по очереди), Маша отвечает.

    – А почему, Маша, тебя умной зовут? – Потому что придумывать умею. – Что такое бегемот? – Это зверь такой, вот! – Где у гусеницы рот? – Где-то на хвосте живет! – Почему летает муха? – Очень хочет быть на ухе. – Почему в пустыне сухо? – Потому что с водой там глухо. – Почему жужжит комар? – Хочет чаю самовар. – Почему земля, как шар?

    – Ее воздух обкатал.

    Все уходят. Один из учеников: “Действительно, Маша очень умная”.

    V. Вбегает глашатай (ученик в одежде глашатая).

    Глашатай.

    Внимание! Внимание! Дорожное изобретение Ивана Топорышкина! Шляпа, которая не сваливается с головы! Секрет изобретателя! Прочно! Незаменимо! Удобно! Каждый сам может сделать шляпу, Которую никакой ветер не сдует с головы Для этого нужно только баночку клея и кисточку.

    Остальное – секрет изобретателя!

    Глашатай

    . Какой секрет? Кто догадается?

    Учитель.

    А Карл Иванович Шустерлинг изобретать не умел, он часто обращался к читателям за подсказкой.

    Чтение стихотворения наизусть “Что это было?” (читает подготовленный ученик в роли К.И. Шустерлинга: длинный плащ, шляпа).

    Учитель.

    Так что это было? Ответим Карлу Ивановичу Шустерлингу. (Коньки, лыжи).

    Учитель.

    А еще в комнате у Д. Хармса висел портрет Карла Ивановича потому, что они были большие приятели (показать рисованный портрет, заготовленный заранее). Однажды Хармс убирал комнату, снял портрет, вытер с него пыль и повесил его обратно. А когда немного отошел и повернулся посмотреть, ровно ли висит портрет, чуть не умер от страха, волосы встали на голове дыбом от изумления, потому что на него смотрел со стены страшный бородатый старик в дурацкой шапочке. Как мог Карл Иванович Шустерлинг за одну минуту превратиться в этого странного бородача? (Вновь показать рисованный портрет в перевернутом виде). Может быть, вы скажете мне, куда исчез Карл Иванович?

    VI. Учитель. Д. Хармса называли мастером абсурда. Абсурд – что это такое? (Нелепица, бессмыслица).

    1) Ученик читает стихотворение “Иван Топорышкин”. Интересно читать и слушать такие стихи? Почему? Еще одно такое стихотворение.

    2) 2 ученика читают стихотворение–диалог.

    – Ты был в зоологическом саду? – Был. – Видел льва? – Это с хоботом? – Нет, это слон, лев не такой. – А, с двумя горбами? – Да нет же! С гривой! – А-а! С гривой, с клювом! – Какой там с клювом! С клыками. – Ну да, с клыками и с крыльями? – Нет, это не лев. – А кто же? – Это я не знаю. Лев желтый.

    – Ну да, желтый, почти серый. – Нет! Скорей почти красный. – Да, да, да! С хвостиком. – Ну да! С хвостом и когтями. – Знаю! С когтями и величиной с чернильницу. – Какой же это лев? Это скорее мышь. – Что ты? Мышь с крыльями не бывает. – А это с крыльями? – Ну да! – Так тогда это птица. – Вот-вот! Я тоже думал, что птица.

    – Я тебе говорил про льва. – И я тоже про птицу льва. – Да разве лев птица? – По-моему, птица. Он еще все так чирикает. – Постой! Такой серенький? И желтенький! – Вот-вот. Сереньки и желтенький. С круглой головкой? – Да. С круглой головкой. – И летает? – Летает. – Ну, так я тебе скажу: это Чиж.

    – Ну да! Верно же, это чиж! – А я спрашивал про льва.

    – Ну, льва не видал.

    VII. Викторина “Герои Д. Хармса”.

    1. Кто из героев летал в Бразилию? (Колька Панкин и Петька Ершов).
    2. За что Сережку Чикина звали Громкоговорителем? (Рассказ “Озорная пробка”).
    3. Кто был в 10 лет ростом со шкап, а к 15 годам в ширину так раздался, что стал на шкап походить? (Василий Петрович Иванов из рассказа “Ломка костей”).
    4. “Самый маленький человек в мире” какого роста был? (С ведерко, из рассказа “Во-первых и во-вторых”).
    5. Кто “не видит ничего, что под носом у него”? (Английский мистер Хопп из стихотворения “Плих и Плюх”).
    6. “Ох, эта таблица умножения! Сколько я ее ни учил, так и не мог выучить. Одиножды один – четыре! Это я еще запомнил, а уж зато больше ничего в голове не осталось”! Кто так страдал по поводу таблицы умножения? (Великан Бобров из рассказа “Профессор Трубочкин”).
    7. “Я умею управлять аэропланом, трамваем и подводной лодкой. Я умею писать стихи, читать книжку, держа ее вверх ногами, стоять на одной ноге, показывать фокусы и даже летать”. Кто обладал такими уникальными способностями? (Профессор Трубочкин из рассказа “Профессор Трубочкин”).
    8. Кто из героев с Луны свалился? (Старушка из рассказа “О том, как старушка чернила покупала”).
    9. 9. Кто “учил мальчишек, палкой по столу стучал”? Кто “ругал мальчишек и как лев на них рычал”? (Учитель из стихотворения “Плих и Плюх”).

    VIII. Подготовленный ученик (выразительно читает).

    Давайте поможем Д. Хармсу написать стихотворение. Нужно закончить поэтическую фразу, подобрав подходящее слово в рифму. (Стихотворение “Очень-очень вкусный пирог”). Дети могут отвечать хором.

    • Я захотел устроить бал, И гостей к себе _____________ (позвал) Купил муку, купил творог, Испек рассыпчатый _____________ (пирог) Пирог, ножи и вилки тут Но что-то гости не идут ____________(идут) Я ждал, пока хватало сил, Потом кусочек ____________ (откусил) Потом подвинул стул и сел И весь пирог в минуту ___________ (съел) Когда же гости подошли,
    • То даже крошек __________ (не нашли).

    Выходят 2 ученика.

    1-ый. А я сказку знаю, которую сочинил Д. Хармс. Однажды король пил чай с яблоками и вдруг подавился, а королева стала бить его по спине, чтобы кусок яблока выскочил из горла. А король подумал, что королева дерется и ударил ее стаканом по голове. Тут королева рассердилась и ударила короля тарелкой.

    А король ударил королеву миской. А королева ударила короля стулом, а король вскочил и ударил королеву столом, а королева повалила на короля буфет. Но король вылез из-под буфета и запустил в королеву короной. Тогда королева схватила короля за волосы и выбросила в окошко.

    Но король влез обратно в комнату, схватил королеву и запихал ее в печку. Но королева вылезла через трубу на крышу, потом спустилась по громоотводу в сад и через окно вернулась обратно в комнату. А король в это время растапливал печку, чтобы сжечь королеву. Королева подкралась и толкнула короля.

    Король полетел в печку и там сгорел.

    2-ой

    . Разве это сказка? Это триллер какой-то! Король с королевой даже в сказке так себя не ведут. Вот я знаю сказку, которую тоже сочинил Д. Хармс. Жил-был кузнец. Вот однажды ковал он подкову и так взмахнул молотком, что молоток сорвался с рукоятки, вылетел в окно, убил четырех голубей, ударился о пожарную каланчу, отлетел в сторону, разбил окно в доме брандмейстера, пролетел над столом, за которым сидели брандмейстер и его жена, проломил стену в доме брандмейстера и вылетел на улицу. Тут он стукнул по голове Карла Ивановича Шустерлинга, который на минуточку снял шляпу, чтобы проветрить свой затылок. Ударившись о голову Карла Ивановича Шустерлинга, молоток полетел обратно, опять сшиб с ног мороженщика, сбросил с крыши двух дерущихся котов, перевернул корову, убил четырех воробьев и опять влетел в кузницу и сел прямо на свою рукоятку, которую кузнец еще продолжал держать в правой руке. Все это произошло так быстро, что кузнец ничего не заметил и продолжал дальше ковать подкову. Вот так!

    X. Сочинение центона.

    Учитель.

    Так назвалось у древних римлян одеяло из цветных лоскутов. Желая выразить свое уважение к какому-нибудь знаменитому поэту, они составляли из строк его стихотворения другие забавные стихи, которые тоже назвали центонами. Позже это стало литературной игрой. (Учащиеся до этого урока знакомились с понятием центона).

    Даны 2 стихотворения: “Кораблик”, “Веселый старик” (фрагмент) – отпечатанные.

    Кораблик

    1. По реке плывет кораблик, Он плывет издалека, На кораблике четыре Очень храбрых моряка. У них ушки на макушке, У них длинные хвосты, И страшны им только кошки,
    2. Только кошки да коты.

    Веселый старик

    • Жил на свете старичок Маленького роста, И смеялся старичок Чрезвычайно просто: Ха-ха-ха Да хе-хе-хе, Хи-хи-хи Да бух-бух, Бу-бу-бу Да бе-бе-бе, Динь-динь-динь Да трюх-трюх! Раз, увидя паука, Страшно испугался Но, схватившись за бока,
    • Громко рассмеялся.
    • Предполагаемый центон
    • По реке плывет кораблик, Он плывет издалека, На кораблике четыре Очень храбрых моряка, Страшно испугались Но, схватившись за бока,
    • Громко рассмеялись.

    Подведение итогов. Вручение призов знатокам творчества Д. Хармса, а также лучшим артистам (по признанию ребят).

    23.03.2005

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector
    Для любых предложений по сайту: [email protected]