Запорная линейная арматура расстояние

Запорная линейная арматура расстояние

Учитывая ответственную роль, сложности конструктивного исполнения и немалую стоимость изделий, установка запорной арматуры на промышленных трубопроводах должна производиться только специалистами высокого класса. Как показывает практика, в таком процессе важно все – соблюдение правил, предписанных производителем, грамотный выбор места подключения, способы приладки изделий.

От того, насколько ответственно пользователь подойдет к работе, зависит не только окупаемость вложений, но и безопасность эксплуатации новой коммуникационной системы (или восстановленной, если монтаж запорно-регулирующей арматуры осуществляется по программе ремонта). Что здесь надо учесть?

Перед установкой запорной арматуры

Запорная линейная арматура расстояние

Для многих крупных проектов распределение строительного бюджета до начала работ является нормой. При таком сценарии покупка арматурных изделий производится намного раньше их использования. Если это ваш случай, и до монтажа запорная арматура некоторое время будет храниться на складе, для нее нужно создать соответствующие условия. Хранить ее надо:

  • в закрытой упаковке;
  • при небольшой влажности;
  • при температуре от 5 до 20 градусов тепла без резких перепадов;
  • без прямого попадания солнечных лучей.

Заводскую упаковку желательно оставить запечатанной. Это позволит исключить риски попадания в прибор пыльного абразива. Если упаковка не сохранилась, желательно упаковать прибор в другую тару.

При длительном хранении металлические детали стоит периодически смазывать для профилактики коррозии.

То же касается резиновых уплотнителей: чтобы они не пересохли и не растрескались, применяют силиконовую смазку.

Этапы монтажа запорной арматуры

Запорная линейная арматура расстояние

Процесс монтажа запорной арматуры делится на 3 основных этапа: подготовку, планирование и закрепление изделий. В рамках подготовительной стадии необходимо:

  • прочистить трубопровод – удалить инородные предметы и грязь вручную или при помощи системы очистки (водной, воздушной);
  • проверить фланцы на предмет целостности и отсутствия дефектов;
  • подготовить устройства (распечатать, осмотреть, при необходимости – очистить корпус).

Планирование включает выбор места монтажа запорной арматуры и крепление обратного клапана (он обеспечит стабильность направления потока и предупредит гидравлические удары, которые сильно снизят срок службы оборудования). Ставится данный вид устройств строго на ровную площадку без поворотов и изгибов. В месте установки запорной арматуры не должно быть трещин, деформаций труб и других дефектов.

Монтаж запорной арматуры проводится двумя способами – фиксацией на фланцах (или других способах крепления) и сваркой. В первом случае важно не переусердствовать: чрезмерное усилие может повредить корпус и другие элементы устройства. При сварке прибор необходимо перевести в открытое положение (в некоторых случаях – промежуточное).

Основные правила

Запорная линейная арматура расстояние

На каждом этапе есть правила установки запорной арматуры, которые нужно соблюдать для всех ее типов.

  1. Перед монтажом запорную арматуру необходимо очистить с помощью щетки (вода, пар).
  2. При выборе места следует ориентироваться на самую ровную площадку, при этом:
    • во избежание разгерметизации в местах стыковки недопустима установка запорной арматуры на трубопровод в месте изгиба;
    • участок для монтажных работ должен быть строго прямолинейным и предварительно очищенным от пыли и грязи;
    • состояние фланцев не может вызывать сомнений (их нужно проверить).
  3. В процессе монтажа запорной арматуры трубопроводов надо обращать внимание на направление стрелок – оно должно соответствовать току рабочей среды. Сварочные работы следует проводить, предварительно переведя устройства в открытые положения. Затяжку креплений при бессварочной установке запорной арматуры надо жестко контролировать: она не должна быть чрезмерной во избежание механических повреждений корпуса и других частей устройства.

Аккуратность – главное правило при проведении монтажных операций. Именно в таких процессах дорогостоящее оборудование или крепежные фланцы чаще всего повреждаются.

Основные риски – падение изделий с высоты (сулит разбитый корпус и неправильную работу в будущем), чрезмерное давление на прибор во время фиксации (может привести к растрескиванию и коррозии короба или нарушению целостности уплотнителей, что сильно сократит срок службы изделий).

Правила монтажа запорной арматуры по видам

Запорная линейная арматура расстояние

Для каждого из видов продукции класса существуют свои ограничения и рекомендации. Они указываются в инструкции по установке запорной и регулирующей арматуры, предоставленной производителем. Рассмотрим важные моменты при работе с самыми популярными вариантами арматурных изделий.

Задвижки

При фиксации задвижек важно обеспечить безопасность самих конструкций и их правильное положение. Переносят устройства только на стропах (обвязка корпуса).

Переносить задвижку за шток/штурвал нельзя, это может привести к ее повреждению и полному выходу из строя. На время приварки нужно установить шток стальной задвижки в верхнее положение.

Для некоторых представителей класса очень важно учитывать соответствие стрелок на корпусе и направления потока рабочей среды.

Дисковые затворы

Правила установки запорной арматуры этого типа:

  • аккуратная затяжка соединений (большой риск при перетяжке резьбового крепежа повредить прокладку);
  • при сварке – установить запирающий элемент в промежуточное положение между «открыто» и «закрыто»;
  • диаметр монтажного фланца подбирается, равным диаметру трубопровода.

Шаровой кран

При работе с шаровым краном нельзя использовать щипцы, тиски и прочий зажимный инструмент. Повредить такие устройства очень легко. Устанавливается кран так, чтобы на него не приходилось давление подключенных приборов или самого трубопровода. Усилие при закреплении – до 30 Н.

Обратный клапан

Установка запорной арматуры для контроля тока жидкости всегда производится со строгим соблюдением направлений (меток на корпусе). В случае с обратным клапаном обязательным является соблюдение монтажных отступов и учет режима пульсации.

Рекомендации экспертов

Запорная линейная арматура расстояние

От правильности установки запорной арматуры зависит долговечность и безопасность работы трубопровода. Потому здесь нет места ошибкам и недочетам. Требования к проведению сварочных работ должны соблюдаться строго.

Важное правило: для исключения поломки конструктивных элементов габаритных изделий, смещения их прокладок или повреждение уплотнителей под них сооружают основание – ставят бетонную плиту или делают заливку. В других случаях, если это предусмотрено проектом или того требует безопасный монтаж запорной арматуры, могут устанавливаться другие опоры.

Чрезмерное напряжение при эксплуатации запорно-регулирующих устройств – самый верный способ обеспечить их ранний износ. Оно возникает при неправильном выборе места на трубопроводе (деформации, повороты, изгибы).

Не стоит недооценивать и этап подготовки основных компонентов и систем к монтажным операциям. Проверять корпус конструкций на предмет целостности антикоррозионного покрытия, деформаций и прочих дефектов нужно очень внимательно. То же касается фланцев, монтажной площадки.

Самый надежный способ исключить многочисленные риски монтажных работ – доверить их квалифицированным специалистам с достаточным опытом и профессиональным инструментом.

Виды линейной арматуры для линий электропередач

Для передачи электричества на большие расстояния применяются линии электропередач (ЛЭП). Они состоят из четырех основных элементов — опорные конструкции, провода, электрическое оборудование и арматурные элементы.

Опорные конструкции имеют большие размеры, а делаются они обычно из железобетона или металлических сплавов (сталь, чугун).  Особое положение занимает линейная арматура для ЛЭП.

Главной функцией устройств этого типа является соединение электрических кабелей друг с другом, а также создание электрогирлянд и их прикрепление к линиям электропередач.

Запорная линейная арматура расстояние

Различают около 10 разновидностей линейной арматуры, а выбирать ту или иную деталь нужно в зависимости от технических особенностей линии электропередачи.

При монтаже нужно учитывать правила ГОСТ и международные нормы.

Но какие технические задачи решают арматурные запчасти? Как подобрать деталь согласно ГОСТ? Как правильно перевозить арматурные детали? В нашей статье мы узнаем ответы на эти вопросы.

Общие сведения

Линейная арматура для линий электропередач — типовые специальные детали, которые монтируются на ЛЭП.

Главная задача — фиксация электрических кабелей, объединение несколько независимых кабелей в комплексные электрогирлянды, фиксация гирлянд на ЛЭП, стабилизация уровня вибрации, защита деталей от механической деформации.

Арматурные запчасти делаются из металлических сплавов. Самыми популярными металлами являются сталь и чугун, а также разновидности сплавов на основе цветных металлов (латунь, дюралюминий и другие).

Использование, хранение и транспортировка линейной арматуры регулируется государственными нормами, законами; основной регулирующий документ — ГОСТ 13276-79. Согласно ГОСТ арматура должна быть такой:

  • Высокая механическая прочность. Детали должны быть прочными, надежными. Они не должны разрушается под действием резких механических ударов. В случае кратковременной механической деформации конструкция должна сохранить свою форму без образования трещин.
  • Высокое механическое сопротивление усталости. Детали должны хорошо переносить легкие электромеханические удары при прохождении тока по проводам. Риск образования трещин должен быть минимальным, поскольку это может приводить к деформации и разрушению детали.
  • Хорошая устойчивость к коррозии. При ржавлении металла нарушается проведение электрического тока, что может привести к неисправности ЛЭП. Устойчивость к коррозии должна быть очень высокой, поскольку многие запчасти во время эксплуатации будут вступать в контакт с водой в виде осадков (дождь, снег, туман).
  • Хорошая шарнирность. Некоторые виды арматуры являются подвижными (они могут поворачиваться как в вертикальном, так и горизонтальном направлении). Поэтому шарниры-крепления должны сохранять свою подвижность в течение длительного периода.
  • Высокая электропроводность. Некоторые виды арматурных запчастей напрямую вступают в контакт с электрическим током. Такие запчасти должна обладать хорошей электропроводностью, поскольку в противном случае ухудшается КПД линий электропередач. Это может привести к снижению напряжения или силы тока на участке.
Читайте также:  Ручной универсальный пресс аппарат для фитингов 12мм 20мм

Запорная линейная арматура расстояние

Разновидности арматурных элементов

Различают около 10 видов линейной арматуры для ЛЭП. Основная арматура — сцепная, защитная, соединительная, а также распорки и зажимы.

Особняком стоит линейная арматура для СИП — эти детали полностью повторяют стандартные запчасти, однако они отличаются уменьшенными размерами и массой.

Арматура может крепиться как по отдельности, так в комплексе с другими арматурными запчастями (в зависимости от типа инженерной задачи, которую Вы хотите решить).

Зажимы

Зажимы применяются для закрепления проводов и тросов на промежуточных опорах или ЛЭП-опорах анкерного типа. Различают следующие разновидности зажимов:

  • Стандартные глухие зажимы. Представляют собой лодочку-платформу, которая сверху прижимается зажимным устройством. Фиксация верхнего зажима выполняется с помощью болтов и гаек. Устройства отличаются хорошей степенью фиксации и подходят для всех электрических линий.
  • Глухие зажимы, расщепленные на 3 провода. Обладают более сложной конструкцией в сравнении с предыдущими устройствами. Основные элементы — корпус, плашка, натяжные болты, алюминиевые прокладки. Устройства ограничивают перемещения проводов, со стороны пролета, что уменьшает повреждение кабелей из-за вибрации (особенно это критично во время сильного ветра или дождя).
  • Выпускающие зажимы. Они имеет подвижную лодочку, которая может совершать поворотные движения на определенный угол (около 40 градусов) при повороте основной гирлянды. Благодаря этому уменьшается масса опоры, а также сохраняется устойчивость ЛЭП при обрыве одного из кабелей. Согласно ГОСТ выпускающие зажимы можно применять только вдали от населенных пунктов.
  • Многороликовые подвесы. В роли фиксаторов-зажимов здесь выпускают роликовые подвесы, которые обеспечивают движение кабеля при разности натяжений в смежных пролетах. Многороликовые подвесы обычно применяются для крепления крупных жилистых проводов с площадью сечения более 300 квадратных сантиметров. Для фиксации более мелких проводов и тросов применение подвесов нецелесообразно.
  • Прессуемые натяжные зажимы. В роли зажимного устройства выступает стальной пресс, обеспечивающий высокое качество фиксации провода на лодочке-платформы. Прессуемые конструкции применяются для фиксации тяжелых жилистых проводов с площадью сечения более 300 квадратных сантиметров (обычно такие провода делаются из сплава на основе стали и алюминия).

Запорная линейная арматура расстояние

Сцепная арматура

Линейно сцепная арматура представляет собой скобы, уши, серьги, звенья, коромысла. Запчасти объединяются с друг с другом с помощью шарниров, которые при необходимости обеспечивают поворот отдельных элементов на определенный угол.

Шарнир в виде пальца-проушины обеспечивает поворот только в одной одной плоскости. Цепные шарнир позволяют вращать деталь в вертикальной или горизонтальной плоскости.

Сферические шарниры обеспечивают вращение детали в любой плоскости (максимальный угол отклонения составляет 15 градусов)

Линейно сцепная арматура применяется для решения следующих инженерных задач:

  • Прикрепление установленных ЛЭП-зажимов или подвесов к блокам-изоляторам.
  • Монтаж, фиксация электрических гирлянд на опорных или промежуточно-опорных столбах.
  • Соединение несколько автономных гирлянд в одну цепь; монтаж цепей на опорных столбах.
  • Удлинение гирлянд; распределение веса опоры на несколько независимых точек.

Защитная арматура

Защитные арматурные детали представляют собой кольца или рога, которые крепятся на гирляндах, с высоким уровнем электрического напряжения (более 330 киловольт).

Маломощные линии электропередач, которые передают ток от 220 до 330 киловольт, могут дополнительно оборудоваться защитными разрядными рогами — они обеспечивают сохранность ЛЭП в случае плохих природных условий (ветер, дождь, сильный туман).

На промежуточных опорах может крепиться защитная арматура в виде U-образных зажимов.

Функции защитных устройств:

  • Стабилизация электрического напряжения на «проблемных» участках цепи.
  • Уменьшение уровня вибрации, стабилизация движения проводов.
  • Защита запчастей от осадков, сильного ветра, механической деформации.

Запорная линейная арматура расстояние

Соединительная арматура

Соединительные запчасти используются для соединения отдельных проводов или тросов друг с другом. Они бывают двух типов:

  • Овальные соединители. Имеют вид пустотелого цилиндра, который изготовлен из легких алюминиевых сплавов. Для соединения провода вставляют в трубку — потом выполняется их обжатие и фиксация с помощью прижимных устройств. После монтажа может выполняться скручивание соединителя с помощью компактных станков или механических устройств.
  • Термитный сварочный патрон. Этот соединитель используется для объединения проводов/тросов в петле. Патрон имеет цилиндрическую форму; он состоит из вкладыша, кокиля, термитной пасты и клещей-фиксаторов. Для монтажа концы проводов кладутся на вкладыши, фиксируются с помощью кокиля и клещей. Потом поджигается термитная паста, что приводит к частичному расплавлению металла — в результате образуется сварочный шов, надежно соединяющий провода.

Запчасти для СИП

СИП-линии имеют более компактные размеры, а используются они для организации локальной электрической сети на территории небольших населенных пунктов. СИП-провод обладает небольшими размерами, а передает он ток средней или небольшой мощности.

Поэтому арматурные СИП-запчасти отличаются более компактными размерами и меньшим весом в сравнении со стандартными деталями. Для организации стандартной линии СИП применяются зажимы, сцепные конструкции, соединительные элементы.

Для монтажа проводов и арматуры на опорных столбах могут применяться также крюки, рога, роликовые детали.

Запорная линейная арматура расстояние

Маркировка, хранение, транспортировка

Правила ГОСТ обязывают хранить, маркировать и транспортировать линейную арматуру так:

  • Готовые запчасти должны иметь маркировку, которая позволяет однозначно идентифицировать деталь. Обязательные сведения для маркировки — информация о заводе-изготовителе, тип арматуры, дата изготовления. Место маркировки должно быть отражено на чертежах детали.
  • Маркировка может наноситься на любой участок арматуры. Маркировка не должна ухудшать технико-эксплуатационные свойства запчасти. Основные технологии маркировки — оттиск, простановка штампа, нанесение тонкой резьбы.
  • На упаковку с деталью необходимо нанести дополнительную маркировку. Основные сведения — габариты, техническое описание, информация об уполномоченном лице или органе, который выполнил проверку этой запчасти. На упаковку также должен быть нанесен соответствующий знак качества.
  • Арматура хранится и транспортируется в деревянных ящиках, выполняющих роль упаковки. Способы доставки запчасти может быть любыми — наземный транспорт, воздушный, речной, железнодорожный. При перевозке и хранении необходимо следить за уровнем влажности в помещении.

Запорная линейная арматура расстояние

Заключение

Линейная арматура — специальные запчасти, которые используются для монтажа проводов и электрических гирлянд на линиях электропередач. Они могут выполнять и некоторые дополнительные функции — защита от вибрации и скачков напряжения, разведение проводов, объединение тросов в одну цепь и так далее.

Читайте также:  Фланец под трубу 104

Детали изготавливаются из металлических сплавов; основные материалы — сталь, чугун, сплавы на основе меди или алюминия. Детали для СИП-линий обладают уменьшенными размерами.

Правила ГОСТ регулируют доставку, хранение и маркировку арматурных запчастей, а основным регулирующим документом является ГОСТ 13276-79.

Используемая литература и источники:

  • Рыжов С. В, Цветков Ю. Л., Царанов Н. Г, Жуков А. И., Платонова И. А., Виноградов А. А. Опыт применения арматуры спирального типа на воздушных ЛЭП. Журнал ЭЛЕКТРО, электротехника, электроэнергетика, электротехническая промышленность (2005).
  • Зеличенко А. С., Смирнов Б. И., Шищорина Г. Д. Устройство и ремонт линий электропередачи и высоковольтных вводов. — М.: Издательство «Высшая школа», 1985.
  • АО «Южноуральский арматурно-изоляторный завод» (сокращенно «ЮАИЗ») — один из основных производителей подвесных изоляторов и линейной арматуры для линий электропередачи и распределительных устройств.

Установка запорной арматуры трубопровода

Запорная линейная арматура расстояние

Запорная линейная арматура расстояниеЛюбая запорная арматура служит для перекрывания потока среды, циркулирующей по трубопроводу. Без нее обойтись практически невозможно ни на одном трубопроводе.

При прокладке коммуникаций монтаж запорной арматурыявляется одним из важнейших этапов строительных работ. Существует множество разновидностей запорной арматуры, поэтому установка какого-то определенного ее вида может значительно отличаться от монтажа других устройств. 

Установка запорной арматурыдолжна осуществляться только специалистами, имеющими соответствующие допуски и необходимые инструменты. От качества монтажа зависит работоспособность всего трубопровода, его долговечность и безопасность.

Правила хранения запорной арматуры

  • Все запорные элементы, имеющие резиновые уплотнители, должны храниться на складах в полуоткрытом положении. Если предполагается длительное хранение, то металлические части должны быть обработаны для защиты от возможного образования коррозии. Резиновые уплотнители также желательно смазать силиконовой смазкой для предотвращения их растрескивания.
  • В процессе хранения необходимо обеспечить защиту приборов от излишней влаги, песка, солнечных лучей, очень низкой температуры.
  • Арматура должна храниться в упаковке или соответствующей таре.
  • Недопустимо хранение запорных устройств на полу без упаковки.
  • Шаровые краны хранят в открытом положении.
  • При наличии в приборах металлических прокладок следует обеспечить их хранение в закрытом положении для предотвращения попадания внутрь корпусов посторонних частиц.

Правила монтажа запорной арматуры

Можно долго перечислять требования по установке запорной арматуры, но мы остановимся на самых важных требованиях, без которых обойтись просто невозможно:

  • Запорная линейная арматура расстояниеНепосредственно перед процессом монтажа необходимо произвести чистку трубопровода и самой арматуры, если они находились на хранении. Чистку можно провести вручную, используя специальные щетки, а можно использовать для этой цели напор воды или пара.
  • Устанавливаемую арматуру, в частности задвижки недопустимо перемещать за шток, так как это может привести к его поломке.
  • Вся арматура должна устанавливаться только на прямолинейных участках трубопровода. Недопустимо выполнять монтаж запорной арматуры на неровных участках, так как в местах изгибов трубопровода постоянно возникают перепады давления. А это быстро сказывается на герметичности соединений арматуры с трубопроводом.

При монтаже арматуру следует беречь от ударов, падений, повреждений внешнего покрытия. Все эти действия могут привести к частичной или полной потере арматурой своих качеств, проявлению коррозии.

  • Если устанавливаемые запорные элементы имеют большой вес, необходимо обеспечить для них дополнительные опоры. Это обезопасит их от разрушения прокладок или элементов крепежа.
  • Перед установкой фланцевых приборов необходимо проверить состояние фланцев на предмет отсутствия дефектов.
  • Если на корпусе арматуры имеются стрелки, показывающие направление движения рабочего потока, то установка арматурывыполняется с учетом этих указаний. Это свойственно, например, шиберам или обратным клапанам.
  • Затяжка болтов и других элементов крепежа не должна быть очень сильной. При излишних усилиях могут образоваться трещины на корпусах запорных элементов, сократится их срок использования. Кроме того, прокладки очень быстро придут в негодность.
  • Сварка должна производиться только в открытом положении арматуры.

Перечислим условия, которые следует соблюдать, выполняя монтаж различных видов запорной арматуры.

Перед выполнением работы необходимо убедиться, что из системы стравлено давление, отключено питание электрических приводов.

Запорная линейная арматура расстояниеОбратные клапаны:

  1. Следует соблюдать указанные в нормативах монтажные расстояния.
  2. Направление потока должно соответствовать указателю на корпусе.
  3. Учитывается режим пульсации.
  4. Размеры клапана и трубопровода должны быть идентичными.

Дисковые поворотные затворы:

  1. В процессе монтажа диск затвора должен быть немного приоткрыт.
  2. При закручивании болтов на фланцевом соединении очень легко повредить прокладку, поэтому затяжку не доводить до конца.
  3. Диаметры фланцевых соединений затвора и трубопровода должны быть строго идентичны.

Шаровой кран:

  1. При установке шарового крана используется только рожковый или разводной ключ. Газовый трубный ключ или щипцы использовать не рекомендуется, так как они могут повредить корпус крана.
  2. Корпус крана запрещено зажимать в тиски.
  3. Вес труб, особенно металлических, не должен восприниматься корпусом крана.
  4. Не прикладывайте очень большие усилия для прикручивания крана к трубе. Это может повредить кран.
  5. Для обеспечения герметичности соединения крана с трубопроводом используйте специальные герметизирующие ленты, которые наматываются на место резьбового соединения. Поверх ленты накручивается кран. Плюсом такой ленты является возможность легкого снятия крана в случае необходимости его замены.

Запорная линейная арматура расстояниеШиберные ножевые задвижки:

  1. Необходимо учитывать направление потока рабочей среды.
  2. После установки нужно убедиться в том, что виден индикатор положения задвижки.
  3. Гайки не закручивать до конца во избежание повреждения прокладки. После пуска по трубопроводу потока, следует убедиться в герметичности соединения. В случае протечки гайки подтягиваются до устранения протекания.

Одностворчатый обратный клапан:

  1. При установке клапана нужно воспользоваться крючком для того, чтобы опустить клапан между фланцами.
  2. Если монтаж осуществляется в горизонтальном положении, то данный крючок располагается вертикально относительно трубопровода.

Двухстворчатый обратный клапан:

  1. Для ДУ более 150 монтаж клапана при нисходящем потоке строго запрещен во избежание поломки клапана.
  2. В документах указывается необходимость проверки работоспособности пружин клапана до его установки на трубопровод.

Шаровой обратный клапан:

  1. Повышенное внимание уделяется монтажу шарового клапана в горизонтальном положении и при небольших давлениях. Проверяется полное перекрытие шаром потока жидкости в трубопроводе.
  2. С целью смягчения гидроударов при возвращении металлического шара для ДУ более 250, установка шарового клапана может быть выполнена с перекосом.

Места установки запорной арматурывыбираются с таким расчетом, чтобы обеспечить надежное функционирование трубопровода. При этом используется минимальное ее число, которое необходимо для нормальной работы.

Требования к запорной арматуре

Запорная линейная арматура расстояние

Запорная арматура составляет более 80% всех устройств, объединённых понятием «трубопроводная арматура». Предназначена она для перекрытия потока рабочей среды трубопровода. Это краны, вентили, клапаны, задвижки и заслонки.

Используется запорная арматура на магистралях самого разного предназначения. Соответственно, и требования к ней могут выдвигаться самые разные: от общих, до специальных, отвечающим особым условиям эксплуатации.

В этой статье мы рассмотрим требования к запорной арматуре, сформулированные в различных нормативных документах. А также выясним, какие проводятся испытания трубопроводной арматуры для подтверждения её соответствия этим требованиям.

Основные требования

Независимо от типа и предназначения конкретного изделия, к запорной арматуры выдвигаются следующие общие требования:

  • Минимальный срок эксплуатации должен составлять 25-30 лет;
  • Минимальный ресурс — 1000 циклов без снижения класса герметичности;
  • Усилие для привода механизма запорной арматуры не должно быть больше 300 Н/м (арматура камерной установки), и 250 Н/м (арматура бескамерной установки);
  • Герметичность арматуры должна обеспечиваться с обеих сторон присоединения;
  • Присоединительные размеры должны соответствовать принятым в Российской Федерации размерам труб, резьбовых и фланцевых соединений;
  • Устанавливаемая на трубопроводах запорная арматура должна иметь указатель направления движения потока рабочей среды, а также указатели положений «ОТКРЫТО» и «ЗАКРЫТО».
Читайте также:  Труба стальная предизолированная с ппу изоляцией

Общие требования безопасности

Общие требования безопасности трубопроводной арматуры изложены в ГОСТ Р 53672-2009. В части 6.3 этого документа сказано, что требования, предъявляемые к запорной арматуре, конкретизированы в зависимости от типа арматуры. Стандарты на клапаны изложены в ГОСТ 5761; дисковые затворы — ГОСТ Р 53673; задвижки — ГОСТ 5762, а краны должны соответствовать требованиям стандарта ГОСТ 21345.

Нормы и классы герметичности (А – В(В1) – С(С1)) указаны в ГОСТ 9544, а зависят от типа и давления рабочей среды.

ГОСТ Р 53672-2009 содержит требования к материалам, из которых изготавливается арматура; к её маркировке и эксплуатационной документации; а также требования безопасности при изготовлении, включении эксплуатации и ремонте трубопроводной арматуры.

Требования к маркировке трубопроводной арматуры

Часть 6.6 ГОСТ Р 53672-2009 формулирует требования к маркировке трубопроводной арматуры. Она должна быть нестираемой, и хорошо различаться. К обязательным обозначениям относятся следующие данные:

  • Наименование производителя (или его торговый знак);
  • Материал, из которого изготовлен корпус;
  • Для арматуры с регламентированным направлением рабочей среды — стрелка, указывающая это направление;
  • Значения PN, Pp, P при максимальной температуре рабочей среды (давление номинальное/рабочее/расчетное);
  • Значение DN (номинальный диаметр);
  • Для арматуры с маркировкой Pp должна быть указана максимальная температура рабочей среды.

Требования к запорной арматуре тепловых сетей

На тепловых сетях запорная арматура устанавливается:

  • На всех выводах ТС от источника тепловой энергии, вне зависимости от диаметра магистрали и вида теплоносителя;
  • На трубопроводах диаметром от 100 мм на расстоянии максимум 1000 метров друг от друга (водяные теплосети);
  • В узлах ответвлений трубопроводов диаметром от 100 мм паровых и водяных тепловых сетей.

Требования к запорной арматуре тепловых сетей регламентируют материалы, из которых должны быть изготовлены те или иные устройства, устанавливаемые в определённых местах магистрали. Так, на выводе сети от источника тепла, на самой тепловой сети и на вводе в Центральные тепловые пункты должна устанавливаться только арматура из стали.

Не разрешено устанавливать запорную арматуру из серого чугуна на трубопроводах тепловых сетей в регионах с температурой воздуха ниже -10°С (кроме ТП и сетей горячего водоснабжения).

Разрешается использовать арматуру из бронзы и латуни на трубопроводах тепловых сетей, если температура рабочей среды (горячая вода) не превышает 200°С.

Требования к запорной арматуре, устанавливаемой на газопроводе

Требования к устанавливаемой на газопроводах запорной арматуре обусловлены особенностями и характеристиками транспортируемой по ним рабочей среды. Давление газа на магистральном газопроводе может достигать 100 кгс/см2, а температура на выходе из компрессорной станции — 120°С.

В составе газа имеются компоненты, способные вызывать коррозию металла, к таким относятся, например, сероводород и углекислый газ. Кроме того, в тех или иных пропорциях, в газе могут содержаться конденсированная вода, метанол, диэтиленгликоль, газовый конденсат, механические примеси.

Таким образом, к устанавливаемой на газопроводах арматуре выдвигаются следующие требования:

  • Минимальное гидравлическое сопротивление;
  • Герметичное отключение определённого участка, аппарата или сосуда от основного трубопровода, для безопасности проведения ремонтных работ;
  • Соединения арматуры с трубопроводом, разъёмы корпуса и уплотнения должны быть полностью герметичны;
  • Конструкция арматуры должна обеспечивать удобное обслуживание быстрое открытие/закрытие, а требуемое для этого усилие при ручном управлении не должно превышать допустимых значений;
  • Диаметр запорной арматуры должен соответствовать диаметру трубопровода, для беспрепятственного прохода продувочных шаров и очистных ершей.

К арматуре, устанавливаемой на газо- и нефтепроводах, выдвигаются и требования по огнестойкости. Пожаробезопасность арматуры обеспечивается применением в её конструкции огнестойких материалов, герметичностью и специальными испытаниями на огнестойкость (ГОСТ Р 53672-2009, часть 4.3.3).

Испытания арматуры на соответствие требованиям по огнестойкости проводятся в т.н. «целлюлозном режиме», максимально соответствующем температурному режиму реального пожара. Условия такого режима горения определены ГОСТ 30247.0-94.

Методы контроля и испытания трубопроводной арматуры

Испытания арматуры на соответствие требованиям проводятся в испытательных лабораториях трубопроводной арматуры. Для этого используются испытательные стенды. Различные испытательные стенды трубопроводной арматуры используются для проверки соответствия тех или иных характеристик.

Так, стенд гидравлических испытаний трубопроводной арматуры применяется для испытания следующих характеристик:

  • Плотность и прочность материала работающей под давлением арматуры и сварных швов;
  • Прочность изделия в сборе;
  • Герметичность.

В испытательной лаборатории трубопроводной арматуры используются также стенды горячих испытаний, искусственного климата, стенд определения гидравлических характеристик, вакуумный и пневматический стенды.

По результатам испытания трубопроводной арматуры оформляются соответствующие документы:

  • Журнал испытаний трубопроводной арматуры;
  • Протокол испытаний;
  • Акт испытаний трубопроводной арматуры.

Образцы Акта испытаний трубопроводной арматуры и других документов приведены ниже:

  • Рекомендуемая форма (образец) Акта испытаний трубопроводной арматуры

Лекция 2 Линейная часть магистрального газопровода

Линейная часть магистрального газопровода и ее состав

Линейная часть – часть магистрального газопровода, объединяющая компрессорные станции и другие объекты магистрального газопровода в единую газотранспортную систему для передачи природного газа от промыслов к потребителям.

Линейная часть МГ, состоит из газо­проводов (газопроводов-отводов) с ответвлениями и лупингами, ТПА, переходами через есте­ственные и искусственные препятствия, расходомерными пунктами, узлами пуска и приема ВТУ, пунктов регулирования давления газа, конденсатосборников и устройств для ввода ме­танола, емкостей для разгазирования конденсата, установок электрохимической защиты га­зопроводов от коррозии, линий и сооружений оперативно-технологической и диспетчерской связи, устройств контроля и автоматики, систем телемеханики, систем электроснабжения линейных потребителей, противопожарных средств, ИТСО, противоэрозионных и защитных сооружений, зданий и сооружений (дороги, вертолетные площадки, дома линейных обходчи­ков и т.п.), знаков безопасности и знаков закрепления трассы.

  • ЛЧ МГ предназначена для транспортировки газа. Для обеспечения транспорти­ровки газа предусматривают выполнение основных технологических операций:
  • — очистку полости МГ от твердых и жидких примесей посредством пропуска очистных устройств;
  • — ввод при необходимости метанола в полость ЛЧ МГ с целью предотвращения обра­зования газогидратов или их разрушения;
  • — перепуск газа между отдельными газопроводами по внутрисистемным или межси­стемным перемычкам, отключение и ввод в работу отдельных участков газопроводов.
  • Эксплуатационную надежность ЛЧ МГ обеспечивают:
  • — контролем состояния газопроводов ЛЧ обходами, объездами, облетами трассы с при­менением технических средств;
  • — поддержанием в работоспособном состоянии газопроводов ЛЧ за счет технического обслуживания, выполнения диагностических и ремонтно-профилактических работ, рекон­струкции;
  • — модернизацией и реновацией морально устаревшего и изношенного оборудования;
  1. соблюдением требований к охранным зонам и минимальным расстояниям до населенных пунктов, промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений.
  2. Филиалы ЭО составляют технические паспорта на участки газопроводов в грани­цах обслуживания.
  3. В технические паспорта участка МГ вносят проектные характеристики и сведения о проведенных диагностических обследованиях, ремонтно-профилактических, аварийно-восстановительных работах, капитальных ремонтах и реконструкции газопроводов в течение месяца после оформления документации на выполненные работы.
  4. Структура линейной части
  5. Наиболее распространенными диаметрами магистрального газопровода являются диаметры 1220 и 1420мм.
  6. Магистральные газопроводы имеют давление 5,5МПа, 7,4МПа, 9,8МПа и 11,8МПа.
  7. Магистральный газопровод сооружают постоянного или переменного диаметра в одну или несколько ниток.

Многониточные газопроводы, как правило укладываются в одном технологическом коридоре. Расстояние между нитками выбирается по СТО Газпром 2-2.1-249–2008 с учетом рельефа местности. Нитки газопровода, для повышения надежности и возможности отключения отдельных участков для производства ремонтных работ, соединяются перемычками.

Структура линейной части представлена на рисунке 3 и 4.

Запорная линейная арматура расстояние

Рисунок 3 — Структура линейной части МГ

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector