Медные духовые инструменты симфонического оркестра. Видео урок
Группа медных духовых инструментов симфонического оркестра невелика по составу. Но она сразу же привлекает к себе внимание праздничным, торжественным звучанием металла. Искусство трубить в рог или раковину было известно уже в глубокой древности. Впоследствии люди научились делать инструменты, похожие на рог и предназначенные для военных и охотничьих целей.
Эти инструменты получили название благодаря металлу, из которого изготавливаются. Чаще всего это особый сплав, на 60% состоящий из меди, 10% никеля, 30% цинка, или из серебра. Но в старину некоторые из них делались из рога, раковины или кости.
Было время, когда эти инструменты делали из благородных металлов, причем музыканты считали, что ценные металлы придают тембру инструмента особый оттенок: серебро делает звук более полным, золото — мягким, платина — глубоким. Но эти отличия если и есть, то заметны они, в основном, только самим музыкантам.
Уже позже решили провести необычный эксперимент. Взяли кусок резинового шланга, толщина стенок и другие размеры которого соответствовали трубке кларнета, проделали в нем отверстия и встроили в него кларнетовый мундштук. Звучание импровизированного кларнета было достаточно похоже на звучание настоящего.
Если звучание деревянных духовых часто напоминает нам пастушью свирель, то медные инструменты связаны в нашем представлении с военными сигналами, походными маршами. И это не случайно, так как в военных духовых оркестрах применяются медные инструменты. Оттуда они и пришли в симфонический оркестр.
Многие думают, что труба звучит, потому что в нее дуют. Если вы попробуете это сделать, то, скорее всего, у вас получится только шипение. В медных духовых инструментах нет, как у деревянных, трости, проходя сквозь которую воздух начинает колебаться, издавая звук.
У медных в качестве вибратора используются собственные губы музыканта. Он складывает их приблизительно так, как сложены трости в фаготе или гобое, а углубление в мундштуке помогает это сделать.
Такое определенное положение губ при игре называется амбушюром, а инструменты — амбушюрными.
В трубу дуют не для того, чтобы воздух из легких музыканта прошел сквозь нее.
Да это иногда и невозможно: объем наших легких равен приблизительно четырем литрам воздуха, а если их сравнить с объемом бас геликона, станет понятно, что одним выдохом человек не наполнит его воздухом.
При игре на духовых инструментах дыхание музыканта только помогает возбудить колебания того воздуха, который уже есть в трубке.
Давайте вспомним медные духовые инструменты.
ВАЛТОРНА. Немецкое Waldhorn — лесной рог. Таков дословный перевод названия этого инструмента. Предком валторны были охотничьи рога, в которые трубили, когда нужно было подать сигнал во время охоты или какого-либо торжественного события, объявить сбор войск.
Для того чтобы звук стал громче и сильнее, чтобы его было слышно на большом расстоянии, валторну стали удлинять. Но играть на такой длинной трубке было неудобно. Поэтому трубку инструмента стали «скручивать». Сначала появился один виток, потом два, три.
Современная валторна — свернутая в круг узкая, примерно трех метров длины, трубка с конусообразным расширением на конце, переходящим в широкий раструб.
Необычно расположение валторны при игре — раструбом вниз, к правой руке музыканта, которая ладонью упирается в стенку раструба, чуть прикрывая его.
Такое положение ввел дрезденский валторнист Антон Гампель примерно в 1750 г., чтобы легче было управлять звуком валторны введением руки в раструб. Этим приемом широко пользуются и современные валторнисты.
На тембр валторны влияет форма мундштука, чашечка, как у других медных духовых.
Валторна играет в оркестре очень важную роль. Звук ее мягкий, благородный. Она может передать и грустное, и торжественное настроение, может звучать язвительно и насмешливо. Это, прежде всего оркестровый инструмент, но для нее существует и сольная литература.
В исполнении валторны можно услышать певучую, проникновенную мелодию, которая, например, звучит в начале второй части Пятой симфонии П.И. Чайковского. В симфонии «Манфред» Чайковский поручил четырем валторнам на ffff исполнение основной музыкальной темы, рисующей музыкальный портрет героя.
А в «Вальсе цветов» из балета «Щелкунчик» квартет валторн звучит мягко и певуче. Большой популярностью пользуется концерт для валторны с оркестром Р. М. Глиэра.
ТРУБА — один из самых древних медных духовых инструментов. Еще в «Ветхом завете» упоминается об использовании труб в религиозных обрядах. В летописи об осаде печенегами Киева в 968 г.
говорится о важной роли труб в боевых действиях русского воинства. Труба в качестве сигнального инструмента используется с древних времен многими народами.
Она извещала об опасности, поддерживала отвагу воинов в бою, открывала торжественные церемонии, призывала к вниманию.
Капает холодная вода из трубы в туалете
В древние времена на башне крепостной стены города Кракова в Польше стоял в дозоре воин. Зорко смотрел он вдаль: не покажется ли враг. В руках он держал медную трубу, чтобы подать сигнал в случае опасности.
И вот однажды увидел он вдали приближающееся вражеское войско. Дозорный начал играть, и над Краковом зазвучал сигнал тревоги. Тучей полетели стрелы в дозорного. Одна из них вонзилась в грудь трубача. Собрав все силы, он доиграл сигнал.
Только на последнем звуке труба выпала из его рук.
Многие столетия бережно хранится в народе память о герое, спасшем свой город ценою жизни. И сейчас позывные Кракова — древний боевой сигнал трубы, обрывающийся на последнем звуке.
В начале XVII в. Труба вошла в оперный оркестр. Сначала она выполняла скромную роль: лишь иногда играла короткие сигналы, участвовала в аккордах сопровождения. В то время на ней можно было играть только несложные мелодии, построенные по звукам трезвучия.
Но со временем инструмент усовершенствовали, увеличился его диапазон, на трубе стало возможным играть сложные и выразительные партии. Ее яркий звук стал привлекать внимание композиторов. И труба зазвучала в торжественных, героических, а иногда и в лирических эпизодах. В XVIII в.
она уже занимала видное место в симфоническом и духовом оркестрах.
Следующий по высоте инструмент медной духовой группы — ТРОМБОН. Название его происходит от итальянского слова tromba (труба), дополненного увеличительным суффиксом one. В буквальном смысле это название можно перевести как «трубища». И это действительно так. В XV в. трубу сильно удлинили, для чего сделали выдвигающуюся трубку-кулису. Так появился тромбон.
У тромбона те же предки, что и у трубы, но в некотором смысле тромбон оказался более счастливым — он от рождения был инструментом хроматическим, поэтому почти не подвергался изменениям.
Раструб тромбона, сужаясь и изгибаясь, переходит в узкую цилиндрическую трубку, на которую надевается раздвижной механизм. Он состоит из двух неподвижных трубок, по которым скользит U-образная трубка-кулиса.
Двигая правой рукой кулису, тромбонист может плавно менять высоту звука, исполняя глиссандо, а также с одинаковой легкостью извлекать любые звуки.
Тромбон занимает почетное место в группе медных духовых инструментов. У него очень сильный голос, легко перекрывающий звучание всего оркестра.
А когда несколько тромбонов играют вместе, это придает музыке торжественность и блеск. Очень хорошо удаются тромбону героические, трагические мелодии.
Но чаще всего три тромбона и туба, объединенные в одну группу, в оркестре играют аккорды, выполняя роль аккомпанемента.
ТУБА — самый низкий по звучанию инструмент медной духовой группы. Ее диапазон — от ми контроктавы до фа первой октавы, тембр ее суровый, массивный.
В отличие от других инструментов этой группы, туба сравнительно молода. Она родилась в Германии в 1835 г., так как медной группе нужен был хороший устойчивый бас.
Состоит она из трубок разной величины, раструба, мундштука и вентилей.
Как правило, роль тубы в оркестре ограничивается дублированием на октаву ниже партии третьего тромбона. Она служит фундаментом медной группы, подобно контрабасу у струнных. Именно туба «цементирует» всю музыку. Принято считать, что это инструмент неуклюжий и неподвижный. Действительно, играть на ней очень сложно.
Необходим большой расход воздуха, поэтому исполнителю иногда приходится дышать на каждом звуке. Но на тубе тоже можно играть быстро. Правда, звук у нее очень густой, сильный, сочный, а быстрая музыка при таком звуке будет тяжеловесной.
Очень хорошо туба передает образ слона в пьесе Сен-Санса «Слон» из сюиты «Карнавал животных».
Конечно, в оркестровых произведениях сольные эпизоды у тубы встречаются очень редко. Один из них — пьеса «Быдло» из сюиты «Картинки с выставки» М. Мусоргского, оркестровку которых сделал М. Равель.
- Повторим еще раз, что в группу медных духовых инструментов входят:
- труба, валторна, тромбон и туба.
- Источник
Какие инструменты входят в состав симфонического оркестра
Оркестр – особым образом собранный музыкальный коллектив для исполнения определенного произведения. Оркестры являются довольно сложной и продуманной системой, которая, если все условия соблюдены, производит неизгладимое впечатление на слушателя. В нашей статье мы разберем инструменты симфонического оркестра — их количество, состав и порядок расположения на сцене. Существует четыре группы инструментов в оркестре, а формировать их начал ещё Бетховен.
Образование гноя в маточных трубах
История инструментов симфонического оркестра
Симфонический оркестр – коллектив музыкантов, организованный для исполнения симфонической музыки, либо академической западноевропейской музыки в целом.
Музыкальные коллективы, подобные современному оркестру, появились в XVI веке, вместе с развитием струнных инструментов. Увеличив количество музыкантов, композиторы получали возможность сочинять более громкие и впечатляющие композиции. В это время в оркестры, помимо струнных, входили клавесин, лютня, мандолины.
Первые «классические» составы симфонических оркестров сформировались во времена Людвига Ван Бетховена – в XVIII – XIX веках, и в музыковедческой литературе именуются «бетховенскими». В их состав входили струнные смычковые инструменты, парные деревянные духовые и группа медных духовых инструментов. Состав классического симфонического оркестра завершался литаврами – ударным инструментом.
В дальнейшем, Бетховен продолжил увеличивать масштаб оркестра, дополняя классический состав расширенным количеством каждой секции инструментов, а также добавляя новых музыкантов, играющих на малой флейте, контрфаготе, тромбоне, треугольниках, большом барабане и тарелках. Кроме того, некоторые оркестры дополнялись арфой, тубой, колоколами и английским рожком.
Группы инструментов симфонического оркестра
Симфонические оркестры формируются из нескольких групп музыкальных инструментов. Количество этих групп и количество самих инструментов может варьироваться в зависимости от исполняемых произведений. Вообще, на тембральную окраску оркестра, его громкость и экспрессионную составляющую напрямую влияет количество и тип включенных в него инструментов.
Как правило, смычковые и духовые присутствуют в оркестре сразу в нескольких тембрах, что позволяет лучше раскрывать музыкальное произведение во всех диапазонах – от глубокого баса и ударных, до высокочастотных пронзительных мелодий скрипки и флейты-пикколо.
Сколько и какие инструменты входят в состав симфонического оркестра
Струнно-смычковые инструменты
В симфоническом оркестре присутствует так называемый струнно-смычковый квинтет. Все эти инструменты призваны дополнять друг друга, покрывая все диапазоны звучания. Такая конфигурация создает богатый, насыщенный звук.
Первая и вторая скрипки. В струнно-смычковый квартет входят скрипки – первая и вторая. Каждая из этих скрипок может играть свою собственную партию. Обладая очень нежным, утонченным тембром, скрипки зачастую исполняют солирующие партии – главные мелодии произведения.
Альты. Эти внешне похожие на скрипку инструменты обладают большим размером, и, соответственно, имеют более низкий, слегка приглушенный звук. Альты хорошо раскрывают средние частоты, звуча подобно человеческому голосу.
Виолончели. Эти достаточно большие струнные, на которых музыканты играют используя напольную подставку. Виолончели еще называют большими скрипками. Большой размер корпуса создает громкий, тягучий, мужественный звук, который отлично дополняет солирующие партии.
Контрабас. Корпус этого инструмента больше роста человека, и играют на нем стоя. За счет массивных струн и большого резонатора, контрабас создает рокочущие, величественные басовые звуки. Как солирующий инструмент он почти не используется, зато без него звучание оркестровых струнных было бы не полным.
Деревянные духовые инструменты симфонического оркестра
Деревянные духовые симфонического оркестра, как и все остальные составные группы инструментов, также подбираются по их диапазону звучания.
Деревянными эти инструменты называются, скорее, не по материалу, из которого они изготовлены, а по способу звукоизвлечения, которое они исторически приобрели – путем закрывания и открывания отверстий в корпусе.
В эту группу симфонического оркестра входят следующие инструменты.
Флейты – эти инструменты обладают утонченным, звонким, чистым звучанием. Среди всех деревянных духовых их тембр – самый высокий. В симфоническом оркестре используют несколько флейт – две и больше.
Гобой – инструмент, представляющий собой полую трубку – с раструбом на одном конце и с тростью на другом.
Гобой имеет постоянный строй и не требует подстройки, поэтому, помимо чисто исполнительской функции, в оркестре этот инструмент может являться своеобразным камертоном.
Тембр гобоя можно охарактеризовать как певучий, слегка гнусавый и громкий. Его используют для выражения романтического, тоскливого, либо элегичного настроения в композиции.
Кларнет – очень разноплановый, яркий духовой инструмент, теплое и мягкое звучание которого позволяет использовать его для выражения всего спектра эмоций, но особенно хорошо ему удается выразить мрачное, тоскливое и драматичное настроение в музыке. Этот известный инструмент иногда может исполнять соло-партии.
Заделать свищ в трубе своими руками
Фагот – экспрессивный и громкий, тембр этого инструмента лучше всего раскрывается в басовом регистре. Самая низкая по звучанию разновидность фагота называется контрфагот.
Медные духовые инструменты симфонического оркестра
Эта группа инструментов создает яркое, торжественное звучание оркестра. Медные духовые являются одними из самых громких, и также формируются в музыкальном коллективе по высоте своего звучания.
Труба – звонкий, солирующий медный духовой инструмент. Со своим пронзительным звучанием труба может быть отчетливо слышна даже тогда, когда на полной громкости играют все остальные инструменты оркестра. Для трубы пишут сольные партии, но она также может звучать и в дополнение к другим инструментам.
Тромбон
Оркестр / Духовые / Аксессуары для духовых инструментов / Нотные пульты для духовых / Интернет магазин
BACH 1815 «Лира» на трубу, корнет
BACH 1816 «Лира» на тенор/бас тромбон
APM 500N пюпитр «лира» на трубу
BACH 1691S пюпитр «лира» на трубу
DEG 510 Пюпитр (держатель нот) для флейты
Файл пластиковый для нот 588W 1 штука
APM 506N Лира для кларнета никелированная
CONN 5716 Пюпитр (держатель нот) «Лира» на трубу, баритон, тубу, сузафон
Selmer 3057 Лира для валторны никелированная
Leblanc 3057 Пюпитр (держатель нот) «Лира» на альтгорн, валторну, тубу, меллофон, баритон
BACH 1816L «Лира» на тенор/бас тромбон
APM 511N Пюпитр (держатель нот) «Лира» для тромбона тенор. Спец. крепление — квадрат 4мм
APM 514AN Пюпитр (держатель нот) «Лира» на тромбона тенор. Спец. крепление — квадрат 4мм
SELMER 693 Пюпитр (держатель нот) «Лира» на тромбон. Спец. крепление — квадрат 4мм
APM 513N Пюпитр (держатель нот) «Лира» на флейту с универсальным креплением
Издательский дом В.Катанского ИК340468 Калинина Г.Ф. Музыкальные прописи
статьи
Туба — духовой инструмент, менее всего изученный композиторами. Каждый раз, когда по партитуре требуется туба, оркестранту или дирижеру приходится решать, какой именно из нескольких инструментов имеется в виду и какой из них будет больше всего отвечать тем музыкальным требованиям, которые заключены в партии, написанной для тубы.
глава №15, из книги «Оркестровка»автор: Уолтер Пистон, перевод: К.Н.Иванова
Даже если инструмент конкретно обозначен, то есть бас-туба или контрабас-туба, часто приходится убеждаться, что партия более соответствует тубе другого размера.
Так как настоящая басовая туба была в употреблении только примерно с 1875 года, она привлекается для исполнения партий, предназначавшихся не для нее, а для существовавших прежде инструментов, в частности, партий старинной малой тубы или вышедшего из употребления офиклеида.
Современный тубист может выбирать из четырех-пяти различных туб.
Он приспосабливает для повседневного использования тот инструмент, который кажется ему самым подходящим для основного уровня исполняемых партий, в большинстве своем являющихся простыми басовыми партиями — не слишком высокими, не слишком низкими, не заключающими в себе каких-либо чрезвычайных технических или музыкальных особенностей. С другой стороны, в отдельных случаях оказывается резонным делать иной выбор, более пригодный для определенного произведения или специального сольного фрагмента. Бывает, что в одном концерте оркестрант использует до трех разных инструментов.
Тубы, применяемые в оркестре, имеют строи 9-футового В, 12-футового F, 14-футового Es, 16-футового С и 18-футового ВB.
Они делаются с широким коническим каналом, не считая цилиндрической по необходимости вентильной системы, и с очень широким раструбом, то есть деталями, которые, вместе с большим, глубоким чашеобразным мундштуком, облегчают извлечение самых низких нот, включая педальные тоны.
Применяются оба типа вентилей и поворотный, и пистонный, в зависимости от индивидуальных предпочтений. Вентильная система состоит из обычных трех вентилей, плюс четвертый, иногда пятый, а в отдельных случаях даже шестой.
Четвертый вентиль
Как правило, четвертый вентиль понижает строй на два с половиной тона — чистую кварту. Интонационные трудности, встречающиеся при использовании третьего вентиля в сочетании с первым и вторым, на больших инструментах выражены резче, нежели, например, на трубе.
А так как четвертый вентиль может быть сделан такой длины, которая точно соответствует понижению строя на чистую кварту, то он более всего пригоден для того, чтобы заменить собой комбинацию первого и третьего вентилей, корректируя интонацию шестой и седьмой вентильных позиций.
Кроме того, он удобен для упрощения некоторых аппликатур.
Хотя и верно то, что четвертый вентиль предлагает расширение диапазона вниз, звуки, извлекаемые за счет комбинации четвертого вентиля с другими, безнадежно завышаются, если только инструмент не располагает автоматическим механизмом для удлинения трубки вентиля.
Аппликатура четвертого вентиля, ориентированная на первый обертон малой тубы in В (эуфониум), показана ниже. Партии тубы обычно пишутся в их реальном звучании.
К тому времени, когда достигается си, накопленное расхождение в длинах вентильной трубы обусловливает разницу, по меньшей мере в полутон, так что данная нота прозвучит как до, если не будет каким-то образом компенсирована.
Иногда добавляется пятый вентиль, чаще всего понижающий строй на чистую квинту и действующий по типу четвертого. Шестой вентиль может оказать помощь в аппликатуре при транспонировании вниз на полтона.
Отдельные тубисты, в стремлении разрешить проблемы интонации и диапазона, придумывают разнообразные системы, включающие в себя трубки разной длины и даже сочетающие высокий и низкий инструменты в одной двойной тубе.
Первые три вентиля управляются пальцами правой руки, четвертый может быть тоже приспособлен для правой руки, но может располагаться и под левой, в ряд с другими добавочными вентилями.
Туба in В контроктавы
Не считая некоторых французских туб в строе 8-футового С, самым маленьким из распространенных инструментов является туба in В (9-футов), которую обычно называют эуфониумом, или теноровой тубой.
Другие ее названия:
- итал.: tuba bassa, flicorno basso;
- фр.: tuba basse, tuba ordinaire;
- нем.: Basstuba, Tenortuba;
- англ.: bass flugelhorn.
Как правило, у нее четыре вентиля, иногда пять.
Диапазон следующий:
Отдельные исполнители могут извлекать звуки выше восьмого обертона. Аналогично, и нижний предел педальных тонов, играемых в вентильных позициях, варьируется в зависимости от исполнителя и инструмента. Французская туба in С (8-футов), отличающаяся широким каналом и снабженная шестью вентилями, позволяет производить такие же низкие звуки, какие обычно пишутся для больших туб.
Длина трубки в 9 футов — такая же, как у тенорового тромбона и валторны in В-альт. Канал у нее значительно шире, чем у обоих этих инструментов, что опускает естественный диапазон несколько ниже в данном обертоновом звукоряде. Эуфониум — также инструмент с более широким каналом, чем у баритона — трехвентильного инструмента той же длины, но более подходящего для высоких партий.
Туба in F контроктавы
Этот инструмент, весьма многогранный по своим возможностям, распространен наиболее широко. Его часто называют оркестровой тубой in F, но кроме того он упоминается и как бомбардон, или басовая туба, или просто туба-бас. У нее может быть четыре или пять вентилей.
Диапазон:
Педальные тоны звучат хорошо, но трудны для извлечения. При пяти вентилях отмеченные нижние фа, ми и ми-бемоль могут браться как вторые обертоны, без прибегания к основным тонам.
Пишущий эти строки был свидетелем исполнения на такой тубе полного хроматического звукоряда из педальных тонов вниз до си-бемоль субконтроктавы включительно. Однако писать ниже ре рискованно.
Ноты выше седьмого обертона не рекомендуются.
Туба in Es контроктавы
Эта туба известна как туба-бас in Es. У нее четыре или пять вентилей; некоторые предпочитают ее тубе in F благодаря более плотному звучанию и некоторому преимуществу в низких нотах.
Диапазон:
Туба in С контроктавы
Это — инструмент, спроектированный Вагнером как контрабасовая туба и использовавшийся им в качестве баса группы вагнеровских туб, о которых речь будет идти дальше.
Распространенное ее название — контрабасовая туба in С.
Многие исполнители предпочитают этот большой инструмент для повседневного использования, несмотря на то, что его тяжеловесное звучание больше подходит для музыки в вагнеровском стиле, нежели, например, Дебюсси или Равеля.
Диапазон:
Педальный тон извлечь можно, но очень трудно, а непосредственно соседствующие с ним звуки, берущиеся с помощью вентилей, ненадежны. Ноты выше восьмого обертона для этой тубы лучше не писать.
Туба in В субконтроктавы
Более свойственная военному духовому оркестру, эта громадная туба иногда применяется и в симфоническом оркестре. Она известна как контрабасовая туба in В.
Диапазон:
Основной тон практически невозможен. Чрезвычайно тяжелое звучание этой тубы делает ее несколько неуклюжей в оркестровых комбинациях. Она способна на прекрасное пианиссимо, и если должным образом изучить ее возможности и искусно с ними обращаться, то лучшие ее свойства могут оказаться очень полезными для музыки.
Губная техника
При игре на тубе губы натянуты или напряжены только в высоком регистре. Нормально же они скорее мягки; самые низкие звуки требуют предельного расслабления губ, хотя, в то же время, способность последних вибрировать должна сохраняться.
Игра на тубе требует очень большого расхода воздуха, особенно на инструментах максимального размера. Поэтому взятие дыхания на каждой ноте в медленном движении басов non legato в низком регистре — явление обычное.
Когда-то испытывали приспособление для облегчения выдерживания длинных басовых нот, с помощью которого воздух подавался ко рту через трубку, соединенную со своего рода мехами, работающими от ноги, но это изобретение, по-видимому, осталось курьезом.
Большие лиги и длительно выдерживаемые ноты должны использоваться очень скупо.
Характер звучания
Благодаря особой глубине, конусообразности и величине чашки мундштука у тубы более однородное, округлое и не столь резкое звучание по сравнению с трубами или тромбонами. Действительно, по его характеру туба ближе к валторнам, но по звуковой массе она справедливо относится к «тяжелой меди» — группе, однородность которой отнюдь не совершенна.
Ярче всего красота звучания тубы раскрывается в тихих, спокойных легатных фразах в среднем регистре.
Пример 313. Вагнер — Увертюра «Фауст»
Нижние звуки могут быть мягкими и ненавязчивыми, но высокий регистр имеет тенденцию к крикливости, которую не так легко сгладить. При громких нюансах звучание плотное и сильное, способно пробивать собою оркестровое тутти.
Пример 314. Штраус — «Так говорил Заратустра»
Сурдина
Сурдина тубы — это обычно большой конус из картона или другого легкого материала более 60 см высоты. Она употребляется главным образом для уменьшения громкости. Звучание в результате становится несколько сдавленно-приглушенным, а в высоком регистре — и напряженным.
Пример 315. Стравинский — «Жар-Птица»
Беглость
Если бы не постоянная необходимость в пополнении запаса воздуха, тубу можно было бы назвать подвижным инструментом. Два нижеследующих примера демонстрируют ее замечательную способность к активному движению в низком регистре.
- Пример 316. Хиндемит — «Симфонические метаморфозы»
- Пример 317. Шостакович — «Симфония № 7»
Широкие скачки преодолеваются относительно легко и являются средством достижения интересного разнообразия в басовом голосе. Они могут играться как под лигой (прим. 314), так и раздельно (прим. 318).
- Пример 318. Равель — «Вальс»
- Трели на тубе звучат хорошо, но в симфонической музыке применяются довольно редко.
Пример 319. Вагнер — «Майстерзингеры». Увертюра
Резонно ожидать, что теноровая туба может играть оживленные построения с большей легкостью и гибкостью, чем басовая. Приведем цитату из широко известной характеристики Санчо Панса Рихарда Штрауса. Теноровая туба записана здесь как транспонирующий инструмент, звучащий на большую секунду ниже. Это отход от обычной практики, в соответствии с которой партия записывается в реальном звучании.
Пример 320. Штраус — «Дон Кихот»
Язык
- На тубе исполнимы штрихи как одинарным, так и двойным и тройным языком. Следующий пример фруллато достаточно уникален:
- Пример 321. Шёнберг — «Ожидание»
Пианиссимо стаккато тубы можно сравнить с пиццикато контрабаса. Острые ритмические фигуры склонны утяжеляться и затормаживаться при продолжительной игре, особенно в форте.
Пример 322. Малер — «Симфония №8»
Оркестровое использование
Наиболее привычная функция тубы — способствовать массивной плотности баса оркестрового тутти, дублируя другие басовые инструменты в унисон или октавой ниже.
В качестве баса она часто выступает в квартете с тремя тромбонами и во всей медной духовой группе, дублируя бас-тромбон или, например, четвертую валторну.
Иногда туба одна обеспечивает поддержку духовой группе, как в следующем примере:
Пример 323. Стравинский — «Игра в карты»
Туба участвует в мелодических басах подчеркнуто экспрессивного характера (прим. 324) и является обязательным помощником в тяжелых мелодраматических ситуациях, подобных той, что в примере 325.
- Пример 324. Прокофьев — «Симфония №5»
- Пример 325. Респиги — «Фонтаны Рима»
Когда туба используется для соло, должно быть отмечено, какой конкретно инструмент требуется.
В равелевской оркестровке «Картинок с выставки» соло тубы преимущественно играется на эуфониуме, то есть на малой тубе in В, хотя в остальной части партитуры данная партия подсказывает, что нужно использовать тубу больших размеров. Соло в примере 326 очень трудно для тубы in F, и исполнители регулярно применяют в этом сочинении две тубы.
Пример 326. Мусоргский-Равель-«Картинки с выставки»
Можно заключить, что туба in F, вероятно, наиболее многогранный оркестровый инструмент такого рода.
Меньшую тубу следует рассматривать как инструмент дополнительный, который нужно специально помечать в партитуре. Es контроктавы (14-футовое Es) является надежной нижней границей для всех басовых туб.
Как можно было видеть, их верхние пределы варьируются, будучи, в основном, восьмым обертоном каждой конкретной тубы.
Вагнеровские тубы
Вагнер предполагал составить группу медных духовых из четырех полных семейств, каждое из которых обладало бы своим отличительным тембром.
Валторновая группа увеличивалась им до восьми инструментов, к трубам добавлялась басовая труба, к тромбонам подключался контрабасовый тромбон; и, наконец, самостоятельное семейство туб формировалось из двух теноровых и двух басовых особого типа, объединенных с контрабасовой тубой in С контроктавы.
Слева оркестровая туба in F; справа вагнеровская туба in F
Теноровые и басовые тубы, предложенные Вагнером и иногда называемые «байройтскими», а также — в Германии, как и в Италии — «валторновыми» (нем.: Waldhorntuben; итал.: corno tube), больше похожи на валторны.
Они изготовляются в строях В контроктавы и F контроктавы; следовательно, длины их трубок идентичны валторнам in В-альт, in F, а также эуфониуму и тубе in F. Канал у них шире, чем у валторны, но уже, чем у тубы.
Они снабжаются валторновыми мундштуками, и предполагалось, что играть на них будут, как на «сменном» инструменте, пятый, шестой, седьмой и восьмой валторнисты.
Вагнеровская туба делается эллиптической формы, с раструбом, направленным вверх и вбок (рис. 26). Четыре ее вентиля расположены под левой рукой, как на валторне. Четвертый из них служит для подстройки в низких вентильных позициях, аналогично функции правой руки в раструбе валторны. Диапазоны те же, что и у валторн такого же строя.
Звучание странное и своеобразное: более открытое, не такое концентрированное, как у валторны, и меньше поддается модификациям; его невозможно описать словами, но, однажды услышанное, оно уже не забывается. После Вагнера для этих туб писали немногие, и редкие оркестры располагают ими. Известные примеры использования, помимо «Кольца нибелунга»,- «Электра» Штрауса, Седьмая и Девятая симфонии Брукнера.
Нотация
Первоначальная вагнеровская нотация для этих туб вполне логично была точно такой, как для валторн in В-альт и in F, звучащих большой секундой (тенор) и чистой квинтой (бас) ниже.
Басовый ключ применялся как в «старой нотации» для валторн. Позднее он изменил свою нотацию на Es для теноровых туб (звучащих большой секстой ниже) и В для басовых туб (звучащих большой ноной ниже).
Однако инструменты оставались теми же самыми.
В Седьмой симфонии Брукнера и в «Электре» Штрауса теноровые тубы записаны in В, звуча большой ноной ниже, а басовые — in F, то есть чистой квинтой через октаву выше реального звучания (прим. 327).
- В Девятой симфонии Брукнер записывал теноровые тубы in В созвучанием на большую секунду ниже, а басовые — все время в басовом ключе, что в реальности звучало чистой квартой выше написанного.
- Ниже приводится хорошо знакомый фрагмент, в котором участвуют вагнеровские тубы (дублирование в унисон альтами, виолончелями и контрабасами в нотах опущено).
- Пример 327. Брукнер- Симфония №7
фрагмент из главы №15 (05.08.2010)
теги: туба, оркестровка, Уолтер Пистон, регистр, разновидности тубы, диапазон, инструмент
Медные духовые (Brass)
Четыре фамилии, изначально представлявшие это большое семейство, – валторны (или рога), трубы, тромбоны и тубы – со временем изрядно перемешались и представили потомкам несколько характерных гибридов, которые, с одной стороны, обогатили звучание симфонического оркестра, а с другой – добавили блеска и мелодичности звучанию оркестра военного. …Медные необходимы, когда речь идёт о передаче впечатлений о пространствах любого, даже немыслимого, масштаба… Генератором звука, как и встарь, являются… губы исполнителя.
Корнет (Cornet)
Французское название инструмента корнет-а-пистон – рожок с пистонами (поршневыми вентилями). Сконструирован в Париже в 1820-х годах. Это не труба, а прямой потомок почтового рожка, потому можно считать его родственным валторне. Современный корнет, несмотря на свою компактность, «свёрнутость», становится все больше и больше похожим на трубу.
Самая известная особенность инструмента заключается в его превосходстве над другими медными в исполнении музыки, требующей большой беглости и виртуозности.
Героические интонации трубы у корнета отсутствуют, но, с другой стороны, он способен на теплоту и сочную мягкость звука, ассоциирующиеся только с валторной. Это определило его роль и место в оркестре: корнет с успехом ведёт порученную ему мелодическую линию, к тому же, в сочетании с другими инструментами, звучит не хуже, чем труба.
Флюгельгорн (Flugelhorn)
Название инструмента образуется из двух немецких слов: Flűgel – «крыло» и Horn – «рог». Секрет его будет разгадан, стоит лишь взять флюгельгорн в руки.
Увеличенное сечение конического канала, более широкий, чем у трубы, раструб заставляют второй виток трубки отклоняться наподобие приподнятого крыла птицы, готовой взлететь. Флюгельгорн, напоминающий одновременно и трубу, и корнет-а-пистон, и впрямь «крылат».
На нём чаще импровизируют, чем играют по нотам. Джазовые трубачи любят флюгельгорн за его мягкий валторновый звук.
Инструмент более популярен в Европе, чем в Америке. В Италии, например, до сих пор встречаются четыре его редкие разновидности.
Тромбон (Trombone)
Тромбон – слово итальянского происхождения (итал. trombe – это труба, trombone – большая труба). Английский предок тромбона именовался сэкбат (сакбат, sackbut) и был довольно схож с современным инструментом. Считается, что за последние пятьсот лет тромбон практически не изменился. Это не совсем так.
Менялись размеры инструмента, формы мундштука и раструба. Мастера добивались от тромбона того же, чего и от других инструментов – идеального звучания. Основная отличительная черта тромбона – его подвижное колено, кулиса. Кулиса предназначена для изменения высоты звучания инструмента.
Когда она выдвигается – звук, по мере удлинения воздушного столба, становится ниже.
Трубка инструмента в основном цилиндрическая, но ближе к раструбу энергично выходит на конус. Мундштук представляет собой неглубокую шарообразную чашку, похожую на мундштук большой трубы, и отличается от мундштуков других медных инструментов.
Звучание тромбона мощное, отчетливое; вместе с тем на тромбоне возможны любые градации тихого звука. Инструмент проникновенно звучит в духовной музыке, но часто ассоциируется со сферой сверхъестественного (как, например, в Реквиеме Моцарта и его опере «Дон Жуан»).
Если необходимо выразить в партитуре музыкального произведения ощущения
тревоги, опасности, обречённости, то композитор, скорее всего, обратится к звучанию тромбона. В джазовой музыке тромбон, напротив, часто звучит довольно беззаботно.
Вокальная имитация звучания тромбона, его выразительного глиссандо и блюзовых нот – это чуть ли не квинтэссенция неповторимой исполнительской манеры легендарного джазового музыканта (певца, трубача, тромбониста) Луиса
Армстронга (1901–1971).
Глиссандо представляется довольно естественным штрихом для такого своеобразного инструмента, как тромбон, но в академической музыке его применение долго не допускалось и считалось признаком дурного вкуса. Первыми авторами, которые совершенно независимо друг от друга преодолели эту традицию, были Александр Глазунов (1865–1936) и Арнольд Шёнберг (1874–1951).
При игре инструмент удерживается левой рукой за стойку мундштучной части трубки так, чтобы мундштук упирался в губы. Правая рука при этом управляет кулисой с помощью отдельной распорки.
Для положения кулисы при игре предусмотрено семь позиций.
На первой (самой высокой) позиции кулиса полностью задвинута, на седьмой (самой низкой) – полностью выдвинута; с каждой очередной позицией звук понижается на полтона.
На U-образном сгибе неподвижной (мундштучной) части инструмента находится подвижный настроечный крон. На поперечной распорке устанавливается противовес, ведь общая длина всех трубок инструмента около трёх метров и при полностью выдвинутой кулисе тромбон начинает, что называется, «перевешивать» тромбониста. Клапан для вывода конденсата расположен на подвижной части трубки – кулисе.
В современном оркестре группа тромбонов, как правило, состоит из трёх инструментов; это – два теноровых и один басовый тромбоны.
Диапазон тромбона около 2, 5 октав, строй тенорового – in B, басового – in F (на чистую кварту ниже).
Тенор-бас-тромбон – важнейший из видовых инструментов группы тромбонов – представляет собой теноровый тромбон in B с так называемым квартвентилем – приспособлением, состоящим из петли дополнительной трубки, встроенной в U-образное колено, чтобы при подключении обеспечить извлечение основного тона F. Подключение осуществляется поворотным вентилем, управляемым левым
большим пальцем и действующим наподобие валторнового вентиля.
Тенор-бас-тромбон, предназначенный для исполнения главным образом низких партий басового тромбона, имеет увеличенный канал и трубку, снабжённую небольшой кулисой.
Квартвентиль фактически превращает один инструмент в два или даже в три, если считать имеющийся в конструкции инструмента дополнительный крон Е.
По значимости это сравнимо с изобретением двойной валторны, ведь с помощью квартвентиля обеспечивается неограниченный доступ как к теноровому, так и к басовому регистрам.
Валторна (French horn)
Если звучание трубы оттеняет героические мотивы, тромбона – духовное и потустороннее начала, то сфера валторны – это волшебство.
Почти во всём мире валторну (что в буквальном переводе с немецкого означает «лесной рог») почему-то называют «французским рогом». Исключением считается Франция, где её принципиально так не именуют.
Достоверно известно, что валторна создавалась и развивалась главным образом в Германии, так что более обоснованным было бы называть её «немецким рогом».
Предшественники современной валторны – охотничий рог, а вслед за ним так называемая натуральная валторна.
Вентильная, или хроматическая, валторна была изобретена силезскими мастерами Штёльцелем и Блюмелем в 1818 году и тогда же запатентована. Через два года весть о новом «немецком роге», да и сам рог, достигли Парижа, где французский музыкант ПьерЖозеф Эмиль Мейфред (1791–1867) несколько усовершенствовал инструмент.
И только в 1835, то есть спустя 15 лет, вентильная валторна появилась в оркестре. В ранних партитурах Вагнера натуральные и вентильные валторны используются совместно. Одно из первых крупных произведений, предназначенных именно для вентильной валторны с фортепьяно – Адажио и аллегро Шумана (соч.
70) датируется
1849 годом, но и двадцатью годами позже композиторы ещё обращались к натуральному прототипу инструмента. В особенности когда звучанию оркестра надлежало воссоздать атмосферу первозданной «лесной романтики».
Тёплый и бархатистый тон валторны трудно спутать со звучанием других медных духовых, но колористические возможности инструмента могут быть расширены ещё и за счёт специального приёма – введения кисти руки в раструб во время игры. В результате получаются закрытые, или застопоренные, звуки – ещё более необыкновенные, таинственные, создающие любопытный пространственный эффект мгновенного отдаления инструмента.
Современная вентильная валторна обладает внушительным диапазоном (3,5 октавы), и это благодаря тому, что она представляет собой как бы два инструмента, «вписанные» один в другой.
Утвердившийся в настоящее время в оркестре инструмент – результат совмещения его ближайших предшественников: валторны in B и валторны in F. Общая длина трубки за счёт этого совмещения составляет 518 сантиметров.
У инструмента три основных вентиля, которые при помощи поворотных рычажков управляют удвоенным числом вентильных трубок. Четвёртый вентиль, дополнительный, приводится в действие большим пальцем, обеспечивая переключение из строя F в строй B и наоборот.
Переключение может происходить в любое время и в любом регистре диапазона. Мундштук – конический,
воронкообразный, отличающийся от мундштуков иных медных духовых инструментов.
В симфонических партитурах XIX–XX веков чаще всего фигурируют четыре валторны, двум из которых поручаются высокие, а двум другим – низкие партии. В больших оркестрах число валторн может увеличиваться до шести-восьми.
Баритон (Baritone)
Название «баритон» применяется к этому медному духовому инструменту наиболее часто, но случается, его называют и «тенор», и «тенор-туба». В 30-х – 40-х годах XIX века, когда конструкция баритона только складывалась, для него было придумано ещё одно название – эвфониум (от греческого «euphonos», что означает «благозвучный», «сладкоголосый»).
Призвание баритона не только военная музыка. Инструмент получил широкое распространение в духовых оркестрах, где его характерный тон можно услышать и в сольных эпизодах. Точно так же, как и в названии, в конструкции инструмента случаются различные вариации.
Встречаются 3-х, 4-х и даже 5-вентильные баритоны. Каждый из дополнительных вентилей открывает боковик, за счёт которого тон инструмента несколько понижается.
При общей длине всех трубок в пределах трёх метров баритон довольно компактен – около 60-70 сантиметров в длину.
Мундштук баритона и родственных ему вариаций чашеобразный и довольно глубокий по сравнению даже с мундштуком тромбона, что и помогает получить характерный для этого инструмента мягкий и пряный тон.
Туба (Tuba)
Латинское слово туба (tuba) переводится как «труба». Ну что ж, будем считать, что из уважения к самому низкому голосу среди всех медных этот инструмент зовут его латинским именем.
Благодаря широкому коническому каналу, широкому раструбу и глубокому чашеобразному мундштуку туба имеет не только самый низкий, но и необыкновенно мягкий, глубокий тон, сходный скорее с тембром валторны, чем тромбона или трубы. Тубу выделяет и её размер. Это самый крупный инструмент в своей группе и один из крупнейших духовых в оркестре.
В Древнем Риме тубой называли бронзовый цилиндрический и прямой духовой инструмент длиной до полутора метров, применявшийся в военном и церемониальном обиходе. Современная туба – один из самых молодых членов семейства. Она появилась на свет уже с полноценной вентильной системой (число вентилей 3 – 4, реже 5 или 6).
В состав симфонического оркестра туба была введена Рихардом Вагнером. Соло для тубы встречаются в оркестровых партитурах Густава Малера, Рихарда Штрауса, Мориса Равеля и других авторов. В XX веке впервые была написана соната для тубы. Её автор немецкий композитор Пауль Хиндемит (1895–1963).
Вагнеровская туба (Wagner tuba)
Инструмент с таким названием действительно обязан своим рождением маэстро Рихарду Вагнеру. Композитору потребовалось своеобразное звуковое «соединительное
звено» между валторнами и тромбонами для исполнения его впечатляющего оперного цикла «Кольцо нибелунга» (1876).
По замыслу Вагнера, на таких тубах должны были играть валторнисты. Мрачное и величественное звучание инструмента неоднократно привлекало внимание композиторов XIX и XX века – Брукнера, Р. Штрауса, Стравинского и других.
Конический канал вагнеровской тубы расширяется постепенно и переходит в скошенный длинный раструб; при игре инструмент держат на коленях. Диапазон вагнеровской тубы около трёх октав, строй варьируется: существуют теноровые инструменты in B и басовые in F.
В партитурах опер вагнеровского «Кольца» («Золото Рейна», «Валькирия», «Зигфрид», «Закат богов») фигурирует квартет вагнеровских туб: два теноровых и два басовых инструмента.
Сузафон (Sousaphone)
Сузафон (соузафон) – медный духовой инструмент, род басовой тубы в строе Es или B с тремя, или четырьмя клапанами – назван в честь его изобретателя, американского дирижёра Джона Соуза.
Сузафон используется в военных духовых оркестрах и прекрасно выглядит и звучит даже на марше. Его раструб сияет, как солнце, возвышаясь над головой исполнителя. А длинная четырёх-пяти с половиной метровая трубка опоясывает его, словно мифический змей.
Сузафон производится с 1898 года, в последнее время основную трубку инструмента делают из фибергласса.
Лев Залесский.
Лев Залесский