Производство металлопроката в России и СНГ – одно из приоритетных направлений работы тяжелой промышленности стран. Готовые конструкции расходятся по всем регионам, чтобы быть уложенными в составе нефте-, газопроводов, тепловых магистралей и т.д. Учитывая, что спрос на металлопрокат в стране ниже, чем предложение предприятий, производители активно налаживают отношения с иностранными покупателями. Основными принимающими сторонами являются представители стран СНГ. Кроме того, отечественная продукция поставляется для реализации российских, а также совместных международных проектов на территории Европы.
Подготовка товара к транспортировке полностью ложится на отправителя. При организации международных перевозках труб автомобильным транспортом, морскими судами или другими видами транспорта важно соблюдать трансграничные требования к упаковке, укладке, а также по отношению к состоянию, габаритам транспортного средства, используемых прицепов.
Правила и особенности перевозки труб
Требования к перевозке и хранению труб нефтепровода в России закреплены Сводами правил по организации строительства нефтяных и газовых магистралей, перевозки и складирования проката, а также по проектированию производственных работ:
- СП 48.13330.2019;
- СП 284.1325800.2016;
- ВСН 012-88
Дополнительными регламентирующими документами являются Правила безопасности и охраны труда при проведении погрузочных работ с использованием подъемных сооружений.
Монтаж поверх транспортировочной платформы осуществляется бригадой обученных специалистов. Ответственным считается мастер или начальник участка, прошедших аттестацию в соответствии с Федеральными нормами в области промышленной безопасности.
Погрузка труб большого диаметра
Погрузочно-разгрузочные работы выполняются при помощи автокрана с использованием мягких полотенец повышенной прочности, стальных строп, которые обеспечивают прочный захват, предотвращают повреждение поверхности при перемещении. Стропы, траверсы, полотенца подбираются таким образом, чтобы угол их соединения не превышал 90°.
Перед началом работ производится осмотр строп, иных грузозахватных приспособлений, съемного оборудования, тары. Все процедуры заносятся в журнал учета и осмотра съемных грузозахватных приспособлений и тары, путевой лист, вахтенный журнал.
Погрузка труб нефтегазопровода является работой повышенной опасности, поэтому при строповке металлопроката территория огораживается. Нахождение людей на оборудовании или материалах недопустимо. Закрепление выполняются на специально отведенной для этого размеченной площадке, на ровной поверхности.
Транспортируемые изделия подлежат обязательной маркировке по требованиям ГОСТ 10692-2015: поверхность помечается символами или оклеивается ярлыками, указывающими фактическую массу груза. Маркировка выполняется на языке производителя.
Крепление груза
Крепление – важнейший этап транспортировки. От того, насколько качественно будет выполнена эта работа, зависит безопасность перевозки, сохранение эксплуатационных качеств изделий. Типы креплений отличаются в зависимости от выбранного транспорта для перевозки труб трубопровода. Выделяют следующие крепления:
- жесткая обрешетка совместно с заводской или специализированной водоотталкивающей (полиэтиленовой) упаковкой;
- цепи, ложементы, ремни;
- коники;
- жесткая тара (контейнеры, ящики);
- изолирующие прокладки, предотвращающие соприкосновение металлической поверхности с платформой, их деформацию.
Транспортировка труб нефте- и газопровода может быть выполнена любым видом транспорта, технические характеристики которого отвечают требованиям нормативных документов. Транспорт должен быть оснащен конструктивными элементами, позволяющими выполнить продольное, а также поперечное закрепление груза. Допускается выполнять транспортировку следующими видами машин:
- автомобиль, автопоезд;
- воздушный грузовой транспорт;
- ж/д-транспорт;
- водный транспорт.
Транспорт подбирается таким образом, чтобы было удобно выполнить погрузку, а его вместительности и мощности хватило для перевозки партии с минимальными топливными затратами.
Перевозка автотранспортом
Автотранспортом можно перевозить стальные грузы длиной до 24 метров. Транспортное средство должно быть без жестких бортов, но со съемными или откидными стойками, предотвращающими падение груза. Допустима доставка автопоездом, но чаще всего применяется удлиненный прицеп.
При перевозке труб автотранспортом груз укладывается таким образом, чтобы не было диагонального смещения, выступов за границы прицепа. Для жесткой фиксации дополнительно могут применяться коники, исключающие скатывание с платформы.
Железнодорожный транспорт
Перевозка труб ж/д-транспортом справедливо считается наиболее безопасным, а также экономичным методом транспортировки столь специфичного груза. Несмотря на некоторое увеличение срока поставки, ж/д-транспорт бесспорно выигрывает по надежности и безопасности для других участников движения.
Согласно правилам перевозки труб, для доставки могут применяться:
- полувагоны
- крытые вагоны
- специализированные вагоны-трубовозы с жесткой обрешеткой
- универсальные платформы
Тип вагона выбирается в зависимости от габаритов, массы продукции. Чаще всего транспортировка осуществляется в специализированных трубовозах, на универсальных платформах. Трубовоз подходит для перевозки образцов диаметром от 500 до 1400 мм.
Дополнительным преимуществом при перевозке больших труб поездом является отсутствие пробок, ограничений проезда по населенным пунктам. Железнодорожные составы обладают большой грузоподъемностью, благодаря чему дают возможность одновременно перевозить крупные партии проката.
Водный транспорт
При использовании водного транспорта для транспортировки труб нефтепровода на дальние расстояния следует исключить перегруз судна и неравномерное распределение массы груза.
Транспортировка по воде связана с риском намокания, поэтому изделия предварительно упаковываются в водоотталкивающую пленку. Обернутые пленкой и связанные конструкции укладываются в деревянные короба. При организации экспорта деревянная тара и подложки дополнительно подлежат обработке защитным составом.
Как происходит складирование, хранение труб и деталей нефтегазопровода
При организации временного складского хранения важно позаботиться о сохранности изделий в течение всего срока содержания. Несмотря на то, что правила допускают открытое размещение изделий в любую погоду, важно учитывать специфику обращения с металлическими конструкциями.
Если планируется хранить продукцию под открытым небом дольше 2 недель, необходимо позаботиться о ее защите от прямых солнечных лучей, осадков, а также от проникновения внутрь посторонних предметов. Недопустимо хранить изделия в местах, подверженных затоплению. Кроме того, важно предотвратить скопление осадков на торцах изоляции.
Складирование труб
Хранение труб газопровода допускается на оборудованных складах или площадках. Груз складируется штабелями высотой до 3 метров в специально отведенных местах. Рекомендуется укладка на предварительно уложенные подкладки или поддоны с использованием боковых опор. Они предотвращают раскатывание, примерзание металла во время хранения. Складская площадка должна иметь по возможности ровную чистую поверхность, это позволит исключить перекатывание изделий с места на место и повреждений оболочки. Изолированные укладываются на песчаную подушку высотой от 300 мм. Минимальная ширина песчаной подушки составляет 1200 мм.
Погрузка и разгрузка изолированных изделий выполняется таким образом, чтобы избежать соударения или волочения по земле. Для исключения бокового смещения применяют клинья по диаметру изделия. При необходимости можно уложить трубы меньшего диаметра на образцы большего диаметра.
К запорной арматуре относятся задвижки, заслонки, краны, вентили. От того, насколько качественно организовано хранение изделий, зависит их долговечность, а также дальнейшее поведение во время эксплуатации. Как и хранение труб трубопровода, содержание запорной арматуры желательно организовывать в сухом помещении, чтобы изделия были укрыты от влаги и прямых солнечных лучей.
Арматуру с резиновыми уплотнителями необходимо хранить в полуоткрытых помещениях. При длительном содержании на складе поверхность обрабатывается антикоррозийным составом. Шаровые краны рекомендуется держать открытыми. Изделия с металлическими прокладками закрывают заглушками, чтобы предотвратить попадание песка вовнутрь и исключить коррозийные процессы.
Складирование отводов и тройников
Фасонные изделия хранят на предварительно подготовленных площадках. Перед тем, как сложить фитинги, необходимо провести их сортировку, уложить группами по видам. Как и трубы, их необходимо защитить от прямых солнечных лучей и влаги, если предполагается хранение дольше 2 недель. Если невозможно организовать навес или уложить изделия на крытом складе, их можно укрыть рулонными материалами. Торцы стальных, чугунных деталей закрывают заглушками.
Перевозка труб автомобильным транспортом — правила и особенности
- до 114 мм в диаметре – трубы малого диаметра;
- от 114 мм до 530 мм в диаметре – трубы среднего диаметра;
- от 530 мм в диаметре – трубы большого диаметра;
Самая длинная стальная труба в мире имеет длину 107 метров (без стыков).
Также существуют очень крупные трубы:
- от 720 до 1020 мм в диаметре – применяются для магистральных нефтепроводов и газопроводов;
- от 1420 мм до 2020 мм – трубы самого большого диаметра – используются только при прокладке защищённых от коррозии систем переноса большого объёма воды, в том числе стоков канализации, дренажей и колодцев.
Мерная длина труб большого диаметра (от 530 мм) – 11,5 метров.
Маркировка стальных труб:
- Dу – показывает величину условного прохода;
- G – диаметр резьбы;
- Dh – наружный диаметр трубы в поперечном разрезе.
Маркировка и упаковка труб
Правила маркировки и упаковки труб указаны в ГОСТ 10692-80 (Трубы стальные, чугунные и соединительные части к ним. Приемка, маркировка, упаковка, транспортирование и хранение).
- Маркировку наносят на каждую трубу диаметром свыше 159 мм с толщиной стенки свыше 3,5 мм. Но по требованию потребителя допускается маркировка труб от 114 мм.
- Маркировку труб наносят на расстоянии не более 500 мм и не менее 20 мм от торца и подчеркивают яркой краской.
- Маркировка для труб до 159 мм включительно со светлой поверхностью или холоднодеформированных труб в пакетах наносят на ярлык.
- Маркировка холоднодеформированных труб в пакетах до 450 мм в диаметре включительно наносится на ярлык и на три трубы каждого пакета.
Информация о товаре наносится на прикрепленный ярлык или изделия. При экспорте труб надпись на ярлыке наносится на языке производителя и заказчика. Если язык маркировки не оговорен, она производится на английском. Зачастую упаковка проводится на заводе производителя и, если трубы не были должным образом запакованы, обязанность подготовить товар возлагается на отправителя.
- Изделия диаметром до 159 мм в обязательном порядке плотно укладываются в пакеты, обрешетку или деревянный ящик.
- Трубы от 159 мм до 250 мм, а также холоднодеформированные трубы до 450 мм увязывают в транспортные пакеты.
Обрешетка в основном применяется для защиты чугунных труб. В случае с уязвимыми к влаге изделиями либо при водной транспортировке трубы обертываются водоотталкивающей бумагой. Связывание производится проволокой или лентой. После связки товар укладывается в деревянную тару. При экспорте в страны Европы действуют особые правила упаковки – деревянные подложки пропитываются защитным составом.
Виды транспорта для перевозки труб
Для международной грузоперевозки труб, в зависимости от объема партии, применяется автомобильный, железнодорожный и морской транспорт. Перевозка труб автотранспортом проводится с соблюдением строгих правил безопасности. Изделия прочно закрепляются ремнями или цепями.
Запрещено укладывать трубы диагонально и допускать выступы за боковые габариты. При различном диаметре груза в партии, трубы укладывают по мере уменьшения длины.
Трубы большого диаметра перевозятся поштучно, на специальном тягаче либо низкорамной платформе, с обязательной маркировкой флажками.
Железнодорожная транспортировка труб выполняется на специальных платформах, рассчитанных на трубы диаметром от 530мм до 1420мм, или в полувагонах. Также при перевозке обязательно используются подкладки, отделяющие трубы от дна вагона. Это наиболее экономичный и безопасный способ транспортировки, однако ограниченный наличием железнодорожной магистрали.
Международные грузоперевозки труб на судах имеют несколько специфических нюансов. Во-первых, следует полностью исключить возможность намокания изделий. Для этого товары зачастую грузятся в контейнеры или ящики. Перегруз транспорта и неравномерное распределение груза недопустимы.
Перевозка труб
Учитывая цилиндрическую форму товара, для перевозки труб используются фиксирующие приспособления. Обычно применяются коники, которые закрепляют груз и служат ребрами жесткости. Для повышения безопасности при автомобильной грузоперевозке также используются ложементы.
Транспортная компания REARTEK имеет богатый опыт перевозки труб, мы предлагаем услуги ответственного хранения, перетарки и грузоперевозки с функцией слежения. Предлагаем кратко ознакомиться с выполненными работами в нашей галерее. Дополнительную информацию об особенностях и условиях организации перевозки труб вы можете уточнить у наших специалистов по логистике (+372 880 3898).
Технические требования к стальным трубам
Техническими требованиями установлены марки стали, из которой изготовляются трубы, механические свойства металла труб, методы испытания труб, правила маркировки и упаковки труб.
Трубы, предназначенные для трубопроводов, работающих под давлением, испытывают гидравлическим давлением. Величина давления, допускаемые при этом напряжения и время выдержки труб под давлением установлены соответствующими ГОСТами и ТУ на трубы.
Максимальное испытательное (пробное) давление определяют по формуле:
- где: S — минимальная толщина стенки трубы, мм;
- R — допускаемое напряжение, кгс/мм2, равное для бесшовных труб 40% временного сопротивления разрыву (для данной марки стали).
- Испытание производят водой, если техническими требованиями не оговорена другая жидкость.
Труба считается выдержавшей испытание, если у нее не будет обнаружено течи, потения или остаточной деформации (выпучивания).
В зависимости от назначения и условий работы трубы подвергают механическим и технологическим испытаниям: на растяжение, на ударную вязкость, на изгиб, на сплющивание.
В случае неудовлетворительного результата какого-либо испытания хотя бы на одном образце, это испытание проводят вторично на двойном количестве образцов и по результатам повторного испытания определяют пригодность партии труб.
Таблица 4 | ||||
Допускаемые отклонения по размерам труб | ||||
ГОСТ на трубы | Наружный диаметр труб, мм | Допускаемые отклонения | ||
по наружному диаметру | по толщине стенки | по кривизне труб | ||
ГОСТ 8734—58 | Трубы бесшовные | |||
10-30 | + 0,3 мм | Свыше 1 до 5 мм ±10%; | Не более 1,5 мм на 1 л | |
30-50 | ±0,4 мм | |||
Более 50 | ±0,8 % | Свыше 5 мм ± 8% | ||
ГОСТ 8732-58 | До 50, | ±0,5 мм | При толщине стенки не более 15 мм + 12,5% -15%, | При толщине стенки не более 20 мм—1,5 мм на 1 м, свыше 20 до 30 мм — 2 мм на 1 м |
50-219 Более 219 | ±1% ±1,25% | свыше 15 мм ±12,5% | ||
ГОСТ 10704—63 | Трубы сварные | |||
До 10 | ±0,2 мм | При диаметре | ||
Более 10 до'ЗО | ±0,3 мм . | до 152 мм ± 10% | ||
« 30 «»50 | ±0,4 мм | При диаметре | — | |
« 50 «152 | ±0,8% | 159 и более | ||
« 152 «219 | + 1% | по ГОСТу | ||
« 219 «402 | ±1,25% | 8506—57 | ||
Свыше 402 | ±(0,005 Dh+2mm) | |||
ГОСТ 8696-58 | 426 до 1620 | ±1% | ±0,5 до ± 0,7 мм |
Каждая партия труб сопровождается документом (сертификатом), удостоверяющим их качество и соответствие требованиям стандарта.
Технические требования к бесшовным горячекатаным трубам определяются ГОСТ 8731—66 и к холоднотянутым и холоднокатаным трубам — ГОСТ 8733—66. Такие трубы изготовляют из углеродистой мартеновской спокойной стали обыкновенного качества марок Ст. 2, Ст. 3 и др., из качественной стали марок сталь 10, сталь 20 и др., из низколегированной и легированной стали марок 10Г2, 20Х, 30ХГСА, 15ХМ и др.
На поверхности труб не допускаются трещины, плены, рванины, закаты и другие дефекты. Отдельные незначительные забоины, вмятины, риски, окалина, рябизна, следы зачистки дефектов допускаются, если толщина стенки трубы не выходит за допускаемые пределы.
Концы труб должны быть обрезаны под прямым углом и зачищены от заусенцев. На торцах труб, предназначенных для соединения сваркой, снимают фаску с притуплением.
Поставляют трубы партиями одного размера и одной марки стали.
Холоднотянутые и холоднокатаные бесшовные трубы поставляют термически обработанными, за исключением труб, у которых отношение наружного диаметра к толщине стенки равно 50 и более. Термическую обработку горячекатаных труб выполняют по требованию заказчика.
По требованию заказчика проверяют также макроструктуру труб и испытывают их на загиб, раздачу (трубы со стенками толщиной не более 8 мм), сплющивание (трубы со стенками толщиной не более 10 мм), бортование (трубы из стали марок сталь 10, сталь 20, Ст. 2 и Ст. 4 DBот 30 до 160 мм), подвергают гидравлическому давлению (каждую трубу). На твердость проверяют не менее 2% труб партии (с обоих концов).
Крекинговые бесшовные трубы изготовляют из качественной стали марок 10 и 20, из легированной стали 10Г2, из высоколегированных сталей Х5, Х5М, Х5ВФ, 12МХ, 12Х1МФ.
Технические условия предусматривают дополнительные требования к механическим свойствам труб.
В партию включаются трубы одного размера и одного режима термической обработки, а трубы из сталей марок 12МХ, 12Х1МФ, Х5, Х5М и Х5ВФ,— кроме того, одной плавки.
На одном конце каждой трубы выбивают клеймо завода-поставщика, марку стали и номер партии. К каждому пакету труб прикрепляют бирку с теми же обозначениями. На одном конце каждой трубы краской наносят марку стали.
Трубы бесшовные для трубопроводов высокого давления выпускают из качественной стали 20, из низколегированной стали 14ХГС, из легированной стали 18ХГ, ЗОХМА, 15ХФ и из высоколегированной стали 1Х8ВФ, 18ХЗМВ, 20ХМВФ.
К этим трубам предъявляются повышенные технические требования в части механических свойств труб, загрязненности металла неметаллическими включениями и другие. Эти трубы поставляют термически обработанными, протравленными и покрытыми внутри и снаружи нейтральной смазкой.
В сертификатах наряду с другими данными указаны загрязненность металла неметаллическими включениями и режим термической обработки труб. Клеймо выбивают на каждой трубе с наружным диаметром от 35 мм и более. Марку стали выбивают на всех трубах. Концы труб окрашивают краской, цвет которой соответствует определенной марке стали.
Трубы бесшовные из нержавеющей стали изготовляют марок 1X13, Х17, Х18Н10Т, Х17Н13М2Т и др.
Электросварные трубы с наружным диаметром от 8 до 530 мм прямошовные, со стенками толщиной не более 10 мм и электросварные холоднотянутые и холоднокатаные изготовляют из стали обыкновенного качества Ст. 2, Ст. 3, Ст. 4, ВСт. 3, ВСт. 4, ВКСт. 3, ВКСт. 4, из качественной стали марок 08, 10, 15, 20, Юкп, 15кп, 20кп и из спокойной, полуспокойной и кипящей стали обыкновенного качества МСт. 2, МСт. 3, МСт. 4.
Электросварные прямошовные трубы с наружным диаметром от 426 мм и более изготовляются из стали обыкновенного качества Ст. 2, Ст. 2кп, Ст. 3, Ст. Зкп, МСт. 2кп, МСт. 3, МСт. 4, МСт. 4кп, ВСт. 3, ВСт. 4 по ГОСТ 380—60 и из низколегированной стали 14ХГС, 10Г2СД (МК) и др.
Сварные швы труб должны быть плотными, не иметь непроваров и других дефектов, снижающих плотность и прочность металла шва ниже уровня основного металла.
Допускается ремонт сварных швов заваркой в отдельных местах с последующей их зачисткой и повторным испытанием трубы гидравлическим давлением.
По требованию заказчика качество сварных швов можно контролировать физическими методами без разрушения.
- При обрезке концов труб допускается отклонение от прямого угла (косина реза) для прямошовных труб:
- с наружным диаметром от 426 мм и более при калиброванных торцах труб — от 2 до 5 мм (в зависимости от диаметра труб);
- при некалиброванных торцах труб — от 3 до 7 мм;
- с наружным диаметром от 159 до 426 мм — не более 0,5% от наружного диаметра трубы;
- для труб со сварным спиральным швом — не более 2 мм.
Трубы с наружным диаметром не более 530 мм поставляют термически обработанными и необработанными. Остаток грата на внутренней поверхности труб с внутренним диаметром 33 мм и более, а на наружной поверхности допускается высотой не более 0,5 мм.
Высота усиления наружных сварных швов труб с наружным диаметром 426 мм и более должна быть в пределах от 0,5 до 3—4 мм в зависимости от толщины стенки и разделки кромок трубы.
Каждую сварную трубу испытывают гидравлическим давлением.
Каждую партию электросварных прямошовных труб с наружным диаметром от 8 до 530 мм испытывают на раздачу или сплющивание. Термически обработанные трубы испытывают на бортование и изгиб.
При 100%-ном контроле качества сварного шва физическими методами без разрушения (рентгеноскопией, ультразвуком) испытывать трубы гидравлическим давлением можно выборочно, при условии гарантии герметичности всех труб.
Испытательное гидравлическое давление установлено: для труб с наружным диаметром менее 103 мм — 60; от 102 мм и более — 30 кгс/см2.
По требованию заказчика трубы, поставляемые с гарантией химического состава и механических свойств (группа А), а также по механическим свойствам без гарантии химического состава металла (группа В), должны быть испытаны большим гидравлическим давлением, но не превышающим давления, установленного для бесшовных труб.
К электросварным холоднотянутым и холоднокатаным трубам предъявляют те же технические требования, что и к бесшовным холоднотянутым и холоднокатаным трубам. На внутренней поверхности труб допускаются следы грата.
Электросварные прямошовные трубы с наружным диаметром от 426 до 1620 мм, поставляемые по группе В, испытывают на растяжение сварного соединения, а по группе А — на растяжение и по требованию заказчика — на ударную вязкость как основного металла, так и сварного соединения. Временное сопротивление сварного соединения должно быть не ниже временного сопротивления основного металла.
- Испытательное гидравлическое давление установлено:
- для труб группы А — по норме для бесшовных труб с допускаемым напряжением, равным 0,9 от предела текучести;
- для труб группы Б (поставляемых по химическому составу) и группы Г (поставляемых без гарантии химического состава и механических свойств) —25 кгс/см2; трубы с наружным диаметром и толщиной стенки 920×7, 1020×8, 1120×(8…9), 1220×(9…10), 1320×(9…11) и 1420×(10…11) мм испытывают давлением 20 кгс/см2; для труб группы В — по норме для бесшовных труб с допускаемым напряжением, равным 0,5 от временного сопротивления разрыву.
Водогазопроводные трубы выпускают из хорошо сваривающейся стали обыкновенного качества Ст. 2, Ст. 3 и др.
и поставляют с резьбой на обоих концах трубы или без резьбы, с муфтами стальными или из ковкого чугуна (по одной муфте на каждую трубу), оцинкованные трубы — с оцинкованными стальными муфтами.
По требованию заказчика трубы с условным проходом более 10 мм поставляют с конической и цилиндрической резьбой (длинной или короткой), с соответствующей резьбой на муфтах. Резьба должна быть чистой, без заусенцев и рванин.
Водогазопроводные трубы испытываются гидравлическим давлением (до нарезки резьбы): обыкновенные и легкие — 25 кгс/см2, усиленные — 32 кгс/см2.
При 100%-ном контроле качества сварного шва и гарантии герметичности труб допускается выборочное испытание их гидравлическим давлением. Трубы испытывают на загиб.
Электросварные трубы со спиральным швом изготовляют из стали обыкновенного качества Ст. 2, Ст. 3, МСт. 2кп, МСт. 3, МСт. Зкп, ВСт. 2кп, ВСт.
3 и с двухсторонним сварным швом из низколегированной стали 10Г2СД.
Испытательное гидравлическое давление установлено: для труб групп Аи В — по норме для бесшовных труб с допускаемым напряжением, равным 0,85 от предела текучести; для труб групп Б и Г — 25 кгс/см2.
Трубы испытывают на растяжение и ударную вязкость в том же порядке, что и прямошовные трубы. На одном конце каждой трубы выбивают товарный знак завода-изготовителя, марку стали, номер трубы и дату изготовления, а также наносят светлой краской размеры трубы.
1. Назовите основные технические требования, предъявляемые к трубам.
2. Какие технические требования предъявляют к бесшовным трубам?
3. Какие технические требования предъявляют к сварным трубам?
- Все материалы раздела «Изделия» :
- ● Сортамент труб и область их применения
- ● Технические требования к стальным трубам
- ● Сортамент труб технологических трубопроводов по нормалям машиностроения
- ● Отводы крутоизогнутые и гнутые
- ● Фланцы
- ● Тройники, переходы и заглушки
- ● Опоры, подвески и опорные конструкции
- ● Компенсаторы
- ● Трубы и детали трубопроводов из цветных металлов и их сплавов
- ● Трубы и детали трубопроводов из чугуна и специальных сплавов
- ● Трубы и детали из пластмасс
- ● Трубы и детали из стекла, ситалла, фарфора, керамики, аитегмита и фанеры
- ● Трубы и детали гуммированные, биметаллические и с лакокрасочными покрытиями
- ● Трубы и детали футерованные и эмалированные
- ● Назначение, классификация и выбор арматуры
- ● Приводная и самодействующая арматура
- ● Условные обозначения и отличительная окраска арматуры
- ● Крепежные изделия, прокладочные и уплотнительные материалы
Способы упаковки труб
Трубы диаметром до 159 мм должны быть прочно увязаны в пакеты или плотно уложены в деревянные ящики или решетки или контейнеры (рис. 1) и нормативно-технической документации, и надежно закреплены внутри тары от свободного перемещения при транспортировании.
В транспортные пакеты увязывают трубы диаметром свыше 159 до 250 мм включительно и холоднодеформированные трубы диаметром до 450 мм включительно. Пакеты труб массой от 3 до 5 т должны быть увязаны не менее чем в трех местах, а массой свыше 5 до 10 т — не менее чем в четырех местах.
Допускается увязывать пакеты массой до 10 т не менее чем в трех местах при увязке их в поперечном направлении не менее чем в 5 витков. Пакеты массой до 5 т увязывают в поперечном направлении не менее чем в два витка, а массой до 10 т — не менее чем в три витка. Пакеты длиной 4 м увязывают в 2 — 3 местах.
Допускается увязывать в двух местах пакеты труб длиной до 6 м включительно и массой, не превышающей 3 т. При этом увязка должна быть не менее чем в три витка. Места увязки должны располагаться равномерно по длине пакета. Пакеты должны быть увязаны проволокой диаметром не менее 5 мм или стальной лентой сечением (1,2 — 1,8) 30 мм.
Допускается применять для обвязки пакетов труб для нужд народного хозяйства горячекатаную ленту размерами 1,6 30 мм. При применении для увязки пакетов проволоки диаметром 6 допускается увязывать пакеты массой до 10 т не менее чем в четырех местах по два витка в поперечном направлении и пакеты труб длиной от 6 до 8 м не менее чем в трех местах по три витка.
Для увязки пакетов тонкостенных труб диаметром 4,76 — 57 мм массой, не превышающей 3,0 т, допускается применять металлическую ленту размером не менее 0,9 20 мм.
- Для предотвращения появления следов коррозии вследствие контакта труб с увязочным материалом по требованию потребителя для увязки применяют другие виды материалов или осуществляют увязку пакетов с применением неметаллических материалов в качестве прокладок под обвязку.
- Увязку пакетов проволокой проводят с укруткой не менее чем в три оборота, а при машинной укрутке не менее чем в два оборота.
- Концы ленты при обвязке соединяют с помощью замков, двойного точечного сварного шва или другим методом, обеспечивающим плотную увязку.
- Увязочный материал не является приспособлением для застропки.
- По требованию потребителя пакеты труб должны быть снабжены специальными хомутами, обеспечивающими безопасность застропки при погрузочно-разгрузочных работах.
Трубы диаметром до 30 мм с толщиной стенки до 0,5 мм включительно, диаметром 30 — 60 мм толщиной стенки до 1 мм включительно, диаметром 60 — 120 мм с отношением Dн/S не менее 70, с шероховатостью поверхности по параметрам Ra 2,5 — 1,25 мкм и Rz 20 — 10 мкм, а также трубы с высоким качеством поверхности и капиллярные упаковывают в деревянные ящики или решетки. Допускается упаковывать в один ящик несколько пакетов труб разных размеров и разных марок стали, но с отдельной увязкой их. По согласованию изготовителя с потребителем допускается упаковка в ящики труб других размеров.
- По требованию потребителя каждая труба диаметром 18 мм и более толщиной стенки до 0,5 мм включительно перед упаковкой в ящики должна обертываться парафинированной бумагой или упаковочной водонепроницаемой бумагой.
- По требованию потребителя трубы, подлежащие транспортированию водным путем, а также трубы особотонкостенные, тонкостенные и капиллярные, а также с шероховатостью поверхности по параметром Ra 2,5 — 1,25 мкм и Rz 20 — 10 мкм и более высокой из углеродистых и легированных марок стали должны иметь консервационное покрытие, обеспечивающее требуемую противокоррозионную защиту для категорий условий транспортирования и хранения С, Ж, ОЖ.
- Упаковка труб для экспорта.
Каждый пакет труб диаметром до 30 мм с толщиной стенки более 0,5 мм, диаметром 30 — 60 мм с толщиной стенки более 1 мм и труб диаметром 60 — 140 мм с соотношением Dн/S не более 70 в зависимости от массы должен быть прочно увязан в «замок» стальной лентой сечением 1,2 — 1,8 ? 30 мм или проволокой диаметром 5 мм с закруткой концов. По требованию потребителя каждый пакет труб диаметром до 60 мм с толщиной стенки 1,5 мм и менее и труб 60 — 140 мм с отношением D/S не более 70 упаковывают в деревянные ящики, предохраняющие трубы от механических повреждений.
Увязка пакета труб должна проводиться не менее чем в четырех местах, равномерно расположенных по длине пакета.
Допускается увязывать в пакеты трубы диаметром до 250 мм с толщиной стенки до 18 мм, сортамент которых не указан в, при этом холоднокатаные трубы диаметром свыше 159 мм до 250 мм, увязанные в пакеты, дополнительно упаковывают по концам в решетки, обвязанные проволокой диаметром не менее 5 мм.
При упаковке труб немерной длины в пакеты торцы труб на одном конце пакета должны быть расположены в одной плоскости, а на другом конце — выступающие длины труб должны быть не более 0,5 м. При упаковке труб с навернутыми муфтами допускается смещение от вертикальной плоскости части торцов труб пакета на длину муфты.
- Резьба труб должна быть защищена от механических повреждений металлическими или полиэтиленовыми колпачками, резиновыми кольцами или другими средствами.
- Трубы: особотонкостенные, тонкостенные, капиллярные, с шероховатостью поверхности Ra 2,5 — 1,25 мкм и Rz 10 — 20 мкм и более высокой из углеродистых и легированных марок стали — транспортируются в деревянных ящиках или, обрешетке и упаковке, предохраняющей поверхность от воздействия атмосферных осадков.
- Трубы в зависимости от марок стали и назначения должны иметь консервационное покрытие окраской битумным лаком, парафино-восковым покрытием или предохранительной смазкой, содержащей улучшающие добавки (кубовые остатки СЖК), смазкой на основе НГ-204У лаком ГФ-162 или другими материалами, обеспечивающими требуемую противокоррозионную защиту для категорий условий транспортирования и хранения С, Ж, ОЖ.
- По требованию Внешнеторговой организации трубы должны быть без консервационного покрытия.
Трубы диаметром до 30 мм с толщиной стенки 0,5 мм и менее, диаметром 30 — 60 мм с толщиной стенки 1 мм и менее и трубы диаметром 60 — 140 мм с отношением Dн/S, равным 70 и более, упаковывают в деревянные ящики или решетки или другую жесткую тару. По заказ-наряду трубы должны обертываться парафинированной бумагой или упаковочной водонепроницаемой бумагой.
Трубы малых размеров (капиллярные) и трубы всех размеров с шероховатостью поверхности Ra 2,5 — 1,25 мкм и Rz 20 — 10 мкм и более высокой упаковывают в ящики, выстланные упаковочной водонепроницаемой бумагой.
Для труб из углеродистой стали, имеющих на поверхности консервационное покрытие, ящики дополнительно выстилают парафинированной бумагой. По заказ-наряду Внешнеэкономической организации трубы с толщиной стенки более 1,0 мм и холоднокатаные трубы диаметром до 250 мм с отношением Dн/S не менее 70 упаковывают в жесткую тару.
Транспортировка и хранение полиэтиленовых труб
Транспортировка и хранение полиэтиленовых труб осуществляется любым видом транспорта с закрытым или открытым кузовом (в крытых или открытых вагонах) с основанием, исключающим провисание труб, а также водным транспортом с применением несущих средств пакетирования.
Допускается Транспортировка и хранение полиэтиленовых труб друг в друге. Изъятие труб, находящихся друг в друге, производится при помощи соответствующих вспомогательных средств, которые исключают повреждение труб. Во избежание продольного перемещения, перекатывания или падения при движении трубы должны быть надежно закреплены.
Концы труб должны быть защищены от попадания грязи и инородных предметов инвентарными заглушками.
При транспортировании труб в крытых вагонах масса пакета, бухты, катушки должна быть не более 1,25 т, длина отрезков труб — не более 5,5 м.
В связи с тем, что полиэтиленовые трубы с понижением температуры становятся хрупкими, транспортирование, погрузка и разгрузка труб производятся, как правило, при температуре окружающего воздуха не ниже минус 20°С.
Допускается погрузку, разгрузку и транспортировку труб в пакетах производить при температуре окружающего воздуха до минус 40°С, при этом следует избегать резких рывков и соударений.
Эти же требования нужно распространить и на соединительные детали. Соединительные детали рекомендуется доставлять на объекты строительства в контейнерах с надежным креплением и надписью “Не бросать».
Транспортировка и хранение полиэтиленовых труб, а также фасонных частей следует укладывать их на ровную поверхность без острых выступов и неровностей во избежание ударов, механических нагрузок и нанесения царапин. Особую осторожность необходимо соблюдать при обращении с трубами и деталями при низких температурах.
Погрузку и разгрузку полиэтиленовых труб производят автомобильными кранами или вручную. При выполнении погрузочно-разгрузочных работ применяются мягкие стропы из полимерных материалов или мягкие монтажные полотенца, не оставляющие дефектов на трубах.
При погрузочно-разгрузочных работах не допускается перемещение труб волоком. Необходимо избегать ударов. Недопустимо сбрасывание труб и соединительных деталей с транспортных средств. Перекатку труб разрешается проводить только по лагам.
При подъеме упаковок соединительных деталей нельзя использовать крюки. Захваты автопогрузчика должны быть закрытыми, например, обрезками полиэтиленовой трубы, но лучше использовать деревянные европоддоны.
Храниться трубы должны в горизонтальном положении на стеллажах в складских помещениях, исключающих попадание прямого и рассеянного солнечного света. Высота штабеля при хранении свыше двух месяцев не должна превышать 2 м. Условия хранения труб должны исключать возможность их механического повреждения.
Хранение труб в отрезках
ПЭ трубы диаметром ≤ 110 мм могут поставляться в бухтах. Транспортировка и хранение полиэтиленовых труб в бухтах необходимо хранить в горизонтальном положении.
Уклон канализационной трубы — нормы и особенности монтажаХранение труб в бухтах
Соединительные детали хранят в закрытых складских помещениях в условиях, исключающих их деформирование, попадание масел и смазок (укладывают в полиэтиленовые мешки), не ближе 1м от нагревательных приборов, желательно на стеллажах.
Гарантийный срок хранения как водопроводных, так и газовых труб, — два года со дня изготовления. Срок хранения соединительных деталей по российским ТУ — два года со дня изготовления. Зарубежные производители допускают срок хранения деталей до четырех лет.
Нормы загрузки полиэтиленовых труб
Для автомобилей со стандартными габаритными размерами (13,6х2,45х2,6м)
Труба Ø 90 | Труба Ø 110 | Труба Ø 125 |
Количество труб: 714 шт. Количество, п.м.: 12 п.м. – 8568 п.м.13 п.м. – 9282 п.м. | Количество труб: 472 шт. Количество, п.м.: 12 п.м. – 5664 п.м.13 п.м. – 6136 п.м. | Количество труб: 352 шт. Количество, п.м.: 12 п.м. – 4224 п.м.13 п.м. – 4576 п.м. |
Труба Ø 140 | Труба Ø 160 | Труба Ø 180 |
Количество труб: 280 шт. Количество, п.м.: 12 п.м. – 3360 п.м.13 п.м. – 3640 п.м. | Количество труб: 216 шт. Количество, п.м.: 12 п.м. – 2592 п.м.13 п.м. – 2808 п.м. | Количество труб: 163 шт. Количество, п.м.: 12 п.м. – 1956 п.м.13 п.м. – 2119 п.м. |
Труба Ø 200 | Труба Ø 225 | Труба Ø 250 |
Количество труб: 144 шт. Количество, п.м.: 12 п.м. – 1728 п.м.13 п.м. – 1872 п.м. | Количество труб: 110 шт. Количество, п.м.: 12 п.м. – 1320 п.м.13 п.м. – 1430 п.м. | Количество труб: 85 шт. Количество, п.м.: 12 п.м. – 1020 п.м.13 п.м. – 1105 п.м. |
Труба Ø 280 | Труба Ø 315 | Труба Ø 355 |
Количество труб: 70 шт. Количество, п.м.: 12 п.м. – 840 п.м.13 п.м. – 910 п.м. | Количество труб: 56 шт. Количество, п.м.: 12 п.м. – 672 п.м.13 п.м. – 728 п.м. | Количество труб: 40 шт. Количество, п.м.: 12 п.м. – 480 п.м.13 п.м. – 520 п.м. |
Труба Ø 400 | Труба Ø 450 | Труба Ø 500 |
Количество труб: 30 шт. Количество, п.м.: 12 п.м. – 360 п.м.;13 п.м. – 390 п.м. | Количество труб: 23 шт. Количество, п.м.: 12 п.м. – 276 п.м.;13 п.м. – 299 п.м. | Количество труб: 20 шт. Количество, п.м.: 12 п.м. – 240 п.м.;13 п.м. – 260 п.м. |
Труба Ø 560 | Труба Ø 630 | Труба Ø 710 |
Количество труб: 14 шт. Количество, п.м.: 12 п.м. – 168 п.м.;13 п.м. – 182 п.м. | Количество труб: 12 шт. Количество, п.м.: 12 п.м. – 144 п.м.;13 п.м. – 156 п.м. | Количество труб: 8 шт. Количество, п.м.: 12 п.м. – 96 п.м.;13 п.м. – 104 п.м. |
Труба Ø 800 | Труба Ø 900 | Труба Ø 1000 |
Количество труб: 6 шт. Количество, п.м.: 12 п.м. – 72 п.м.;13 п.м. – 78 п.м. | Количество труб: 6 шт. Количество, п.м.: 12 п.м. – 72 п.м.;13 п.м. – 78 п.м. | Количество труб: 4 шт. Количество, п.м.: 12 п.м. – 48 п.м.;13 п.м. – 52 п.м. |
Труба Ø 1200 | ||
Количество труб: 3 шт. Количество, п.м.: 12 п.м. – 36 п.м.;13 п.м. – 39 п.м. |
Размер бухты трубы пнд
Полиэтиленовые трубы диаметром до 110 мм изготавливают в бухтах. Длина труб в бухтах составляет от 50 м до 200 м. Возможно предельное отклонение длины труб, изготавливаемых в бухтах, плюс 3 %.
Номинальный наружный диаметр d, мм | Стандартная длина бухты L, мм | da, мм | di, мм | Ширина бухты b, мм | ||||||
SDR41 — 33 | SDR26 | SDR21 | SDR17,6 — 11 | SDR41 — 33 | SDR26 | SDR21 | SDR17,6 — 11 | |||
20 | 200 | — | — | — | 600 | — | — | — | 400 | 470 |
25 | 200 | — | — | — | 750 | — | — | — | 500 | 470 |
32 | 200 | — | — | — | 970 | — | — | — | 650 | 470 |
40 | 200 | — | — | 1350 | 1200 | — | — | 950 | 800 | 470 |
50 | 100 | — | 1510 | 1410 | 1340 | — | 1250 | 1150 | 1000 | 450 |
200 | — | 1670 | 1650 | 1500 | ||||||
63 | 100 | 2228 | 1928 | 1778 | 1729 | 1900 | 1600 | 1450 | 1300 | 450 |
200 | 2430 | 2130 | 2264 | 1930 | ||||||
75 | 100 | 2640 | 2290 | 2140 | 2010 | 2250 | 1900 | 1750 | 1500 | 450 |
90 | 100 | 3168 | 2718 | 2568 | 2412 | 2700 | 2250 | 2100 | 1800 | 450 |
110 | 100 | 3872 | 3322 | 3122 | 2948 | 3300 | 2750 | 2550 | 2200 | 450 |