Духовыми называют музыкальные инструменты, звучащим телом которых является расположенный в их внутреннем канале столб воздуха. Духовые инструменты делятся на лабиальные (губные), тростееые (иногда неудачно называемые язычковыми) и амбушюрные (ротовые).
К лабиальным инструментам относят флейты, которые подразделяют на продольные и поперечные.
К тростевым инструментам относят гобой, фагот, кларнет, саксофон, причем в гобое и фаготе используются двойные трости, а в кларнете и саксофоне — одинарные.
Трости представляют собой пластинки из специальных пород тростника, срезанные плавно (на нет) в верхней части.
Лабиальные и тростевые инструменты по способу звукоизвле-чения и построению клапанной системы традиционно относят к деревянным инструментам, несмотря на то, что саксофоны и флейты поперечные почти всегда делают металлическими, а кларнеты и гобои часто пластмассовыми.
К амбушюрным инструментам относят валторну, трубу, тромбон, тубу, саксгорны (альт, тенор, баритон, бас), корнет. Часто их также называют медными, так как для их изготовления используют в основном латуни.
Все перечисленные инструменты составляют группу духовых инструментов, входящих в состав симфонического оркестра.
Кроме этих инструментов существует большое количество духовых инструментов различного назначения (горны пионерские, охотничьи рожки, фанфары, дудки, сопилки, свирели и др.). Процесс звукообразования у них аналогичен такому же процессу в инструментах симфонической группы.
Духовым инструментам присущ натуральный звукоряд, т. е.
ряд частот, который образуется в результате колебаний целого столба воздуха в канале инструмента или его кратных частей, получаемых делением длины канала на 2, 3, 4, 5 и т. д., причем частота колебаний увеличивается в 2, 3, 4, 5 и т. д. раз соответственно. Переход от основной частоты к более высоким частотам осуществляется в основном путем передувания, т. е. увеличения скорости воздушной струи. При плавном увеличении скорости воздушной струи повышение частоты происходит скачкообразно (рис. 8.1).
Передувание осуществляется тем легче и имеет тем больше переходов, чем больше отношение длины воздушного канала инструмента к среднему диаметру. В инструменте одновременно с колебаниями целого воздушного столба происходят собственные самостоятельные колебания и его отдельных частей, что вызывает появление высших гармоник (обертонов).
В некоторых инструментах с большим отношением длины канала к диаметру и расширяющимся раструбом колебания на основной частоте вообще не возникают.
Хроматический звукоряд духовых инструментов получают изменением длины воздушного канала.
Для этого в деревянных инструментах используются клапаны, открывающие (закрывающие) дополнительные отверстия, которые соединяют канал инструмента с окружающей воздушной средой. Это приводит к уменьшению длины воздушного канала инструмента для вдуваемой струи воздуха и изменению частоты собственных колебаний воздушного столба.
В медных духовых инструментах для этих же целей используют вентили или выдвижные кулисы (цуги), позволяющие включать (выключать) дополнительные участки воздушных каналов инструмента.
Деревянные духовые инструменты.
Возбуждение звука в таких инструментах осуществляется либо в результате дробления и завихрения подаваемой струи воздуха при столкновении с внутренними острыми кромками входного отверстия (лабиальные инструменты), либо в результате прерывания вдуваемой струи с помощью вибрирующей трости (тростевые инструменты) с частотой собственных колебаний воздушного столба в канале инструмента. Регулируют и направляют воздушную струю в деревянных духовых инструментах губы и язык музыканта.
Флейта представляет собой трубку с цилиндрическим (иногда коническим со стороны вдуваемой струи) каналом, имеющую специальные отверстия для изменения длины воздушного канала, прикрываемые пальцами или специальными клапанами. Вдувание струи у продольных флейт производится в торце инструмента, а направление вдуваемой струи совпадает с направлением канала инструмента. У поперечных флейт системы Бема (рис. 8.2) место вдувания воздушной струи несколько отстоит от конца флейты, а направление вдуваемой струи перпендикулярно направлению воздушного канала. В торце поперечной флейты есть пробка для регулировки длины воздушного канала и подстройки инструмента на требуемую частоту.
Продольные флейты изготовляют в основном из клена, черного или гренадильного дерева, а также из пластмасс. Поперечные флейты обычно делают из латуни с различным видом покрытий.
На поперечной флейте играют девятью пальцами, десятым, большим, пальцем правой руки поддерживают инструмент снизу.
Игра на флейте требует большого расхода воздуха, особенно на нотах нижнего и высокого регистров. Диапазон звучания поперечной флейты достигает четырех с половиной октав (от си малой октавы до ми-бемоль четвертой октавы), однако тоны си малой октавы и до-диез, ре, ми-бемоль четвертой октавы трудно извлекаются.
Большое распространение получила флейта-пикколо с диапазоном звучания на октаву выше обычной поперечной.
Трость в тростевых деревянных инструментах с одинарной тростью (кларнет, саксофон) располагается над краями отверстия, через которое вдувается воздух.
Она под воздействием воздушной струи приходит в колебательное движение, открывая и прикрывая отверстие, что способствует более легкому возбуждению воздушного столба в канале инструмента и тем самым уменьшению расхода воздуха.
В инструментах с двойной тростью (гобой, фагот) под действием вдуваемой струи изменяется щель между тростями, что также облегчает процесс возбуждения воздушного столба в канале инструмента.
Кларнет состоит из пяти частей (рис. 8.3). Первая, верхняя, часть представляет собой клювообразный мундштук с укрепленной тростью.
К мундштуку примыкает вторая, короткая, часть ствола, называемая бочонком и служащая для подстройки инструмента путем перемещения вдоль ее оси канала. Далее расположены две другие части, составляющие основу ствола инструмента. На них расположены звуковые отверстия н клапаны.
Нижней, пятой, частью является раструб. Основа ствола кларнета изготовляется из черного или гренадильного дерева, эбонита или пластмассы.
Помимо большого кларнета с диапазоном звучания от ре малой октавы до фа третьей октавы применяют бас-кларнет (звучит на октаву ниже) и малый (пикколо) кларнет (звучит на октаву выше). Звук кларнетов имеет богатый спектр, в составе которого почти нет четных гармоник, что придает звуку своеобразный тембр.
У саксофона трость и мундштук похожи на кларнетные (рис. 8.4). Саксофон относят к группе деревянных инструментов, так как, несмотря на его металлическую конструкцию (как правило, нейзильберовую или латунную), он имеет аппликатуру, аналогичную с аппликатурой деревянных инструментов.
Саксофоны изготовляют разных размеров и разных диапазонов звучания. Так, диапазон звучания альтового саксофона от ре-бемоль малой октавы до ля-бемоль второй октавы, тенорового— от ля-бемоль большой октавы до ми-бемоль второй октавы.
Эти инструменты обладают своеобразным художественно ценным тембром, вследствие чего получили большое распространение в современных оркестрах.
Гобой имеет двойную трость и систему звуковых отверстий, открываемых и закрываемых с помощью клапанов (рис. 8.5). Гобои изготовляют из гренадильного или черного дерева, а также из пластмасс. Гобой состоит из трех основных частей.
Трость гобоя вставляется в специальное отверстие в верхней части инструмента, из-за этого гобой нельзя подстроить под другие инструменты по высоте звука. По аппликатуре гобой похож на поперечную флейту. Диапазон звучания гобоя составляет от си-бемоль малой октавы до фа третьей октавы.
Помимо обычного гобоя используется альтовый гобой (английский рожок), который звучит на квинту ниже и тембр которого из-за горшкообразной формы раструба несколько отличается от тембра обычного гобоя. Звуки гобоев богаты обертонами.
У фагота двойная трость несколько большего размера, чем у гобоя (рис. 8.6). Фагот изготовляют из клена. Он состоит из четырех частей (нижнее колено, малое колено, большое колено, раструб). Трость насаживается на длинную трубку с клапаном. Звуки верхних тонов извлекают при открытом клапане, низких тонов — при закрытом.
На корпусе фагота располагаются основные и дополнительные клапаны. Звук фагота богат обертонами. Помимо обычного фагота (диапазон звучания от си-бемоль контроктавы до ми-бемоль второй октавы) применяют и контрфагот, диапазон звучания которого на октаву ниже.
Основные характеристики тембров деревянных духовых инструментов приведены в табл. 8.
1 .
Медные духовые инструменты. Все медные инструменты относят к числу амбушюрных, в которых роль тростей выполняют определенным образом сложенные губы музыканта и специально приспособленные для этих целей воронкообразные мундштуки (рис. 8.7).
При вдувании в инструмент струи воздуха музыкант, изменяя величину щели между губами, увеличивает или уменьшает количество (скорость) поступающего в канал инструмента воздуха.
При этом частота изменения подачи автоматически синхронизируется частотой собственных колебаний столба воздуха, заключенного в воздушном канале инструмента. В некоторой мере действие губ сходно с действием двойной трости.
Длина и диаметр воздушного канала инструмента, а также изменение диаметра по длине влияют как на диапазон звучания, так и на тембровые качества инструмента. Экспериментально установлено, что чем больше изогнут воздушный канал инструмента, тем звук более мягкий и более матовый.
Удлиненная форма канала с прямоугольными участками приводит к получению более ярких тембров. Все добавочные лабиринты, шероховатости канала, в том числе и неизбежные при конструировании вентильных механизмов, не только затрудняют извлечение основного тона, но и приглушают общее звучание инструмента.
У медных духовых инструментов выходная часть звукового канала выполнена в виде раструба, т. е. оканчивается плавным увеличением диаметра канала до некоторого максимального.
Для получения хроматического звукоряда изменяют длину воздушного канала инструмента, используя поворотные (роторные) или помповые вентильные механизмы (рис. 8.8).
В медных инструментах используют механизмы с тремя основными вентилями. Первый при включении понижает строй на один тон, второй — на полтона, третий — на полтора тона. Вентили можно включать по отдельности или вместе в любом сочетании. При этом общее понижение строя будет приближенно равняться сумме понижений отдельных вентилей.
Точного соответствия сумме понижений получить невозможно в связи с тем, что каждый дополнительно включенный крон рассчитывается на начальную основную длину канала. При двух или тем более трех одновременно включенных кронах общая длина дополнительных кронов оказывается меньше расчетной.
Различные комбинации включения основных вентилей позволяют получить семь комбинацией высоты звуков. Помимо них в медных инструментах часто используют дополнительный вентиль, понижающий высоту звуков на кварту (квартвентиль).
Для изменения высоты тона тромбонов используют специальную кулису (выдвижной крон), что позволяет делать это плавно.
Расход воздуха в медных инструментах зависит от длины и диаметра канала, а также от диапазона извлекаемых звуков. У медных, как и у деревянных духовых инструментов, расход воздуха увеличивается при извлечении низких и высоких тонов.
Один из способов изменения характера звучания медных инструментов — применение сурдины.
Сурдина выполняется в виде полной сферы или конуса из легкого металла, дерева или другого материала и размещается у выходного отверстия раструба. Звук инструмента с сурдиной получается резким носовым.
Валторна представляет собой длинную узкоканальную трубу, свернутую спиралеобразно и оканчивающуюся широким раструбом (рис. 8.9).
Валторна снабжена вентильным механизмом с четырьмя или пятью вентилями. Диапазон звучания валторны зависит от ее размеров, обычно от си контроктавы до фа второй октавы (для инструментов, используемых в симфонических оркестрах) и от ля контроктавы до ми-бемоль второй октавы (для инструментов, используемых преимущественно в духовых оркестрах).
Пятивентильные (двойные) валторны имеют дополнительный квартвентиль, работающий на повышение строя на чистую кварту путем укорачивания части канала инструмента.
У валторны мягкий певучий тембр, хорошо сливающийся с тембрами струнных и духовых деревянных инструментов.
Роль сурдины при игре на валторне обычно выполняет правая рука музыканта, которой он прикрывает раструб.
Валторна широко используется как сольный и ансамблевый инструмент.
Труба — духовой инструмент, у которого узкий канал согнут в один оборот и оканчивается небольшим раструбом (рис. 8.10). Труба снабжена помповым (рис. 8.10, а) или поворотным (рис. 8.
10,6) трех- или четырех-вентильным механизмом. Диапазон звучания трубы обычно от ми малой октавы до ля второй октавы. Тембр яркий, пронзительный. Труба широко применяется в симфонических, духовых оркестрах.
В джазе трубу часто используют с сурдиной.
Тромбон — духовой инструмент, снабженный подвижной кулисой (рис. 8.11). Перемещая кулису, изменяют длину воздушного канала инструмента, что позволяет плавно повышать или понижать высоту извлекаемых звуков. Диапазон звучания тромбона различен в зависимости от его размеров.
Для тембрового тромбона он составляет от си-бемоль контроктавы до ре второй октавы.
Иногда тромбон делают с квартвентилем, понижающим звук на кварту. Этот тромбон является комбинацией тенорового и басового тромбонов.
Существуют тромбоны и с основными вентилями и невыдвижными кулисами.
У тромбона в нижнем регистре тембр мрачный, среднем и высоком — светлый яркий. Тромбоны используют в основном в оркестрах.
Туба — самый низкий по звучанию медный духовой инструмент, который представляет собой длинную, свернутую несколько раз трубу, расширяющуюся по мере приближения к раструбу (рис. 8.12). Туба снабжена вентильным механизмом. Диапазон звучания тубы- бас от ми контроктавы до ми первой октавы, тубы- контрабас — от до контроктавы до си малой октавы.
Тембр звучания тубы суровый, массивный, грузный, слитный. Туба используется в оркестрах.
Саксгорны — семейство медных духовых инструментов с воздушным каналом относительно большого диаметра, постепенно увеличивающегося от вентильного механизма к раструбу. Инструменты этого семейства отличаются друг от друга в основном размерами (альт, тенор, баритон, бас).
Альт (альтгорн)—медный широко мензурный духовой инструмент (рис. 8.13). Диапазон звучания от ми-бемоль малой октавы до соль второй октавы. Тембр относительно тусклый. Альт используется в духовом оркестре.
Тенор (теноргорн) особенно полно и мягко звучит в среднем и верхнем регистрах. Диапазон звучания от ми большой октавы до си-бемоль первой октавы.
У баритона (баритонгорна) густой мягкий тембр, певучие звуки. В низком регистре звук сочный.
Диапазон звучания от ре большой октавы до си-бемоль первой октавы.
Медные духовые (Brass)
Четыре фамилии, изначально представлявшие это большое семейство, – валторны (или рога), трубы, тромбоны и тубы – со временем изрядно перемешались и представили потомкам несколько характерных гибридов, которые, с одной стороны, обогатили звучание симфонического оркестра, а с другой – добавили блеска и мелодичности звучанию оркестра военного. …Медные необходимы, когда речь идёт о передаче впечатлений о пространствах любого, даже немыслимого, масштаба… Генератором звука, как и встарь, являются… губы исполнителя.
Корнет (Cornet)
Французское название инструмента корнет-а-пистон – рожок с пистонами (поршневыми вентилями). Сконструирован в Париже в 1820-х годах. Это не труба, а прямой потомок почтового рожка, потому можно считать его родственным валторне. Современный корнет, несмотря на свою компактность, «свёрнутость», становится все больше и больше похожим на трубу.
Самая известная особенность инструмента заключается в его превосходстве над другими медными в исполнении музыки, требующей большой беглости и виртуозности.
Героические интонации трубы у корнета отсутствуют, но, с другой стороны, он способен на теплоту и сочную мягкость звука, ассоциирующиеся только с валторной. Это определило его роль и место в оркестре: корнет с успехом ведёт порученную ему мелодическую линию, к тому же, в сочетании с другими инструментами, звучит не хуже, чем труба.
Флюгельгорн (Flugelhorn)
Название инструмента образуется из двух немецких слов: Flűgel – «крыло» и Horn – «рог». Секрет его будет разгадан, стоит лишь взять флюгельгорн в руки.
Увеличенное сечение конического канала, более широкий, чем у трубы, раструб заставляют второй виток трубки отклоняться наподобие приподнятого крыла птицы, готовой взлететь. Флюгельгорн, напоминающий одновременно и трубу, и корнет-а-пистон, и впрямь «крылат».
На нём чаще импровизируют, чем играют по нотам. Джазовые трубачи любят флюгельгорн за его мягкий валторновый звук.
Инструмент более популярен в Европе, чем в Америке. В Италии, например, до сих пор встречаются четыре его редкие разновидности.
Тромбон (Trombone)
Тромбон – слово итальянского происхождения (итал. trombe – это труба, trombone – большая труба). Английский предок тромбона именовался сэкбат (сакбат, sackbut) и был довольно схож с современным инструментом. Считается, что за последние пятьсот лет тромбон практически не изменился. Это не совсем так.
Менялись размеры инструмента, формы мундштука и раструба. Мастера добивались от тромбона того же, чего и от других инструментов – идеального звучания. Основная отличительная черта тромбона – его подвижное колено, кулиса. Кулиса предназначена для изменения высоты звучания инструмента.
Когда она выдвигается – звук, по мере удлинения воздушного столба, становится ниже.
Трубка инструмента в основном цилиндрическая, но ближе к раструбу энергично выходит на конус. Мундштук представляет собой неглубокую шарообразную чашку, похожую на мундштук большой трубы, и отличается от мундштуков других медных инструментов.
Звучание тромбона мощное, отчетливое; вместе с тем на тромбоне возможны любые градации тихого звука. Инструмент проникновенно звучит в духовной музыке, но часто ассоциируется со сферой сверхъестественного (как, например, в Реквиеме Моцарта и его опере «Дон Жуан»).
Если необходимо выразить в партитуре музыкального произведения ощущения
тревоги, опасности, обречённости, то композитор, скорее всего, обратится к звучанию тромбона. В джазовой музыке тромбон, напротив, часто звучит довольно беззаботно.
Вокальная имитация звучания тромбона, его выразительного глиссандо и блюзовых нот – это чуть ли не квинтэссенция неповторимой исполнительской манеры легендарного джазового музыканта (певца, трубача, тромбониста) Луиса
Армстронга (1901–1971).
Глиссандо представляется довольно естественным штрихом для такого своеобразного инструмента, как тромбон, но в академической музыке его применение долго не допускалось и считалось признаком дурного вкуса. Первыми авторами, которые совершенно независимо друг от друга преодолели эту традицию, были Александр Глазунов (1865–1936) и Арнольд Шёнберг (1874–1951).
При игре инструмент удерживается левой рукой за стойку мундштучной части трубки так, чтобы мундштук упирался в губы. Правая рука при этом управляет кулисой с помощью отдельной распорки.
Для положения кулисы при игре предусмотрено семь позиций.
На первой (самой высокой) позиции кулиса полностью задвинута, на седьмой (самой низкой) – полностью выдвинута; с каждой очередной позицией звук понижается на полтона.
На U-образном сгибе неподвижной (мундштучной) части инструмента находится подвижный настроечный крон. На поперечной распорке устанавливается противовес, ведь общая длина всех трубок инструмента около трёх метров и при полностью выдвинутой кулисе тромбон начинает, что называется, «перевешивать» тромбониста. Клапан для вывода конденсата расположен на подвижной части трубки – кулисе.
В современном оркестре группа тромбонов, как правило, состоит из трёх инструментов; это – два теноровых и один басовый тромбоны.
Диапазон тромбона около 2, 5 октав, строй тенорового – in B, басового – in F (на чистую кварту ниже).
Тенор-бас-тромбон – важнейший из видовых инструментов группы тромбонов – представляет собой теноровый тромбон in B с так называемым квартвентилем – приспособлением, состоящим из петли дополнительной трубки, встроенной в U-образное колено, чтобы при подключении обеспечить извлечение основного тона F. Подключение осуществляется поворотным вентилем, управляемым левым
большим пальцем и действующим наподобие валторнового вентиля.
Тенор-бас-тромбон, предназначенный для исполнения главным образом низких партий басового тромбона, имеет увеличенный канал и трубку, снабжённую небольшой кулисой.
Квартвентиль фактически превращает один инструмент в два или даже в три, если считать имеющийся в конструкции инструмента дополнительный крон Е.
По значимости это сравнимо с изобретением двойной валторны, ведь с помощью квартвентиля обеспечивается неограниченный доступ как к теноровому, так и к басовому регистрам.
Валторна (French horn)
Если звучание трубы оттеняет героические мотивы, тромбона – духовное и потустороннее начала, то сфера валторны – это волшебство.
Почти во всём мире валторну (что в буквальном переводе с немецкого означает «лесной рог») почему-то называют «французским рогом». Исключением считается Франция, где её принципиально так не именуют.
Достоверно известно, что валторна создавалась и развивалась главным образом в Германии, так что более обоснованным было бы называть её «немецким рогом».
Предшественники современной валторны – охотничий рог, а вслед за ним так называемая натуральная валторна.
Вентильная, или хроматическая, валторна была изобретена силезскими мастерами Штёльцелем и Блюмелем в 1818 году и тогда же запатентована. Через два года весть о новом «немецком роге», да и сам рог, достигли Парижа, где французский музыкант ПьерЖозеф Эмиль Мейфред (1791–1867) несколько усовершенствовал инструмент.
И только в 1835, то есть спустя 15 лет, вентильная валторна появилась в оркестре. В ранних партитурах Вагнера натуральные и вентильные валторны используются совместно. Одно из первых крупных произведений, предназначенных именно для вентильной валторны с фортепьяно – Адажио и аллегро Шумана (соч.
70) датируется
1849 годом, но и двадцатью годами позже композиторы ещё обращались к натуральному прототипу инструмента. В особенности когда звучанию оркестра надлежало воссоздать атмосферу первозданной «лесной романтики».
Тёплый и бархатистый тон валторны трудно спутать со звучанием других медных духовых, но колористические возможности инструмента могут быть расширены ещё и за счёт специального приёма – введения кисти руки в раструб во время игры. В результате получаются закрытые, или застопоренные, звуки – ещё более необыкновенные, таинственные, создающие любопытный пространственный эффект мгновенного отдаления инструмента.
Современная вентильная валторна обладает внушительным диапазоном (3,5 октавы), и это благодаря тому, что она представляет собой как бы два инструмента, «вписанные» один в другой.
Утвердившийся в настоящее время в оркестре инструмент – результат совмещения его ближайших предшественников: валторны in B и валторны in F. Общая длина трубки за счёт этого совмещения составляет 518 сантиметров.
У инструмента три основных вентиля, которые при помощи поворотных рычажков управляют удвоенным числом вентильных трубок. Четвёртый вентиль, дополнительный, приводится в действие большим пальцем, обеспечивая переключение из строя F в строй B и наоборот.
Переключение может происходить в любое время и в любом регистре диапазона. Мундштук – конический,
воронкообразный, отличающийся от мундштуков иных медных духовых инструментов.
В симфонических партитурах XIX–XX веков чаще всего фигурируют четыре валторны, двум из которых поручаются высокие, а двум другим – низкие партии. В больших оркестрах число валторн может увеличиваться до шести-восьми.
Баритон (Baritone)
Название «баритон» применяется к этому медному духовому инструменту наиболее часто, но случается, его называют и «тенор», и «тенор-туба». В 30-х – 40-х годах XIX века, когда конструкция баритона только складывалась, для него было придумано ещё одно название – эвфониум (от греческого «euphonos», что означает «благозвучный», «сладкоголосый»).
Призвание баритона не только военная музыка. Инструмент получил широкое распространение в духовых оркестрах, где его характерный тон можно услышать и в сольных эпизодах. Точно так же, как и в названии, в конструкции инструмента случаются различные вариации.
Встречаются 3-х, 4-х и даже 5-вентильные баритоны. Каждый из дополнительных вентилей открывает боковик, за счёт которого тон инструмента несколько понижается.
При общей длине всех трубок в пределах трёх метров баритон довольно компактен – около 60-70 сантиметров в длину.
Мундштук баритона и родственных ему вариаций чашеобразный и довольно глубокий по сравнению даже с мундштуком тромбона, что и помогает получить характерный для этого инструмента мягкий и пряный тон.
Туба (Tuba)
Латинское слово туба (tuba) переводится как «труба». Ну что ж, будем считать, что из уважения к самому низкому голосу среди всех медных этот инструмент зовут его латинским именем.
Благодаря широкому коническому каналу, широкому раструбу и глубокому чашеобразному мундштуку туба имеет не только самый низкий, но и необыкновенно мягкий, глубокий тон, сходный скорее с тембром валторны, чем тромбона или трубы. Тубу выделяет и её размер. Это самый крупный инструмент в своей группе и один из крупнейших духовых в оркестре.
В Древнем Риме тубой называли бронзовый цилиндрический и прямой духовой инструмент длиной до полутора метров, применявшийся в военном и церемониальном обиходе. Современная туба – один из самых молодых членов семейства. Она появилась на свет уже с полноценной вентильной системой (число вентилей 3 – 4, реже 5 или 6).
В состав симфонического оркестра туба была введена Рихардом Вагнером. Соло для тубы встречаются в оркестровых партитурах Густава Малера, Рихарда Штрауса, Мориса Равеля и других авторов. В XX веке впервые была написана соната для тубы. Её автор немецкий композитор Пауль Хиндемит (1895–1963).
Вагнеровская туба (Wagner tuba)
Инструмент с таким названием действительно обязан своим рождением маэстро Рихарду Вагнеру. Композитору потребовалось своеобразное звуковое «соединительное
звено» между валторнами и тромбонами для исполнения его впечатляющего оперного цикла «Кольцо нибелунга» (1876).
По замыслу Вагнера, на таких тубах должны были играть валторнисты. Мрачное и величественное звучание инструмента неоднократно привлекало внимание композиторов XIX и XX века – Брукнера, Р. Штрауса, Стравинского и других.
Конический канал вагнеровской тубы расширяется постепенно и переходит в скошенный длинный раструб; при игре инструмент держат на коленях. Диапазон вагнеровской тубы около трёх октав, строй варьируется: существуют теноровые инструменты in B и басовые in F.
В партитурах опер вагнеровского «Кольца» («Золото Рейна», «Валькирия», «Зигфрид», «Закат богов») фигурирует квартет вагнеровских туб: два теноровых и два басовых инструмента.
Сузафон (Sousaphone)
Сузафон (соузафон) – медный духовой инструмент, род басовой тубы в строе Es или B с тремя, или четырьмя клапанами – назван в честь его изобретателя, американского дирижёра Джона Соуза.
Сузафон используется в военных духовых оркестрах и прекрасно выглядит и звучит даже на марше. Его раструб сияет, как солнце, возвышаясь над головой исполнителя. А длинная четырёх-пяти с половиной метровая трубка опоясывает его, словно мифический змей.
Сузафон производится с 1898 года, в последнее время основную трубку инструмента делают из фибергласса.
Лев Залесский.
Лев Залесский
Медные духовые инструменты симфонического оркестра
Группа медных духовых инструментов симфонического оркестра невелика по составу. Но она сразу же привлекает к себе внимание праздничным, торжественным звучанием металла. Искусство трубить в рог или раковину было известно уже в глубокой древности. Впоследствии люди научились делать инструменты, похожие на рог и предназначенные для военных и охотничьих целей.
Эти инструменты получили название благодаря металлу, из которого изготавливаются. Чаще всего это особый сплав, на 60% состоящий из меди, 10% никеля, 30% цинка, или из серебра. Но в старину некоторые из них делались из рога, раковины или кости.
Было время, когда эти инструменты делали из благородных металлов, причем музыканты считали, что ценные металлы придают тембру инструмента особый оттенок: серебро делает звук более полным, золото — мягким, платина — глубоким. Но эти отличия если и есть, то заметны они, в основном, только самим музыкантам.
Уже позже решили провести необычный эксперимент. Взяли кусок резинового шланга, толщина стенок и другие размеры которого соответствовали трубке кларнета, проделали в нем отверстия и встроили в него кларнетовый мундштук. Звучание импровизированного кларнета было достаточно похоже на звучание настоящего.
Если звучание деревянных духовых часто напоминает нам пастушью свирель, то медные инструменты связаны в нашем представлении с военными сигналами, походными маршами. И это не случайно, так как в военных духовых оркестрах применяются медные инструменты. Оттуда они и пришли в симфонический оркестр.
Многие думают, что труба звучит, потому что в нее дуют. Если вы попробуете это сделать, то, скорее всего, у вас получится только шипение. В медных духовых инструментах нет, как у деревянных, трости, проходя сквозь которую воздух начинает колебаться, издавая звук.
У медных в качестве вибратора используются собственные губы музыканта. Он складывает их приблизительно так, как сложены трости в фаготе или гобое, а углубление в мундштуке помогает это сделать.
Такое определенное положение губ при игре называется амбушюром, а инструменты — амбушюрными.
В трубу дуют не для того, чтобы воздух из легких музыканта прошел сквозь нее.
Да это иногда и невозможно: объем наших легких равен приблизительно четырем литрам воздуха, а если их сравнить с объемом бас геликона, станет понятно, что одним выдохом человек не наполнит его воздухом.
При игре на духовых инструментах дыхание музыканта только помогает возбудить колебания того воздуха, который уже есть в трубке.
Давайте вспомним медные духовые инструменты.
ВАЛТОРНА. Немецкое Waldhorn — лесной рог. Таков дословный перевод названия этого инструмента. Предком валторны были охотничьи рога, в которые трубили, когда нужно было подать сигнал во время охоты или какого-либо торжественного события, объявить сбор войск.
Для того чтобы звук стал громче и сильнее, чтобы его было слышно на большом расстоянии, валторну стали удлинять. Но играть на такой длинной трубке было неудобно. Поэтому трубку инструмента стали «скручивать». Сначала появился один виток, потом два, три.
Современная валторна — свернутая в круг узкая, примерно трех метров длины, трубка с конусообразным расширением на конце, переходящим в широкий раструб.
Необычно расположение валторны при игре — раструбом вниз, к правой руке музыканта, которая ладонью упирается в стенку раструба, чуть прикрывая его.
Такое положение ввел дрезденский валторнист Антон Гампель примерно в 1750 г., чтобы легче было управлять звуком валторны введением руки в раструб. Этим приемом широко пользуются и современные валторнисты.
На тембр валторны влияет форма мундштука, чашечка, как у других медных духовых.
Валторна играет в оркестре очень важную роль. Звук ее мягкий, благородный. Она может передать и грустное, и торжественное настроение, может звучать язвительно и насмешливо. Это, прежде всего оркестровый инструмент, но для нее существует и сольная литература.
В исполнении валторны можно услышать певучую, проникновенную мелодию, которая, например, звучит в начале второй части Пятой симфонии П.И. Чайковского. В симфонии «Манфред» Чайковский поручил четырем валторнам на ffff исполнение основной музыкальной темы, рисующей музыкальный портрет героя.
А в «Вальсе цветов» из балета «Щелкунчик» квартет валторн звучит мягко и певуче. Большой популярностью пользуется концерт для валторны с оркестром Р. М. Глиэра.
ТРУБА — один из самых древних медных духовых инструментов. Еще в «Ветхом завете» упоминается об использовании труб в религиозных обрядах. В летописи об осаде печенегами Киева в 968 г.
говорится о важной роли труб в боевых действиях русского воинства. Труба в качестве сигнального инструмента используется с древних времен многими народами.
Она извещала об опасности, поддерживала отвагу воинов в бою, открывала торжественные церемонии, призывала к вниманию.
В древние времена на башне крепостной стены города Кракова в Польше стоял в дозоре воин. Зорко смотрел он вдаль: не покажется ли враг. В руках он держал медную трубу, чтобы подать сигнал в случае опасности.
И вот однажды увидел он вдали приближающееся вражеское войско. Дозорный начал играть, и над Краковом зазвучал сигнал тревоги. Тучей полетели стрелы в дозорного. Одна из них вонзилась в грудь трубача. Собрав все силы, он доиграл сигнал.
Только на последнем звуке труба выпала из его рук.
Многие столетия бережно хранится в народе память о герое, спасшем свой город ценою жизни. И сейчас позывные Кракова — древний боевой сигнал трубы, обрывающийся на последнем звуке.
В начале XVII в. Труба вошла в оперный оркестр. Сначала она выполняла скромную роль: лишь иногда играла короткие сигналы, участвовала в аккордах сопровождения. В то время на ней можно было играть только несложные мелодии, построенные по звукам трезвучия.
Но со временем инструмент усовершенствовали, увеличился его диапазон, на трубе стало возможным играть сложные и выразительные партии. Ее яркий звук стал привлекать внимание композиторов. И труба зазвучала в торжественных, героических, а иногда и в лирических эпизодах. В XVIII в.
она уже занимала видное место в симфоническом и духовом оркестрах.
Следующий по высоте инструмент медной духовой группы — ТРОМБОН. Название его происходит от итальянского слова tromba (труба), дополненного увеличительным суффиксом one. В буквальном смысле это название можно перевести как «трубища». И это действительно так. В XV в. трубу сильно удлинили, для чего сделали выдвигающуюся трубку-кулису. Так появился тромбон.
У тромбона те же предки, что и у трубы, но в некотором смысле тромбон оказался более счастливым — он от рождения был инструментом хроматическим, поэтому почти не подвергался изменениям.
Раструб тромбона, сужаясь и изгибаясь, переходит в узкую цилиндрическую трубку, на которую надевается раздвижной механизм. Он состоит из двух неподвижных трубок, по которым скользит U-образная трубка-кулиса.
Двигая правой рукой кулису, тромбонист может плавно менять высоту звука, исполняя глиссандо, а также с одинаковой легкостью извлекать любые звуки.
Тромбон занимает почетное место в группе медных духовых инструментов. У него очень сильный голос, легко перекрывающий звучание всего оркестра.
А когда несколько тромбонов играют вместе, это придает музыке торжественность и блеск. Очень хорошо удаются тромбону героические, трагические мелодии.
Но чаще всего три тромбона и туба, объединенные в одну группу, в оркестре играют аккорды, выполняя роль аккомпанемента.
ТУБА — самый низкий по звучанию инструмент медной духовой группы. Ее диапазон — от ми контроктавы до фа первой октавы, тембр ее суровый, массивный.
В отличие от других инструментов этой группы, туба сравнительно молода. Она родилась в Германии в 1835 г., так как медной группе нужен был хороший устойчивый бас.
Состоит она из трубок разной величины, раструба, мундштука и вентилей.
Как правило, роль тубы в оркестре ограничивается дублированием на октаву ниже партии третьего тромбона. Она служит фундаментом медной группы, подобно контрабасу у струнных. Именно туба «цементирует» всю музыку. Принято считать, что это инструмент неуклюжий и неподвижный. Действительно, играть на ней очень сложно.
Необходим большой расход воздуха, поэтому исполнителю иногда приходится дышать на каждом звуке. Но на тубе тоже можно играть быстро. Правда, звук у нее очень густой, сильный, сочный, а быстрая музыка при таком звуке будет тяжеловесной.
Очень хорошо туба передает образ слона в пьесе Сен-Санса «Слон» из сюиты «Карнавал животных».
Конечно, в оркестровых произведениях сольные эпизоды у тубы встречаются очень редко. Один из них — пьеса «Быдло» из сюиты «Картинки с выставки» М. Мусоргского, оркестровку которых сделал М. Равель.
Повторим еще раз, что в группу медных духовых инструментов входят:
труба, валторна, тромбон и туба.
Медные духовые музыкальные инструменты — это… Что такое Медные духовые музыкальные инструменты?
Ме́дные духовы́е инструме́нты — группа духовых музыкальных инструментов, принцип игры на которых заключается в получении гармонических созвуков, путём изменения силы вдуваемого потока воздуха или положения губ.
Наименование «медные» исторически восходит к материалу, из которого изготавливались эти инструменты, в наше время для их изготовления помимо меди нередко используется латунь, реже серебро, а некоторые из инструментов эпохи Средневековья и барокко с подобным способом звукоизвлечения (например, серпент) были выполнены из дерева.
К медным духовым инструментам относятся современные валторна, труба, корнет, флюгельгорн, тромбон, туба. Отдельную группу составляют саксгорны. Старинные медные инструменты — сакбут (предшественник современного тромбона), серпент и др. Медными также являются некоторые народные инструменты, например, среднеазиатский карнай.
История медных инструментов
Искусство трубить в полый рог животного или в раковину было известно уже в глубокой древности. Впоследствии люди научились делать из металла специальные инструменты, похожие на рога и предназначенные для военных, охотничьих и культовых целей.
Предками современных медных духовых инструментов были охотничьи рога, военные сигнальные трубы, почтовые рожки.
Эти инструменты, не имевшие механизма вентилей, давали несколько звуков натурального звукоряда, извлекаемых только с помощью губ исполнителя.
Отсюда появились военные и охотничьи фанфары и сигналы, основанные на звуках натурального звукоряда, прочно вошедшие в музыкальную практику.
При повышении техники обработки металлов и производства металлических изделий стало возможным изготовлять трубки для духовых инструментов определённых габаритов и нужной степени отделки.
По мере усовершенствования медных духовых труб и развития искусства извлекать на них значительное количество звуков натурального звукоряда, появилось понятие натуральных инструментов, то есть инструментов без механизма, способных давать только натуральный звукоряд.
В начале XIX века был изобретён механизм вентилей, резко изменивший технику исполнения и увеличивший возможности медных духовых инструментов.
Классификация медных инструментов
Медные духовые разделяются на несколько семейств:
- Вентильные инструменты обладают несколькими вентилями (обычно тремя―четырьмя), управляемыми пальцами исполнителя. Принцип вентиля заключается в мгновенном включении в основную трубку дополнительной кроны, увеличивающей длину инструмента и понижающей весь его строй. Несколько вентилей, подключающих трубки разной длины, позволяют получить хроматический звукоряд. Вентильными являются большинство современных медных инструментов ― валторны, трубы, тубы, саксгорны и др. Существует две конструкции вентиля ― «поворотный» и «стоячий» (пистон).
- Инструменты с кулисой используют особую U-образную выдвижную трубку ― кулису, перемещение которой изменяет длину находящегося в канале воздуха, таким образом понижая или повышая извлекаемые звуки. Основной кулисный инструмент, применяющийся в музыке ― тромбон.
- Натуральные инструменты не обладают никакими дополнительными трубками и способны извлекать только звуки натурального звукоряда. В XVIII веке в России появились особые оркестры состоящие из натуральных рогов. Вплоть до начала XIX века натуральные инструменты широко применялись в музыке, затем, с изобретением механизма вентилей, вышли из употребления. Натуральные инструменты также иногда встречаются в партитурах композиторов XIX―XX веков (Вагнер, Р. Штраус, Лигети) для особых звуковых эффектов. К натуральным инструментам относятся старинные трубы и валторны, а также альпийский рог, фанфара, горн, сигнальные рожки (охотничий, почтовый) и подобные им.
- Клапанные инструменты обладают отверстиями на корпусе, открываемыми и закрываемыми пальцами исполнителя, как на деревянных духовых. Такие инструменты были широко распространены до XVIII века, однако из-за некоторого неудобства игры на них затем также вышли из употребления. Основные клапанные медные инструменты ― корнет (цинк), серпент, офиклеид, клапанная труба. К ним также относится русский народный инструмент ― рожок[1].
В наше время, с возрождением интереса к старинной музыке, исполнение на натуральных и клапанных инструментах вновь входит в практику.
Медные духовые инструменты также могут быть классифицированы по своим акустическим свойствам:
- Полные ― инструменты, на которых можно извлечь основной тон гармонической шкалы.
- Половинные ― инструменты, на которых основной тон извлечь невозможно, а звукоряд начинается со второго гармонического созвука.
Применение медных духовых инструментов в музыке
Медные духовые широко применяются в различных музыкальных жанрах и составах. В составе симфонического оркестра они образуют одну из основных его групп. Стандартный состав симфонического оркестра включает:
- Валторны (чётное число от двух до восьми, чаще всего ― четыре)
- Трубы (от двух до пяти, чаще всего две―три)
- Тромбоны (как правило, три: два теноровых и один басовый)
- Тубу (обычно одну)
В партитурах XIX века в симфонический оркестр также нередко включались корнеты, однако с развитием исполнительской техники их партии стали исполнять на трубах. Прочие медные инструменты появляются в оркестре лишь эпизодически.
Медные инструменты являются основой духового оркестра, в который помимо вышеуказанных инструментов также входят саксгорны разных размеров.
Сольная литература для медных достаточно многочисленна ― виртуозные исполнители на натуральных трубах и валторнах существовали уже в эпоху раннего барокко, и композиторы охотно создавали для них свои сочинения. После некоторого спада интереса к духовым инструментам в эпоху романтизма, в XX веке произошло открытие новых исполнительских возможностей медных инструментов и значительное расширение их репертуара.
В камерных ансамблях медные инструменты применяются относительно редко, однако они могут сами объединяться в ансамбли, из которых наиболее распространён брасс-квинтет (две трубы, валторна, тромбон, туба).
Трубы и тромбоны играют важную роль в джазе и ряде других жанров современной музыки.
Основные медные инструменты
Современные
Его, большого, широким раструбом выглядывающего из-за плеча музыканта, можно видеть на военных парадах или во время церемонии встречи почетных гостей. Геликон — самый низкий по звучанию медный духовой инструмент, — применяется только в духовых оркестрах. По звучанию он соответствует тубе.
Вышедшие из употребления
- Корнет (другое название ― цинк)
- Офиклеид
- Сакбут
- Серпент
- Чимбассо
Примечания
- Медные духовые инструменты (англ.)
- Акустика медных духовых (англ.)