Канализационные трубопроводы в футляре

Канализационные трубопроводы в футляре

Чтобы с канализационной системой загородного дома не было проблем, при прокладке ее уличной части необходимо соблюсти ряд санитарных и строительных нормативов. Монтажные работы можно доверить профессионалам или выполнить своими руками. Если выбран второй вариант, то, прежде чем начинать монтаж наружной канализации, стоит ознакомиться с советами опытных слесарей-сантехников, иначе исправление допущенных ошибок выльется в немалые траты денег и нервов.

Общее представление о наружной канализации ↑

Вся канализационная система частного дома делится на внутреннюю и наружную части. Внутридомовая составляющая обеспечивает сбор стоков с сантехнических устройств и подачу их на единый стояк, который подключается к уличной части водоотведения.

Канализационные трубопроводы в футляре

Общая схема канализации частного дома

Основной задачей наружных сетей канализации является транспортировка сточных вод к месту утилизации и сама утилизация (в случае с автономным септиком). Они состоят из трубопроводов и очистных сооружений.

Избавиться от собранных нечистот можно путем:

  • подсоединения к централизованной системе (если она есть);
  • обустройства индивидуального септика или выгребной ямы.

В первом случае достаточно проложить трубы и оборудовать канализационный колодец. А во втором, помимо монтажа наружных сетей канализации, понадобится установка системы локальной очистки.

Важно! По санитарным нормам сточные воды должны удаляться так, чтобы не происходило загрязнения водоносных горизонтов и территории вокруг. За несоблюдение этих требований грозят немалые штрафы.

Канализационные трубопроводы в футляре

Cхема подсоединения коттеджа к централизованной канализационной сети

Для частного дома подойдет один из четырех способов индивидуального очищения стоков:

  1. Выгребная яма – недорого, но не слишком удобно.
  2. Септический резервуар-накопитель – придется постоянно приглашать ассенизаторов.
  3. Двухкамерный септик с доочисткой – в первой камере происходит оседание тяжелых фракций, а во второй — отвод очищенных вод в грунт.
  4. Станция биологической очистки – для разложения нечистот используются специальные микроорганизмы.

Первый вариант самый дешевый, а последний — самый дорогой. Но в любом случае к ним придется прокладывать трубопровод наружной канализации.

Проектирование и выбор материалов

Требования нормативных документов ↑

Перед началом монтажа своими руками наружной канализации необходимо подготовить ее проект. Существуют определенные требования к прокладке труб и расположению септика.

При разработке проекта придется учесть:

  • рельеф придомовой территории;
  • расстояние до питьевых колодцев и водоемов;
  • общие климатические условия;
  • количество проживающих в коттедже (среднесуточный объем стоков);
  • характеристики грунта (состав, уровень грунтовых вод, глубину промерзания);
  • техусловия подключения к централизованной системе либо необходимость организации подъезда ассенизаторской техники для выкачки нечистот.

Все эти требования прописаны в сводах правил «Канализация. Наружные сети…» (СП 32.13330.2012) и «Дома жилые одноквартирные…» (СП 55.13330.2011), которые пришли на смену одноименным СНиПам.

При монтаже автономной системы очистки не придется собирать кучу разрешительных документов и платить потом за коммунальные услуги. Зато постоянно надо будет отслеживать состояние своего септика и по мере необходимости вызывать ассенизаторов.

Важно! Вся система канализации частного дома построена на принципе самотека сточных вод. Монтаж горизонтальных участков канализационных труб снаружи коттеджа должен производиться с уклоном в сторону очистной системы.

Канализационные трубопроводы в футляре

Оптимальный наклон для уличных труб канализации

Небольшой наклон трубопровода обеспечивает самотек нечистот. Не стоит слишком его наклонять, это может привести у входа в отстойник к заторам из твердых фракций. Оптимальный наклон во многом зависит от диаметра трубы:

  1. D500 мм – уклон 30 мм/погонный метр.
  2. D1000–1100 мм – уклон 20 мм/погонный метр.
  3. D1600 мм – уклон 8 мм/погонный метр.

Допущенные в ходе проектирования и прокладки наружных сетей канализации ошибки приведут не только к постоянно образующимся засорам, но и к отравлению источников питьевой воды фекальными отходами. Поэтому так важно на всех этапах создания канализации следовать СНиПам.

Какие трубы используют для наружной магистрали ↑

Строительными правилами при монтаже наружной канализации разрешено использовать трубы из:

  • стали;
  • чугуна;
  • асбестоцемента;
  • полимеров;
  • керамики.

Стальные трубы подвержены коррозии, их используют редко. Чугун является классикой, но из-за внутренней шероховатости трубопроводы из него склонны к заиливанию. Постепенно их вытесняют иные материалы.

Асбестоцемент дешев и неподвержен коррозии, но уступает по долговечности качественному пластику. Самый большой ресурс прочности и надежности у керамических изделий, но они и самые дорогие. Оптимальным выбором по совокупности параметров является пластик.

Канализационные трубопроводы в футляре

Трубы из пластика легко соединяются методом состыковки

Пластиковые трубы для наружной сети канализации могут быть:

  1. Поливинилхлоридными (ПВХ).
  2. Полипропиленовыми (ПП).
  3. Полиэтиленовыми низкого давления (ПНД).

Все они подходят для прокладки канализационного трубопровода снаружи частного дома. Для их монтажа можно воспользоваться специальным клеем либо технологией холодной сварки. Но гораздо проще подобрать изделия с раструбом на конце, и смонтировать магистраль вставкой одной трубы в другую.

Совет! ПВХ трубы при температурах ниже -15 С могут потрескаться. Их в обязательном порядке необходимо тщательно утеплять.

Технология монтажа придомовой канализационной сети ↑

У частного дома прокладку наружной канализации обычно начинают после возведения стен и устройства кровли. Для этого прокапывается траншея до септика, и туда укладываются трубы.

Канализационные трубопроводы в футляре

Границы глубин промерзания грунта по России

Глубина укладки зависит от уровня промерзания земли на приусадебном участке. Чтобы канализационная труба не перемерзла, при монтаже ее необходимо размещать ниже точки замерзания грунта. Для каждой местности она своя.

В “холодных” районах вместо рытья глубоких траншей производится утепление канализационной магистрали. Для этого используются влагостойкие утеплители и/или нагревательные кабели.

Канализационные трубопроводы в футляре

Технология крепления нагревающего кабеля

Прокладка наружной сети канализации выглядит следующим образом:

  1. Выкапывается траншея от дома до септика, на ее дне утрамбовывается подушка из песка толщиной 10–15 см.
  2. Укладывается трубопровод с уклоном от здания.
  3. Выполняется утепление трубы и монтаж нагревательного кабеля.
  4. Осуществляется обратная засыпка траншеи.

Важно! Уложенная в траншею канализационная труба не должна иметь провисаний. Перед засыпкой в этом обязательно нужно удостовериться, иначе засор будет обеспечен.

Нередко поверх канализационной трубы устраивается пешеходная дорожка или стоянка для автомобиля. В этом случае прокладка наружной канализации осуществляется в «футляре». Если на грунт над трубопроводом периодически оказывается механическая нагрузка, трубу обязательно надо защитить. На рисунке ниже приведен один из вариантов такого футляра.

Канализационные трубопроводы в футляре

Канализационная труба в футляре

Труба (7) оборачивается опорными кольцами (6), герметиком (3 и 4) и закрывается футляром (5). На ее концах формируются стыковочные узлы из хомутов (1) и манжет (2). Только такая защита способна гарантировать долговечность канализационного трубопровода.

И последнее, по завершении монтажных работ и перед засыпкой трубопровода грунтом его обязательно нужно испытать. Пробный пуск воды позволит проверить герметичность конструкции и правильность монтажа.

Видео: укладка труб канализации загородного дома ↑

Проектирование и монтаж наружных сетей канализационной системы частного дома жестко регламентируется строительными нормами.

Если грубо нарушить эти правила, возможны как проблемы с эксплуатацией канализации, так и негативные воздействия на природу. С монтажными работами в состоянии справиться даже новичок.

А вот при подготовке проекта лучше проконсультироваться с компетентным инженером.

Опоры для прокладки трубы в футляре: характеристики деталей и особенности монтажа магистралей в защитном кожухе

Опорно-направляющие кольца (ОНК) или опоры для прокладки трубы в защитном футляре — это приспособления, которые позволяют протягивать через защитный футляр (кожух) трубы из разных материалов: сталь, чугун, поливинилхлорид (ПВХ), полиэтилен (ПЭ) и т. д. Они осуществляют отцентровку трубы в кожухе посредством уплотнения кольцевого пространства. Монтаж труб в футляре выполняется под различными инженерными объектами: автомагистралями, железными дорогами.

Канализационные трубопроводы в футляреПри помощи опор производится центровка внутренней трубы при прокладке коммуникаций в футлярах

Содержание

  • 1 Особенности опорно-направляющих изделий
  • 2 Преимущества опорных колец
  • 3 Виды опор
  • 4 Технические характеристики
  • 5 Монтаж опор
  • 6 Особенности прокладки труб в футляре
  • 7 Способы прокладки труб в футляре

Особенности опорно-направляющих изделий

Обычные опоры для трубопроводных коммуникаций выполняют ряд функций. Основная же их «обязанность»  – это фиксация конструкции.

Кроме того, благодаря скользящим опорам линейное расширение трубопровода не имеет последствий.

А опорно-направляющие кольца позволяют осуществить протягивание внутреннего трубопровода через наружную коммуникационную часть (футляр) без нанесения ей какого-либо вреда.

Исходя из этого, можно выделить несколько основных функций, которые осуществляются благодаря именно такой опоре:

  • предохранение трубопровода от различных повреждений;
  • защита муфтовых стыков и сварных швов;
  • простое и быстрое протягивание трубопровода через футляр;
  • опора для подводящей трубы;
  • катодная защита от коррозийных воздействий (благодаря такой детали исключается возможность контакта между металлическими каркасами двух труб).

Обратите внимание! Использование таких колец позволяет выполнить протягивание различных трубопроводов, которые отличаются по материалу, показателю диаметра и т. д. Эти опоры способствуют сохранению целостности коммуникаций и во время протягивания, и последующей эксплуатации.

Установка этих колец осуществляется на стадии сборки самого трубопровода. Их монтаж не требует применения специальной техники, так как фиксация опорного кольца выполняется с использованием электродуговой сварки. Наиболее распространёнными материалами для таких опор являются высококачественный полипропилен, сталь.

Канализационные трубопроводы в футляреОсобенность конструкции опор помогает легче и быстрее протягивать внутреннюю трубу во внешнюю

Преимущества опорных колец

Опорные кольца, как и любое другое изделие, обладает своими преимуществами. К основным плюсам этого приспособления относят:

  • показатели трения, при использовании этих полимерных устройств, снижаются до минимума, поэтому они считаются очень надёжными;
  • благодаря первому пункту, защитное покрытие трубопровода не повреждается в процессе протягивания его через футляр;
  • скорость монтажных работ достаточно высокая, что снижает расходы на строительство магистарали;
  • такие опоры позволяют продлить срок службы коммуникации в целом, так как исключается контакт между трубами и снижается коррозийное воздействие;
  • подводящую трубу можно убрать, если возникнет такая необходимость;
  • поперечные рёбра, которые входят в состав этой опоры, могут отличаться по размерам. Это позволяет провести внутреннюю коммуникацию по центру защитного футляра любого диаметра;
  • полипропилен является надёжным изоляционным материалом и обеспечивает надёжную катодную защиту трубопровода.

Виды опор

Опоры для прокладки трубопровода в футляре дифференцируются на виды в зависимости от конструктивных особенностей. Существует три основных вида таких опор:

1. Кольцо опорно-направляющее, оснащённое скользящими опорами из полимиада. Последние принимают нагрузку, которая образуется вследствие движения трубы по футляру. Протаскивание в футляр стальных труб с помощью такой опоры значительно уменьшает показатели трения.

Читайте также:  Фасонные металл полимерные трубы

Канализационные трубопроводы в футляреКонструкция опорного кольца может иметь ролики либо простые направляющие

2. Опорно-направляющее кольцо, которое имеет в своём составе опоры качения или, как их ещё иногда называют — ролики. Количество роликов варьируется в зависимости от нескольких факторов:

  • длина защитного кожуха;
  • вес протягиваемой трубы;
  • допустимый показатель давления на противокоррозийное покрытие.

3. Комбинированные ОНК, которые включают в себя оба типа опор: скользящие и качения. Такой тип является довольно популярным при прокладке трубопроводов небольшого диаметра (до 30 мм) на большие расстояния — от двух тысяч метров и более.

Кроме опорных колец, существуют и другие специальные приспособления, которые используют при протягивании трубопровода через футляр. К таким изделиям можно отнести:

  • резиновая герметизирующая манжета;
  • защитное укрытие для манжеты.

Резиновая манжета применяется для герметизации межтрубного пространства, а также при ремонте коммуникации в защитном футляре. Защитное укрытие изготавливается из стеклопластика и применяется для защиты резиновой манжеты от механических воздействий.

Технические характеристики

ОНК отличается прочностными характеристиками. Материалы, которые используются при производстве таких опорных колец, способны выдерживать показатели давления не менее чем 120 кг/ см². Ролики, которые используются в некоторых типах опорных изделий, также являются очень прочными и надёжными и могут выдерживать нагрузку от 200 до 300 кг.

Канализационные трубопроводы в футляреПодобные опоры обладают высокой прочностью и применяются при прокладке магистралей в любых условиях

Опорно-направляющие кольца (ОНК) используются для монтажа переходов с размерами сечения до 1420 мм. Прокладка труб в футлярах может производиться в разных климатических условиях. Показатели температур, при которых разрешаются монтажные работы, варьируют, в зависимости от конкретного региона, от –40 до +50 °C.

Полезная информация! Такие кольца надёжно фиксируются на трубах и не смещаются в процессе монтажных работ и эксплуатации конструкции.

Диаметр и ширина опоры зависят от показателя сечения трубопровода, для которого она будет использована. Эта закономерность описана в таблице ниже.

Таблица 1

Ду трубопровода, мм Диаметр кольца, мм Ширина кольца, мм
1420 1642 250
1220 1336 210
1020 1136
820 936 174
720 856
630 766
530 936
426 542 154
377 493 130
325 481
273 420
219 377 100
168 286 85
159 277
133 251
114 232
108 236

Вес изделия во многом зависит от диаметра изделия, данные представлены в таблице №2.

Таблица 2

Ду трубопровода, мм Вес кольца, кг
1420 36
1220 30
1020 24
900 18,3
820 17
720 15
530 10
426 9
377 7
325 6
273 5,5
219 5,2
159 4,3
108 3

Эксплуатационный срок такой опоры может достигать 30 лет (в некоторых случаях — больше).

Монтаж опор

Установка опорных колец проводится в следующей последовательности:

  1. Трубопровод, который предполагается протаскивать в защитный футляр, монтируется на опоры. При монтаже нужно учитывать тот факт, что нижняя часть трубопровода должна быть свободной для установки опорного полукольца.
  2. На трубу устанавливается защитная прокладка. Поверх неё монтируется опорное полукольцо.
  3. Снизу таким же способом монтируется второе опорное полукольцо.
  4. Обе половины стягиваются болтами в единую конструкцию.
  5. На конец протягиваемой трубы монтируется сдвоенное направляющее опорное кольцо и специальный оголовок, который оснащён приспособлением для крепления троса.

Канализационные трубопроводы в футляреОпоры крепятся через равные промежутки друг от друга, расстояние зависит от типа магистрали, диаметра труб и прочих факторов

Таким образом трубопровод подготавливают к прокладке внутри защитного футляра. Дистанцию между опорными элементами определяется с учётом различных условий: давление, оказываемое на трубопровод, прогиб коммуникации между опорами и т. д. Оптимальное расстояние, рекомендуемое специалистами, составляет 3 м.

Кроме этого, для трубопроводов водоснабжения дистанция между опорами может отличаться в зависимости от температуры среды. Футляры для водопроводных труб, как правило, представлены стальными трубами с антикоррозийным покрытием. После того, как опоры установлены, происходит монтаж защитных трубок для кабелей.

Особенности прокладки труб в футляре

Монтаж трубопроводов под автомагистралями, а также железнодорожным покрытием всегда проводится с использованием футляра, который выполняет функцию защитной капсулы, для внутренней коммуникации.

Важно! Обязательное правило, которое необходимо соблюдать при таких работах — труба, выполняющая роль футляра обязательно должна обладать более высокими прочностными характеристиками, чем внутренняя.

Наиболее распространённым вариантом трубы-футляра на сегодняшний день являются стальные изделия. Популярность прокладки труб в стальных футлярах обусловлена феноменальной прочностью этого материала. В зависимости от конкретного случая и эксплуатационных условий для футляров могут использоваться следующие варианты стальных труб:

  • новые;
  • лежалые;
  • отреставрированные;
  • трубы б/у.

Канализационные трубопроводы в футляреДля прокладки в футляре используются разные типы стальных труб

Защитный футляр в зависимости от ситуации может быть представлен следующими типами труб:

  • сварные спирально-шовные;
  • прямошовные;
  • бесшовные горячекатанные.

Бесшовные стальные детали, как правило, применяются для обустройства защитных футляров, которые обладают сечением до 273 мм. Если размеры сечения превышают эту цифру, то тогда используют сварные спирально-шовные или прямошовные изделия.

Кроме этого, стальные детали для футляров часто оснащаются защитным антикоррозийным слоем. Защитный слой может быть представлен следующими антикоррозийными покрытиями:

  • песчаноцементные;
  • асфальтоцементнобитумные;
  • асбоцементные;
  • эпоксидные;
  • полимерные.

Футляры для труб водоснабжения, как правило, обрабатываются экструдированным полиэтиленом. Популярным решением для футляра являются трубы, которые раньше применялись в газопроводных магистралях.

Способы прокладки труб в футляре

При прокладке трубопроводов бестраншейным методом вначале требуется обустройство футляра, а уже после этого проводится протаскивание внутренней трубы через него. Длина футляра зависит от ширины препятствия, которое будет преодолено.

Канализационные трубопроводы в футляреПродавливание — один из распространенных способов прокладки труб в футляре

Выбор способа монтажа футляра зависит от таких условий:

  • диаметр коммуникации;
  • длина коммуникации;
  • гидрогеологические условия (уровень влажности почвы);
  • физико-механические свойства почвы (является ли грунт подвижным или нет);
  • возможности компании, которая осуществляет прокладку (наличие специальной техники).

В зависимости от вышеперечисленных условий выбирают один из следующих вариантов прокладки трубы в защитном футляре:

  • прокол;
  • продавливание;
  • горизонтально-направленное бурение;
  • гидроудар.

Для обустройства тоннелей или коллекторных коммуникаций популярными способами являются:

  • щитовая подземная проходка;
  • штольневая подземная проходка.

Бестраншейный монтаж трубы в стальном футляре является безопасным способом провести коммуникацию под каким-либо инженерным объектом. Кроме этого, такой способ является экономически выгодным и более безопасным, нежели укладка труб в почву. Для густозастроенных городов такой вариант проводки коммуникаций считается наиболее целесообразным.

Важно! Под железнодорожным покрытием для бестраншейной прокладки труб в футлярах используют стальные трубы. 

Наиболее распространённый способ прокладки труб в стальном футляре — с помощью пневмопробойника или гидродомкрата.

Пневмопробойник позволяет провести монтажную работу по прокладке защитного футляра для трубопроводов в условиях однородного грунта, не более чем на 50 метров.

Гидродомкраты также являются популярным оборудованием для этих целей и позволяют выполнять проколы даже в неустойчивых грунтах.

Футляр из стальной электросварной трубы: длина, гост, другие характеристики

Подземные трубопроводы подвергаются воздействию ряда негативных факторов, снижающих срок их службы. Это повышенная влага, химически агрессивные среды, давление грунта, механические повреждения.

При прокладке под автомобильными магистралями, в местах пересечения с трамвайными и железнодорожными путями добавляются вибрационные нагрузки и трение.

Для продления срока службы трубопроводов их защищают наружными трубами-футлярами.

По сравнению с внутренними трубами, наружные имеют большую прочность и диаметр (в 1,5-2 раза). Длина футляра из стальных бесшовных или электросварных труб определяется расстоянием, указанным в проекте, или шириной препятствия. Функции защитного кожуха обычно выполняют стальные трубы – новые, бывшие в употреблении без восстановления и восстановленные, долго пролежавшие на складе.

Назначение

Система отведения воды в большинстве случаев монтируется из полиэтиленовых труб. Несмотря на прочность этого материала, под давлением грунта или водной массы может произойти деформация трубопровода. Особенно часто такие ситуации возникают при прокладке канализации под автомобильными трассами, железнодорожными путями, в каналах или технических туннелях.

Футляр представляет собой дополнительную оболочку трубопровода. Назначение футляра на канализацию заключается в защите подземных труб из полиэтилена и аналогичных материалов от негативного воздействия с внешней стороны. В частности речь идет о давлении со стороны грунта, почвенных вод и других факторов, которые существенно снижают срок службы всех элементов канализационной системы.

  Отводы стальные: изделия для смены направления трубопровода

Футляр под дорогой

Футляры под дорогами на сети водопровода и канализации закладываются по СП31.13330.2012 пункты 11.51, 11.53, 11.54, 11.55, 11.57 или СП32.13330.2012 пункт 6.7.1.

11.

51 Переходы трубопроводов под железными дорогами I, II и III категорий, общей сети, а также под автомобильными дорогами I и II категорий следует принимать в футлярах, при этом, как правило, следует предусматривать закрытый способ производства работ.

При обосновании допускается предусматривать прокладку трубопроводов в туннелях.

Под остальными железнодорожными путями и автодорогами допускается устройство переходов трубопроводов без футляров, при этом, как правило, должны применяться стальные трубы и открытый способ производства работ.

Примечания: 1 Прокладка трубопроводов по железнодорожным мостам и путепроводам, пешеходным мостам над путями, в железнодорожных, автодорожных и пешеходных туннелях, а также в водопропускных трубах не допускается; 2 Футляры и туннели под железными дорогами при открытом способе производства работ следует проектировать согласно СП 35.13330; 3 При обосновании, допускается футляры и водонесущие сети выполнять из полимерных труб повышенной прочности.

11.

53 Расстояние в плане от обреза футляра, а в случае устройства в конце футляра колодца — от наружной поверхности стены колодца должно приниматься: при пересечении железных дорог — 8 м от оси крайнего пути, 5 м от подошвы насыпи, 3 м от бровки выемки и от крайних водоотводных сооружений (кюветов, нагорных канав, лотков и дренажей); при пересечении автомобильных дорог — 3 м от бровки земляного полотна или подошвы насыпи, бровки выемки, наружной бровки нагорной канавы или другого водоотводного сооружения.

Материал для изготовления

Обеспечить надежную защиту полиэтиленовых труб канализации может футляр из более прочного материала. Тип и диаметр футляра для канализации определяются в зависимости от условия эксплуатации и сечения внутреннего трубопровода. ГОСТ и другие нормативные документы рекомендуют использовать следующее:

  • Для трубопровода стандартного диаметра подходят футляры из сварной прямошовной трубы.
  • Трубопровод большого сечения защищают футляром из спиралешовной трубы.
  • В местах, где предполагается высокая нагрузка на систему канализации, применяют защиту из горячекатаных бесшовных трубных изделий. Аналогичный материал можно использовать для трубопровода диаметром до 273 мм.
Читайте также:  Как загнуть трубу из сшитого полиэтилена

Стальные трубные изделия требуют обязательной изоляции, которая защитит т изделия от негативного воздействия грунтовой влаги, агрессивных веществ. Антикоррозийным эффектом обладает асбестоцементное, песчаноцементное, эпоксидное, полимерное покрытие.

В некоторых случаях футляры могут быть изготовлены из труб, которые использовались ранее в газопроводной или водопроводной системе. После нанесения дополнительного изоляционного покрытия прочность стенок значительно повышается.

Этапы устройства футляра методом ГНБ

Перед началом работ исполнителям передается техническая документация объекта. Прокладка футляра методом ГНБ предполагает согласование технической документации с владельцами участков, на которых будут проложены коммуникации.

Исполнитель проводит осмотр места выполнения работ с целью оценки риска, уточняет проектный профиль проходки. После этого выполняют закупку труб.

Подготовительные работы по прокладке включают:

  • устройство шурфов;
  • огораживание зоны проведения работ;
  • расчистку полосы вдоль трассы;
  • прокладывание временных дорог;
  • оборудование строительной площадки и склада.

Строительная техника устанавливается на подготовленном основании без уклона. Котлован огораживается перилами, оборудуется освещением.

При первоначальном погружении бура угол входа должен составлять 10-20º. После достижения заданной проектом глубины бурение осуществляется горизонтально. Канал, проложенный под полотном дороги, расширяется устройством (риммером), которое монтируется на место бурильной головки. Расширение выполняется в обратном проходке направлении (от выхода к входу).

Буровые работы этого типа могут проводиться в сложных условиях. Чтобы решить, нужен ли футляр при ГНБ, следует оценить возможность осыпания грунта. Перед началом протягивания труб в скважину под дорожным полотном нужно учесть возможность надежного соединения.

Диаметр готового канала должен превышать диаметр трубы на 30%. При высоком давлении внутри канала пространство между наружной стенкой трубы и внутренней частью скважины заполняют раствором бентонита (коллоидная глина из минералов группы монтмориллонита). Его использование позволяет предотвратить просадку почвы.

Метод ГНБ является оптимальным вариантом прокладки инженерных систем под транспортными путями. Технология отличается высоким экономическим эффектом, простотой, предельно возможной точностью. Выполнение этого типа работ регламентируется строительными нормами.

Расчет диаметра

  • Футляр для канализационных труб должен иметь определенный диаметр, который важно
  • учитывать при прокладке труб под автомобильными трассами и железнодорожными путями. При расчете чаще всего используется формула:
  • Dф = Dтр + 200 мм.

Здесь Dа обозначает внешний диаметр защитной оболочки, Dтр обозначает наружный диаметр рабочего трубопровода.

Следовательно, для стандартной канализационной трубы диаметром 110 мм нужно использовать чехол сечением не меньше 310 мм.

Как проложить водопроводную трубу траншейным методом

Бестраншейный метод прокладки трубопровода позволяет сохранить ландшафтный дизайн, но является довольно дорогим методом. Поэтому рекомендуется бестраншейный способ, если на участке отсутствуют декоративные участки ландшафта.

Когда водопровод под землёй, он находится под защитой толщи грунта и не портит своим внешним видом ландшафтный дизайн. И для этого необходимо выкопать траншею от точки подачи и до точки раздачи. Перед началом работ следует расчистить территорию и разметить участок согласно плану-схеме.

Копать траншеи можно обычной лопатой для грунта. Однако, потребуется потратить много усилий, если каменистая почва. Стандартная ширина траншеи 70 — 90 сантиметров. Перед укладкой трубопровода необходимо подравнять стены выкопанной траншеи и максимально уплотнить дно.

После этого, оно засыпается речным песком слоем 10-12 сантиметров для создания амортизирующей подушки.

Засыпают траншею с трубопроводом грунтом, который был извлечён из неё. Из грунта для засыпки удаляются камни, чтобы он был рыхлым. Изначально засыпка с уплотнением выполняется по бокам от трубопровода, фиксируя его в горизонтальном положении.

Только после этого можно засыпать всю траншею согласно схеме. Не рекомендуется делать в схеме водопровода слишком острых углов.

В этих местах уменьшается интенсивность движения воды и образуются отложения на стенках трубопровода, что часто является причиной его засора и снижения пропускной способности. Способы монтажа трубопровода

Закрытые методы

Такой вариант характеризуется следующими преимуществами:

  • Минимальные земляные работы.
  • Не требуется разрушения дорожного полотна или железнодорожных путей.
  • Непрерывное движение транспорта даже при выполнении монтажных работ.

Для закрытой прокладки канализации применяют несколько способов, в каждом из которых сначала обустраивают чехол, затем в него помещают участок труб канализационной системы.

Также читайте: Уплотнители для труб канализации: переходные манжеты, виды, размеры

Прокол

Методом прокола выполняют прокладку трубопровода, если внутренний диаметр футляра для канализации не превышает 40 см. В качестве основного оборудования применяют пневмопробойник с цилиндрическим корпусом. Основные узлы оборудования представлены ударником и воздухораспределительной системой.

Принцип работы следующий:

  • Сжатый воздух подается на корпус оборудования.
  • Затем наносится удар. Под действием ударной силы оборудование перемещается в грунте.
  • В образующуюся скважину затягиваю защитный кожух.

Главное преимущество метода направленного прокола – быстрота и минимальные земляные работы.

Продавливание

Если диаметр футляра для канализации под дорогой более 80 см, рекомендуется применить метод продавливания. Такой вариант предполагает выполнение следующих действий:

  • На одном конце стального футляра фиксирую специальный нож.
  • С помощью гидравлического домкрата трубу вдавливают в грунт.
  • Нож срезает землю, которая в дальнейшем вручную вычищается из трубы.

Шнековое бурение

Такая прокладка футляра канализации предполагает применение специальной техники. Шнековые буровые машины помогают быстро уложить трубопровод под железнодорожным полотном или в густонаселенном районе.

Особенностью применения такого варианта является предварительная подготовка двух котлованов. С одной стороны делают рабочую яму, с другой – приемный колодец. С помощью шнековой машины прокладывают футляр для канализации под дорогой длиной до 100 метров. При этом стальной, бетонный или полимерный чехол может иметь диаметр от 100 до 1700 мм.

  Фланец обжимной универсальный FA-U13 DN100 (99-118) Dendor

Преимущество бурошнековой прокладки – высокая точность. Максимальная погрешность отклонения не превышает 3 см.

Специальный футляр обеспечивает защиту трубопровода от негативных воздействий, предотвращает деформацию дорожного полотна в случае прорыва канализационных труб.

Способы прокладки

Технология прокладки стального трубного кожуха определяется:

  • диаметром и длиной трубопровода;
  • гидрогеологией участка;
  • физико-механическими характеристиками грунта;
  • поставленной технической задачей;
  • перечнем оборудования организации, занимающейся монтажом трубопровода.

Наиболее удобным, экономичным и безопасным является бестраншейный монтаж, популярный в районах плотной застройки. Существует несколько технологий бестраншейной прокладки – продавливание, горизонтальное направленное бурение и прокол.

Горизонтальное направленное бурение

Осуществляется в три этапа: бурение скважины, ее расширение, прокладка футляра. Для реализации технологии разработана специальная буровая установка с гибким рукавом и наконечником. Навигационный аппарат позволяет контролировать и корректировать процесс бурения.

Продавливание грунта

Этот способ применяется для монтажа трубопровода большого диаметра – до 2 м, длиной до 100 м. Необходимое давление создается гидравлическими домкратами, устанавливаемыми по контуру трубы. Плюс такого метода – возможность прокладки футляров в грунтах с большим содержанием песка, глины, суглинков.

Утепление водопроводных труб

При монтаже водопровода под землёй согласно технологии необходимости в утеплении труб нет. Но, если необходимо вынужденно нарушить глубину укладки или использовать не такой тип трубы, необходимо предусмотреть утепление водопровода даже под землёй. Не стоит экспериментировать в ожидании первой зимы, лучше сделать это сразу при строительстве. Сделать это можно несколькими способами:

  • строительство водопровода в футляре. Подразумевается укладка в трубе большего диаметра. Между стенками обеих труб остаётся воздушная подушка, сохраняющая тепло текущей по водопроводу воды. Такой способ часто используется при монтаже наружного водопровода;
  • заливка водопроводной трассы полистиролбетоном. После застывания этого материала, он становится пористым с воздушными порами и не пропускает через себя тепло;
  • обматывание водопровода утеплителем. Чаще всего используется плотный пенопласт или пенополиуретан. Эти материалы тоже имеют воздушные поры и хорошую стойкость к воздействию влаги;
  • обматывание трубопровода нагревательным кабелем. Такой метод позволяет прокладывать кабель вдоль трубы снаружи или внутри. Делают это спиралевидно вокруг водопроводной магистрали или используют две линии обогрева. Нагреваясь, кабель отдаёт тепло воде и она не замерзает зимой;
  • повышение давления в трубопроводе. Находясь под давлением, вода не замерзает при отсутствии теплоизоляции, но к сожалению, не в каждом водопроводе можно это делать.

Не требует утепления трубопровод, используемый для поливной системы, потому что в холодное время он не эксплуатируется. Но делая подведение водопровода к дому или хозяйственным постройкам, следует выполнить строительство трубопровода, соблюдая технологию и технические нюансы.

Подземное размещение сетей НВК (расстояния от трубопроводов до …) — Мир водоснабжения и канализации

  • При проектировании наружных сетей Водоснабжения и Канализации преимущественно следует предусматривать подземный способ размещения коммуникаций.
  • В климатических зонах с наличием вечномерзлых грунтов водопроводные, канализационные и дренажные трубопроводы следует размещать в зоне температурного влияния теплопроводов.
  • Допускается совместное размещение в общих каналах и тоннелях трубопроводов легковоспламеняющихся и горючих жидкостей с напорными трубопроводами водопровода (кроме противопожарного) и напорной канализации.
  • Подземные инженерные коммуникации следует размещать параллельно в общей траншее; при этом расстояния между инженерными коммуникациями, а также от коммуникаций до фундаментов зданий и сооружений следует принимать минимально допустимыми, исходя из размеров и размещения камер, колодцев и других устройств на этих сетях, условий монтажа и ремонта сетей.
  • Расстояния по горизонтали (в свету) от ближайших подземных инженерных коммуникаций до зданий и сооружений следует принимать не менее указанных в таблице 6.
Инженерные коммуникации Расстояние по горизонтали (в свету), м,
от подземных коммуникаций до
фундаментов зданий и сооружений фундаментов ограждения, опор галерей, эстакад трубопроводов, контактной сети и связи оси пути железных дорог колеи 1520 мм, но не менее глубины траншеи до подошвы насыпи и выемки оси трам-
вайных путей
1 Водопровод и напорная канализация 5 3 4 2,75
2 Самотечная канализация и водостоки 3 1,5 4 2,75
3 Дренажи 3 1 4 2,75
Окончание таблицы 6
Инженерные коммуникации Расстояние по горизонтали (в свету), м, от подземных коммуникаций до
автодороги фундаментов опор воздушных линий электропередачи
бортового камня, кромки проезжей части, укрепленной полосы обочины наружной бровки кювета или подошвы насыпи до 1 кВ и наружного освещения св. 1 до 35 кВ св. 35 кВ
1 Водопровод и напорная канализация 2 1 1 2 3
2 Самотечная канализация и водостоки 1,5 1 1 2 3
ПримечаниеДопускается предусматривать прокладку подземных инженерных коммуникаций, за исключением противопожарного водоснабжения и газопроводов горючих и токсичных газов, в пределах фундаментов опор и эстакад трубопроводов, галерей, контактной сети при условии принятия мер, исключающих возможность повреждения коммуникаций в случае осадки фундаментов, а также повреждения фундаментов при аварии на этих коммуникациях.
Читайте также:  Сам сделал глушитель из трубы

Расстояния по горизонтали (в свету) между соседними подземными инженерными коммуникациями при их параллельном размещении следует принимать не менее указанных в таблице 7, СП 18.13330.2011.

Таблица 7
Инженерные коммуникации Расстояние по горизонтали (в свету), м, между
водопроводом канализацией дренажем или водостоками газопроводами горючих газов
низкого давления до 0,005 МПа среднего давления св. 0,005 до 0,3 МПа высокого давления св. 0,3 до 0,6 МПа
1 Водопровод 1,5 (См. прим. 1) 1,5 1 1 1,5
2 Канализация (См. прим. 1) 0,4 0,4 1 1,5 2
3 Дренажные и водосточные 1,5 0,4 0,4 1 1,5 2
* В соответствии с требованиями [14].
Примечания
1 Расстояния от канализации до хозяйственно-питьевого водопровода должны приниматься: до водопровода из железобетонных и асбестоцементных труб, прокладываемых в глинистых грунтах, — 5 м, в крупнообломочных и песчаных грунтах — 10 м; до водопровода из чугунных труб диаметром до 200 мм — 1,5 м, диаметром более 200 мм — 3 м; до водопровода из пластмассовых труб — 1,5 м. Расстояние между трубопроводами канализации и производственного водопровода независимо от материала и диаметра труб, а также от номенклатуры и характеристики грунтов должно быть не менее 1,5 м.
2 При совместном размещении в одной траншее двух и более газопроводов горючих газов расстояния между ними в свету должны быть для труб диаметром: до 300 мм — 0,4 м; более 300 мм — 0,5 м.
3 В таблице указаны расстояния до стальных газопроводов.
Размещение подземных газопроводов из неметаллических труб следует предусматривать в соответствии со сводом правил по проектированию внутренних и наружных устройств газоснабжения.
Окончание таблицы 7
Инженерные коммуникации Расстояние по горизонтали (в свету), м, между
газопроводам и горючих газов кабелями силовыми всех напряжений кабелями связи теплопроводами каналами, тоннелями
высокого давления св. 0,6 до 1,2 МПа наружная стенка канала, тоннеля оболочка бесканальной прокладки
1 Водопровод 2 0,5* 0,5 1,5 1,5 1,5
2 Канализация 5 0,5* 0,5 1 1 1
3 Дренажные и водосточные 5 0,5* 0,5 1 1 1
  1. При пересечении инженерных коммуникаций расстояния по вертикали (в свету) должны быть, не менее:
  2. а) между трубопроводами или электрокабелями, кабелями связи и железнодорожными и трамвайными путями, считая от подошвы рельса, или автомобильными дорогами, считая от верха покрытия до верха трубы (или ее футляра) или электрокабеля, — по расчету на прочность сети, но не менее 0,6 м;
  3. б) между трубопроводами и электрическими кабелями, размещаемыми в каналах или тоннелях, и железными дорогами расстояние по вертикали, считая от верха перекрытия каналов или тоннелей до подошвы рельсов железных дорог, — 1 м, до дна кювета или других водоотводящих сооружений или основания насыпи железнодорожного земляного полотна — 0,5 м;
  4. в) между трубопроводами и силовыми кабелями напряжением до 35 кВ и кабелями связи — 0,5 м;
  5. г) между силовыми кабелями напряжением 110-220 кВ и трубопроводами — 1 м;
  6. д) в условиях реконструкции предприятий при условии соблюдения требований (Правила устройства электроустановок ПУЭ) расстояние между кабелями всех напряжений и трубопроводами допускается уменьшать до 0,25 м
  7. е) между трубопроводами различного назначения (за исключением канализационных, пересекающих водопроводные, и трубопроводов для ядовитых и дурнопахнущих жидкостей) — 0,2 м;
  8. ж) трубопроводы, транспортирующие воду питьевого качества, следует размещать выше канализационных или трубопроводов, транспортирующих ядовитые и дурнопахнущие жидкости, на 0,4 м;
  9. з) допускается размещать стальные, заключенные в футляры трубопроводы, транспортирующие воду питьевого качества, ниже канализационных, при этом расстояние от стенок канализационных труб до обреза футляра должно быть не менее 5 м в каждую сторону в глинистых грунтах и 10 м — в крупнообломочных и песчаных грунтах, а канализационные трубопроводы следует предусматривать из чугунных труб;
  10. и) вводы хозяйственно-питьевого водопровода при диаметре труб до 150 мм допускается предусматривать ниже канализационных без устройства футляра, если расстояние между стенками пересекающихся труб 0,5 м;
  11. к) при бесканальной прокладке трубопроводов водяных теплопроводов открытой системы теплоснабжения или горячего водоснабжения расстояния от этих трубопроводов до расположенных ниже и выше канализационных трубопроводов должны приниматься 0,4 м.

Пересечения трубопроводов с железнодорожными и трамвайными путями, а также с автодорогами должны предусматриваться, как правило, под углом 90°. В отдельных случаях при соответствующем обосновании допускается уменьшение угла пересечения до 45°.

Статья написана на основании СП 18.13330.2011, раздел 6.

Прокладка газопровода в футляре через стену: особенности ввода в дом газовой трубы

Подключение газа к частному дому – не каждому доступная процедура, но благодаря недорогой стоимости природного топлива она окупается в ближайшие годы. Почти все работы, за исключением земляных и некоторых монтажных, выполняют сотрудники газовых служб по заранее определенному прайсу.

Чтобы сэкономить, домовладельцы часть мероприятий берут на себя – например, роют траншею от магистрали до дома. Также они могут поучаствовать в таком процессе, как прокладка газопровода в футляре через стену. Если разобраться, то с этой процедурой можно справиться самостоятельно, тогда как представители Облгаза берут за это 8-10 тыс. рублей.

Для тех, кто решил своими руками обустроить ввод газовой трубы в дом, мы собрали в одном месте всю информацию о гильзовании. Все от нормативной базы до практических советов вы узнаете из представленной нами статьи. Наши советы будут полезны самостоятельным хозяевам загородной собственности.

Особенности ввода газопровода в дом

Сам процесс гильзования доступен любому, кто держал в руке перфоратор и участвовал в строительстве дома. Но существует ряд нюансов, обязательных для проведения любых работ с подключением газа и с газовым оборудованием. Это связано и с защитой трубопровода, и с безопасностью жильцов.

Для начала разберем, что такое футляр для газовой трубы и зачем он нужен, а затем подробнее остановимся на процессе прокладки газопровода через стену.

На каком этапе устанавливают футляр?

Газовая система, расположенная от места врезки в центральную газораспределительную магистраль до установленного в доме оборудования, называется внутренним газопроводом. Проще говоря, это не только разводка, установленная внутри дома, но и ответвление, расположенное во дворе – под землей, над землей и на участке около стены здания.

Даже если подводка газа от центральной магистрали к дому производится под землей, около здания трубу выводят наружу, а полиэтиленовый шланг заменяют более прочной стальной трубой

Подземный газопровод, соответственно, входит в проект подключения газа к дому. По нормам, в жилые дома подается газ низкого давления – это важно при выборе оборудования.

Не рекомендуется устанавливать котлы в подвалах жилых домов и других местах, где возможно образование взрывоопасных смесей, поэтому ввод осуществляют в нежилое помещение – котельную, коридор или кухню

Возникает вопрос: когда и где лучше установить футляр для ввода трубы в дом? Теоретически, этим можно заняться сразу после утверждения проекта, когда точно известны места установки газового оборудования и выхода трубопровода из земли.

Обычно стремятся к сокращению расстояния между этими двумя точками, то есть газовую магистраль выводят наружу максимально близко к котельной дома или другому нежилому помещению, где планируется установить или уже установлены газовые агрегаты – колонки, котлы, плиты.

Чтобы не задерживать работы по подключению, оборудование рекомендуем закупить и установить заранее – на местах, указанных в проекте.

За самовольный перенос в другое место владельцев домов штрафуют

Проделывать отверстие в стене лучше всего, когда уже оборудован вывод газопровода из земли наружу. Если магистраль надземная, то после ее подводки к дому, чтобы точнее определить место ввода.

Другими словами, наиболее удачный момент для прокладки газопровода в футляре – окончание внутренних и наружных работ.

Для чего необходимо гильзование?

По нормативным требованиям, проводить любые коммуникации – газовые, водопроводные, отопительные, канализационные трубы, дымоходы и вентиляционные каналы – сквозь стены без дополнительного усиления запрещено.

В качестве защитной конструкции и выступает футляр или гильза – прочный металлический кожух, предохраняющий трубу от механических повреждений.

Самостоятельно изготовленный футляр – это обычно кусок металлической трубы, по диаметру превосходящий трубу прокладываемой магистрали, надежно зафиксированный в месте ввода

Основная задача футляра на стальном внутреннем газопроводе – принимать напряжение стены на себя и снимать нагрузку с трубопровода. Применение футляров характерно для работ по монтажу газовых магистралей.

  • Например, оно обязательно при прокладке газовых труб под автомобильными или железнодорожными полотнами, а также в грунтах, не вполне соответствующих условиям монтажа – пучинистым или затапливаемым.
  • Футляр для установки в стену отличается от специального оборудования, размещаемого при монтаже распределительных магистралей, тем не менее, он также должен быть прочным и износостойким.
  • По этой причине запрещено в качестве гильзы использовать полистирол, полиэтилен или другие полимеры – подходит только сталь, нержавеющая или дополнительно обработанная от коррозии.

Нормативная база – основа работы

Что делать, если вы не уверены в выборе материала или у представителей проверяющей инстанции возникли претензии? Лучше подстраховаться и выполнить монтажные работы, опираясь на законодательно принятые нормы.

Вам достаточно обратиться к документу СП 42-101-2003, а точнее, к пункту 6.7, в котором точно указаны нюансы выбора материала и монтажа:

  • в качестве изоляционного материала, служащего прокладкой между трубой и футляром, используют резиновые втулки, просмоленную паклю или другой похожий по характеристикам материал;
  • зазор с наружной стороны футляра плотно заделывают бетонным раствором;
  • расстояние от стенки трубы до стенки футляра – не менее 10 мм, исключение составляют трубы с диаметром
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector