Для того чтобы разобрать котельную, необходимо серьёзно подготовиться: изучить СНиП 2-35-76 «Котельные установки», постановление «Правила безопасности при эксплуатации дымовых и вентиляционных промышленных труб», где расписан весь процесс ликвидации котельной установки. С кем согласовывается снос, из скольких этапов состоит весь процесс? И из-за чего может возникнуть нужда в разборе котельной?
Разбор котельной считают наиболее сложным процессом, так как здесь имеется множество различных конструктивных элементов повышенной прочности. Практически весь процесс состоит из следующих этапов:
- согласование ликвидации в необходимых службах;
- произведение замеров;
- выключение топливоподачи с координацией процесса с государственными надзорными органами;
- выключение поступления воды;
- разбор котельного оборудования;
- разбор помещений;
- разбор дымовой трубы;
- расчистка территории с уборкой мусора.
До проведения процесса демонтажа составляется документация, в которой есть такие пункты:
- признание неработоспособности;
- защитные мероприятия для здания, которое будет сноситься;
- способ демонтажа;
- расчёт зоны завала;
- определение степени повреждений инженерных сетей.
Главная сложность при разборе котельной установки – разбор дымохода – возникает из-за высоты и использования различных материалов.
Демонтаж котла котельных точно так же происходит под руководством специалистов и строго регламентирован.
Существует несколько способов разбора котельной трубы. Почему именно трубы? Они сложнее всего помещения в целом, потому что помещение обычно не выше одного этажа, а труба, как мы отмечали выше, представляет собой довольно высокую конструкцию, созданную из разных материалов. Давайте рассмотрим поподробнее каждый из способов.
Способ разбора, при котором дымовая труба разбирается рабочими вручную, и процесс идёт сверху вниз. Процесс очень трудоемкий, затратный по времени, но и является самым безопасным способом. К тому же отсутствует лишняя бюрократия с оформлением разрешений. Также ручной разбор не наносит вреда сооружениям, находящимся неподалеку от котельной.
Иначе этот метод называют «Валка трубы». Применяется при сносе трубы, изготовленной из металла в несколько сегментов, но также можно применять при разборе кирпичных или железобетонных конструкций. Редко когда у дымохода подрезают основу, тем самым провоцируя её падение.
Пожалуй, один из сложных методов в плане получения различных разрешений в государственных службах. К тому же для применения этого метода существует ряд условий, например, радиус падения дымохода и осколков при осуществлении подрыва должен составлять расстояние большее минимум в полтора раза, чем высота дымохода.
Распад дымовой трубы в таком случае происходит целиком, и необходимость в дополнительной разборке отсутствует.
Снос происходит при участии специальных скользящих лесов, такие роботы-манипуляторы работают дистанционно. Разбор трубы происходит сверху, опускаясь к основанию. Метод довольно затратный, так как на управление требуется обслуживающий персонал.
Изготовление дымовых труб чаще всего происходит из таких материалов, как металл, кирпич, железобетон. В зависимости от материала демонтировать каждую конструкцию нужно различными методами.
Для сноса металлического дымохода потребуется помощь подъемного крана. Сверху приваривают специальные скобы, к ним прикрепляется крюк подъемника.
В случае если трубу демонтируют целиком, то у основы срезают болты и растяжки из металла, которые удерживают дымоход, затем с помощью подъемника её опускают на специальную платформу либо рядом с помещением котельной.
Если труба достаточно высокая, то помимо подъемного крана, понадобится автовышка. Весь процесс будет проходить в несколько этапов.
Трубу делят равными частями с разметкой, также привариваются проушины, за которые цепляют крюк подъёмного крана, разрезают дымоход по разметке, перемещают отрезанную часть.
Затем отпускают её на площадку, к получившемуся верху края снова приваривают проушину, цепляют крюк, отрезают по размеченному, опускают и ставят на площадку. Таким образом, происходит демонтаж всей трубы.
Для разбора такого вида труб применяют валку либо взрывчатку. Способ подрывом считается очень опасным, поэтому необходимо обеспечить безопасность людей путем эвакуации.
Также необходимо грамотно провести расчёт взрывчатки, определить места для закладки заряда. Метод очень быстрый, но в то же время сложный и дорогой. К тому же от кирпичей разлетается довольно много осколков.
Валка кирпичного дымохода занимает много времени, но гораздо дешевле и не настолько сложная. Валку проводят несколькими способами.
При этом способе устанавливают специальные леса снаружи на определённом расстоянии, после чего инструментом выдалбливают кирпичи, тем самым снижая прочность поверхности. После всех этих манипуляций уровень разбивается на части.
При этом варианте выбивают кирпичи с установкой опор из прочного материала. Далее та часть, которая держится за счёт опор, сносится тяжёлой техникой.
Трубу разбирают частями, начиная с самого верха. Обломки кладки сбрасываются изнутри или снаружи.
От того куда сбрасывается, зависит место оборудования площадки, если сброс идет внутрь, то площадку устанавливают снаружи и наоборот.
Для ускорения разбора дымохода из кирпича ближе к основанию используют тяжёлую технику.
Для разбора используют метод подрыва или резку секторов алмазным оборудованием. Подрыв осуществляется так же, как и у кирпичной трубы. Резка секторами осуществляется двумя способами.
Метод с использованием подъемника: дымоход делят на участки, вверху участка вырезаются два паза точно напротив друг друга, через них проходит трос, который прицепляют к подъемнику, затем отрезают сектор, поднимают и ставят его на площадку, следующий сектор режут точно так же.
Дымоход режут сверху небольшими кусочками, вырезая либо прямоугольниками, либо треугольниками. Сброс отрезанных кусков идет внутрь или наружу.
С разбором оборудования все гораздо проще. Его отключают от всех ресурсов, специалисты разбирают котлы и все выносится из помещения.
Особое внимание при разборе котельной нужно обратить на важные моменты.
- Насколько плотная застройка располагается рядом с котельной под снос. Естественно, что при высокой плотности о подрыве не может идти речи, только разбор методом валки. Даже если котельная расположена в местности, которая не сильно заселена, то подрыв может повредить расположенные неподалеку здания.
- Всегда учитывайте розу ветров, искривления трубы дымохода. Со временем практически во всех трубах появляются трещины, отверстия, выпавшие фрагменты, которые повлияют на отклонение угла падения. Внимательно изучайте конструкцию дымохода, в нем могут быть газоходы, что также станет причиной отклонения падения.
- Профессиональные мастера всегда обследуют трубу дымохода на наличие локальных дефектов, которые приводят к преждевременному падению дымохода от действий ударными инструментами.
- Все работы ведутся с соблюдением техники безопасности.
Конечно, разбор котельной многоквартирного дома отличается от сноса домашней котельной, но не сильно. Этапы демонтажа будут одинаковыми, но в частном доме не нужно будет собирать разрешения, если только для котла газового отопления.
О том, как происходит демонтаж старых котлов в котельной, смотрите далее.
Демонтаж труб: как правильно осуществить разбор магистрали
Демонтаж – в переводе с французского обозначает разборку или снятие с места установки. Когда разговор заходит о демонтаже труб, то необходимо четко понимать, что это именно разборка.
А так как существует различные виды трубопроводов, то и количество методов демонтажа будет соответствовать этим видам. Не забываем, что есть трубы дымоходные, которые нередко подлежат замене или полной ликвидации.
И здесь также достаточно широкий технологический ряд проведения демонтажных работ. Поэтому стоит рассмотреть все виды демонтажа труб по отдельности.
Основная причина демонтажа металлических труб – коррозия металлов.
Как показывают исследования, водопровод может прослужить до 20 лет, промысловые трубопроводы до 10 лет, магистральные и газораспределительные до 50 лет.
Предлагается много методов борьбы с коррозией, которые помогают ее замедлить, но остановить данный процесс невозможно. А значит, придет время, и трубопровод надо будет демонтировать.
Способ демонтажа стальных труб заключает в себя резку трубопровода на части, длина которых бы позволила легко их вынести и складировать. Для резки труб диаметром до 300 мм обычно используется болгарка. Трубы большого диаметра режут автогеном.
Если толщина стенки трубы составляет 55% от ее номинального размера, то такие трубы еще можно использовать. К примеру, в качестве стоек, подпорок. Материал с более толстыми стенками можно повторно использовать в трубопроводах. Поэтому существуют определенные правила демонтажа таких изделий:
- Демонтаж начинают с разборки разъемных соединений. Обычно резьбу прогревают, чтобы сжечь уплотнительный материал. Затем производится открытие соединения. Если появляется необходимость, то часть трубопровода срезают.
- Трубная магистраль режется на участки (звенья), которые вытаскиваются на площадки. Здесь же производится разъем запорной арматуры.
- Далее производится дефектовка и сортировка труб.
- После чего пригодные для дальнейшего использования звенья отправляются на склад, непригодные в металлолом.
Что касается чугунных труб, то здесь также все зависит от того, будут ли изделия использоваться дальше или нет. Если не будут, то жалеть чугунину нет смысла. То есть, магистраль разбивается молотком или кувалдой, можно резать болгаркой. Если трубы будут использоваться в дальнейшем, то необходимо произвести расчеканку, разобрать аккуратно трубопровод по частям.
Что такое расчеканка? Чугунные трубы соединяются между собой раструбным способом. Чтобы создать герметичность стыка, в него заливают скрепляющий цементный раствор или уплотнение производят веревкой, смоченной в карболке. В первом случае придется аккуратно цементный раствор удалить из зазора.
Для этого можно использовать молоток и любой стержневой инструмент: зубило, металлический штырь, отвертку и так далее. Перед расчеканкой рекомендуется раструб простучать молотком. Главное делать это надо без усилия, чтобы не разбить чугун. Во втором случае удалить веревку можно отверткой.
Перед расчеканкой рекомендуется раструбное соединение нагреть горелкой.
Демонтаж пластиковых труб
Здесь всё зависит от того, каким способом был проведен монтаж. Если для соединения использовалась сварка, то вариант один – резать трубы специальными ножницами или ножовкой. Если использовались разъемные фитинги, то открывать соединения можно руками или ключами (газовым или рожковым).
Канализационные пластиковые трубы – это раструбное соединение, в котором герметичность поддерживается при помощи резинового уплотнительного кольца. Демонтаж таких труб очень прост, нужно просто вытягивать одну трубу из раструба другой. Это самый простой и щадящий вариант, который позволяет использовать элементы трубопровода в любом другом месте.
Как показывает практика, канализационные пластиковые трубы при демонтаже не лопаются, не ломаются. Если провести работу аккуратно, то это возможность сохранить большое количество изделий, которые можно использовать для прокладки канализации в любом другом месте. Единственное, что надо будет сделать обязательно – заменить резиновые уплотнители.
Кстати, про выбор пластиковых труб Вы можете прочитать здесь.
Демонтаж дымоходных труб
Дымоходные трубы котельных изготавливаются из трех видов материала:
- Из металла, т.е. это цельная металлическая труба. Если длина дымохода большая, то его изготавливают из нескольких труб методом сварки.
- Из кирпича.
- В виде железобетонной конструкции.
Соответственно и демонтаж каждого из этих видов сильно отличается друг от друга.
Необходимо отметить, что для разборки металлического дымохода обязательно требуется присутствие подъемного крана. К верхней части трубы привариваются проушины, к которым и крепится крюк спецавтомашины.
Если производится демонтаж дымохода в целом варианте, то просто снизу у основания срезаются анкерные болты, удерживающие трубу, а также металлические растяжки, которые формируют вертикальное положение дымохода.
После чего подъемный кран просто поднимает его и укладывает рядом с котельной или на платформу для дальнейшей его транспортировки.
Если дымоход очень длинный, то его нужно порезать на части. При этом каждую часть по отдельности подъемный кран будет снимать с места установки. Чтобы сварщик смог работать на высоте, придется пригласить автовышку. То есть, этот вид демонтажа требует присутствия сразу двух спецмашин.
- Металлический дымоход делится на равные части, разметка производится мелом.
- Далее к самому верху привариваются проушины, к которым подцепляется крюк подъемного крана. Автомобиль должен поддерживать срезаемую часть.
- Производится резка трубы автогеном по установленному уровню.
- Подъемный кран поднимает отрезок и опускает его на землю.
- К укороченному дымоходу к верхнему краю снова привариваются проушины, к которым цепляется крюк крана.
- Производится резка по уровню ниже.
Таким образом демонтируется вся металлическая труба котельной.
Демонтаж кирпичного дымохода
Это один из самых сложных вариантов демонтажа дымоходных труб. Кирпич за время работы становится монолитом, который разрушить очень сложно. Поэтому для разборки данного вида дымохода используются два способа: взрыв и валка.
Для проведения демонтажа котельных труб большого размера требуется наличие специального разрешительного документа, подтверждающего полномочия организации на снос. При этом необходимо строго соблюдать правила техники безопасности.
Метод подрыва дымоходной трубы является самым опасным, поэтому еще до начала всех работ производится эвакуация людей на безопасное расстояние. Внутри объекта остаются только специалисты, у которых есть доступ на проведение взрывных работ.
Очень важно правильно провести расчеты количества взрывчатых веществ и правильно определить место закладки заряда. В основном это зависит от качественного состояния самого дымохода. Плюс данного метода – это быстрота демонтажных работ. Для взрыва трубы специалистам требуется несколько часов. Минус – сложность проведения и дороговизна услуги.
Валка котельной трубы – более дешевый вариант, но на его проведение требуется много времени. Как показывает практика, в зависимости от размеров и качественного состояния дымохода на демонтаж может уйти от недели до нескольких месяцев. Кстати, валка может проводиться несколькими способами:
- Отбивание кусков трубы или целого сектора.
- С использованием специальных подпорок.
- Валка, при которой опасные части дымохода сваливаются внутрь трубы или наружу.
Первый вариант – это установка площадок по внешней поверхности трубы на определенном уровне. Расстояние между уровнями до одного диаметра дымоходной трубы. После этого кувалдами, молотками, зубилами или отбойными молотками выбиваются кирпичи из кладки, тем самым делаются ниши и отверстия. После чего сектор разбивается частями.
Второй вариант – это выбивание кирпичной кладки с установкой опор из прочного материала. К примеру, это могут быть железнодорожные деревянные шпалы, металлические профили и так далее. Разбирая по периметру кирпичи и устанавливая подпорки, в дальнейшем часть трубы просто сносится при помощи тяжелой техники.
Третий вариант напоминает первый. Разборка ведется по частям, однако сам процесс демонтажа начинается с самого верхнего края. При этом куски кирпичной кладки могут сбрасываться вниз вовнутрь дымохода или наружу.
В зависимости от способа сброса надо будет выбирать место установки площадок. Если куски сбрасываются внутрь, то площадка устанавливается снаружи по периметру дымоходной конструкции.
Если части сбрасываются наружу, то площадка устанавливается внутрь трубы.
Чтобы ускорить демонтаж кирпичного дымохода котельной, на последних стадиях работ используют тяжелую технику. Обычно экскаватор с длиной стрелой. И чем длиннее стрела, тем меньше ручного труба будет использовано, тем быстрее будет двигаться процесс разборки.
Есть еще один простой способ валки кирпичной трубы. Обычно его используют, если длина дымохода не очень большая. На трубу забираются работники, занимающиеся демонтажем, которые молотками и кувалдами разбирают кирпичную кладку по-рядно, снимая кирпич за кирпичом.
Демонтаж железобетонного дымохода
При демонтаже железобетонного дымохода используется лишь два варианта: подрыв и резка по секторам с помощью алмазного инструмента (дисковые пилы, алмазные канаты, бурильные установки с алмазными коронками).
Для осуществления подрыва требования точно такие же, как и в случае с взрывом кирпичной трубы. Главное – точно провести расчеты и правильно установить место закладки взрывчатки. Этот метод быстрый, но затратный.
Резка по секторам в свою очередь делится на два способа:
- Резать по окружности поперек трубы.
- Резать вдоль трубы, разделяя конструкцию на части.
Для первой демонтажной технологии потребуется присутствие подъемного крана. Сначала в верхней части срезаемого сектора делаются два отверстия друг напротив друга. Через них пропускается трос, к которому прицепляется крюк подъемного крана. Далее на расстоянии одного диаметра дымохода от верхнего края трубы производится резка железобетонной конструкции. При этом кран поддерживает отрезаемый кусок. Как только срез будет закончен, кран поднимает часть дымохода и опускает его на землю. И таким способом до конца.
Вторая демонтажная технология не требует наличия подъемного крана. Просто труба начинает разрезаться с верхнего края небольшими кусками, т.е. делаются два продольных среза и один снизу поперечный. Таким образом кусок отламывается и сбрасывается вниз. Резку можно проводить треугольными секторами.
Если сброс бетонных кусков производится внутрь трубы, тогда площадка для работников устанавливается снаружи дымохода. Для этого может быть использована автовышка, что упрощает и убыстряем демонтажный процесс. Если куски сбрасываются наружу, то площадку устанавливают вовнутрь.
Особенности демонтажа котельной трубы
На что необходимо обратить внимание при валке труб:
- Плотность застройки вблизи котельной. Понятно, что если котельная располагается внутри города, то о взрыве придется забыть. Единственный вариант – валка.
- Обязательно учитывается направление ветра, кривизна ствола дымохода. В некоторых из них в процессе эксплуатации появляются отверстия, что также влияет на отклонение падения. В некоторых конструкциях присутствуют газоходы, а это тоже причина отклонения.
- Специалисты обязательно осматривают трубу на наличие мест эрозии, трещин и других видов локальных повреждений. Эти дефекты ослабевают конструкцию, что может повлечь за собой падение трубы. Особенно это может возникнуть в процессе ударных способов откалывания больших кусков.
Заключение
Итак, демонтаж труб зависит от материала, из которого они изготовлены или сооружены. Что касается трубопроводов, то их разборка не составляет большого труда. Затраты здесь минимальные.
А вот с демонтажем котельных дымоходных труб проблем больше всего. Это не только сложно и дорого, но и очень опасно.
Поэтому демонтажными работами занимаются специализированные компании, у которых есть лицензия на проведение данного вида работ.
Демонтаж котельной железобетонной трубы высотой 65 м методом подрыва в нижней части. Видео:
Демонтаж кирпичной дымовой трубы котельной
Демонтаж дымовых труб – это трудоемкий, но обязательный этап, который проходят многие котельные предприятий в ходе модернизации производства и закрытия отдельных цехов.
Зачем нужно разбирать старые трубы?
По габаритам дымоотвод котельной сопоставим с домом высотой в несколько этажей – это довольно большой объект, который занимает много места.
Это первая причина, по которой дымоходы котельных необходимо сносить – они не должны занимать полезную площадь, которую можно использовать для других задач.
Вторая причина – со временем неиспользуемые конструкции будут разрушаться, а это очень опасно. Обрушение может привести к трагедии, если в этот момент рядом окажутся люди; также большой ущерб будет нанесен всему имуществу, которое будет находиться поблизости.
Разрушение неиспользуемых дымоходов происходит из-за сезонных перепадов температур – это, в первую очередь, касается кирпичной кладки.
Когда котельная работает, и дымоотвод постоянно используется, воздух внутри нее остается горячим – это позволяет компенсировать перепады внешней температуры.
Если же котельная уже не функционирует, отапливать специально дымоход только ради того, чтобы она не разрушилась – слишком дорого и нецелесообразно. Поэтому неиспользуемые конструкции следует своевременно демонтировать, чтобы избежать лишних расходов и возможных аварий.
Снос дымоходов из металла обычно выполняется в двух случаях:
- Замена старой конструкции на новую;
- Полная ликвидация котельной.
Если металлическую конструкцию вовремя не снести, через какое-то время она может прогнить и обрушиться. Основная опасность заключается в том, что конструкции такого типа начинают гнить у основания, и этот момент часто остается незамеченным. В итоге объект с виду может казаться еще вполне надежным, а на самом деле он уже готов обрушиться – последствия таких аварий бывают тяжелыми.
Технологии демонтажа
- Взрыв – быстрый и эффективный метод. Но у него есть серьезное ограничение – вокруг не должно быть объектов, которые могли бы пострадать от направленного взрыва;
- Обвал – тоже требует наличия достаточного свободного пространства вокруг;
- Последовательная разборка – труба разрушается вручную, начиная сверху.
Метод сноса определяется индивидуальными характеристиками объекта – где находится дымоход, какие строения находятся рядом с ней, как выполнен фундамент, из какого она материала.
Дымоотвод может быть выполнен из следующих материалов:
- Кирпич;
- Металл;
- Железобетон.
Самыми распространенными являются кирпичные и металлические.
Демонтаж стальной дымовой трубы котельной
Эта работа обычно выполняется с привлечением промышленных альпинистов, т.к. действовать нужно на большой высоте.
Если нет возможности свалить всю конструкцию сразу, ее предварительно режут на фрагменты – разрушают швы, по которым собирался дымоотвод. Для этого используются следующие технологии и оборудование:
- Применение газорезки или плазморезки для разрезания металла.
- Разборка фланцевых стыков.
Когда объект демонтируется по частям, в процессе выполнения работ необходимо использовать грузоподъемную спецтехнику – обычно это краны.
Металлический дымоотвод – это не монолитная конструкция, он состоит из нескольких частей, соединенных крепежом. Демонтаж выполняется как раз по этим местам креплений.
Швы разрушаются, отсоединяемые элементы стабилизируются стропами и затем спускаются вниз.
В этой работе многие манипуляции выполняются исключительно вручную, и делать это приходится на большой высоте — для этого и привлекают промышленных альпинистов.
Если есть возможность снести металлическую конструкцию целиком, без разборки, это делается при помощи крана. Для этого к верхней части сооружения крепятся стропы, удерживающие его в вертикальном положении.
Когда сооружение зафиксировано, возле основания его срезают – и в таком виде с помощью крана переносят на другое место. Территорию для перемещения нужно подготовить заранее, а также продумать траекторию переноса.
Иногда для устойчивости металлические дымоходы оснащают оттяжками – тросами, которые поддерживают сооружение у основания. Их тоже нужно отрезать, если дымоход валится целиком.
При выборе метода сноса важным фактором является цена. Снос целиком обычно обходится дешевле, при этом металлоконструкцию можно использовать на другом объекте, т.к. она остается почти неповрежденной. Но для такого демонтажа необходимо соблюдение некоторых условий – возможность подъезда спецтехники, наличие площадки.
Если дымоход из металла выше 22 метров, его можно разрушить гидроножницами, присоединенными к экскаватору. Основание демонтируется с помощью гидромолота.
Самонесущие и мачтовые дымоходы
Мачтовые (фермовые) трубы из металла представляют собой несущую башню, на грани которой устанавливаются дымоотводы.
Самонесущие конструкции называются ТССУ — трубы стальные самонесущие утепленные. Они изготавливаются из листовой стали методом сварки. ТССУ характеризуются относительно малым весом и простотой монтажа – это удобно как для возведения, так и для сноса.
Мачтовые и самонесущие конструкции обычно демонтируются последовательно. Все сборные элементы открепляются и снимаются по очереди. Фундамент таких сооружений представляет собой бетонное основание с болтами-анкерами – его тоже нужно будет демонтировать.
Для сноса мачтовых и самонесущих дымоходов применяются краны, обладающие стрелой с большим вылетом. Это необходимо для того, чтобы обеспечить разборку элементов на самом верху, на значительной высоте.
Демонтаж таких конструкций весьма трудоемкий, по сравнению с обычными котельными, но это оправданно.
Аккуратно срезанные металлоконструкции можно использовать снова, поэтому их не стоит резать на кусочки, которые отправятся в металлолом.
Демонтаж дымоотводов из кирпича
Котельные, которые работали на твердом топливе, обычно оснащались кирпичными дымоходами. Таких сооружений до сих пор остается много, и они нуждаются в демонтаже.
Одним из важных моментов при сносе любого объекта из кирпича является безопасность. Вне зависимости от выбранного метода, кирпичи могут падать с высоты, разлетаться в стороны. Для того, чтобы минимизировать риски и ущерб от этого, нужно установить забор – с этого начинается работа.
Если рядом нет функционирующих объектов, и остается лишь кочегарка – сооружение можно обвалить целиком. Предварительно ломают часть основания с помощью ручных инструментов – перфоратора, отбойного молотка или простого лома.
Для поэтапной разборки, а также для валки, применяется гидроклин или домкрат, позволяющий выполнить направленный разрыв материала. Применяется как для кирпичной кладки, так и для бетонных, железобетонных сооружений. Усилие гидроклина на разрыв должно составлять 250 тонн.
Ручная поэтапная разборка дымоотвода из кирпича – самый дешевый, хотя и самый медленный метод. Работа выполняется промышленными альпинистами с применением ручного инструмента. Использование спецтехники значительно ускоряет процесс, но при этом стоимость демонтажа может вырасти в разы.
Поэтапная разборка может выполняться двумя способами:
- Сооружение разбирается изнутри. Для этого требуется тщательно подготовка прилегающей территории – нужно поставить забор и соблюсти все меры безопасности. Минимальный радиус безопасной рабочей территории зависит от высоты сооружения – он может составлять 1/3 или ½ от этого значения.
- Разборка снаружи. Более простой вариант с точки зрения подготовки. Демонтажные площадки располагаются у внешних стен конструкции, а отделяемые блоки бросают прямо внутрь – то есть дымоотвод служит забором сам себе.
Продолжительность демонтажа
Для сноса конструкции высотой примерно 40 м требуется 10-20 рабочих дней. Многое зависит от внешних условий – в частности, погоды. Если подъездные дороги размоет, спецтехника не сможет приехать на место работ.
Также на продолжительность демонтажа влияет состояние трубы – если оно близко к аварийному, может потребоваться больше времени.
Дымоходы котельных из железобетона
Железобетонные трубы отличаются высокой прочностью – это касается как всей конструкции целиком, так и мест стыковки блоков. Такая прочность требует применения при демонтаже специальных инструментов, обладающих алмазными рабочими элементами – это могут быть дисковые пилы, буровые установки, особые канаты.
Для сноса сооружений из железобетона требуется плюсовая температура. Это обусловлено тем, что в процессе работы инструменты нужно охлаждать водой, а при отрицательной температуре она замерзнет.
Демонтаж взрывом
Быстрый и эффективный способ, но не всегда допустимый. Для использования этого метода сноса трубы требуется разрешение, а также тщательные предварительные расчеты, чтобы взрыв был выполнен безопасно.
В частности, рассчитывается траектория падения и готовится площадка соответствующего размера. Радиусом работ считается расстояние, которое в 1,5 раза превышает высоту сооружения.
В этом радиусе от трубы устанавливается забор, очерчивающий территорию демонтажных работ.
Сам взрыв выполняется быстро, но подготовка этого мероприятия может занять много времени, значительная часть которого уйдет на бюрократию и согласования.
Снос труб с использованием робототехники
Довольно редкая технология, которая применяется в исключительных случаях, если другие методы нереализуемы. Использование роботов обходится дорого, при этом нужна не только специфическая техника, но и люди, которые умеют ей управлять – а таких специалистов пока мало.
У этого метода большой потенциал, но в ближайшем будущем робототехника не получит массового распространения из-за высокой цены.
Подготовка к сносу
Обследование состояния сооружения и его оценка. На этом этапе определяется, является ли дымоотвод аварийным – от этого будет зависеть дальнейший ход работ. Изучаются следующие риски:
- Вероятность вибрационного разрушения ствола трубы из-за трещин и ветхости материала;
- Вероятность отклонения падения сооружения от расчетной траектории;
- Сейсмическое влияние падения такой тяжести на грунт (особенно важно, если применяется направленный взрыв);
- Проседание ствола дымоотвода.
Остатки демонтированных сооружений
После того, как сооружение снесено, остается много строительных отходов – они могут частично компенсировать затраты на демонтаж. Если труба была удалена не целиком, а разбиралась поэтапно, остатки сдаются в металлолом – к этой категории относятся элементы из стали, толщина стенок которых не превышает 10 мм.
В некоторых случаях удается сохранить части труб в нормальном состоянии, и их можно использовать для других целей – например, при строительстве дорог или устройстве емкостей для хранения некоторых видов ресурсов и продуктов. Такой металл называется деловым, он стоит дороже и сдавать его выгоднее – поэтому всегда есть смысл выполнять демонтажные работы как можно более аккуратно.
Если сносится труба из кирпича, ее остатки практически невозможно использовать в промышленных масштабах. Возможный вариант повторного применения лома кирпича – оформление частных домовладений.
В любом случае, остатки разрушенных сооружений нельзя оставлять в том виде, как есть – это с высокой вероятностью приведет к получению штрафов. Поэтому стоит своевременно решить этот вопрос и постараться извлечь из него выгоду – пункты приема металлолома есть в каждом городе.
Как выполнить демонтаж дымовой трубы – способы и правила безопасности
Содержание:
Нередко при выполнении работ по реконструкции и реформированию промышленных и прочих объектов возникает потребность в демонтаже дымовых труб. Осуществляться он может различными способами, однако в производственных и промышленных условиях его выполнение обязательно должно производиться квалифицированными рабочими бригадами.
Основные способы демонтажа дымовых труб
Существует несколько технологических вариантов демонтажа дымоходных труб:
- Метод промышленного альпинизма. Данный способ является наиболее безопасным для расположенных вокруг строений и объектов, и наименее затратным в финансовом плане. Для его осуществления не требуется каких-либо специальных разрешений или документации. Промышленный альпинист, забираясь на необходимую высоту, попросту демонтирует трубу сверху вниз. В то же время минусом такого способа является его техническая сложность и трудоёмкость, в результате чего он отнимает довольно много времени.
- Демонтаж с применением строительной спецтехники – автокранов, автовышек, экскаваторов с гидравлическими молотами и ковшами и прочего оборудования. Основным преимуществом данного способа является быстрота осуществления работ, однако в плане безопасности он заметно уступает предыдущему варианту.
- Демонтаж посредством направленного взрыва. Это самый быстрый способ, однако требующий максимально точных технических расчётов, а также разрешений на проведение взрывных работ и соответствия ряду технических норм и правил.
- Демонтаж с использованием вращающейся оснастки. При данном способе на трубу вначале монтируется вертикальный мачтовый подъёмник, а затем с его помощью – специальные опалубочные конструкции (они предназначаются для размещения демонтажного оборудования и людей, контролирующих ход выполнения процесса). В качестве демонтажных приспособлений здесь используются специальные роботизированные механизмы, снабжённые специальной оснасткой и дистанционным управлением. Оснастка даёт возможность выполнять круговой демонтаж, одновременно снижая высоту при необходимости. Следует отметить, что для труб более 100 метров в высоту данный способ является единственным экономически приемлемым вариантом.
Требования к процессу
При осуществлении сноса дымоходных труб должен выполняться ряд важных технических условий, в частности:
- Перед тем, как демонтировать дымовую трубу, необходимо произвести внимательный осмотр разрушаемого сооружения, с оценкой износа самой трубной конструкции и её фундамента. Следует также осмотреть близлежащие строения и оценить степень безопасности для них.
- Необходимо принимать во внимание, что обрушение на землю крупных элементов сопровождается сильной ударной волной, тряской и колебаниями, что может вызвать растрескивание стёкол в соседних зданиях и даже повреждения самих строений. Поэтому следует максимально стараться уменьшить размеры сбрасываемых элементов, а также обеспечить их падение подальше от близлежащих жилых объектов.
- При близком расположении соседних зданий необходимо обеспечить для них дополнительную защиту от рикошетящих частиц и сносимых элементов, например высокой заборной конструкцией и т. п.
- В тех ситуациях, когда приходится сбрасывать сносимые сегменты конструкции внутрь самой трубы, после того, как она вся переполнится, оставшуюся часть сооружения вместе с заполняющими его элементами можно повалить целиком посредством оттяжек.
- Перед сваливанием на землю самой трубы либо её частей следует внимательно оценить наличие достаточного места, присутствие вблизи подземных и других коммуникаций и отсутствие опасности для них.
Следует знать, что снос дымоходных труб не всегда связан с их износом или аварийным состоянием. Нередко демонтаж дымовых труб металлических, либо демонтаж кирпичных труб бывают связаны со сменой профиля промышленного предприятия, его реконструкцией, а также прочими техническими причинами.
Нужно также отметить, что снос некоторых видов дымовых труб (например, демонтаж котельной трубы) имеет свои особенности, которые должны учитываться осуществляющими его специализированными бригадами.
Процедура демонтажа дымоходных трубных конструкций
Процесс сноса крупногабаритных дымоходных сооружений, и в частности демонтаж промышленных труб, представляют собой очень ответственную техническую процедуру с довольно высокой степенью риска, а потому предпочтительными всегда являются безопасные способы сноса.
По этой причине, при отсутствии технических сложностей и потребности в быстром демонтаже, чаще всего работы осуществляются методом промышленного альпинизма. Его преимуществами, наряду с безопасностью, являются дешевизна, низкий шумовой уровень, возможность проведения работ в условиях ограниченного пространства и минимальная запыленность рабочей территории.
При осуществлении работ в соответствии с данным методом кирпичная кладка трубы разбирается ряд за рядом, а демонтированные части и элементы, как правило, сбрасываются внутрь сносимой трубы. Иногда, если позволяют условия, сброс может осуществляться и кнаружи от разрушаемого сооружения.
При осуществлении демонтажных работ промышленные альпинисты используют специальное оборудование и инструменты: отбойные молотки, перфораторы и т. д. Длительность процесса разбора трубы во многом зависит от её габаритов, иногда достигая нескольких недель.
Важнейшим условием является строгое соблюдение правил и требований техники безопасности, чтобы свести к минимуму риски как для жизни самих рабочих, так и для строений, расположенных близко к рабочей территории.
Поэтому при демонтаже старых труб, находящихся в аварийном состоянии, данный способ не применяется вследствие опасности для жизни промышленных альпинистов. Вместо него используется снос посредством специальной техники либо метод направленного взрыва.
Во всех случаях демонтаж может проводиться только хорошо подготовленными квалифицированными специалистами в соответствии с заранее разработанным и тщательно продуманным планом.
Демонтаж труб котельных ⋆ Ksd
Современная реальность привнесла в нашу жизнь не только достижения, но и смену экологической обстановки. Мы неоднократно подчеркивали тренд на экологичность. С этим связана и модернизация производств, а именно, обновление котельных.
Опасные условия труда и множество ограничивающих факторов делают демонтаж труб котельных одним из самых трудоемких подвидов демонтажа труб. Наиболее часто приходится демонтировать трубы из кирпича металла или железобетона.
Но вне зависимости от материала демонтируемой конструкции следует соблюдать целый ряд действий.
Этапы демонтажа труб котельной
Также, как и в любом виде демонтажа, все начинается с составления и согласования проекта. Затем необходимо отключить подачу топлива. Только после этого можно начинать демонтаж.
Первый этап – осматриваем котельную, анализируем общее техническое состояние конструкции. На этом этапе выбираем один из способов демонтажа (о них расскажем чуть ниже). На этом же этапе необходимо произвести осмотр прилегающей территории на предмет обнаружения опасных объектов.
От этого тоже будет зависеть выбор способа демонтажа. Второй этап – измерительный. Здесь выполняем все необходимые замеры, расчеты и формируем проектную документацию.
Перед началом непосредственно демонтажных работ необходимо получить разрешение на вывод объекта из эксплуатации, а также сформировать и согласовать календарно-производственный график.
Третий этап – размечаем пространство рабочей территории, создаем ограждение (как внешнее, так и внутреннее: защищаем остальные объекты, находящиеся на площадке). Четвертый этап – непосредственный демонтаж трубы котельной. Пятый этап – подписываем акт выполненных работ.
Шестой этап – очищаем после себя территорию. Здесь стоит отметить, что полученные в ходе демонтажа материалы могут служить качественным вторичным сырьем (например, кирпич в строительстве временных дорог). Тем самым, мы экономим на материалах и заботимся об экологии.
Способы проведения демонтажа труб котельных
В
зависимости от сопутствующих условий, демонтаж труб котельных происходит одним
из способов:
- При помощи специализированной техники. Этот прием также называется «валка трубы», когда трубу надрезают и дают ей свободно упасть (необходимо наличие свободного пространства вокруг).
- Промышленный альпинизм. Габаритную дымовую трубу разбирают вручную по направлению сверху вниз.
- Направленный взрыв. Действенный метод, но требует соблюдения ряда условий: кроме наличия свободного пространства, радиус падения трубы при взрыве должен более чем в полтора раза превышать её высоту. В целом этот способ относится к разряду наиболее опасных. Предварительно должна быть проведена эвакуация людей, а также должен соблюдаться специальный общепринятый регламент при работе со взрывчатыми веществами. Кроме того, этот вариант относится к числу самых дорогостоящих.
- Роботы-манипуляторы. Демонтаж управляется удаленно, но на площадке должен присутствовать технический персонал. Подобный метод в усовершенствованном виде был применен «Конструктив –СД» на особо опасном производственном объекте. Команда профессионалов демонтировала четыре котла котельной установки. Демонтаж производили с помощью робота, помещенного на уникальную, ранее не используемую платформу. При помощи крана робота поместили на верхний торец трубы. Оператор находился в передвижной бытовке и управлял роботом при помощи пульта, контролируя процесс через монитор. Конечно же, этот метод самый действенный и позволяет снизить риски человеческих жертв, в отличие от промышленного альпинизма.
Какой способ выбрать, решается индивидуально на площадке путем анализа всех существующих условий. Но при выборе любого способа демонтажа его необходимо проводить с соблюдением всех необходимых требований и только при помощи профессионалов.
Сколько стоит демонтаж труб?
Ответ на данный вопрос складывается из ряда факторов. Во-первых, сложности расположения объекта и технического задания от Заказчика, во-вторых, от сопутствующих условий работы, в-третьих, от технических и других ограничений, например, ограничения по вибрации и шуму, необходимости получать разрешение от служб ЖКХ и так далее.
Сопутствующих обстоятельств может быть очень много, поэтому стоимость услуг всегда рассчитывается индивидуально в конкретных случаях.
Наша статья носит информационно-ознакомительный характер для того чтобы у читателя сложилось общее представление о трудоемкости процесса демонтажа труб различных категорий. Это не инструкция к применению.
Мы надеемся, что после прочтения, вы поймете, насколько процесс демонтажа труб котельных увлекательный и сложный, и обратитесь по данному вопросу к проверенным профессионалам.
Демонтаж трубы из кирпича
В связи с новшествами в отопительной сфере, выдвигаются высокие требования к устройствам вывода газа и вредных веществ процесса сгорания. Демонтаж кирпичной дымовой трубы является единственно правильным способом, в том случае, если она не может быть эксплуатируема далее. Дымоходы представляют собой сложные устройства, для недопущения обрушения которых должны привлекаться специалисты.
Способы демонтажа кирпичной трубы
Снос кирпичной трубы производится следующими способами:
- Разборка вручную с использованием перфораторов, молотков и кувалд. Так как все работы проводятся на высоте и рабочие находятся на дымоходе, нужна качественная организация всего процесса.
- Промышленный альпинизм. Постройка разбирается вручную порядным методом. Начинается сверху. Материалы сбрасываются внутрь ствола. Никаких разрешений получать не требуется. Снос этим способом обойдется недорого по сравнению с использованием специальной техники. Исключаются риски повреждения осколками кирпича соседних сооружений, запыленность площадки, наличие шума свойственного технике и взрывам. Используется чаще всего на предприятиях, котельных.
- Направленный взрыв. Для проведения этого мероприятия требуется получить разрешение. Нужен точный расчет траектории падения дымохода, площадка с размерами, соответствующими высоте трубы. Перед проведением подрыва эвакуируется персонал, приостанавливается технологический процесс. Подготовка занимает много времени и стоит дороже других способов сноса.
- Роботизированный демонтаж. Труба начинает разбираться сверху, постепенно доходя до самого низа. Требуется установить мачтовый вертикальный подъемник, который используется для закрепления скользящих лес. На них находятся люди и оборудование — роботы-манипуляторы, управляемые дистанционно.
- Классическая валка при помощи специальной техники. Относится к недорогому методу.
Взрыв, обвалка не гарантируют полную безопасность людей. Кирпичи с трубы могут разлететься по кусочкам.